Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Чехов "Ванька"
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Голубева Оксана Витальевна

Урок литературного чтения проведен в 4 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: «А.П.Чехов «Ванька»

Цель: 1) развивать речь детей, развивать умение работать с текстом, учить анализировать текст, видеть идею, смысл рассказа,

  2) учить вглядываться в картину происходящих событий, формировать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения,

 3) воспитывать у детей чувство сострадания, расширить кругозор учащихся знаниями по истории нашей Родины.

Оборудование: презентация, листочки с заданием, учебники, карандаши

                                                 

План урока:

  1.       Организационный момент.  0,5 мин.
  2. Введение в тему урока.    7  мин.
  3. Знакомство с биографией писателя.   2 мин.
  4. Первичное чтение рассказа учителем и детьми по частям. 10 мин.
  5. Беседа после чтения.  5 мин.
  6. Словарная работа.  3 мин.
  7. Выборочное чтение. 8,5  мин.
  8. Подведение итога. 3 мин.
  9. Рефлексия.  0,5 мин.
  10. Домашнее задание.   0,5 мин.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуйте их, пожалуйста. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.

     II. Введение в тему урока.

- В старину, когда ещё не было автомобилей, люди ездили на лошадях. Наиболее быстрой была езда на тройках. В коляску или сани запрягали тройку лошадей.

- Посмотрите, пожалуйста,  на репродукцию картины  Василия Перова «Тройка», созданную в 1866 году. Перов тоже назвал свою картину «Тройка», только изобразил он на ней особую упряжку.

- Что больше всего вас поразило в этой картине? ( трое измученных ребят тянут на санях огромную, обледенелую бочку с водой)

- Посмотрите на лица детей, что они чувствуют? (усталость, тяжесть, мучение)

-  Резкий ветер дует в лица детей. Худая одежонка не спасает от жестокого мороза.

-  Эта картина  является отражением жестокого и страшного времени. Времени, где дети были лишены самого ценного своего богатства — детства.

 - Рассмотрим ещё одну картину, написанную в1883 году художником Владимиром Маковским, «Свидание». Что вас удивило в этой картине?

- На картине изображены мать и сын, встретившиеся после долгой разлуки. Можно предположить, что тяжелое положение в семье и бедность вынудили родителей отдать сына на обучение к какому-нибудь ремесленнику.

- Как выглядит мальчик? ( Мальчику на картине на вид лет тринадцать, он одет в старенькие штаны из грубого серого полотна и поношенную рубашку, поверх которой повязан фартук. Его лицо и руки раскраснелись - наверное, мальчик только что работал и ему разрешили ненадолго отлучиться. Судя по всему, хозяин не очень хорошо заботится о своих учениках: маленький герой жадно уплетает принесенную из дома булку.)

- Что объединяет эти картины? (изображено трудное детство детей)

- В чём заключается трудность? (непосильный труд детей)

- Тяжёлая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла родителей посылать своих детей на работу на фабрики и заводы, отдавать своё дитё в чужой дом, в ученики к сапожникам, портным, плотникам. Родители думали, что пусть лучше дети будут далеко от дома, пусть будет тяжело ребёнку, но всё-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает.

- Не только художники отражали в своих картинах горькую участь детей, но и писатели писали о трудностях и лишениях детей в 19 веке.

- О жизни одного из таких детей и написал свой рассказ великий русский писатель Антон Павлович Чехов.

III. Знакомство с биографией писателя.

Рассказ ученика.

-  Антон Павлович Чехов родился в 1860 году в городе Таганроге в многодетной семье купца, владельца бакалейной лавки. Учился он в классической гимназии, одновременно помогая отцу в торговле. Когда отец разорился и вынужден был уехать в Москву, Антон остался в родном Таганроге один и зарабатывал на жизнь, давая частные уроки.

Его писательский талант проявился уже в гимназии. А в 19 лет он поступил на медицинский факультет Московского университета и через 5  лет получил звание врача. Ещё студентом Чехов начал печатать маленькие юмористические рассказы в журналах. Эти произведения принесли ему популярность. Основная тема рассказов, повестей и пьес, написанных Чеховым в те годы – это жизнь обыкновенных людей, современников писателя. Кроме того, писатель Чехов продолжал оставаться врачом и лечил в основном людей простых и небогатых.

Учитель.

