Календарно-тематическое планирование, литературное чтение 3 класс
рабочая программа (чтение, 3 класс) по теме
Данная рабочая программа составлена на основании предмета "Литературное чтение" для 3-его класса в соответствии с программой по литературному чтению, разработанной Ефросининой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_.docx | 53.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Основная цель уроков литературного чтения – помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Основными образовательными линиями курса являются следующие:
- Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
- Система работы над навыками чтения.
- Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
- Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
- Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
На основном этапе формирования читательской деятельности главным принципом является художественно-эстетический, используются жанровый и авторский принципы, осуществляется принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения, а также учтены общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности и др.
В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения.
Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану образовательного учреждения, рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), в том числе 2 часа на комплексные контрольные работы. Формами итоговой проверки сформированности учебной и читательской деятельности являются диагностический тест, проверка техники чтения (молча и вслух). Для контроля за формированием системы знаний и оценки уровня подготовки учащихся используются следующие формы: текущие проверки навыков чтения вслух и молча, проверка выразительности чтения, начитанности и читательских умений, литературные диктанты.
Учитывая особенности учащихся 3 «А» класса, некоторые темы программы по литературному чтению дополнены материалами, развивающими интерес младших школьников к литературному чтению, позволяющими сформировать основы читательской самостоятельности, обогатить читательский опыт, вовлечь читателя в диалог с текстом совершенствовать навык чтения третьеклассников, вести дифференцированное обучение с учетом уровня подготовки каждого ученика, что способствует развитию мышления, чувства слова, познавательных и творческих способностей, обогащению речи. Они отнесены в графу «Элементы дополнительного содержания» учебно-тематического плана.
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детская энциклопедия, книги-справочники.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношении к Родине, друг к другу, природе и жизни; о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).
Жанровое разнообразие. Более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды. Стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).
Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.
Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.
Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.
Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) — это промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности описания образов природы в художественной форме, наличие реальных знаний.
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.
Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.
Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения на уровне понимания главной мысли.
Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображения героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Творческая деятельность. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.
Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, к творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т.д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.
Навык чтения. Чтение вслух и про себя небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.
Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов в произведениях; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.
Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Читательские умения:
- самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;
- отбор произведений по теме и жанру, авторской принадлежности;
- самостоятельное чтение произведений и книг по заданной теме, жанру или авторской принадлежности.
Межпредметные связи:
- с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2-3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, первые опыты в пробе пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);
- с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;
- с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;
- с уроками труда: переплет книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:
- читать сознательно и правильно текст целыми словами вслух и про себя;
- знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;
- выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть;
- определять смысл событий и поступков героев; выражать свое отношение;
- пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану;
- самостоятельно читать произведения и книги по изучаемым темам;
• пользоваться библиотечным фондом;
• отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, но авторской принадлежности;
• пользоваться справочной литературой.
Учебно-методические средства обучения
- Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И. Литературное чтение: 3 класс, в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 160 с.: ил. - (Начальная школа XXI века)
- Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012. - (Начальная школа XXI века)
- Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 112 с.: ил. - (Начальная школа XXI века)
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 3 классе: Методическое пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 256 с.
- Сборник «Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2008. – 416 с. (Оценка знаний).
