Рабочая программа по курсу "Литературное чтение" 1 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена на основе авторской программы Литературное чтение Климанова Л.Ф., Бойкина М.В ./ «Школа России» Сборник рабочих программ.1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2011. – 528 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по курсу "Литературное чтение" 1 класс | 387.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 15»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Протокол №________ от«__»__________2012 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «ООШ № 15» _________Е.Ю.Орехова | РАССМОТРЕНО На заседании педагогического совета Протокол № _____ от«__»_______2012г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «ООШ №15» _______В.Н.Москаленко |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Станкевич Оксаны Викторовны,
учителя начальных классов,
по учебному курсу «Литературное чтение»
1 класс
(УМК «Школа России»)
Старый Оскол
2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена на основе авторской программы Литературное чтение Климанова Л.Ф., Бойкина М.В ./ «Школа России» Сборник рабочих программ.1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2011. – 528 с.
Рабочая программа и тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» для 1 класса разработаны на основе программы по литературному чтению в рамках ФГОС, что позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый федеральным государственным образовательным стандартом в области литературного чтения.
Цель: создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться, постоянно расширяя границы своих возможностей; воспитание образованного, творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
- обучение навыкам общения и сотрудничества, различным видам деятельности через поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора;
- обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нем;
- создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями;
- развитие речевых навыков школьников, связанных с процессом восприятия (слушание, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста.
Курс литературного чтения начинается с обучения грамоте. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению. Содержание обучения чтению обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения первого года обучения идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения, постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное)
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); озаглавливание.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства без термина («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают подробный (с использованием образных слов и выражений) пересказ художественного текста.
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В первом классе урокам обучения чтению в период обучения грамоте отводится 92 ч (23 учебные недели).
На изучение курса «Литературное чтение» отводится 40 ч (4 часа в неделю, 10 учебных недель), в т.ч. комплексная контрольная работа -1.
Изменения в авторскую программу не внесены.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается на вечными ценностями (базовыми ценностями): добро, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотности. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемое в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Результаты изучения курса
Личностные результаты
Обучающийся научится:
1) воспитывать в себе чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
2) развивать средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитывать художественно-эстетический вкус, эстетические потребности, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
5) уважительному отношению к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) начальным навыкам адаптации к школе, к школьному коллективу;
Обучающийся получит возможность научиться:
7) принятию и освоению социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
9) мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
1) способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) способам решения проблем творческого и поискового характера;
3) развивать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) развивать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
Обучающийся получит возможность научиться:
6) навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, составления текстов в устной и письменной формах;
7) слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) умению договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
Предметные результаты
Обучающийся научится:
1) понимать литературу как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознавать значимость чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) чтению вслух и про себя, элементарным приёмам анализа художественных, и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) умению осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
Обучающийся получит возможность научиться:
5) использовать простейшие виды анализа различных текстов: определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, пересказывать произведение;
6) развивать художественно-творческих способности, умению создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Аудирование (слушание).
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения , определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному произведению.
Чтение.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмыслению правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определения вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста.
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнении. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура.
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения.
Понимания заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.
Осознание понятия «РОДИНА», представления о проявления любви к «Родине» в литературе разных народов (например народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выражение через поступки и речь. Основание разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, составление планов в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое).
Работа с учебными, научно-популярными и другим текстами.
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста. Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно - следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микро тем. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный, краткий пересказ текста.
Говорение (культура речевого общения).
Осознание диалога как вида речи. Понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению.
Работа со словом, целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного произведения.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Круг детского чтения.
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведение классиков отечественной литературы 19-20 вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Творческая деятельность.
- читать по ролям литературное произведение;
- использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);
- создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
- творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
- работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
Литературоведческая пропедевтика.
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
- распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
В результате обучения будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их литературного развития, который характеризуется как умения:
- осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение чтения для формирования личностных качеств и социальных ценностей;
- понимать значение литературы как средства ознакомления с общечеловеческими ценностями;
- работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и нравственной сущности;
- применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя; пересказывать текст;
- осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
- работать со справочно-энциклопедическими изданиями.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу первого класса
Обучающиеся должны иметь общее представление:
- об отличии художественного текста от научного;
- об отличии фольклорного текста от литературного;
- об отличии стихотворного текста от прозаического;
- о разнообразии малых жанров фольклора (колыбельная, потешка, закличка, прибаутка, небылица, побасенка, загадка, считалка, поговорка, пословица, скороговорка);
- о различиях сказки, рассказа, стихотворения;
Обучающиеся должны уметь:
- читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя
- ориентироваться в книге (автор, название, оглавление, иллюстрации);
- понимать содержание прочитанного;
- осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
- находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, сравнение, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слова, звукопись, рифма);
- отличать диалог от монолога;
- задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения.
