Урок литературного чтения -4 класс ( Система Л.В.Занкова)
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Четнева Надежда Владимировна

Тема: М. Волошин "Зеленый вал" И. Айвазовский "Девятый вал"

 

Задачи: - обнаружить одну из главных особенностей романтического искусства

наличие контраста между красивым и ужасным во всех видах искусства:

стихотворении М.Волошина «Зелёный вал», картине И.Айвазовского

«Девятый вал»;

               - развивать речь учащихся, образное мышление, умение видеть в

произведении  тот контраст, на котором держится смысл, умение читать

произведение  выразительно;

              - воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к поэзии, живописи;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_4.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Абрамовская средняя общеобразовательная                 школа»

Урок литературного чтения -4 класс

( Система Л.В.Занкова)

Тема: М.Волошин «Зелёный вал».

И.Айвазовский «Девятый вал».

                                                            Подготовила: Четнева Н.В.

                                                            учитель первой    

                                                            квалификационной категории

                                                                             

Оборудование:

1. Учебник литературы.

2. Репродукция картины И.Айвазовского «Девятый вал».

3. Карточки для индивидуальной работы.

4. Плакат для физминутки.

Задачи: - обнаружить одну из главных особенностей романтического искусства

наличие контраста между красивым и ужасным во всех видах искусства:

стихотворении М.Волошина «Зелёный вал», картине И.Айвазовского

«Девятый вал»;

               - развивать речь учащихся, образное мышление, умение видеть в

произведении  тот контраст, на котором держится смысл, умение читать

произведение  выразительно;

              - воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к поэзии, живописи;

Ход урока.

1.Оргмомент.

У:-Ребята, проверьте свои рабочие места. Садитесь.

2.Проверка домашнего задания.

3. Определение темы урока.

У:- К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать сказку «Аленький цветочек», недавно мы познакомились с произведением Гофмана «Щелкунчик». Отсюда у меня к вам вопрос:                                                                                                                                                           Что общего в этих сказках?

Д: -  В сказках происходит волшебство, превращения.

У:-В какой сказке чувствуется народное происхождение? Почему?

Д: - Сказка «Аленький цветочек»- народная, т.к. там присутствует число 3, дочери одеты в сарафаны, разговаривают они как-то особенно.

У:- Кто из вас сможет ответить на вопрос: что такое контраст? Контраст-это резкая противоположность.

У:-В какой сказке контраст между реальным и волшебным миром ярче?, т.е. Где реальный мир реальнее, а волшебный мир -волшебнее, фантастичнее, страшнее, неожиданнее?

(После ответов детей приходим к выводу, что контраст ярче в сказке «Щелкунчик»).

У:-В какой сказке композиция более замысловатая на ваш взгляд? Где характеры героев представляются более сложными? Как вы думаете, какова тема урока?

Д: - Наверное, мы будем больше узнавать о новом слове – контраст.

У: -Совершенно верно. Мы сегодня познакомимся с двумя произведениями искусства и постараемся найти в них контраст.

3.Новый материал.

У:-Как вы думаете, контраст между красивым и страшным может быть только в волшебных сказках?

Д:-  Нет, это можно встретить и в рассказах.

У:-Многих писателей, поэтов, художников, музыкантов привлекают особые состояния природы, жизненные ситуации, в которых уживается одновременно красивое и страшное, притягивающее и пугающее. Сегодня мы разберем стихотворение М.Волошина «Зелёный вал», постараемся увидеть контраст и потом обратимся к полотну художника, посмотрим, как он передал с помощью красок контраст. Откройте учебник на стр. 156  

Максимилиан Александрович Волошин( настоящая фамилия-Кириенко-Волошин) родился в 1887 году в Киеве в семье юриста. Мать занималась переводами, после смерти мужа переехала с сыном в Москву, а в 1893 году- в Крым. В 1897 году Волошин поступает на юридический факультет Московского университета. В это время начинает печатать в журнале «Русская мысль» библиографические заметки. В 1901 году во Франции входит в литературные круги, занимается самообразованием, пишет стихи. В 1903 году возвращается в Москву, начинает активно публиковаться, много делает для сближения русского и французского искусства. Первый его сборник вышел в 1910 году. Кроме поэзии Волошин увлекался живописью, последние годы поэт жил в Крыму, дом его превращается в центр художественно-аристократической жизни, умер М.Волошин в 1932 году, свой дом завещал Союзу писателей.

