Урок по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Ефанова Наталья Николаевна

Тема: И. Бунин. «Листопад» (отрывок).

 

Цели урока:

 

Образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста произведения.

 

Развивающие: содействовать формированию и развитию умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.

Воспитывающие: содействовать воспитанию любви к природе.

Оборудование: компьютер и проектор, портрет писателя И. Бунина, учебник, презентация И.Бунина «Листопад», карточки для рефлексии.

Учебник Литературное чтение. 3 -й класс. Н.А.Чуракова УМК «ПНШ».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Форма урока: урок-экскурсия.

Логика урока: мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия и усвоения – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_po_teme.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения по теме "И.Бунин. Листопад"

Учитель:Ефанова Наталья Николаевна

МКОУ «Еландинская ООШ»

Целинный район Алтайский край

Тема: И. Бунин. «Листопад» (отрывок).

Цели урока: 

Образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста произведения.

Развивающие: содействовать формированию и развитию умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.

Воспитывающие: содействовать воспитанию любви к природе.

Оборудование: компьютер и проектор, портрет писателя И. Бунина, учебник, презентация И.Бунина «Листопад», карточки для рефлексии.

Учебник Литературное чтение. 3 -й класс. Н.А.Чуракова УМК «ПНШ».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Форма урока: урок-экскурсия.

Логика урока: мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия и усвоения – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия.

ПЛАН УРОКА

1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Постановка цели урока.

2. Актуализация полученных ранее знаний и умений: результаты дифференцированной домашней работы в рабочих тетрадях методом экспресс-опрос, самостоятельное чтение.

3. Речевая разминка.

4. Организация восприятия учащимися материала: упражнение «Фото», словарная работа.

5. Организация усвоения учащимися материала: выразительное чтение отрывка стихотворения учителем и подготовленными учащимися.

6. Физкультминутка: упражнения на развитие внимания, упражнения для глаз.

7. Организация осмысления учащимися нового материала: подготовка учащихся к чтению.

8. Первичная проверка понимания рассказа: выборочное чтение отрывка по смысловым частям, работа по формированию навыка выразительного чтения: соблюдение интонации и придание голосу нужной эмоциональной окраски.

9.Творческая работа. Игра «Собери пословицу».

10. Итог урока. Обобщение и систематизация новых знаний, полученных на уроке.

11. Домашнее задание.

12. Рефлексия.

Ход урока

Занятие сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение )

1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке (Слайд 1)

Учитель: 

Ну-ка проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи.
За работу, в добрый час!

Постановка цели урока (Слайд 2) 

У.: Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

На сегодняшнем уроке мы будем,
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.

2. Актуализация полученных ранее знаний и умений.

Тренировочное чтение (Слайд 3)

Жужжащее чтение текста С.Козлова «Как оттенить тишину»

Вопросы после чтения:

- К какому жанру относится произведение?
- Кто автор?
- О чём этот текст?

3. Речевая разминка (Слайд 4)

У.: На уроке мы будем много читать. Сделаем речевую разминку. Итак, вперед, разминка ждет!

Упражнение 1. Артикуляционная гимнастика 

Открыть рот, кончик языка поднять к верхним зубам, потом опустить вниз, повернуть вправо, влево, кругом.

Упражнение 2. Развитие высоты голоса

Повышение и понижение голоса при произнесении гласных:

Упражнение 3. Дыхательная гимнастика 

Погасите активным и прерывистым выдохом несколько воображаемых горящих свечей (фу! – фу! – фу!).

Упражнение 4. На развитие интонационной выразительности речи

У.: Кто сейчас отправляется на экскурсию?

Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.

У.: Мы когда отправляемся на экскурсию?

Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.

У.: Что мы делаем сейчас?

Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.

У.: Куда мы отправляемся сейчас?

Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.

У.: Прочитайте предложение: печально, удивлённо, радостно.

Да, сегодня мы отправляемся на экскурсию. Мы будем наблюдать за природой! Мы готовы к дальнейшей работе.

4. Организация восприятия учащимися материала (Слайд 5)

Упражнение «Фото»(Слайд 6)

Учитель показывает рисунок с изображением листопада.

У.: За чем будем наблюдать?

Д.: За природой.

Словарная работа(Слайд 7)

Чтение за диктором.

Вдова - женщина, у которой умер муж.

Подсед - ярус молодых деревьев.

И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Заквохчет дрозд, перелетая
Среди
подседа.

5. Организация усвоения учащимися материала: выразительное чтение отрывка стихотворения учителем. (Слайд 8)

У.: Определите жанр и тему произведения. Докажите свою точку зрения.

