Конспект урока по литературному чтению 2класс "К.Бальмонт Снежинка"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

 Потапова Инна Николаевна

Конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный районный конкурс «Педагог года 2012»

Конспект открытого занятия во 2-ом классе по литературному чтению «К. Бальмонт Снежинка»

УМК «Школа России»

                                                                                                                  Конспект составила

учитель нач. классов

                                                                                                                 1-ой кв.  категории

                                                                                                        Потапова И.Н.

16.12.2011 г.

Тема урока: Константин Бальмонт «Снежинка».

Цели урока: 

1) Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению стихотворения К. Бальмонта «Снежинка». Продолжить обучение учащихся выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений, переживаний.

2) Способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать. Способствовать обогащению словарного запаса.

3) Способствовать развитию воспитания быть заботливым, внимательным, чутким. Способствовать формированию умения видеть красоту в окружающем мире.

4) Обеспечение адекватного восстановления сил, способствовать рациональной организации двигательной активности.

Тип урока: Изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Дидактическое обеспечение урока:

ТСО: мультимедийный проектор; ноутбук, экран.

Для учителя: диски со слайд-шоу , диск с записью музыки П. И. Чайковского «Времена года».

Для детей: Круги со схематическим изображением снежинки

Ход урока

I. Организационный этап  1 слайд

II. Актуализация знаний  

 Игра – ассоциация  2 слайд

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «зима»? (Снег, сугроб, горка, лыжи, коньки, мороз, сосулька, снеговик, метель, вьюга…)

3 слайд

- Среди этих слов мне хотелось бы выделить слово «снег».

- Какова ваша реакция на первый снег? (Радость, чувство праздника, удивление, восторг…)

На экране идёт показ слайдов   под музыку Чайковского

4 слайд

Рассказ учителя

- С давних пор люди с трепетом относятся к различным явлениям природы. Кажется, что мы знаем все о природе происходящего, но все равно с трепетом наблюдаем за появлением радуги, за первыми лучами солнца и за первым снегом.

-Кто из вас знает название картина и имя художника изобразившего её?

5 слайд

- Это Пластов Аркадий Александрович, а картина называется «Первый снег»

6  слайд

 7 слайд

- Кого вы видите на картине? Что чувствуют дети? Почему они выбежали раздетыми?

-  Дети на картине Пластова «Первый снег» трепетно ловят первые снежинки, которые сразу же растают от тепла.

  Первый снег всегда долгожданный, потому что несет обновление и очищение. Он знаменует собою переход к другому ритму жизни. Отдельные люди настолько заждались появления снега и наступления настоящей зимы, что уже по первому снегу едут на санях. Дети, чтобы насладиться этим трепетным зрелищем, выбежали из дома второпях. Это видно по несуразности их одежды.
  Картина поражает своей чистотой и свежестью. Кажется, что дыхание зимы долетает до зрителя – и погружает в абсолютно другой мир.

III. Речевая разминка. 8 слайд

- На уроках чтения мы учимся не только правильно и грамотно говорить, но ещё и развиваем речевой аппарат.  Как вы думаете для чего это надо делать?

- Надо помнить о том, чтобы речь была яркой и приятной для других. Надо управлять своим дыханием во время разговора, правильно дышать во время речи.

-Проведём речевую разминку. Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите в лёгкие воздух, сдуньте снежинки с ладони. Повторим три раза.

- Просчитайте предложение со слайда:

9 слайд

С неба падают снежинки.

- Произнесите предложение, записанное на доске, делая ударение каждый раз на другом слове.

- Сначала девочки, потом мальчики, а теперь все хором. Молодцы.

IV. Формирование новых понятий и способов действия.

- Кто догадался чему будет посвящён сегодняшний урок?

А) Знакомство с поэтом  10 слайд

- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением «Снежинка», которое написал русский поэт Константин Дмитриевич Бальмонт. Поэт родился 15 июня 1867 года в деревне  Владимирской губернии. Мать Бальмонта, высокообразованная, умная женщина, ввела поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. В 5 лет Костя научился читать самостоятельно. Отец был тихим, добрым человеком. Любил природу. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве проникся   красотой  лесов, полей, лесных речек. Это радостное ощущение детства отражено в поэзии Бальмонта. Поэт А. Блок назвал Бальмонта «поэтом с утренней душой». Его стихи певучи и музыкальны.

