Урок литературного чтения -4 класс ( Система Л.В.Занкова)
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Тема: М. Волошин "Зеленый вал" И. Айвазовский "Девятый вал"
Задачи: - обнаружить одну из главных особенностей романтического искусства
наличие контраста между красивым и ужасным во всех видах искусства:
стихотворении М.Волошина «Зелёный вал», картине И.Айвазовского
«Девятый вал»;
- развивать речь учащихся, образное мышление, умение видеть в
произведении тот контраст, на котором держится смысл, умение читать
произведение выразительно;
- воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к поэзии, живописи;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_4.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Абрамовская средняя общеобразовательная школа»
Урок литературного чтения -4 класс
( Система Л.В.Занкова)
Тема: М.Волошин «Зелёный вал».
И.Айвазовский «Девятый вал».
Подготовила: Четнева Н.В.
учитель первой
квалификационной категории
Оборудование:
1. Учебник литературы.
2. Репродукция картины И.Айвазовского «Девятый вал».
3. Карточки для индивидуальной работы.
4. Плакат для физминутки.
Задачи: - обнаружить одну из главных особенностей романтического искусства
наличие контраста между красивым и ужасным во всех видах искусства:
стихотворении М.Волошина «Зелёный вал», картине И.Айвазовского
«Девятый вал»;
- развивать речь учащихся, образное мышление, умение видеть в
произведении тот контраст, на котором держится смысл, умение читать
произведение выразительно;
- воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к поэзии, живописи;
Ход урока.
1.Оргмомент.
У:-Ребята, проверьте свои рабочие места. Садитесь.
2.Проверка домашнего задания.
3. Определение темы урока.
У:- К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать сказку «Аленький цветочек», недавно мы познакомились с произведением Гофмана «Щелкунчик». Отсюда у меня к вам вопрос: Что общего в этих сказках?
Д: - В сказках происходит волшебство, превращения.
У:-В какой сказке чувствуется народное происхождение? Почему?
Д: - Сказка «Аленький цветочек»- народная, т.к. там присутствует число 3, дочери одеты в сарафаны, разговаривают они как-то особенно.
У:- Кто из вас сможет ответить на вопрос: что такое контраст? Контраст-это резкая противоположность.
У:-В какой сказке контраст между реальным и волшебным миром ярче?, т.е. Где реальный мир реальнее, а волшебный мир -волшебнее, фантастичнее, страшнее, неожиданнее?
(После ответов детей приходим к выводу, что контраст ярче в сказке «Щелкунчик»).
У:-В какой сказке композиция более замысловатая на ваш взгляд? Где характеры героев представляются более сложными? Как вы думаете, какова тема урока?
Д: - Наверное, мы будем больше узнавать о новом слове – контраст.
У: -Совершенно верно. Мы сегодня познакомимся с двумя произведениями искусства и постараемся найти в них контраст.
3.Новый материал.
У:-Как вы думаете, контраст между красивым и страшным может быть только в волшебных сказках?
Д:- Нет, это можно встретить и в рассказах.
У:-Многих писателей, поэтов, художников, музыкантов привлекают особые состояния природы, жизненные ситуации, в которых уживается одновременно красивое и страшное, притягивающее и пугающее. Сегодня мы разберем стихотворение М.Волошина «Зелёный вал», постараемся увидеть контраст и потом обратимся к полотну художника, посмотрим, как он передал с помощью красок контраст. Откройте учебник на стр. 156
Максимилиан Александрович Волошин( настоящая фамилия-Кириенко-Волошин) родился в 1887 году в Киеве в семье юриста. Мать занималась переводами, после смерти мужа переехала с сыном в Москву, а в 1893 году- в Крым. В 1897 году Волошин поступает на юридический факультет Московского университета. В это время начинает печатать в журнале «Русская мысль» библиографические заметки. В 1901 году во Франции входит в литературные круги, занимается самообразованием, пишет стихи. В 1903 году возвращается в Москву, начинает активно публиковаться, много делает для сближения русского и французского искусства. Первый его сборник вышел в 1910 году. Кроме поэзии Волошин увлекался живописью, последние годы поэт жил в Крыму, дом его превращается в центр художественно-аристократической жизни, умер М.Волошин в 1932 году, свой дом завещал Союзу писателей.
