Чем должен жить человек в произведении К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Тема урока: К.Г. Паустовский
«Корзина с еловыми шишками»
- Чем должен жить человек в произведении К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
- Идейный замысел К.Г. Паустовского в произведении «Корзина с еловыми шишками»
- «Секреты корзины с еловыми шишками» в произведении К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
Цели:
Образовательная: учить вдумчивому, осознанному выразительному чтению; расширять кругозор; обогащать словарный запас; формировать умение выражать мысли в устной форме
Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного посредством связи литературы и музыки; способствовать формированию познавательного интереса к чтению произведений К. Паустовского; воспитывать чувства доброты, отзывчивости, умение сопереживать
Развивающая: развивать навыки выразительного чтения по ролям; развивать творческое воображение через музыкальное иллюстрирование; развивать умение анализировать прочитанное; развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности
Планируемые результаты.
Личностные: понимают точку зрения других людей, действуют в условиях конфликта мнений, планируют совместную деятельность, принимают совместные решения, развивают творческое воображение через слово, музыку, воспитывают бережное отношение к природе, к чувствам людей, умение сопереживать.
Предметные: умеют работать над содержанием главы, используя различные виды чтения через приемы технологии многопланового анализа лирического произведения, умеют полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданиями.
Метапредметные: целеполагание на уровне принятия практической задачи, умеют структурировать знания по теме урока.
Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование (презентация), портрет
К.Г. Паустовского, учебник (УМК «Школа России» 4 класс 2 часть), музыка – Э. Грига «Утро»; раздаточный материал – карточка с диалогом, шишки для рефлексии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: К.Г. Паустовский
«Корзина с еловыми шишками»
- Чем должен жить человек в произведении К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
- Идейный замысел К.Г. Паустовского в произведении «Корзина с еловыми шишками»
- «Секреты корзины с еловыми шишками» в произведении К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
Цели:
Образовательная: учить вдумчивому, осознанному выразительному чтению; расширять кругозор; обогащать словарный запас; формировать умение выражать мысли в устной форме
Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного посредством связи литературы и музыки; способствовать формированию познавательного интереса к чтению произведений К. Паустовского; воспитывать чувства доброты, отзывчивости, умение сопереживать
Развивающая: развивать навыки выразительного чтения по ролям; развивать творческое воображение через музыкальное иллюстрирование; развивать умение анализировать прочитанное; развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности
Планируемые результаты.
Личностные: понимают точку зрения других людей, действуют в условиях конфликта мнений, планируют совместную деятельность, принимают совместные решения, развивают творческое воображение через слово, музыку, воспитывают бережное отношение к природе, к чувствам людей, умение сопереживать.
Предметные: умеют работать над содержанием главы, используя различные виды чтения через приемы технологии многопланового анализа лирического произведения, умеют полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданиями.
Метапредметные: целеполагание на уровне принятия практической задачи, умеют структурировать знания по теме урока.
Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование (презентация), портрет
К.Г. Паустовского, учебник (УМК «Школа России» 4 класс 2 часть), музыка – Э. Грига «Утро»; раздаточный материал – карточка с диалогом, шишки для рефлексии.
ХОД УРОКА
- Мотивация к уроку
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
Все готовы получать
Только лишь оценку пять.
- Актуализация опорных знаний.
- Прочитайте эпиграф к уроку (коллективное чтение)
«Читайте, читайте и читайте,
чтобы не терять ни одной капли
драгоценного содержания книг.»
К.Г. Паустовский
- Что хочет донести до нас автор этими словами?
- Читать надо вдумчиво, осмысленно.
- Кто автор этих слов?
- К.Г. Паустовский
- Что вы о нем знаете? О чем он писал?
- Писал о природе, о животных.
- Действительно, К.Г. Паустовский писал о природе родной земли, эти рассказы принесли ему популярность и признание.
Благодаря этому он получил возможность путешествовать по разным странам, знакомиться с людьми и культурой этих стран. Он восхищен. Там он пишет рассказы о знаменитых художниках, писателях, музыкантах.
С одним из таких рассказов мы сегодня познакомимся на уроке.
Прочитайте его название.
имакшиш имыволе с анизроК
-Вспомните правило оформления предложения при письме.
- «Корзина с еловыми шишками»
- Ребята, а вы когда-нибудь читали произведение с конца?
