Урок по литературному чтению в 4 классе
методическая разработка (чтение, 4 класс) по теме

Александрова Ольга Вячеславовна

Тема урока: "М. Твен "Приключения Тома Сойера"  Межличностные отношения мальчиков и девочек (урок - диспут)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по чтению в 4 классе

Тема урока: М. Твен  «Приключения Тома Сойера». Межличностные отношения мальчиков и девочек».

Цели задачи:

  1. Познакомить учащихся с творчеством писателя.
  2. Отрабатывать навыки выразительного чтения.
  3. Учить анализировать поступки и характер героев.
  4. Обогащать словарный запас учащихся.
  5. Развивать речь учащихся; внимание, память, воображение.
  6. Способствовать воспитанию уважительных отношений между мальчиками и девочками.
  7. Учить ребят участвовать в дискуссии.

Оборудование:

      -     Компьютер, проектор.

  1. Фрагмент к\ф «Приключения Тома Сойера»
  2. Карточки с отрывками о творчестве М. Твена для работы в группах.

    Этапы урока.                                               Ход урока.

        

Орг. момент.          Приветствие гостей.

Постановка целей урока.                   Сегодня мы проведём урок – дискуссию о взаимоотношениях  мальчиков и девочек. В основу нашей дискуссии ляжет отрывок из повести М. Твена «Приключения Тома Сойера». Но сначала мы познакомимся с творчеством писателя.

Работа в группах.             У вас на партах лежат листочки с текстом и вопросом.\см. приложение\ Сейчас вы очень внимательно их прочитаете и ответите на поставленные вопросы. В каждой группе обсудите ответ и выберите, кто будет отвечать. На работу даю 2 минуты.

Коллективный пересказ.       Учащиеся «по цепочке» отвечают на вопросы, т.о. создаётся текст. По ходу пересказа на экране отражаются основные моменты./см. приложение\  

                                             

                                                -  Что вы узнали о писателе?

Подготовка к восприятию    Сегодня мы прочитаем отрывок из повести М. Твена «Приключе -

текста. Слово учителя.        ния Тома Сойера». Многое из того, что описано в произведении автор взял из воспоминаний о своём детстве.Тётя Полли напоминает его мать, а друзья Тома – детских приятелей. Том Сойер – это сам Сэм Клеменс, сорванец и выдумщик, часами пропадал на реке с мальчишками, отлынивал от занятий в школе. Была у Сэма и своя Бекки Тэчер, её звали Лори Энн Хокинс. Ради неё третьеклассник Сэм наделал однажды множество ошибок в письменной работе, чтобы Лори досталась медаль за правописание. надеюсь, я заинтересовала вас. Давайте прочитаем отрывок.Чтобы было всё понятно при чтении, надо объяснить некоторые слова и выражения.

Словарная работа.             На экране: поодаль

                                кафедра        

                              до полного изнеможения

                              исподтишка

                              домик с двумя коньками на крыше

                               сердце полно ликования

Физкультминутка.          Перед чтением – разомнёмся. Дыхательная зарядка.

Чтение текста «по цепочке».

Анализ прочитанного.          - Какие чувства испытывали при чтении?

          - Где развивались события?

         -  Как вы думаете, почемуТом не стал лгать учителю о причине

             своего опоздания?

           - Прочитайте, как был наказан Том?

           - Было ли обидно Тому? Докажите своё мнение словами из текста.

           - Какие чувства испытывал Том, когда смотрел на девочку?

           - Какой была первая реакция девочки на появление Тома за её

              партой? Найдите в тексте и прочитайте.          

            - Какую уловку придумал Том, чтобы подружиться с Бекки?

Физкультминутка для глаз.

             Мы с вами знаем, что каждый человек воспринимает прочи –

              танное по – разному. Чтобы все смогли чётко представить

              этот сюжет, мы посмотрим экранизацию этого отрывка. Но в

                нём есть некоторые расхождения с текстом. Постарайтесь

                их заметить.

Дискуссия о взаимоотноше-   Мальчики, представьте себя в роли Тома. Как бы вы постара

ниях мальчиков и девочек.     лись подружиться с девочкой, которая вам понравилась?

              А если одноклассники будут смеяться?

              Что делать, если девочка не хочет с тобой дружить?

               Девочки, как бы вы поступили: проявили бы инициативу,или

                   ждали знака внимания от мальчика.

Итог урока:               Внимание нужно оказывать с уважением,достоинством, береж-

               ным отношением. Нельзя быть назойливым, навязчивым,но

               можно проявить настойчивость и упорство.

Выставление оценок.

Д\з.                     Перечитать текст и ответить на вопрос:

               «Как раньше учили детей в школе ?» Назовите отличия от

               современной школы.

                                             

Спасибо за урок!

Урок составила Александрова О. В. – учитель высшей категории

Приложение

  Марк Твен – один из самых знаменитых американских писателей 19 века. Настоящее имя писателя – Сэмюэл Ленгхорн Клеменс.

  Кто такой Марк Твен?

 _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  

   Марк Твен – один из самых знаменитых американских писателей 19 века. Настоящее имя писателя – Сэмюэл Ленгхорн Клеменс.

   Назовите настоящее имя писателя.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ __ _ _ _ _ _ __ _ _ __ _ _ _ _ _ ____ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

   Сэмюэл был пятым ребёнком в небогатой семье. Детство Сэма кончилось рано. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его отец умер. Сэму пришлось самому зарабатывать на жизнь и содержать семью.

   В какой семье родился Сэмюэл?

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __  _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _

   Сэмюэл был пятым ребёнком в небогатой семье. Детство Сэма кончилось рано. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его отец умер. Сэму пришлось самому зарабатывать на жизнь и содержать семью.

   Что узнали о детстве писателя?

_ _ _  __ __ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ __ _ __ _ _ _ _ _

   Он сменил много профессий и побывал в разных уголках страны, - работал в бакалейной лавке, в кузнице, писал репортажи в газету, был золотоискателем, занимался боксом, фехтованием водил пароходы по Миссисипи, но никогда не прекращал заниматься журналистикой.

   Чем занимался в жизни?

__ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

   Сэмюэл Клеменс любил вспоминать, как он учился водить пароходы. Свой псевдоним писатель взял в честь этого труда. Марк Твен – означает «Мерка – два» - глубина, достаточная для прохода судна.

    Что узнали о псевдониме?

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ __ _ __ _

 

  Настоящий успех и знаменитость Марку Твену приносят книги :

«Приключения Тома Сойера»

«Принц и Нищий»

«Приключения Гекльберри Финна».

    Какие книги принесли успех Марку Твену?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для урока по литературному чтению 4 класс.Тема "Работа над выразительным чтением.И.А. Бунин. Детство"

Вашему вниманию предлагаю конспект урока, презентацию и музыкальное произведение для работы на этапе урока....

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"

Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов " Фантазеры"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 2.Тема урока: «Н.Носов «Фантазёры».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чте...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...