Круг чтения первого года обучения
- Сказки, загадки, небылицы: В.Данько «Загадочные буквы» А Плещеев «Сельская песенка», А Майков,С Маршак «Апрель», И.Токмакова «Ручей», «Аля, клякса…», С Черный «Живая азбука» Е.Чарушин «Теремок», РНС «Рукавичка», Загадки, песенки РН потешки
- Люблю природу русскую: Г.Сапгир «Про медведя», «Разговор с пчелой», С.Маршак «Автобус № 26», Е.Трутнева «Когда это бывает»
- И в шутку и всерьёз: И Токмакова, Я Тайц, Н.Артюхова «Саша - дразнилка», К Чуковский «Федотка», И. Пивоварова , М.Пляцковский
- Я и мои друзья: Ю.Ермолаев «Лучший друг», В.Орлов «Кто первый», Р.Сеф «Совет», В.Берестов «В магазине игрушек», И.Пивоварова «Вежливый ослик», А.Барто, Я.Аким, С.Маршак, М.Пляцковский, Д.Тихомиров
- О братьях наших меньших: Н.Сладков, С.Михалков, В.Осеева, И.Токмакова, М.Пляцковский, С.Михалков, Г.Сапгир, В.Берестов, Д.Хармс
- Малые жанры фольклора: Потешки, побасенки, считалки, скороговорки, поговорки, пословицы, загадки.
- Русские народные сказки: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Волк и козлята», «Три медведя», «Маша и медведь», «Лиса и волк», «Кот и лиса», «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей».
- Зарубежные народные и авторские сказки: «Красная шапочка», «Три поросенка», братья Гримм «Бременские музыканты».
- Русские писатели и поэты: А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А.К. Толстой, С. Есенин, К. Бальмонт, И. Бунин;, Л. Толстой «Азбука», «Косточка», «Лгун», «Отец и сыновья», К. Ушинский «Утренние лучи», М. Горький «Воробьишко».
- Современная русская и зарубежная литература: К. Чуковский «Стихи и сказки», С. Маршак , А Барто, Д. Хармс, С. Михалков, Б. Заходер, В. Берестов, Ю. Мориц, Р. Сеф, Е. Серова, И. Пивоварова, Е. Чарушин «Волчишко», «Про Томку», Н. Сладков «Свиристели», М. Пришвин «Золотой луг», В. Панова «Сережа» (отрывок), Н. Носов «Затейники», В. Драгунский «Друг детства», «Тайное всегда становится явным», Ю.Коваль «Воробьиное озеро»; Э. Успенский «Про Веру и Анфису», Г. Остер «Задачи», Е. Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак» (отрывок); Дж. Родари «Приключения Чиполлино» (отрывок), А. Милн «Винни Пух и все-все-все» (отрывок), Д.Биссет «Под ковром».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | |||||
№ п/п | Наименование раздела программы, тема | Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения и действия) | Часы учебно-го времени | Плановые сроки прохождения | Приме-чание |
Добукварный период (14 ч.) | |||||
1. | Азбука» — первая учебная книга | Ориентироваться в «Азбуке». Называть и показывать элементы учебной книги. Называть условные знаки, объяснять значение каждого знака. Рассказывать, как правильно обращаться с книгой. Отвечать на вопросы учителя как правильно нужно вести себя на уроках. Принимать учебную задачу и осуществлять ее решение под руководством учителя. Выделять из речи предложения. Определять на слух их количество. Соблюдать речевой этикет. Различать родовые поднятия. Делить предложения на слова. Составлять предложения по сюжетной картинке. Устанавливать слоговой состав слова. Объяснять смысл пословиц. Подбирать слова к заданным схемам. Выделять ударные слоги. Анализировать слово с опорой на модель. Наблюдать, как гласный образует слог. Выделять слоги-слияния и звуки за пределами слияния. Анализировать образец изучаемой буквы. Работать в группе. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Оценивать свои достижения и достижения других. | 1 | ||
2. | Речь устная и письменная. Предложение. | 1 | |||
3. | Слово и предложение. | 1 | |||
4. | Слог. | 1 | |||
5. | Ударение. | 1 | |||
6. | Звуки в окружающем мире и в речи. | 1 | |||
7. | Звуки в словах. | 1 | |||
8. | Слог-слияние. | 1 | |||
9. | Повторение и обобщение пройденного материала. | 1 | |||
10. | Гласный звук [а], буквы А, а. | 1 | |||
11. | Гласный звук [о], буквы О, о. | 1 | |||
12. | Гласный звук [и], буквы И, и. | 1 | |||
13. | Гласный звук [ы], буква ы. | 1 | |||
14. | Гласный звук [у], буквы У, у. | 1 | |||
Букварный период (53 ч.+3 резервных урока) | |||||
15. | Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н.. | Принимать учебную задачу и осуществлять ее решение под руководством учителя. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Производить слого-звуковой анализ слов. Характеризовать выделенные звуки с опорой на таблицу. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчные, печатные и письменные буквы. Ориентировать на букву гласного при чтении слогов слияний с изменением буквы гласного. Наблюдать над расхождением написания слов с их звуковой формой. Читать предложения с паузами и интонацией в соответствии со знаком препинания. Воспроизводить сказку по серии рисунков. Приводить примеры слов с новыми звуками. Составлять слова из букв и слогов. Читать наизусть стихотворение. Выкладывать из букв разрезной азбуки новые слова и слоги. Объяснять смысл пословиц. Разгадывать ребусы. Определять место изученной буквы на ленте букв. Наблюдать за изменением слов. Преобразовывать слова. Работать в паре. Составлять небольшие рассказы повествовательного характера о занятиях в свободное время. Устанавливать соответствие между звуковой формой слова и его схемой-моделью. Определять цель учебного занятия. Читать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию. Распространять предложения. Классифицировать слова в соответствии с их значением. Строить самостоятельно связные высказывания. Группировать изученные гласные по общему признаку. Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения. | 1 | ||
16. | Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. | 1 | |||
17. | Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. | 1 | |||
18. | Согласные звуки [т], [т′], буквы Т, т. | 1 | |||
19. | Согласные звуки [т], [т′], буквы Т, т. | 1 | |||
20. | Согласные звуки [л], [л′], буквы Л, л. | 1 | |||
21. | Согласные звуки [л], [л′], буквы Л, л. | 1 | |||
22. | Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. | 1 | |||
23. | Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. | 1 | |||
24. | Гласные буквы Е, е. | 1 | |||
25. | Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. | 1 1 | |||
26. | Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. | ||||
27. | Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. | 1 | |||
28. | Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. | 1 | |||
29. | Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. | 1 | |||
30. | Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. | ||||
31. | Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. | 1 1 | |||
32. | Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. | ||||
33. | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. | 1 | |||
34. | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. | 1 | |||
35. | Гласные буквы Я, я. | 1 | |||
36. | Гласные буквы Я, я. | 1 | |||
37. | Гласные буквы Я, я. | 1 | |||
38. | Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. | 1 | |||
39. | Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. | 1 | |||
40. | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. | 1 | |||
41. | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. | 1 | |||
42. | Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. | 1 | |||
43. | Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. | 1 | |||
44. | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. | 1 | |||
45. | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. | 1 | |||
46. | Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. | 1 | |||
47. | Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. | 1 | |||
48. | Гласные буквы Ё, ё. | 1 | |||
49. | Гласные буквы Ё, ё. | 1 | |||
50. | Звук [j’], буквы Й, й. | 1 | |||
51. | Звук [j’], буквы Й, й. | 1 | |||
52. | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. | 1 | |||
53. | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. | 1 | |||
54. | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. | 1 | |||
55. | Гласные буквы Ю, ю. | 1 | |||
56. | Гласные буквы Ю, ю. | 1 | |||
57. | Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. | 1 | |||
58. | Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц | 1 | |||
59. | Гласный звук [э], буквы Э, э. | 1 | |||
60. | Гласный звук [э], буквы Э, э. | 1 | |||
61. | Мягкий глухой согласный звук [щ’].Буквы Щ, щ. | 1 | |||
62. | Мягкий глухой согласный звук [щ’].Буквы Щ, щ. | 1 | |||
63. | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. | 1 | |||
64. | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. | Послебукварный период (16 ч. +6 резервных уроков) | 1 | ||
65. | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | 1 | |||
66. | Русский алфавит | 1 | |||
67. | Русский алфавит | 1 | |||
68. | Гласные буквы е, Е, ё, Ё, ю, Ю, я, Я. | 1 | |||
69. | Гласные буквы и, ю, ё, е, я. | 1 | |||
70. | Гласные буквы и, ю, ё, е, я. | 1 | |||
71. | Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р». | 1 | |||
72. | Одна у человека мать; одна и родина. К. Ушинский. Наше Отечество. | 1 | |||
73. | История славянской азбуки. | 1 | |||
74. | В. Крупин. Первый букварь. | 1 | |||
75. | А.С. Пушкин. Сказки. | 1 | |||
76. | А.С. Пушкин. Сказки. | 1 | |||
77. | Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. | Принимать учебную задачу и осуществлять ее решение под руководством учителя. Читать текст самостоятельно. Придумывать рассказы по иллюстрации. Слушать рассказы учителя. Пересказывать текст на основе опорных слов. Определять главную мысль текста. На слух определять известную и неизвестную информацию. Объяснять смысл названия рассказов. Находить на выставке книг нужную Распределять роли. Разыгрывать диалоги. Читать наизусть знакомые стихи. Определять героев произведения. Рассказывать о книге. Дополнять текст с помощью слов. Читать сообщение об авторе. Находить возможные ошибки. Определять уровень своих достижений на основе диагностической работе в Азбуке. Корректировать свою работу на основе выполненной диагностики. | 1 | ||
78. | Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. | 1 | |||
79. | К.Д. Ушинский Рассказы для детей. | 1 | |||
80. | К.И. Чуковский. Телефон. | 1 | |||
81. | К.И. Чуковский. Путаница. Небылица. | 1 | |||
82. | В.В. Бианки. Первая охота. | 1 | |||
83. | С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два. | 1 | |||
84. | М.М. Пришвин. Предмайское утро. | 1 | |||
85. | Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршак, А. Барто, В. Осеева. | 1 | |||
86. | Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршак, А. Барто, В. Осеева. | 1 | |||
87. | Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршак, А. Барто, В. Осеева. | 1 | |||
88. | Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова. Песенка — азбука | 1 | |||
89. | Проект: «Живая Азбука» | 1 | |||
90. | Проект: «Живая Азбука» | 1 | |||
91. | Наши достижения. Планируемые результаты изучения. | 1 | |||
92. | Наши достижения. Планируемые результаты изучения. | 1 | |||
Систематический курс 40 часов ( из них 4-резервных) | |||||
Вводный урок (1 ч.) | |||||
93. | Знакомство с учебником по литературному чтению. (Вводный урок) | Ориентироваться в учебнике. | 1 | ||
Жили-были буквы(7 ч.) | |||||
94 | В.Данько «Загадочные буквы» | Прогнозировать содержание раздела. Расставлять книги на выставки в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки. Выбирать книгу по заданному параметру. Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Читать в слух плавно по слогах и целыми словами. Передать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Описывать внешний вид героя. Передавать характер героя с помощью жестов и мимики. Определять главную мысль, соотносить главную мысль с содержание произведения. Читать стихи наизусть. Участвовать в конкурсе чтецов. Проверять себя и оценивать свои достижения. | 1 | ||
95. | И.Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А». | 1 | |||
96. | С.Черный. «Живая азбука», Ф.Кривин. «Почему «А» поется, а «Б» нет?» | 1 | |||
97. | Г.Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова. «Кто как кричит?» | 1 | |||
98. | С.Маршак «Автобус номер двадцать шесть» | 1 | |||
99. | Из старинных книг | 1 | |||
100. | Повторение и обобщение по разделу «Жили-были буквы» Вн.чт. Русские народные сказки. | 1 | |||
Сказки, загадки, небылицы(7 ч.) | |||||
101. | Е.Чарушин «Теремок» | Прогнозировать содержание раздела. Расставлять книги на выставки в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки. Выбирать книгу по заданному параметру. Анализировать представленный в учебнике картинный план. Рассказывать сказку на основе картинного плана. Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана. Сравнивать народную и литературную сказку. Сравнивать различные произведения малого и большого жанра. Отгадывать загадки на основе ключевых слов. Работать в паре. Проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения. | 1 | ||
102. | Русская народная сказка «Рукавичка» | 1 | |||
103. | Загадки, песенки. | 1 | |||
104. | Русские народные потешки. Стишки и потешки из книги «Рифмы матушки Гусыни» | 1 | |||
105. | Отрывки из сказок А. С. Пушкина | 1 | |||
106. | Русская народная сказка «Петух и собака» | 1 | |||
107. | Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки небылицы» | 1 | |||
Апрель, апрель. Звенит капель( 5 ч.) | |||||
108. | А.Плещеев. «Сельская песенка», А.Майков. «Ласточка…», «Весна примчалась …». Вн.чт.Стихи о природе. | Прогнозировать содержание раздела. Расставлять книги на выставки в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки. Выбирать книгу по заданному параметру. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать вслух лирические произведения. Находить в стихотворении слова, помогающие передать настрой автора. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения. Отгадывать загадки на основе ключевых слов. Сочинять загадки на основе подсказки. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения. | 1 | ||
109. | Т.Белозеров «Подснежники», С.Маршак. «Апрель». | 1 | |||
110. | Стихи-загадки писателей И.Токмаковой, Е. Трутневой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина | 1 | |||
111. | Стихотворения В. Берестова, Р. Сефа. Произведения из старинных книг | 1 | |||
112. | Повторение и обобщение по разделу «Апрель, апрель! Звенит капель!». | 1 | |||
И в шутку и всерьез (6ч. +1 резервный урок) | |||||
113. | И.Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я.Тайц «Волк».Г.Кружков «Ррры» | Прогнозировать содержание раздела. Расставлять книги на выставки в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки. Выбирать книгу по заданному параметру. Читать стихи с разным подтекстом. Определять настроение автора. Объяснять смысл названия произведения. Находить слова, которые характеризуют героя. Читать по ролям. Сравнивать произведения на одну и ту же тему. Исправлять ошибки, допущенные при повторном чтении. Проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения | 1 | ||
114. | Н.Артюхова «Саша-дразнилка» | 1 | |||
115. | К.Чуковский «Федотка». О.Дриз «Привет». | 1 | |||
116. | И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», | 1 | |||
117. | О.Григорьев «Стук».И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка». И.Пивоварова «Кулинаки – пулинаки». | 1 | |||
118. | М. Пляцковский «Помощник» | 1 | |||
119. | Из старинных книг. Обобщающий урок по теме «И в шутку, и в серьез» | 1 | |||
Я и мои друзья (5 ч.) | |||||
120. | Ю.Ермолаев «Лучший друг», Е.Благинина «Подарок» | Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула. Анализировать книги на выставках. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать произведение, отражая настроение, высказывать свое мнение о прочитанном. Обсуждать с друзьями , что такое дружба. Определять тему и главную мысль произведения. Соотносить содержание произведения с пословицей. Составлять план рассказа. Сравнивать рассказы и стихотворения. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты. Участвовать в работе группы. | 1 | ||
121. | В.Орлов «Кто первый?», С.Михалков «Бараны» | 1 | |||
122. | В.Орлов «Если дружбой дорожить», Р.Сеф «Совет», В.Берестов «В магазине игрушек» | 1 | |||
123. | С. Маршак «Хороший день», Ю.Энтин «Про дружбу», Я. Аким «Моя родня» | 1 | |||
124. | Из старинных книг. Д. Тихомиров, «мальчишки и лягушки», «Находка». Проект: «Наш класс — дружная семья». Создание летописи класса. | 1 | |||
О братьях наших меньших (5ч. +3ч резервных) | |||||
125. | С.Михалков «Трезор», Р.Сеф «Кто любит собак» | Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием раздела. Анализировать книги на выставках. Прогнозировать содержание раздела. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты. Участвовать в работе группы. Читать произведение с выражением. Сравнивать художественный и научно-популярный текст. Определять основные особенности художественного произведения и основные особенности научно-популярного текста. Называть особенности сказок. Характеризовать художественного героя на основе поступков. Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты. | 1 | ||
126. | Комплексная контрольная работа | 1 | |||
127. | М.Пляцковский «Цап Царапыч», Г.Сапгир «Кошка» | 1 | |||
128. | В.Берестов «Лягушата» В.Лунин «Никого не обижай» | 1 | |||
129. | Д.Хармс «Храбрый еж», Н.Сладков «Лисица и Еж», С. Аксаков «Гнездо». | 1 | |||
130. | Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших» | 1 | |||
131. | В.Осеева «Собака яростно лаяла», И.Токмакова «Купите собаку» | 1 | |||
132. | Библиотечный урок – викторина «Разноцветные страницы» | 1 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Книгопечатная продукция Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы Учебники
Горецкий В.Г. и др. Азбука 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1. /[В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина].-2-е изд.-М.: Просвещение, 2011.-120 с. : ил. –(Школа России).
Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л. Ф Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская)
Методические пособия Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 1 класс
Книги для учителя Полозова Т. Д. Как сформировать читательскую активность
Чутко Н. Г. Формирование познавательной активности у младшего школьника
Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
Словари по русскому языку. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты писателей и поэтов.
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Аудиоцентр/магнитофон. Телевизор. Компьютер. Принтер лазерный.
Экранно-звуковые пособия Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....