- Литературное чтение: итоговая аттестация: 3 класс: типовые тестовые задания/О.Н.Крылова. – М.: Издательство «Экзамен». – 56 с.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Дата |
Устное народное творчество (12 часов) | |||||
1 | Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В.Даль "Старик-годовик" | 1 | |||
2 | Малые жанры фольклора: пословицы. | 1 | Конкурс "Знаток русских пословиц" | ||
3 | Русская народная сказка. «Самое дорогое» | 1 | Входной контроль техники чтения | Проектная работа: сочинялки. Присказка, зачин, концовка сказки. | |
4 | Русская народная сказка «Про ленивую и Радивую». | 1 | Творческий проект: создаем книжку-малышку. | ||
5 | Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь-семилетка» | 1 | Сравнение сказок с загадками. Сочинение загадок-описаний. | ||
6 | Волшебная русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер». О присказках | 1 | Сравнение бытовых и волшебных сказок. | ||
7 | Литературное слушание. Русская народная сказка «Елена Премудрая» | 1 | Дополнительное чтение: «Умная внучка» (в пересказе А. Платонова) | ||
8 | Малые жанры фольклора. Скороговорки. Потешки. | 1 | Тематич. контроль Сам-ая работа | Конкурс "Знаток малых жанров русского фольклора". | |
9-11 | Былины. "Добрыня и Змея", "Илья Муромец и Соловей-разбойник", "Алеша Попович и Тугарин Змеевич", "Вольга и Микула" | 3 | Понятия былинный герой, сказитель. Выделение языковых средств худ. выразительности. Особенности былины: напевность, особенности языка, повторы, устойчивые эпитеты. | ||
12 | Литературное слушание. Былины. «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович» | 1 | Сравнение былин. Работа с элементами книги: титульный лист, оглавление. | ||
13 | Обобщение по разделу "Проверьте себя". Выполнение заданий в учебнике и тетради | Тематич. Контроль. Викторина | |||
Басни (3 часа) | |||||
14 | Эзоп «Лисица и виноград». И. Крылов «Лиса и виноград» | 1 | Структура и художественные особенности басни: мораль, вступление, рассказ (развитие действия), олицетворение. | ||
15 | И. Крылов «Ворона и лисица» | 1 | Дополнительное чтение: Эзоп "Ворон и Лисица" | ||
16 | Литературное слушание. И. Крылов «Крестьянин и работник», «Волк и Ягнёнок». Басни. Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лиса», | 1 | Тематич. контроль. Конкурс чтецов басен | Работа с аппаратом книги: титульный лист, внутритекстовые иллюстрации, составление краткой аннотации к книге. | |
Произведения А. С. Пушкина (8 часов) | |||||
17 | А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» | 1 | Представление об эпитетах, устойчивые эпитеты, олицетворения. Дополнительное чтение. А. С. Пушкин «Бой Руслана с головой» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») | ||
18-20 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 3 | Выделение языковых средств художественной выразительности | ||
21 | Литературное слушание. А.С.Пушкин "Сказка о попе и о работнике его Балде" | 1 | |||
22 | А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимний вечер». | 1 | Наблюдение за построением строф и рифмы. | ||
23 | А.С.Пушкин "Няне". К. Паустовский «Сказки Пушкина». | 1 | |||
24 | Обобщение по разделу "Проверьте себя". Выполнение заданий в учебнике и тетради | 1 | Тематич. Контроль. Сам. работа | Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке. | |
Стихи русских поэтов. Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, А. А. Фет. (4 часа) | |||||
25 | Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою…» | 1 | Выделение языковых средств художественной выразительности. Стихотворная строка. Строфа, рифма, ритм стиха. | ||
26 | Литературное слушание. И. Бунин «Листопад» | 1 | |||
27 | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…» | 1 | |||
28 | Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов» | 1 | Тематич. контроль | Выбор книг в библиотеке по изучаемой теме, опираясь на данные обложки и титульного листа. | |
Произведения Л. Толстого (9 часов) | |||||
29-30 | Л. Толстой. Сказка «Два брата». Басня «Белка и волк» | 2 | Сравнение жанров произведений и выделение особенностей. Особенности басни в прозаической форме, выделение морали. | ||
