Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Иванова Ольга Викторовна

Урок по обучению грамоте.Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_obucheniyu_gramote_teme_bukva_zh.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук  ж , буква Ж ж»

Дидактическая цель: познакомить учащихся с новым звуком ж и буквой Ж ж.

Образовательная цель: продолжить обучение учащихся звуко - буквенному анализу слов, делению слов  на слоги, работе с предложением, текстом, создавать условия для самостоятельной деятельности учащихся.

Развивающая цель: формировать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения слов, предложений;  учить работать с текстом, отвечать на вопросы; работать индивидуально, в паре; совершенствовать навыки работы с компьютером; развитие у учащихся познавательных процессов ( память, мышление, воображение, внимание, анализ, синтез, обобщение); создавать условия для развития фонематического слуха; формировать личностные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия.

Воспитательная цель: воспитывать уважение друг к другу, родному языку.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1.  Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) 

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушайте  внимательно.

Работайте  старательно.

Актуализация опорных знаний 

Повторение изученного материала. Возникновение проблемной ситуации.

  1. Подчеркните букву, которая повторяется чаще всех.

Шесть мышат в шалаше шуршат. (6)

Какой это звук? Сколько раз повторяется звук [ш]?

  1. Дайте характеристику звуку [ш].
  2. В классе наступит полная тишина, когда вы напечатаете слово «тишина».

Какое правило мы должны были вспомнить, чтоб напечатать это слово.

Отгадайте загадку:

С неба звёзды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Чёрная земля.

Много- много звёздочек

Тонких, как стекло;

Звёздочки холодные,

А земле тепло!

(снежинки)

- Что такое снежинка? (замёршая капелька воды) В какое время года мы наблюдаем это явление природы?

- Ребята, на снежинках к нам прилетели буквы этого слова

- Подумайте, на какие группы можно разделить  эти буквы.

Постановка учебной проблемы.

- Какая буква спряталась? Вы догадались?

- Назовите тему нашего урока.  

- Эта буква ещё не знает, в какую группу присоединиться, давайте разберёмся и поможем букве найти своё место.

- Какую цель мы поставим сегодня на уроке?

Введение нового знания

Произнесите слово, выделите звук, дайте ему характеристику.

Почему в гостях Том?

Мягкий или твёрдый? Подумайте. Ребята, придумайте слова с этим звуком.  Удалось найти слова, в которых звук ж был  мягким? (нет)

Потренируемся выделять новый звук в словах. Я буду называть слова, если вы услышите звук  ж – хлопните в ладоши, если нет – тишина.

Лыжи, медвежата, лиса, ёжик, дятел, подснежник,  снежок, берёзка.

Придумайте вы слова со звуком  Ж

Молодцы! Звук   ж мы произносим, а как обозначить этот звук на письме вы знаете?

Знакомство с новой  буквой

Звук   ж обозначается буквой Ж.

Находят на ленте букв , в алфавите

На что похожа буква Ж?

          Эта буква широка

        И похожа на жука

        И при этом, точно жук,

        Издает жужжащий звук.       («пожжужать»)

(составляю на доске букву Ж из синих полосок)

- А теперь, вы сами попробуйте составить эту букву из счетных палочек…. Сколько счетных палочек вам для этого понадобилось? (Молодцы!)

   Давайте научимся печатать эту букву.

Чтение слогов и слов с буквой ж.

жа

жу

же

жи                          

Что вы заметили? С какими гласными буквами не дружит буква Ж?

Вывод.

Физкультминутка

На лужайке, на ромашке

Жук лежал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

Работа с текстом.

Женя          жмурки             разбежались

               Лужа             осторожно      может

Чтение текста стр.

В какое время года играли ребята?

А какое сейчас время года?

Как вы это узнали?

 Хоть как жук, жужжит,

 Но все же

 На снежинку Ж похожа.

 Ты снежинку открывай

 И букву быстро называй.

Суждено желанью сбыться,

Лишь немного потрудиться.

Вы загадали  желание, я прочитаю вам рассказ К.Ушинского «Четыре желания».

Подведение итогов

Рефлексия

Какая цель была на уроке?

- С какой новой буквой познакомились?

- Какой звук она обозначает?

- Что интересного узнали об этом звуке?

-Ребята, вспомните  о каком явлении природы была загадка вначале урока.

Скоро наступит весёлый  праздник «Новый год», давайте украсим нашу ёлочку игрушками - снежинками.

Если  у вас всё получилось, вы всё поняли–прикрепите снежинку зелёного цвета.

Если  у вас остались вопросы –жёлтая снежинка.

Если вам требуется помощь – синяя снежинка.

-Спасибо, вы отлично поработали! Поздравляю всех  С наступающим Новым годом!

Шесть мышат в шалаше шуршат.

- Звук [ш]. Шесть раз.

- Звук [ш] – согласный, всегда твердый, глухой.

Ребята печатают слово «тишина».

- Ши пиши только с буквой И.

Печатают слово тишина

ШИ с И

зимой

1-ая группа – буквы, которые обозначают гласные звуки; 2-ая группа – буквы, которые обозначают согласные звуки)

Буква Жж

Знакомство со звуком [ж] и буквами Жж.

Познакомиться с новым звуком и буквой; научиться отличать его от других звуков; учиться читать слова, слоги и предложения с новой буквой

Работа с зеркалом .Звук [ж] – согласный, звонкий

твердый

 Звук  ж всегда твёрдый, поэтому мы его обозначаем синим цветом

Ребята внимательно рассматривают и говорят на что похожа буква.

составляют из счетных палочек

печатают букву Ж

Ребята читают слоги.

я, ы.

Жи только с И.

Выполняют  физминутку

Читают.

- Ребята играли летом.

- Сейчас идет зима.

- По одежде.

На снежинках написаны буквы. Ребята их читают и составляют слово «желание».

Составить схему к слову   ЖМУРКИ

Ребята загадывают желание, которое должно сбыться к окончанию 1 класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

твердый согласный звук ш, буква Шш

конспект урока  по обучению грамоте 1 класс Твердый согласный звук (ш), буква Шш...

Проект урока по литературному чтению "Твердый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши"

Тема урокаТвердый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши. Класс1классПредметЛитературное чтениеПедагогическая цель Создать условия для открытия новых знаний, познакомить учащихся с тверд...

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. ЧТЕНИЕ. ТЕМА: Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

УРОК  ОБУЧЕНИЯ  ГРАМОТЕ. ЧТЕНИЕ.1 класс, 2 четверть ТЕМА: Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.ЦЕЛИ: образовательные:- познакомить с новым согласным звуком и буквами Ц, ц;- учить чита...

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

Урок по обучению граммоте, составленный в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.    Сопоставление звуков [ж] и  [ш].  Включает предметные, метапредметные и личностные ...