Фольклор: песенка – закличка, загадки.
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

урок литературного чтения, 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_urok.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Федосова Екатерина Владимировна

Учитель начальных классов

МКОУ «Колыванская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района

Программа «Школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой

УМК: Литературное чтение. Ефросинина Л. А. Ч. 2. 2 кл. Вентана-Граф, 2011

Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 2 класс: Рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011– 48 с.: ил.

Тема:      Фольклор: песенка – закличка, загадки.

2 класс

Предмет: литературное чтение

  Цели: Обучающие: расширить читательский опыт учащихся знакомством с произведениями о природе, с малыми формами фольклора (песенка-закличка); формировать читательские умения (определять жанр и тему произведения, идею произведения; работать с текстом); формировать навыки правильного быстрого и выразительного чтения.

Развивающие: обогащать речь младшего школьника (пословицы, поговорки, песенки - заклички, незнакомые слова в тексте и т.д.); развивать память, мышление.

Воспитывающие: воспитывать нравственно-эстетические понятия (любовь и бережное отношение к родной природе, знание традиций русского народа).

Оборудование:       учебник по литературному чтению для 2 класса авт. Л.А. Ефросинина; медиапроектор, слайды;пластилин.

                                       

УУД на уроке:

 Познавательные:

  - находить информацию в тексте;

  - представлять информацию;

  - сравнивать факты;

  - анализировать и обобщать;

Регулятивные:

  - определить цель (проблему)

  -принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

 - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Коммуникативные:

 - выражать  свои мысли и   действия;

- работать вколлективе.

Предметные:

 - уметь определять жанр произведения.

Личностные:

- оценивать ситуацию.

Содержания урока

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Методический комментарий

1

Орг.момент

Проверка готовности к уроку

Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть.

2

Проверка домашнего задания

Выразительное чтение рассказа Г. Скребицкого «Жаворонок»

- Кто желает выразительно прочитать рассказ?

3

Актуализация знаний

- Кто это?

- Жаворонок

- Перелётная, она у нас не зимует и прилетает в наши края ранней весной

- Лепестки: загадка, пословица, поговорка, скороговорка, потешка, сказка, считалка, закличка, песня.

- Фольклор – устное народное творчество.

- Закличка.

-Кликать, звать.

Варианты ответов учащихся.

Ответы учащихся.

   Загадка « Угадай, кто?» это?»   (слайд 5)

       

   Хочет -  прямо полетит,

   Хочет – в  воздухе висит,

 Камнем падает с высот

                     И в полях поёт, поёт

Кто знает, ребята, эта птичка перелётная или неперелётная.

Рассказ о жаворонке по слайду 6

- Что за ромашка на слайде 7? Какое слово мы поместим в центр цветка?

- С каким жанром фольклора мы еще не знакомы?

- Как вы думаете, что такое закличка? От какого слова произошло?

- Так что же такое закличка? Для чего она использовалась?

- Что же вы можете узнать сегодня на уроке? Для чего это вам нужно?

- Итак, сегодня мы узнаем, что такое песенка-закличка; узнаем о традициях русского народа; а так же научимся читать правильно, быстро, выразительно.

4

5

НОВЫЙ  МАТЕРИАЛ

1.  Чтение статьи «Обрати внимание»

2.  Рассказ учителя о традициях русского народа

3.  Работа с книгой  стр. 114 «Закличка». Слайд 12

Физкультминутка

Закрепление

 Работа в рабочей тетради.

- Птиц. Они прилетают весной.

Работают с пластилином – лепят жаворонков по показу учителя, слушают рассказ.

Желающие выходят к доске с жаворонками и поют закличку с помощью учителя.

Работа с толкованием слов после текста заклички. Проталина – место, где стаял снег и открылась земля.

Покос – скошенная трава на сено.

Жавороночек – ласковое название жаворонка

завалинка – земляная насыпь у стены избы.

Работают с текстом, отвечают на вопросы учителя.

Прослушивание песни жаворонка.

Сначала самостоятельное чтение песенки-заклички, потом хоровое, затем индивидуальное по желанию.