У:-Сначала разберем значения слов, которые встретятся в произведении.
(На доске записаны слова)
Отпрянул — отпрыгнул, резко отодвинулся
Лиловый- фиолетовый
Снасть- приборы, инструменты
_Прочитаем слова, кто сможет объяснить значения слов? (Ответы детей)
В стихотворении будут ещё слова, непонятные вам, прочитайте сноски и познакомьтесь со словами.
а) Чтение стихотворения учителем.
У:-Сейчас я прочту стихотворение, а вы попробуйте представить картину, затем словесно её нарисуем.
Зелёный вал отпрянул и пугливо
Умчался вдаль, весь пурпуром горя...
Над морем разлилась широко и лениво
Певучая заря.
Живая зыбь, как голубой стеклярус.
Лиловых туч карниз.
В стеклянной мгле трепещет серый парус.
И ветр в снастях повис.
Пустыня вод... С тревогою неясной
Толкает чёлн волна.
И распускается, как папоротник красный,
Зловещая луна.
(Учитель выдерживает небольшую паузу, чтобы дети могли «переварить» услышанное).
У:-Что увидели, почувствовали, услышали?
Д:-Красивая картина!
Д:-Страшно!
Д:-У меня возникло чувство одиночества.
-У:-Какую картину вы увидели?
Д:-Огромное море, по нему плывет лодка, встает заря.
Д:-Это, наверное, восход.
Д:-Море спокойное, только небольшие волны.
У:-Молодцы. Сейчас прочтите стихотворение самостоятельно и постарайтесь найти ответ на вопрос: благодаря каким средствам литературного языка поэту удалось передать красоту и страх, тишину и тревогу.
б)Дети читают
Ответы детей:
Д:-М.Волошин использует эпитеты, метафоры, сравнения.
У: -Проанализирем стихотворение. Что такое- зеленый вал?
Д:- Остров.
Д:- Это кустарники или деревья.
Д:- Я думаю, что это лес.
У:- Ребята, это большой лес, т.к. зелёный вал, что-то огромное. А почему он отпрянул?
Д:- Значит, лодка быстро отплыла от берега, вот вал и отпрянул, т. е. отпрыгнул.
У:- Вы сказали, что здесь есть эпитеты, олицетворения. Докажите.
Д:-Сравнение нашла в следующей строке:
«Живая зыбь, как голубой стеклярус»
Д:- Я тоже нашла сравнение:
«И распускается, как папоротник красный,
Зловещая луна»
У:-Молодцы.
Д:- «Над морем разлилась широко и лениво
Певучая заря»
По-моему, это эпитет, очень красиво!
У:-Дети, прочитайте ещё раз стихотворение, найдите места, где поэт пользуется средствами живописца.
(Дети читают).
Д:- Поэт использовал цвета- зеленый, пурпурный, голубой, лиловый, серый, красный.
У:-Какое море увидел поэт?
Д:-Спокойное. «Ветр в снастях повис».
Д:- Здесь тихо, как в пустыне, нет никого.
Д:- А я думаю, что природа готовит что-то страшное «С тревогою неясной
Толкает чёлн волна».
У:- Кто-то из вас чувствует спокойствие, а кто-то страх. Что это такое?
Д:- Это контраст. Вроде затишье в природе, а после тишины бывает буря.
У:-Замечательно, что вы это подметили.. Можно эту картину назвать красивой? Спокойствие живет рядом с тревогой, заря певучая, а луна зловещая, парус трепещет- боится чего-то, папоротник красный распускается. Контраст мы наблюдаем несомненно. Дети, а почему зловещая луна распускается как папоротник красный?
Д:-Папоротник цветет красным цветом и луна красная.