31 | Литературное слушание. Л. Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан» | 1 | Определение вида сказок. Работа со справочниками, энциклопедией. | ||
32 | Научно-познавательные и художественные рассказы. Л. Толстой "Лебеди", "Зайцы" | 1 | Дополнительное чтение. «Лев и собачка» | ||
33-35 | Разножанровые произведения. Л. Толстой. Рассказ "Прыжок". Былина "Как боролся русский богатырь" | 3 | Сюжетно-композиционный треугольник | ||
36 | Литературное слушание. Книги Л. Н. Толстого. А. Сергеенко «Как Л. Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах» | 1 | Дополнительное чтение рассказов | ||
37 | Обобщение по разделу "Проверьте себя". Выполнение заданий в учебнике и тетради | 1 | Тематич. Контроль. Сам. работа | ||
Произведения Н.А. Некрасова (6 часов) | |||||
38 | Н. Некрасов «Крестьянские дети». | 1 | Аналитическое чтение статьи К.И.Чуковского "Мужичок с ноготок" | ||
39 | Литературное слушание. Н. Некрасов «Крестьянские дети» (полный текст) | 1 | |||
40 | Н. Некрасов «Славная осень» | 1 | Выделение языковых средств художественной выразительности: эпитетов, сравнений, олицетворений. | ||
41 | Н.А.Некрасов «Зеленый шум». К. И. Чуковский «Зеленый шум» | 1 | |||
42 | Стихи о природе. Дополнительное чтение. Н. А. Некрасов «Саша», «Перед дождем» | 1 | Тон, темп и ритм чтения. | ||
43 | Произведения Н. Некрасова. Обобщение по разделу «Произведения Н.А.Некрасова» | 1 | Тематич. контроль Самост. работа | Работа со справочно-энциклопедической литературой | |
Произведения А. П. Чехова (4 часа) | |||||
44 | А. П. Чехов «Степь» | 1 | Промежу- точный контроль техники чтения | Выделение олицетворений. Дополнительное чтение И. С. Тургенев «Лес и степь» | |
45-46 | А.П. Чехов «Ванька». | 2 | |||
47 | Обобщение по разделу «Произведения А.П.Чехова»» | 1 | Дополнительное чтение Н. Шер «О рассказах А. П. Чехова» | ||
Сказки зарубежных писателей. (3 часа) | |||||
48 | Ш. Перро «Подарки феи» | 1 | |||
49 | И. Топелиус «Солнечный луч в ноябре». | 1 | Дополнительное чтение Ц. Топелиус «Зимняя сказка» | ||
50 | Обобщение по разделу «В мире сказок» | 1 | Комплексная разноуровневая контрольная работа | Дополнительное чтении сказки Г.-Х. Андерсена | |
Стихи русских поэтов(5 часов) | |||||
51 | И. Никитин «Русь» | 1 | Выделение языковых средств художественной выразительности | ||
52 | И. Никитин «Утро» | 1 | Работа над логическим ударением | ||
53 | И. Суриков «Детство» | 1 | Дополнительное чтение. Стихи И. Суркова | ||
54 | С. Дрожжин «Привет», «Зимний день» | 1 | Конкурс чтецов | ||
55 | Литературное слушание. Стихи о Родине. Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов» | 1 | Творческая работа «Мой любимый поэт» | Дополнительное чтение. Ф. Н. Глинка «Москва» | |
Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка (5 часов) | |||||
56-57 | Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш» | 2 | |||
58-59 | Д. Мамин-Сибиряк «Умнее всех» | 2 | |||
60 | Обобщение по разделу « Рассказы Д. Мамина-Сибиряка» | 1 | Тематич. контроль. Сам. работа | ||
Произведения А. И. Куприна (6 часов) | |||||
61-62 | А. И. Куприн «Синяя звезда» | 2 | |||
63-64 | А. Куприн «Барбос и Жулька» | 2 | Дополнительное чтение. А.Куприн «Собачье счастье» | ||
65 | Литературное слушание. А. Куприн «Ю-ю» | 1 | |||
66 | Обобщение по разделу «Рассказы | 1 | Тематич. контроль. Сам. работа | ||
Стихи С.Есенина (5 часов) | |||||
67 | Есенин. Стихи о Родине | 1 | Выделение языковых средств художественной выразительности: строфы, паузы, логические ударения. | ||
68 | С. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…». Стихи о природе | 1 | Определение интонационной партитуры. | ||
69 | С. Есенин «Береза». | 1 | |||
70 | С. Есенин «Бабушкины сказки» | 1 | Творческая работа: рассказывание сказок «Про Ивана-дурака» | ||
71 | Обобщение по разделу «Стихи С. Есенина» | 1 | Конкурс чтецов | Конкурс выразительного чтения стихов С.А. Есенина (работа в группах) | |
Произведения К.Г. Паустовского (10 часов) | |||||
72-73 | К. Паустовский «Стальное колечко» | 2 | Обучение художественному пересказу. | ||