- Антон Павлович Чехов не писал специально для детей, но много писал о детях. Произведение, с которым мы сегодня познакомимся, называется “Ванька”. Написал его А.П. Чехов в 1886 году, когда ему было 26 лет. Рассказ во многом автобиографичен. Лучшие детские годы Чехов провёл, прислуживая в бакалейной лавке своего отца вместе с мальчиками Андрюшкой и Гавришкой, которые были привезены из деревни и отданы в “ученье на год”. По воскресеньям Антоша пел в церковном хоре.

- Откройте учебник на с.110.

- Во время чтения отметьте карандашиком те слова, которые вам непонятны и подумайте над жанром этого произведения.

IV. Первичное чтение рассказа учителем и детьми по частям.

С.107- 113.   ( Отметки за чтение)

V.  Беседа после чтения.

 - Определите жанр произведения. Докажите. (Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком – либо эпизоде из жизни героя.)

- Получит ли дедушка Константин Макарыч письмо Ваньки? (нет)

- Почему? (не написан адрес, письмо не найдёт адресата)

- Какие чувства и мысли вызвал у вас этот рассказ? (2-3 ответа)

- Что произвело на вас наиболее сильное впечатление?

- Вернемся к картине Маковского «Свидание».

- Чем близка эта картина рассказу Чехова “Ванька”? ( изображено трудное детство детей)

VI. Словарная работа.

- Встретились ли вам в рассказе непонятные слова? Соотнесите их со словами, написанными на листочке. Давайте рассмотрим значение некоторых  слов.

VII. Выборочное чтение.

- Обратите внимание на то, как написан текст. Есть отступления автора, а письмо Ваньки заключено в кавычки.

- Сколько лет было Ваньке?

- Из каких двух частей состоит его девятилетняя жизнь? (жизнь с мамой Пелагеей в деревне и жизнь в учении у сапожника в Москве)

- А теперь каждый ряд получит задание.

1 ряд найдёт и прочитает то, что Ванька вспоминает о деде.

 (с108, до слов «…стучит в колотушку.»)

- Какой была жизнь Ваньки в деревне?

2 ряд ищет, как Ваньке жилось в ученье у сапожника.

 (с. 109 до слов «…я качаю люльку.» и с.112 внизу)

В каком  предложении выражено отчаяние Ваньки. (с.110 «Кланяюсь…увези меня отсюда, а то помру.  112 « Христом ….»)

3 ряд ищет, на что согласился бы Ванька, лишь бы его забрали? (с.110)

- Что значит выражение: «Секи меня как Сидорову козу»? (сильно, жестоко и безжалостно пороть, бить)

- Как это выражение называется в литературе? ( Секи меня как Сидорову козу – это фразеологизм. Фразеологизм – это устойчивое словосочетание, пословица или поговорка.)

- К какому эпизоду относится иллюстрация на с.111?

- Какие чувства пытался передать художник? (грусть и в то же время радостные воспоминания о прежней жизни)

- Каким вы представляете Ваньку?  

Прочитайте слова:   (на слайде)

Наблюдательный

Жадный

Сообразительный

Глупый

Добрый

Отзывчивый

Трудолюбивый

Воспитанный

Злой

Доверчивый

- Какими качествами обладает Ванька? Докажите.

VIII. Подведение итога.

- Как относится автор к своему герою? (жалеет, переживает)

-Почему Чехов назвал письмо Ваньки драгоценным? (единственная надежда вырваться из этой страшной жизни у господ)

-Что хотел показать автор своим произведением? (тяжёлую жизнь детей раньше)

 - Хотели бы вы оказаться на месте Ваньки? Почему?

- Как вы думаете, если бы дед получил письмо, он бы забрал Ваньку домой? Почему?

 - Почему Ванька пишет письмо в ночь под Рождество?

- Очень хочется, чтобы все мечты сбывались, ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне зажигается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают, надо только в это верить.

IX. Рефлексия.

- Сделайте вывод, что вам дал этот урок для жизни?

X. Домашнее задание.

  1. С. 107 – 113, выразительно читать.
  2. Представьте, что дед все-таки получил письмо Ваньки, чтобы он ему ответил. Напишите мини-сочинение.

- Работу над этим произведением мы продолжим на следующем уроке.

Урок закончен. Спасибо за работу.

Вопросы самому внимательному.

- Сколько лет было Ваньке?  (9 лет)

- Сколько месяцев он жил у сапожника?  (3 месяца)

- Какое письмо пишет деду?   (поздравительное)

- Как звали собак деда?   (Каштанка и Вьюн)

- До скольки умел считать Ванька?  (до 100)

Какой танец умел танцевать?  (кадриль)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...