Фольклор: песенка – закличка, загадки.
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Федосова Екатерина Владимировна
Учитель начальных классов
МКОУ «Колыванская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района
Программа «Школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой
УМК: Литературное чтение. Ефросинина Л. А. Ч. 2. 2 кл. Вентана-Граф, 2011
Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 2 класс: Рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011– 48 с.: ил.
Тема: Фольклор: песенка – закличка, загадки.
2 класс
Предмет: литературное чтение
Цели: Обучающие: расширить читательский опыт учащихся знакомством с произведениями о природе, с малыми формами фольклора (песенка-закличка); формировать читательские умения (определять жанр и тему произведения, идею произведения; работать с текстом); формировать навыки правильного быстрого и выразительного чтения.
Развивающие: обогащать речь младшего школьника (пословицы, поговорки, песенки - заклички, незнакомые слова в тексте и т.д.); развивать память, мышление.
Воспитывающие: воспитывать нравственно-эстетические понятия (любовь и бережное отношение к родной природе, знание традиций русского народа).
Оборудование: учебник по литературному чтению для 2 класса авт. Л.А. Ефросинина; медиапроектор, слайды;пластилин.
УУД на уроке:
Познавательные:
- находить информацию в тексте;
- представлять информацию;
- сравнивать факты;
- анализировать и обобщать;
Регулятивные:
- определить цель (проблему)
-принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Коммуникативные:
- выражать свои мысли и действия;
- работать вколлективе.
Предметные:
- уметь определять жанр произведения.
Личностные:
- оценивать ситуацию.
Содержания урока
№ | Этап урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Методический комментарий |
1 | Орг.момент | Проверка готовности к уроку | Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть. | |
2 | Проверка домашнего задания | Выразительное чтение рассказа Г. Скребицкого «Жаворонок» | - Кто желает выразительно прочитать рассказ? | |
3 | Актуализация знаний | - Кто это? - Жаворонок - Перелётная, она у нас не зимует и прилетает в наши края ранней весной - Лепестки: загадка, пословица, поговорка, скороговорка, потешка, сказка, считалка, закличка, песня. - Фольклор – устное народное творчество. - Закличка. -Кликать, звать. Варианты ответов учащихся. Ответы учащихся. | Загадка « Угадай, кто?» это?» (слайд 5)
Хочет - прямо полетит, Хочет – в воздухе висит, Камнем падает с высот И в полях поёт, поёт Кто знает, ребята, эта птичка перелётная или неперелётная. Рассказ о жаворонке по слайду 6 - Что за ромашка на слайде 7? Какое слово мы поместим в центр цветка? - С каким жанром фольклора мы еще не знакомы? - Как вы думаете, что такое закличка? От какого слова произошло? - Так что же такое закличка? Для чего она использовалась? - Что же вы можете узнать сегодня на уроке? Для чего это вам нужно? - Итак, сегодня мы узнаем, что такое песенка-закличка; узнаем о традициях русского народа; а так же научимся читать правильно, быстро, выразительно. | |
4 5 | НОВЫЙ МАТЕРИАЛ 1. Чтение статьи «Обрати внимание» 2. Рассказ учителя о традициях русского народа 3. Работа с книгой стр. 114 «Закличка». Слайд 12 Физкультминутка Закрепление Работа в рабочей тетради. | - Птиц. Они прилетают весной. Работают с пластилином – лепят жаворонков по показу учителя, слушают рассказ. Желающие выходят к доске с жаворонками и поют закличку с помощью учителя. Работа с толкованием слов после текста заклички. Проталина – место, где стаял снег и открылась земля. Покос – скошенная трава на сено. Жавороночек – ласковое название жаворонка завалинка – земляная насыпь у стены избы. Работают с текстом, отвечают на вопросы учителя. Прослушивание песни жаворонка. Сначала самостоятельное чтение песенки-заклички, потом хоровое, затем индивидуальное по желанию. Ребята берут на руку изготовленные жаворонки, выходят к доске водить хоровод, петь песенку-закличку. Ребята выполняют задания в рабочей тетради. Дети отгадывают: 1. журавли 2. аист 3. скворец 4. воробей 5. ласточка | Чтение статьи «Обрати