Д:-Папоротник цветет один раз.
Д:- А я слышала, что папоротник совсем не цветет.
У:- Посмотрите, сколько сейчас возникло вопросов по этому поводу. К следующему уроку постарайтесь найти ответ на вопрос: когда цветет
папоротник, и каким цветом. В начале урока мы поставили перед собой цель- найти контраст в произведении поэта. Нам это удалось? (Ответы).
4.Физминутка.
в)Рассматривание картины.
У:-А сейчас сходим в картинную галерею, рассмотрим известную картину И.Айвазовского «Девятый вал».
(Дети рассматривают картину).
У:-Что вы здесь видите?
Д:-Море, людей, которые плавают на обломках.
Д:-Наверное, их корабль потерпел крушение.
Д:-Встает солнце, ярко желтые лучи освещают волны.
У:-Действительно, здесь мы видим людей после сильнейшего ночного шторма. Самая большая волна-девятый вал готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачт. Как воспринимаете пейзаж -красиво или страшно?
Д: -Скорее страшно.
Д:-Но я думаю, что не зря художник взял яркие желтые краски, надо надеяться на то, что люди спасутся.
У:- Хорошо. Все говорит о величии и мощи морской стихии и беспомощности перед ней человека. Теплые тона картины делают море не таким суровым и дают надежду на спасение людей. Своим названием картина обязана распространенному мнению, будто каждый девятый вал во время шторма является особенно большим и страшным, превосходящий все другие. В чем проявляется контраст?
Д: -Айвазовский противопоставляет бушующее море и волю нескольких людей, они должны спастись, потому что сильно этого хотят.
У:-Пусть еще неистовствует океан, грозно поднимаются волны, но мужество, вера человека окажутся сильнее стихии. Картина не оставляет мрачное
впечатление, она полна света и воздуха, вся пронизана лучами солнца, написана самыми яркими красками.
5.Итог урока.
У:- Что больше всего увлекло вас на уроке? Что было не совсем удачно? Смогли сегодня увидеть контраст в произведениях? Оправдано ли применение контраста в произведениях искусства?
Д:- Мне понравилось работать над анализом стихотворения.
Д:-Понравилось работать со стихотворением и картиной.
Д:- Контраст делает стихотворение более красивым, загадочным.
6.Работа на индивидуальных карточках.
У:- Вы получили карточки, в которых должны написать названия произведений литературы, живописи, музыки, в которых прослеживается контраст. За эти работы получите оценки. (Дети выполняют задания)
7 Домашнее задание.
-Дома вы подготовите выразительное чтение стихотворения, найдете материал, касающийся папоротника. Спасибо за работу, мне понравился сегодняшний урок.
(Учитель выставляет оценки за работу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс система Л.В.занкова
В основу рабочей программы по литературному чтению для 2 класса МОУ «Гимназия№2» положена авторская программа, разработанная В. Ю. Свиридовой, которая обеспечена учебником (Свиридова В.Ю. Литера...
рабочая программа по литературному чтению 1 класс, система Л. В. Занкова, ФГОС-2
Рабочая программа по литературному чтению включает в себя обучение грамоте (чтение) и литратурное чтение. Программа разработана на основании рекомендаций ФГОС....
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (система Л. В. Занкова)
В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала (учебник Чураковой)...
Мастер-класс Литературное чтение 1 класс система Л.В. Занкова
Методы и приемы, направленные на реализацию новых образовательных стандартов через УМК системы «Л.В. Занкова», в частности на уроках литературного чтения по учебнику Н.В. Нечаевой, К.С. Бе...
урок литературного чтения "Поэтические секреты" система Л.В.Занкова 3 класс
Тема данной методической разработки является неотъемлемой частью рабочей программы «Литературное чтение» в 3 классе по системе Л.В.Занкова...
Урок литературного чтения, 4 класс, система Л.В.Занкова
Уро к составлен по учебнику Чураковой, объединяет стихотворения В.Берестова....
План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).
Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном". С помощью это...