- нет
-А хотите попробовать?
Откройте с.58 учебника и прочитайте последние четыре слова.
- Чем должен жить человек…
- А теперь поставьте в конце вопросительный знак.
«Чем должен жить человек?»
- Прочитайте это предложение печально, смущенно,
с досадой, умоляюще (речевая разминка)
- Как бы мы не читали, а вопрос остается вопросом. Попробуйте ответить на него.
- ???
-Вопрос сложный, может быть нам поможет К.Г. Паустовский ответить на него?
- А что для этого мы можем сделать?
- Читать произведение выразительно, вдумчиво.
Цели будем читать произведение выразительно, попытаемся найти ответ на вопрос «Чем должен жить человек?», будем внимательными читателями, чтобы не терять ни капли драгоценного содержания текста.
- Работа с произведением.
Первичное восприятие 1 части. (читает учитель)
- Вам понравилось прочитанное?
- С чего начинается произведение?
- С описания леса
- Какими запахами наполнен лес?
- запах грибов, запах моря
- Какие звуки наполняют его?
-эхо, шелест листьев, шум прибоя
- С кем автор сравнивает эхо?
- С птицей пересмешником
- А что это за птица, вы знаете?
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Пересмешник – певчая птичка, которая подражает голосам и
звукам других животных, а также
искусственным шумам.
- Какими красками нарисован лес?
- зеленые пряди мха,
золото и медь листьев
- Автор утверждает, что всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста.
- Почему это происходит?
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ. Лист осины плотный и тяжелый. А черешок листа очень длинный, плоский и тонкий. Ему трудно удержать лист в неподвижном состоянии.
- Какое настроение создает описание леса?
возвышенное Осень – поэтическое время года.
грустное Дает вдохновение к творчеству.
сказочное
таинственное
беспокойное
- Как вы думаете можно ли эти звуки, краски, запахи изобразить в музыке?
- ???
- Давайте попробуем!
4. Релаксация. (под музыку Э. Грига «Утро»)
- Закройте глаза, слушайте музыку, попробуйте представить то, о чем я говорю.
- Солнышко всходит, мы тянемся к его лучам, поднимаем руки вверх, потягиваемся, начинаем просыпаться.
Раздвигаем руками облака, легкими движениями создаем ветерок, который приносит нам грибной запах, мы вдыхаем его, ветерок усиливается и приносит нам запах моря, оно просыпается и волнуется. (плавные движения руками)
Солнце поднимается выше, мы тянемся к его лучам, они касаются наших пальцев. Мы говорим: «Здравствуй, солнце!»
- онце, онце, онце,- дразнит нас проснувшееся эхо.
Мы идем по осеннему лесу, под ногами шуршат опавшие листья.
Солнце совсем высоко, природа проснулась, пришло утро.
-Получилось? Значит, музыка может изображать?
5. Продолжение работы с произведением.
- Что же произошло среди этой сказочной красоты?
- Произошла встреча Дагни и Э. Грига.
- Давайте попробуем разыграть эту встречу.
(работа в паре)
Распределяют роли, читают с опорой на ремарки, оценивают друг друга, вносят корректировки по ходу чтения, работают в тексте карандашом, принимают решение читать вслух.
Чтение диалога в лицах.
(что удалось, на что стоит обратить внимание)
- Замечательная встреча в лесу! Аплодисменты!
- Какие черты характера Э. Грига раскрываются в этом диалоге?
- он добрый (глаза у Грига смеялись)
- он щедрый (хочет сделать подарок)
- он чуткий (помог донести корзину)
- не высокомерный (разговаривает с простой девочкой, хотя сам знаменит)
- А какая Дагни?
- смущается (значит, она скромная)
- стирает пыль, собирает шишки (она трудолюбивая)
- матери нет, дедушка стар, старая мамина кукла (она печальна)
- Ребята, давайте посмотрим на иллюстрацию в учебнике. Какие слова из текста подойдут к ней? Зачитайте.
- Слушай, Дагни, - сказал Григ, - я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.
- Что же в разговоре самое главное?
- Григ решил сделать подарок.
- Почему Григу захотелось сделать девочке подарок?
- Григ видит красоту осеннего леса и печаль девочки. Это выражается в словах, вздохах, коротких взглядах.
