урок по литературному чтению в 3 классе
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока. Сочинение. Тема «Война 1812 года».
Цели урока.Продолжать учить писать сочинение.
Формировать ценностное отношение к родному языку.
Воспитывать чувство патриотизма, чувство собственной сопричастности к родному Отечеству.
Формировать способность строить небольшие по объёму сообщения в письменной форме.
Развивать пространственное мышление.
Обогащать словарный запас учащихся.
Способствовать развитию творческого воображения и литературной речи учащихся.
Оборудование.Мультимедийный проектор
Подготовка к сочинению. (Приложения №1, №2, №3)
Ход урока.
Организационный момент.
Сегодня мы с вами попробуем написать о том, что мы уже с вами слышали о войне 1812 года.
Подготовительная беседа.
Что означает слово война?
Когда мы чаще всего слышим это слово? (когда говорим о ветеранах, иногда слышим по телевизору, в мае, когда отмечается День Победы )
О какой Победе вы слышали? ( День Победы 9 мая, о победе нашего народа над фашистами в Великой Отечественной войне)
А что значит Отечественная война? (это, когда весь народ поднимается на борьбу с врагом)
Так, когда наш весь народ поднялся на борьбу с врагом? ( в1941 году)
А ещё о какой Отечественной войне мы с вами говорили недавно? Мы празднуем двухсотлетие этой Победы в этом году.( о войне 1812 года. Тогда тоже весь российский народ поднялся на борьбу с французами.)
Мы с вами рассматривали ещё иллюстрации о тех боях.
Рассматривание иллюстраций.
Какое оружие использовалось в той войне?
Что вас впечатлило больше всего? (Пожар.Много дыма, много лошадей.)
Дети, надо ли помнить эти события, ведь они произошли так давно? (Да, надо)
Для чего это всё надо помнить? (Это наша история.Мы должны знать, как жили наши предки.)
Похожи ли эти две Отечественные войны? (да, похожи)
Чем они похожи? ( На любой войне умирают солдаты.Каждая война несёт с собой слёзы, страдания.)
Чем эти войны отличаются? ( Солдаты воевали разным оружием.У них была различная форма.)
А можно ли прожить человечеству без войн? (Да, можно)
Что для этого надо делать? ( Надо хорошо учиться, чтобы суметь договориться друг с другом, чтобы разрешить мирным путём все конфликты.)
А вы хотели бы об этом рассказать своим родителям?
Давайте напишем всё, что вас заинтересовало, и вы понесёте родителям свои рассказы. Может быть, родители вам тоже что-нибудь расскажут о событии, которому в этом году исполняется двести лет.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Объяснение новых слов.
Конфликты – серьёзное разногласие
Патриот – человек, проникнутый патриотизмом
Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Традиции – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
Война – вооружённая борьба между государствами или народами.
Стрелковое оружие – относящееся к стрельбе из оружия, заряжаемого пулями.
Артиллерия – огнестрельные орудия (пушки и т. д.)
Редут – в старых армиях: сомкнутое прямоугольное, многоугольное или круглое полевое укрепление с наружным рвом и бруствером.
Бруствер – земляная насыпь на наружной стороне окопа.
Заряд – взрывчатое вещество, необходимое для выстрела.
Картечь – начинённый круглыми пулями артиллерийский снаряд для массового поражения на близком расстоянии.
Лафет – станок артиллерийского орудия.
Бивак – привал, расположение войск вне населённого пункта.
Кивер – в некоторых старых армиях: высокий головной убор из жёсткой кожи с козырьком.
Штык – колющее оружие, прикрепляемое на конец ствола винтовки.
Хват – бойкий человек.
Булат – стальной клинок.
Уланы – в царской армии: военнослужащий из частей лёгкой кавалерии (первоначально вооружённые пиками).
Ядро – старинный орудийный снаряд в виде шара.
Рукопашный – о бое, который производится холодным оружием, штыком, прикладом.
Залп – одновременный выстрел из нескольких огнестрельных орудий, из ручного орудия.
Орудие – общее название артиллерийского оружия.
Смерклось – наступили сумерки.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Беседа
Как наши предки защищали Родину.
И во все концы
Света белого
Про тебя идёт
Слава громкая.
( И. С. Никитин)
Ребята, как вы думаете, почему я начала нашу беседу со слов И. С. Никитина?
О чём мы будем говорить сегодня с вами?
Кому или чему предназначены эти слова И. С. Никитина?
Как вы понимаете эти строки?
Можно ли И. С. Никитина назвать патриотом своей Родины?
Почему?