Ребята берут на руку изготовленные жаворонки, выходят к доске водить хоровод, петь песенку-закличку.

Ребята выполняют задания в рабочей тетради.

Дети отгадывают:

1. журавли

2. аист

3. скворец

4. воробей

5. ласточка

Чтение статьи «Обрати внимание» ( 8слайд).

- Кого считали вестниками весны в русском народе?  Почему?

- 22 марта отмечается церковный праздник - день поминовения Сорока Севастийских мучеников.

 Но больше этот день известен, как встреча наступающей весны, которую несут на своих крыльях возвращающиеся домой перелетные птицы.

 В этот день было принято выпекать специальные булочки, имеющие форму птичек. Эти булочки так и называются - "Жаворонки".  

 Но так как 22 марта приходится на Великий Пост, то тесто нужно делать постное - без применения молока и яиц. Хотя на употребление растительного масла в честь праздника дается послабление.

У детей на парте пластилин. Показать, как делать «жаворонков» из теста.

– Когда я была такая же маленькая, как вы, то мне их пекла бабушка. А мы, дети, выходили на улицу, держали в руках таких «жаворонков» и пели песенку – закличку.

«Жавороночки, Перепелочки!

 Прилетите к нам,

 Принесите нам

 Весную Красную,

 Лето Теплое.

 Зима нам надоела,

          Хлеб наш поела»

– Как вы понимаете, что зима поела много хлебушка?

– Есть такая пословица «Лето собирает, зима съедает».

- Кто хочет тоже позвать весну?

а) Словарная работа:

 - Какие слова вам были непонятны?

-Как люди обращаются к жаворонку – просительно, ласково, с надеждой?

Найдите ответ в тексте.

- О чём просят люди жаворонка? Прочитайте из текста.

- Как вы думаете, в каком темпе надо читать песенку-закличку: бодро, быстро или плавно, напевно?

– Как жаворонок поёт песенку?

б) отработка выразительного чтения « Закличка».

- инсценирование – хоровод

Контроль за выполнением работы.

- Сейчас я загадаю вам загадки о других перелётных птицах, а вы разгадайте их.

6

Итог урока

Ребята отвечают на вопросы.

– С каким произведениями мы знакомились сегодня на уроке?

– Какого числа надо зазывать жаворонков?

- Какие жанры фольклора встретились на уроке?

– Чему учились на уроке?

7

Рефлексия

Ответы детей.

 Что было для вас самым интересным?

8

Домашнее задание

Учащиеся анализируют домашнее задание, записывают в дневник.

с 114 – выразительное чтение заклички,  *подобрать загадки о птицах

- Запишите домашнее задание. Первая часть обязательная для всех, а вторую выполните по желанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения Тема: Загадки, песенки потешки, небылицы. Н.Пикулева «Загадки», 1 класс, Школа России

Конспект урока литературного чтенияТема: Загадки, песенки потешки, небылицы. Н.Пикулева «Загадки» Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о жанрах устного народ...

Конспект урока литературного чтения "Литературное слушание. Произведения фольклора. Заклички-веснянки." (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Литературное слушание. Произведения фольклора. Заклички-веснянки.Цели деятельности учителя: формирование знаний о произведениях фольклора; развитие знаний об особенностях устного народного творч...

Разработка урока по литературному чтению на родном (русском) языке по теме "Календарный фольклор: заклички -веснянки, детские колядки и др."

Цель урока: познакомить детей с ролью и местом календарного обрядового фольклора в иистории человеческой культуры и быту русского народа; объяснить понятие "обряд" и роль песни при совершени...

Урок по литературному чтению во 2 классе. Тема: Произведения фольклора. Заклички

Планируемые предметные результаты (ПР): 1) Умение отличать произведения фольклорной литературы от авторской. 2)Ученик научится отличать закличку от других фольклорных жанров, опираясь на ее особенност...

Технологическая карта по литературному чтению 1класс на тему: "Загадки, песенки потешки, небылицы. Н. В. Пикулева «Загадки»"

Тип урока: «открытия» нового знания.Цель урока: формирование представлений учащихся о жанрах устного народного творчества: загадках, песнях, потешках, небылицах; формирование умений: отгад...