- Что надеялась получить Дагни в подарок?
- Куклу, ленту, бархатного зайца.
- Почему Григ отсрочил подарок, ведь подарки всегда ждешь с нетерпением? Зачитайте.
«Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.»
«Ты еще маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению.»
- Ребята, а сколько лет Дагни?
- 8 лет
- Какой подарок задумал Григ?
- Григ решил написать для нее музыку.
- Куклы, зайцы это подарки материальные, их можно потрогать. Григ же задумал сложный духовный подарок – музыку.
- А вы когда-нибудь получали духовные подарки?
- Неужели в вашей жизни не было людей, которые дарили вам хорошее настроение, улыбку?
- Были? Значит, вы получали духовные подарки!
- Можем ли мы теперь ответить на вопрос, который задали в начале урока? Чем должен жить человек?
- дарить людям радость, счастье, улыбку
-быть щедрым, добрым, чутким
- творить добро
- видеть красоту окружающего мира
6. Рефлексия
- Ребята, Дагни собрала шишки в свою корзину и нам пора.
На столе у каждого есть шишка, украсьте ее словом или словосочетанием, которое должно быть в жизни каждого человека. Положите ваши шишки в корзину, закрепленную на доске, не бойтесь повториться, ведь доброты, красоты, любви в жизни много не бывает.
7. Итог урока.
- Итак, корзина собрана, но этого не получилось бы без кого?
Сейчас узнаете, у меня для вас есть подарок. (шкатулка с зеркалами) Посмотрите кого вы видите?
-Себя
- Действительно, собрать без вас шишки в корзину не получилось бы. Каждый из вас был очень важным и нужным на этом уроке.
Домашнее задание
- Однако, в корзине еще много места, дочитав произведение дома, я уверена, вы добавите в нее шишки.
А зеркальце поможет вам увидеть эмоции и чувства, которые испытывают герои диалога. Подготовьте диалог. Станьте актерами. (Оцените свои возможности. Прочитайте диалог наизусть, кому трудно с опорой на текст)
-Григ отсрочил свой подарок на 10 лет. Перечитайте произведение К.Г. Паустовского спустя 10 лет, и вы откроете для себя другие «секреты корзины с еловыми шишками».
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВСТРЕЧА В ЛЕСУ
Григ- Как тебя зовут, девочка?
Дагни (смущенно)- Дагни Педерсен.
Григ - Вот беда! Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.
Дагни (печально)- У меня есть старая мамина кукла. Когда-то она закрывала глаза. Вот так! (медленно закрывает глаза) А теперь она спит с открытыми глазами. У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит.
Григ - Слушай, Дагни, я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.
Дагни - Ой, как долго!
Григ - Понимаешь, мне нужно её ёщё сделать.
Дагни - А что это такое?
Григ - Узнаешь потом.
Дагни (строго)- Разве за всю свою жизнь вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?
Григ (растерянно) - Да нет, это не так. Я сделаю её, может быть за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.
Дагни (умоляюще) - Я не разобью. И не сломаю. Вот увидите! У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с неё пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка.
Григ (с досадой): «Она совсем меня запутала, эта Дагни».
- Ты ещё маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. А теперь давай корзину. Ты её едва тащишь. Я провожу тебя, и мы поговорим о чём-нибудь другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения УМК "Гармония" по произведению К.Д. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"
Конспект урока литературного чтения УМК "Гармония" 4 класс по произведению К.Д.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" , к уроку прилагается презентация....
«Чем должен жить человек…» по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
Планируемая на уроке технология критического мышления сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, активное участие самого ученика в учебном процессе, но и на созда...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по произведению К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» УМК «Гармония»,
Изучение творчества К.Г.Паустовского; совершенствование умения работать с текстом; развитие навыка чтения; развитие художественного вкуса, любви и интереса к чтению и к классической музыке....
Презентация к уроку литературного чтения по произведению К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" 4 класс УМК "Гармония"
Презентация к уроку литературного чтения по произведению К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" 4 класс УМК "Гармония"...
Тест по произведению К. Г. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"
Тест по произведению К. Г. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"...
Литературоведческий анализ художественного произведения К.Г. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"
Литературоведческий анализ художественного произведения К.Г. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"...
Тест к произведению К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"
Тест к произведению К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"...