Как вы понимаете, что значит любить свою Родину? (Знать историю своей страны, беречь её традиции, владеть родным языком.)
Что значит «…во все концы света белого про тебя идёт слава громкая»? (Это значит, что о нашей Родине знают во всём мире).
Ребята, кто из вас гордится нашей Отчизной?
Почему? (Потому что я здесь живу.)
Почему при первой же опасности, по первому зову каждый спешит защищать свою страну? (Потому что это наша Родина.Мы здесь живём.)
В 1812 году с Россией начала войну Франция. Их военный начальник Наполеон тщательно готовился к войне. К российским границам он подошёл с 600 000 армией. Россия же смогла выставить только 210 000. Наполеон предполагал, что, как обычно, ему удастся навязать русским одно крупное сражение, судьба которого решит судьбу всей кампании. А в победе в этом генеральном сражении он не сомневался. Нашим правительством был разработан план заманивания французской армии в глубь страны.
Решающим сражением между русской и французской армиями стало сражение на Бородинском поле. Этому событию посвящены многие произведения.
М. Ю. Лермонтов описал это событие в виде диалога. Послушайте этот диалог.
Классный час, посвященный 200 - летию Бородинской битвы.
( 3 класс).
Задачи: 1. Сформировать представление о войне 1812 года, о Бородинском сражении.
2. Познакомить с героями Отечественной войны 1812 года, участниками Бородинской битвы: М. И. Кутузовым, П. И. Багратионом,
М. Б. Барклаем де Толли и других.
3. Воспитывать уважение к защитникам Отечества и чувство гордости за свою страну.
Ход классного часа.
- Организационный момент.
- Сообщение темы классного часа.
( слайд 1.)
- Беседа по теме классного часа.
- Сообщение о Наполеоне .
(слайд 2.)
Учитель: В 1812 году мирная жизнь России была нарушена вторжением в её пределы французской армии под командованием Наполеона Бонапарта.
Наполеон Бонапарт- человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежащем Франции. Сын бедного дворянина Наполеон закончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом Франции, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором. Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, Наполеон стал властелином Европы. Но ему захотелось завоевать весь мир. « Через три года я буду властелином мира… Остается Россия, но я раздавлю ее» - заявил Наполеон перед вторжением в Россию. Он даже приказал выбить медаль с изображением Бога и с надписью «Тебе небо, мне земля».
Наполеон собрал 638 000 войска из подвластных ему народов и двинул их в Россию.
« Я иду в Москву - говорил он,- и в одно или два сражения все кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира».
- Начало войны.
( слайд 3.)
Отечественная война началась 12 июня 1812 года. Переправившись через реку Неман, Наполеон отправил один отряд к северу к городу Петербургу, а сам с главными силами устремился на Москву. Он был уверен в скорой победе.
( слайд 4.)
Верховным главнокомандующим русской армии был император Александр 1.
Общее руководство русскими войсками осуществлял Барклай де Толли.
( слайд 5.)
На западной границе располагались три русские армии. Численность армий составляла около 240 000 человек. 1 армией командовал Барклай де Толли, она располагалась в Литве. Второй - Багратион в Белоруссии, третьей – Тормасов в Украине.
Наполеон рассчитывал разбить их поодиночке. Но опытные русские военачальники разгадали план неприятеля. Барклай де Толли и Багратион решили соединиться в Смоленске.
( слайд 6.)
Тем не менее, все предвещало французам несомненный успех: громадные силы, гений полководца, его удача и непобедимость. В русском народе имя Наполеона распространяло какой-то таинственный страх. Но общее мнение было такое: лучше погибнуть, чем покориться ненавистному врагу.
(слайд 7.)
Уклоняясь от окружения и от сражения, русские армии отходили на восток. Война принимала затяжной характер, все планы Наполеона рушились. Русская армия продолжала отступать
Ученик: Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют что ли командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки»-
писал М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино».
Учитель: Но командиры не боялись изорвать чужие мундиры. Они тщательно готовились к генеральному сражению.
(слайд 8.)
8 (20) августа главнокомандующим русской армии был назначен Михаил Илларионович Кутузов.
Его давно знали и любили в войсках.
«Прибыл Кутузов бить французов»- говорили солдаты.
Полное его имя Михаил Илларионович Голенищев - Кутузов. Родился Михаил Илларионович Кутузов 5 сентября 1745 года в Петербурге. В 14 лет он с отличием закончил Дворянскую артиллерийскую школу. С 16 лет - прапорщик, командир роты Астраханского пехотного полка. Он участвовал в многочисленных войнах, которые вела в то время Россия. В момент назначения Кутузову было 67 лет.