Д.: Стихотворение о природе.

6. Физкультминутка на развитие внимания (по Базарному)

У.: Прочитайте слова на листиках и составьте предложение об осени. Слова для чтения (слева): лес, точно, снег, терем, снежинка, расписной. Слова для чтения (справа): лиловый, сосулька, мороз, золотой, шапка, багряный, солнце.

Дети составляют предложение:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.

Физкультминутка для глаз

7. Организация осмысления учащимися нового материала: подготовка учащихся к чтению

У.: Кому понравилось произведение? Что понравилось, что не понравилось? Какие чувства вызывает произведение?

8. Первичная проверка понимания произведения. Чтение учащимися отрывка стихотворения по смысловым частям. Определение тона чтения

У.: Ребята, определите тон чтения текста в начале, в середине, в конце?

Д.: Радостный, смешанный, грустный.

У.: В этом отрывке можно выделить три части. Будем читать каждую часть маленькими фрагментами. Пусть один учебник на парте будет открыт на тех страницах, где напечатано стихотворение, а второй – там, где вопросы и задания к нему.

1 часть - чтение по цепочке. (14 строк)(Слайд 9)

Вопросы перед чтением:

- С чем поэт сравнивает лес в первом четверостишии?

- Какую цветовую картину он создаёт?

- Важно только обозначение цветов или то впечатление, которое они производят?

- В какой строчке говорится об этом впечатлении?

У.: Перечитайте следующие шесть строчек.

 - Какой дом раньше называли теремом?

- Старается ли поэт создать впечатление особого – лесного – терема?

- Какая строчка напоминает о теремных башнях?

- Где говорится о резьбе?

- Об оконцах?

- На каких двух цветах держится картина лесного терема?

У.: Перечитайте  последнее четверостишие первой части.

- Какое новое яркое впечатление поэт добавляет к картине осени?

- Оно связано со звуками?

 - С запахами?

- Почему поэт пишет слово «Осень» с заглавной буквы и называет её «тихой вдовой»?

У.: Тихая вдова – это человек, который молча, тихо переживает свою потерю.

- О какой потере идёт речь в стихотворении?

2 часть- чтение «цепочкой» (14 строк)(Слайд 10)

Вопросы перед чтением:

- В этой части три фрагмента. Как начинается каждый из них?

- Почему поэт настойчиво повторяет слово «сегодня»?

У.: Если догадаетесь, то вы – молодцы! Если пока не догадываетесь, не огорчайтесь. Это не простой вопрос! Вам будет легче ответить на этот вопрос, если вы прочитаете рассказ Юрия Коваля «Вода с закрытыми глазами». Он есть в этой главе учебника. Там тоже речь идёт об одном – единственном осеннем дне!

У.: Ещё раз перечитайте вторую часть текста.

- Как поэту удаётся создать впечатление большой, светлой, пустой поляны?

- Какую картину он рисует в первом четверостишии?

- Что добавляют к этой картине следующие пять строк?

- Какое впечатление завершает картину пустого и светлого двора: оно связано с цветами, запахами или со звуками?

3 часть – чтение цепочкой.

- Как последняя часть текста связана с первой?

- Перечитайте первые четыре строчки первой и последней частей. Какой новый оттенок появился в описании лесного терема?

- Дочитайте текст до конца. Почему поэт завершает этот отрывок из стихотворения яркими звуковыми впечатлениями?

- Что именно они ОТТЕНЯЮТ?

У.: Постарайтесь при чтении стихотворения вслух передать атмосферу красоты и тишины осеннего леса.

9. Творческая работа. Работа в группах. Игра «Собери пословицу» (Слайд 11) 

- Ноябрь - сентябрю внук.
- Сентябрь - первый месяц осени.
- Сентябрь - чародей цвета.
- Сентябрь - пора золотой осени.
- Ноябрь - ворота зимы.
- Ноябрь - последний месяц осени.

У.: Какая из пословиц подходит к стихотворению «Листопад»?

Д.: Сентябрь-первый месяц осени.

Сентябрь - пора золотой осени.

Сентябрь - чародей цвета.

10. Итог урока. Обобщение и систематизация новых знаний (Слайд 12) 

У.: Каким бывает лес осенью по настроению, по внешнему виду?

11. Домашнее задание.  (Слайд 13)

Выучить наизусть понравившийся отрывок.

12. Рефлексия

Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей и высказывается одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось…
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

У.: Если вам урок понравился, то я предлагаю украсить осеннее дерево листьями.

Дети приклеивают на дерево зеленые, красные, желтые листья.

У.: Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...