внимание» ( 8слайд). - Кого считали вестниками весны в русском народе? Почему? - 22 марта отмечается церковный праздник - день поминовения Сорока Севастийских мучеников. Но больше этот день известен, как встреча наступающей весны, которую несут на своих крыльях возвращающиеся домой перелетные птицы. В этот день было принято выпекать специальные булочки, имеющие форму птичек. Эти булочки так и называются - "Жаворонки". Но так как 22 марта приходится на Великий Пост, то тесто нужно делать постное - без применения молока и яиц. Хотя на употребление растительного масла в честь праздника дается послабление. У детей на парте пластилин. Показать, как делать «жаворонков» из теста. – Когда я была такая же маленькая, как вы, то мне их пекла бабушка. А мы, дети, выходили на улицу, держали в руках таких «жаворонков» и пели песенку – закличку. «Жавороночки, Перепелочки! Прилетите к нам, Принесите нам Весную Красную, Лето Теплое. Зима нам надоела, Хлеб наш поела» – Как вы понимаете, что зима поела много хлебушка? – Есть такая пословица «Лето собирает, зима съедает». - Кто хочет тоже позвать весну? а) Словарная работа: - Какие слова вам были непонятны? -Как люди обращаются к жаворонку – просительно, ласково, с надеждой? Найдите ответ в тексте. - О чём просят люди жаворонка? Прочитайте из текста. - Как вы думаете, в каком темпе надо читать песенку-закличку: бодро, быстро или плавно, напевно? – Как жаворонок поёт песенку? б) отработка выразительного чтения « Закличка». - инсценирование – хоровод Контроль за выполнением работы. - Сейчас я загадаю вам загадки о других перелётных птицах, а вы разгадайте их. | |
6 | Итог урока | Ребята отвечают на вопросы. | – С каким произведениями мы знакомились сегодня на уроке? – Какого числа надо зазывать жаворонков? - Какие жанры фольклора встретились на уроке? – Чему учились на уроке? | |
7 | Рефлексия | Ответы детей. | – Что было для вас самым интересным? | |
8 | Домашнее задание | Учащиеся анализируют домашнее задание, записывают в дневник. с 114 – выразительное чтение заклички, *подобрать загадки о птицах | - Запишите домашнее задание. Первая часть обязательная для всех, а вторую выполните по желанию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2 класс Урок по литературному чтению. Тема « Произведения фольклора. Русские народные загадки»
Знакомство детей с произведением фольклора – загадкой....
Технологическая карта по литературному чтению на тему Заклички-веснянки. Загадки 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Начальная школа XXI века...
Конспект урока литературного чтения Тема: Загадки, песенки потешки, небылицы. Н.Пикулева «Загадки», 1 класс, Школа России
Конспект урока литературного чтенияТема: Загадки, песенки потешки, небылицы. Н.Пикулева «Загадки» Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о жанрах устного народ...
Конспект урока литературного чтения "Литературное слушание. Произведения фольклора. Заклички-веснянки." (Начальная школа XXI века, 2 класс)
Тема: Литературное слушание. Произведения фольклора. Заклички-веснянки.Цели деятельности учителя: формирование знаний о произведениях фольклора; развитие знаний об особенностях устного народного творч...
Разработка урока по литературному чтению на родном (русском) языке по теме "Календарный фольклор: заклички -веснянки, детские колядки и др."
Цель урока: познакомить детей с ролью и местом календарного обрядового фольклора в иистории человеческой культуры и быту русского народа; объяснить понятие "обряд" и роль песни при совершени...
Урок по литературному чтению во 2 классе. Тема: Произведения фольклора. Заклички
Планируемые предметные результаты (ПР): 1) Умение отличать произведения фольклорной литературы от авторской. 2)Ученик научится отличать закличку от других фольклорных жанров, опираясь на ее особенност...
Технологическая карта по литературному чтению 1класс на тему: "Загадки, песенки потешки, небылицы. Н. В. Пикулева «Загадки»"
Тип урока: «открытия» нового знания.Цель урока: формирование представлений учащихся о жанрах устного народного творчества: загадках, песнях, потешках, небылицах; формирование умений: отгад...