У:-Сначала разберем значения слов, которые встретятся в произведении.

(На доске записаны слова)

Отпрянул — отпрыгнул, резко отодвинулся

Лиловый- фиолетовый

Снасть- приборы, инструменты

_Прочитаем слова, кто сможет объяснить значения слов? (Ответы детей)

В стихотворении будут ещё слова, непонятные вам, прочитайте сноски и познакомьтесь со словами.

а) Чтение стихотворения учителем.

У:-Сейчас я прочту стихотворение, а вы попробуйте представить картину, затем словесно её нарисуем.

Зелёный вал отпрянул и пугливо

Умчался вдаль, весь пурпуром горя...

Над морем разлилась широко и лениво

Певучая заря.

Живая зыбь, как голубой стеклярус.

Лиловых туч карниз.

В стеклянной мгле трепещет серый парус.

И ветр в снастях повис.

Пустыня вод... С тревогою неясной

Толкает чёлн волна.

И распускается, как папоротник красный,

Зловещая луна.

(Учитель выдерживает небольшую паузу, чтобы дети могли «переварить» услышанное).

У:-Что увидели, почувствовали, услышали?

Д:-Красивая картина!

Д:-Страшно!

Д:-У меня возникло чувство одиночества.

-У:-Какую картину вы увидели?

Д:-Огромное море, по нему плывет лодка, встает заря.

Д:-Это, наверное, восход.

Д:-Море спокойное, только небольшие волны.

У:-Молодцы. Сейчас прочтите стихотворение самостоятельно и постарайтесь найти ответ на вопрос: благодаря каким средствам литературного языка поэту удалось передать красоту и страх, тишину и тревогу.

б)Дети читают

Ответы детей:

Д:-М.Волошин использует эпитеты, метафоры, сравнения.

У: -Проанализирем стихотворение. Что такое- зеленый вал?

Д:- Остров.

Д:- Это кустарники или деревья.

Д:- Я думаю, что это лес.

У:- Ребята, это большой лес, т.к. зелёный вал, что-то огромное. А почему он отпрянул?

Д:- Значит, лодка быстро отплыла от берега, вот вал и отпрянул, т. е. отпрыгнул.

У:- Вы сказали, что здесь есть эпитеты, олицетворения. Докажите.

Д:-Сравнение нашла в следующей строке:

«Живая зыбь, как голубой стеклярус»

Д:- Я тоже нашла сравнение:

«И распускается, как папоротник красный,

Зловещая луна»

У:-Молодцы.

Д:- «Над морем разлилась широко и лениво

Певучая заря»

По-моему, это эпитет, очень красиво!

У:-Дети, прочитайте ещё раз стихотворение, найдите места, где поэт пользуется средствами живописца.

(Дети читают).

Д:- Поэт использовал цвета- зеленый, пурпурный, голубой, лиловый, серый, красный.

У:-Какое море увидел поэт?

Д:-Спокойное. «Ветр в снастях повис».

Д:- Здесь тихо, как в пустыне, нет никого.

Д:- А я думаю, что природа готовит что-то страшное «С тревогою неясной

Толкает чёлн волна».

У:- Кто-то из вас чувствует спокойствие, а кто-то страх. Что это такое?

Д:- Это контраст. Вроде затишье в природе, а после тишины бывает буря.

У:-Замечательно, что вы это подметили.. Можно эту картину назвать красивой? Спокойствие живет рядом с тревогой, заря певучая, а луна зловещая, парус трепещет- боится чего-то, папоротник красный распускается. Контраст мы наблюдаем несомненно. Дети, а почему зловещая луна распускается как папоротник красный?

Д:-Папоротник цветет красным цветом и луна красная.

Д:-Папоротник цветет один раз.

Д:- А я слышала, что  папоротник совсем не цветет.

У:- Посмотрите, сколько сейчас возникло вопросов по этому поводу. К следующему уроку постарайтесь найти ответ на вопрос: когда цветет

папоротник, и каким цветом. В начале урока мы поставили перед собой цель- найти контраст в произведении поэта. Нам это удалось? (Ответы).

4.Физминутка.

в)Рассматривание картины.

У:-А сейчас сходим в картинную галерею, рассмотрим известную картину И.Айвазовского «Девятый вал».

(Дети рассматривают картину).

У:-Что вы здесь видите?

Д:-Море, людей, которые плавают на обломках.

Д:-Наверное, их корабль потерпел крушение.

Д:-Встает солнце, ярко желтые лучи освещают волны.

У:-Действительно, здесь мы видим людей после сильнейшего ночного шторма. Самая большая волна-девятый вал готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачт. Как воспринимаете пейзаж -красиво или страшно?

Д: -Скорее страшно.

Д:-Но я думаю, что не зря художник взял яркие желтые краски, надо надеяться на то, что люди спасутся.

У:- Хорошо. Все говорит о величии и мощи морской стихии и беспомощности перед ней человека. Теплые тона картины делают море не таким суровым и дают надежду на спасение людей. Своим названием картина обязана распространенному мнению, будто каждый девятый вал во время шторма является особенно большим и страшным, превосходящий все другие. В чем проявляется контраст?

Д: -Айвазовский противопоставляет бушующее море и волю нескольких людей, они должны спастись, потому что сильно этого хотят.

У:-Пусть еще неистовствует океан, грозно поднимаются волны, но мужество, вера человека окажутся сильнее стихии. Картина не оставляет мрачное

впечатление, она полна света и воздуха, вся пронизана лучами солнца, написана самыми яркими красками.

5.Итог урока.

У:- Что больше всего увлекло вас на уроке? Что было не совсем удачно? Смогли сегодня увидеть контраст в произведениях? Оправдано ли применение контраста в произведениях искусства?

Д:- Мне понравилось работать над анализом стихотворения.

Д:-Понравилось работать со стихотворением и картиной.

Д:- Контраст делает стихотворение более красивым, загадочным.

6.Работа на индивидуальных карточках.

У:- Вы получили карточки, в которых должны написать названия произведений литературы, живописи, музыки, в которых прослеживается контраст. За эти работы получите оценки. (Дети выполняют задания)

7 Домашнее задание.

-Дома вы подготовите выразительное чтение стихотворения, найдете материал, касающийся папоротника. Спасибо за работу, мне понравился сегодняшний урок.

(Учитель выставляет оценки за работу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс система Л.В.занкова

В основу рабочей программы по литературному чтению для 2 класса МОУ «Гимназия№2» положена авторская программа, разработанная  В. Ю. Свиридовой, которая обеспечена учебником (Свиридова В.Ю. Литера...

рабочая программа по литературному чтению 1 класс, система Л. В. Занкова, ФГОС-2

Рабочая программа по литературному чтению включает в себя обучение грамоте (чтение) и литратурное чтение. Программа разработана на основании рекомендаций ФГОС....

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (система Л. В. Занкова)

В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала (учебник Чураковой)...

Мастер-класс Литературное чтение 1 класс система Л.В. Занкова

Методы и приемы, направленные на реализацию новых образовательных стандартов  через УМК системы «Л.В. Занкова», в частности на уроках литературного чтения по учебнику  Н.В. Нечаевой, К.С. Бе...

урок литературного чтения "Поэтические секреты" система Л.В.Занкова 3 класс

              Тема данной методической разработки является неотъемлемой частью рабочей программы  «Литературное чтение» в 3 классе по системе Л.В.Занкова...

Урок литературного чтения, 4 класс, система Л.В.Занкова

Уро к составлен по учебнику Чураковой, объединяет стихотворения В.Берестова....

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...