- Бородинская битва.
(слайд 9.)
Сегодня мы попробуем представить себе картину самого крупного сражения Отечественной войны 1812 года.
Ученик: - Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да говорят еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!- пишет М. Ю. Лермонтов.
Учитель: И действительно самое крупное сражение в этой войне произошло 26 августа
( по новому стилю 7 сентября) 1812 года в 124 километрах от Москвы около села Бородино.
На Бородинском поле стояли друг против друга две огромные армии: 135 000 солдат и 580 орудий у Наполеона и 120 000 солдат и 640 орудий у Кутузова.
( слайд 10.)
Русской армией командовали опытные военачальники: Петр Иванович Багратион, Барклай де Толли, Николай Николаевич Раевский и другие.
Барклай де Толли во время сражения командовал 1-й армией. После упорных боев с армией Багратиона французы бросили все силы на центральный фронт, которым командовал Барклай де Толли. Все время, пока шло сражение, генерал был на передовой, в непосредственной близости к противнику, верхом на коне. Свистели пули, рвались снаряды, осыпая генерала комьями земли. Но генерал и не пытался уйти в укрытие. После очередного взрыва он отряхивал мундир и продолжал командовать боем.
Главный удар французов пришелся на армию Петра Ивановича Багратиона. Семь раз французы ходили в атаку. С обеих сторон потери были огромны. Когда с восьмой попытки французы потеснили левый фланг, генерал Багратион лично повел солдат в атаку, был тяжело ранен и вскоре умер.
Умелые, безупречные действия генерала Николая Николаевича Раевского, командовавшего батареей в центре Бородинского поля, определили судьбу всего сражения. Прицельный огонь артиллеристов держал под контролем линию атаки неприятеля, пехотинцы храбро дрались на подступах к высоте, где стояла батарея.
( слайд 11).
Ученик: Вам не видать таких сражений!...
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блистал,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел,
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый
Наш рукопашный бой!...
Земля тряслась - как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Учитель: Сражение продолжалось 15 часов. Но русские войска стойко держали оборону.
«К ночи бой затих. Поле битвы осталось за русскими. Но какой ценой! Огромная площадь была взрыта ядрами, везде трупы людей и лошадей. Умирающие, стонущие, плачущие раненые. Река Колоча запружена трупами, вода окрашена кровью»- пишет очевидец. Наполеон впоследствии писал: « Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».
( слайд 12.)
Французы понесли огромные потери в Бородинском сражении- 60 000 убитыми. Однако потери русских тоже были велики- свыше 40 000 убитыми. Продолжать бой было рискованно. Кутузов принял решение отвести армию к Москве. Утром 27 августа русская армия покинула Бородинское поле.
Но всё - таки победа на Бородинском поле имела огромное значение. В ходе этой битвы были разгромлены лучшие силы французов, подготовлен переход инициативы в руки русской армии, пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости.
- Бородинская битва в памяти народа.
Для истории нашей страны это событие и сейчас остаётся очень значимым. Мы стремимся сохранить для потомков имена героев Отечественной войны 1812 года. Это Петр Иванович Багратион, Михаил Богданович Барклай де Толли, Алексей Петрович Ермолов, Николай Николаевич Раевский, Петр Петрович Коновницын, Дмитрий Петрович Неверовский, Иван Семенович Дорохов и другие. В Москве есть Кутузовский проспект, памятники М. И. Кутузову, П. И. Багратиону, Барклаю де Толли.
( слайд 13).
Но победа в этой войне была, конечно же, одержана и благодаря солдатам и народу.
Главный монумент русским воинам - героям Бородинского сражения стоит на Бородинском поле, там, где располагалась батарея Раевского.
В Москве открыт музей Бородинская панорама.
( слайд 14.)
- Итог классного часа.
- С кем воевала Россия в 1812 году.?
- Кто был командующим французской армией?
- Кто был назначен командующим Российской армией?
- Назовите имена полководцев?
- Почему война 1812 года называется Отечественная?
- Когда произошло Бородинское сражение?
-Как закончилось Бородинское сражение?
- Какие чувства вы испытали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для урока по литературному чтению 4 класс.Тема "Работа над выразительным чтением.И.А. Бунин. Детство"
Вашему вниманию предлагаю конспект урока, презентацию и музыкальное произведение для работы на этапе урока....
технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."
Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...
технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»
Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...
технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"
Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...
технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"
Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов " Фантазеры"
Предмет: Литературное чтение.Класс: 2.Тема урока: «Н.Носов «Фантазёры».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чте...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...