Б) Подготовка к чтению

11 -13 слайд

- А теперь прочитаем слова, которые встретятся в стихотворении и попробуем объяснить их значение:

1) Проносится – двигается очень быстро стремительно.
2) Взметается – поднимается высоко к верху.
3) Крутится бешено – вращаться вокруг себя очень быстро.
4) Веющим – веять, т. е. дуть, обдувать.
5) Лелеющем – лелеять, заботливо ухаживать за кем-нибудь.
6) Утешена – успокоить чем-нибудь радостным.
7) Светло-пушистая – светлая и пушистая.
8) Лазурную – цвет лазури, светло-синий (компьютер с цветом).
9) Звезда кристальная – звезда в форме кристалла (компьютер).

В) Чтение стихотворения

14 слайд

Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится,
Не ввысь лазурную,
На землю просится.

В лучах блистающих

Скользит, умелая,

Средь хлопьев танцующих

Сохранно-белая.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.

Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

Г) Чтение стихотворения детьми.

Работа в парах

-Прочитайте стихотворение друг другу вполголоса.

Физкультминутка. 15 - 16  слайд
С неба падают снежинки, как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками и покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, поднимаем выше ноги.
А потом идем, идем и к себе приходим в дом.

V. Применение и формирование умений и навыков  закрыть проектор

Анализ произведения 

1. - Какие слова использует автор для описания снежинки? (Светло-пушистая, белая, чистая, смелая.)

- Какими словами он передает движение снежинки? (Проносится, дрожит, взметается, качается, крутится бешено.)

- Какими другими словами можно передать движение снежинки? (Летит, кружится, опускается, плывет.)

- Изменится ли от этого картина, которую мы представляем? (Да, т.к. слова, которые мы подобрали, показывают более плавное движение снежинки.)

2. Отношение автора к снежинке 17 слайд

- Какие чувства выразил поэт по отношению к снежинке?

АВТОР

РАВНОДУШИЕ
ВОСХИЩЕНИЕ
ЛЮБОВЬ
РАДОСТЬ
РАЗОЧАРОВАНИЕ
УДИВЛЕНИЕ
ЖАЛОСТЬ
ВОСТОРГ

(Восхищение, любовь, радость, удивление, жалость, восторг.)

- Объясните свой выбор. (Она такая маленькая преодолевает огромное расстояние… Она кружится в вальсе… Не боится сильного ветра… Она такая красивая… Жалко, что она так быстро заканчивает свой путь…)

3. Партитура чувств

- Какие чувства вызывает стихотворение? (Радость, бодрое настроение; тревога, ожидание; легкая, светлая печаль.)

- Можно ли сравнить полет снежинки с жизнью человека?

- И в жизни человека радость сменяется печалью, печаль – радостью. Так и идет жизнь человека, и все надо с благодарностью принимать.

4. Рисование снежинки. 18 слайд

- Возьмите круг, который лежит у вас на парте, синий фломастер или карандаш и по линиям на рисуйте свою снежинку, которую представили во время чтения стихотворения образцы на слайде.

-А теперь переверните её и нарисуйте схематически весёлое лицо, если понравился урок, если нет грустное.

VI. Рефлексия. 19 слайд

-Возьмите каждый свою снежинку и встаньте вокруг второго ряда в круг. Положите на ладонь снежинку.

-Что вы увидели, что вы услышали, что вы почувствовали сегодня на уроке?

(Звучит фонограмма песни из кинофильма о снежинке)

Когда в дом входит год молодой,
А старый уходит вдаль,
Снежинку хрупкую спрячь в ладонь,
Желание загадай.
Смотри с надеждой в ночную синь,
Некрепко ладонь сжимай,
И все, о чем мечталось, проси,
Загадывай и желай.

20 слайд

-Загадайте самое сокровенное желание, и оно непременно сбудется в Новом году. Только желание ваше должно исходить из глубины вашей души, сердца.

VII. Этап информации о домашнем задании

1. Выразительное чтение стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: К.Д.Бальмонт «Снежинка»

Цели и задачи:Предметные.Познакомить с биографией  К.Д.Бальмонта и его произведением «Снежинка». Обогащение словарного запаса.Метопредметные.Учиться работать с текстом, извлекать необ...

Литературное чтение.Конспект урока по литературному чтению. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус».

Урок литературного чтения 4 класс Тема: Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»...