74 | К. Паустовский «Кот-ворюга» | 1 | Творческая работа: рассказ от имени кота "Моя кошачья жизнь" | ||
75 | К. Паустовский «Какие бывают дожди» | 1 | Понятие: научно- познавательный рассказ. Творческая работа: придумать рассказ "Дождь идет" | ||
76 | Слушание и работа с детскими книгами К.Г.Паустовского. | 1 | Рассматривание книг Паустовского, работа с аппаратом книги: предисловие, оглавление, аннотация | ||
77 | К.Г.Паустовский "Теплый хлеб". | 1 | |||
78 | Обобщение по разделу "Проверьте себя" (выполнение заданий в учебнике и тетради) или комплексная разноуровневая контрольная работа . | 1 | Тематич контроль Сам. работа | Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке | |
79-80 | Литературное слушание. Детские книги о природе (Н. Сладков, Г. Скребицкий, Э. Шим, В. Бианки и др.). | 2 | Дополнительное чтение. В. Астафьев «Стрижонок Скрип» | ||
81 | И. С. Тургенев «Перепелка» | 1 | Дополнительное чтение И. С. Тургенев «Воробей» | ||
Произведения С. Маршака (3 часа) | |||||
82 | С. Маршак «Урок родного языка» | 1 | Выделение языковых средств художественной выразительности. Первая часть урока-конкурса "Мой Маршак": - работа в учебнике по рубрике "Книжная полка"; - выразительное чтение стихов С.Я.Маршака; - аннотация "своей" книги, принесенной на урок; - конкурс творческих работ. Вторая часть урока-конкурса "Я знаю стихи С.Я.Маршака" | ||
83 | С. Маршак «Ландыш». В. Субботин «С Маршаком» | 1 | |||
84 | Литературное слушание. С. Маршак «Кошкин дом» Обобщение по разделу «Произведения С. Я. Маршака» | 1 | Тематич контроль Сам. работа | ||
Рассказы Л. Пантелеева (6 часа) | |||||
85-86 | Л. Пантелеев «Честное слово» | 2 | |||
87-88 | Л. Пантелеев «Камилл и учитель» | 2 | |||
89 | Литературное слушание. Л. Пантелеев «Фенька» | 1 | Дополнительное чтение. Л. Пантелеев «Новенькая» | ||
90 | Обобщение по разделу «Рассказы Л. Пантелеева» | 1 | Тематич. контроль. сам. работа | Работа со справочной литературой: составление справки об авторе | |
Произведения А. П. Гайдара (4 часа) | |||||
91-92 | А. Гайдар «Горячий камень» | 2 | Работа со справочной литературой | ||
93 | А. Гайдар «Тимур и его команда» (отдельные главы) | 1 | Знакомство с жанром: повесть. | ||
94 | С. Михалков «Аркадий Гайдар». К. Паустовский «Об аркадии Петровиче Гайдаре». | 1 | Дополнительное чтение. С. В. Михалков «Ошибка» | ||
Произведения М. Пришвина (3 часа) | |||||
95 | М. Пришвин «Моя Родина». Очерк. | 1 | Дополнительное чтение М. Пришвин «Двойной след» | ||
96-97 | М. Пришвин «Выскочка» М. Пришвин «Жаркий час». В. Чалмаев «Воспоминания о М. М. Пришвине» | 2 | Сравнение разных по жанру произведений М.М.Пришвина: очерк, художественный рассказ, юмористический рассказ, рассказ-описание | ||
98-100 | Дж. Лондон «Бурый волк» | 1 | Тематич. контроль. Сам. работа | Работа со справочной литературой | |
101 | Итоговая контрольная работа | 1 | Комплексная разноуровневая контрольная работа | ||
102 | Э. Сетон-Томпсон «Чинк» | Работа с выставкой книг зарубежных писателей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планированиае по литературному чтению для 1 класса
КТП по литературному чтению 1 класс. УМК "Школа России" (ФГОС)...
Рабочая программа и календарно - тематический план по литературному чтению для 2 класса
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОС, УУД расписаны по каждой теме...
Календарно-тематическое планировние по литературному чтению для 1 класса.
Календарно-тематическое планировние по литературному чтению для 1 класса....
Календарно-тематический план по литературному чтению(тат.яз) поУМК Перспектива 2 класса
Календарно-тематический план по литературному чтению составлен на 2014-2015 учебный год по УМК Перспектива....
Календарно-тематический план по литературному чтению(тат.яз) поУМК Перспектива 2 класса
Календарно-тематический план по литературному чтению составлен на 2014-2015 учебный год по УМК Перспектива....
Календарно-тематические планы по литературному чтению
Календарно-тематические планы по литературному чтению...
Комментарии
Пояснительная записка и
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование.