II. Вводно-мотивационный этап. Учитель: Посмотрите на доску. Что вы можете сказать об этой записи? На доске: Зевс, Гермес, Велес, Прометей, Макошь, Святогор, Афродита, Аполлон, Лада, Сварог, Гера, Арес, Перун. Ответы детей: - это имена богов.
У: Какое задание вы можете предложить с этой записью? Ответы детей: - разделить имена богов на мужские и женские;
- записать в алфавитном порядке;
- расставить по значимости;
- разделить на богов и титанов;
- Разделить на славянских и греческих богов.
У: Все предложенные вами варианты работы были интересными. Мне понравился последний, а вам? У доски работают 2 ученика, один в столбик выставляет таблички с греческими богами, а второй со - славянскими. Остальные ученики в парах работают по такому же принципу с раздаточным материалом. Зевс Перун Гермес Велес Прометей Святогор Афродита Лада Аполлон Сварог Гера Макошь Арес
Проверка выполнения задания. У: У кого по-другому? У: Какие это боги, помимо того, что они греческие и славянские? Как мы можем назвать их одним словом, они какие? Ответ детей - Языческие.
У: Как вы думаете, есть ли между греческими и славянскими божествами что-то общее, если есть то что? Ответы детей: - все они наделены волшебными силами;
- они могут вредить или помогать человеку;
- у каждого из них есть свои обязанности;
- Есть схожие функции.
III. Основной этап урока. У: Вспомните, как звали греческого бога, правителя подземного мира? Ответ детей: Аид. У: А кто-нибудь знает славянского бога или богиню с подобными «обязанностями»? Ответ детей: Морана . (Дети могут не ответить на этот вопрос т.к. сведений о Моране на страницах учебника нет). У: Выслушайте Пиняеву Ксюшу, она расскажет вам о богине Моране. Морана (Мара, Морена) - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады. Морана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело. Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть». Легенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой. Её символы - Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни. Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем... Соломенное чучело, которое до сего дня кое-где еще жгут во время праздника древней Масленицы в пору весеннего равноденствия, несомненно, принадлежит Моране, Богине смерти и холода. (на доске морана – мор – морок – мрак – морочить).
Докладчик: Что общего в написании этих слов?
Ученики отмечают, что во всех словах имеется общая часть, общий корень. (Докладчик выделяет корни). У: Кто из вас самый внимательный, кого боялась Морана и её слуги? У: А вы помните как звали бога солнца в славянской мифологии? (Ярило). Послушаем Алифанова Максима, он расскажет вам о Яриле. Ежегодно, апрель у славян начинался весенними праздниками возрождения жизни. В селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне. Он был одет в белую мантию, с венком из весенних цветов на голове, в левой руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня. Это — Ярило. Его имя, образованное от слова «яр», имеет несколько значений: 1) пронзительный весенний свет и тепло; 2) юная, стремительная
| Урок начинается с урока. На данный вопрос допускается несколько вариантов правильного ответа (вариативность). Аналогичная ситуация возникает и со следующим вопросом. (А вдруг предложенное учеником задание окажется интереснее запланированного?)
Работа в паре, как и в группе заставляет учащихся слышать друг друга, дискутировать , если возникают разногласия, убеждать собеседника в своей правоте, приводить доводы, находить аргументы (развиваются и совершенствуются такие универсальные учебные действия как личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные), вспоминать и применять на практике ранее изученный материал.
Здесь детям даётся возможность проявить информационную компетенцию: кто-то читал самостоятельно, кто-то узнал от одноклассников, кому-то было поручено сделать сообщение.
На данном этапе происходит повторение знаний по русскому языку по темам: «Корень. Однокоренные слова. Безударные гласные». Повторение происходит на интересном для детей материале, реализуется косвенный путь обучения ( на первый план выступает содержание, смысл).
|
|
и неуправляемая сила; 3) страсть и плодородие. Ярилу чествовали ближе к середине лета. Молодежь собиралась за селением, на специальном месте — «ярилиной плешке». Здесь весь день шумело гуляние, народ угощался, пел, танцевал и чествовал юношу и девушку в белых одеждах, украшенных бубенцами и яркими лентами, — Ярилу и Ярилиху. Иногда празднества заканчивались «похоронами» Ярилы и его невесты — соломенные чучела с масками из глины выносили в поле и оставляли там или бросали в воду. Имя Ярилы сохранилось в названиях многих славянских селениях. Это Яшиовичи, Ярыловая роща и река Ярынь в Белоруссии, Ярилово поле в Костромской области, Ярилова долина во Владимирской области. Много людей были и остаются тезками юного, безрассудного и бесшабашного бога весны. Это — Ярополк, Яромир, Ярослав и Ярослава, Ярина.
Д: Какие слова с именем бога солнца, использующиеся в современном русском языке, вы услышали? (Имена и названия). У: Посмотрите на экран, кого из представленных героев вы узнаёте? (Дети перечисляют Святогор, Перун, Макошь, Лада, Сварог). У: Докажите, что это именно они. Ответы детей: - Святогор был великаном, обладающим огромной силой;
- Перун разъезжал по небу в крылатой колеснице. Он победил змея Горыныча.
- Макошь была пряхой, в ее руках были нити жизни.
- Символом богини Лады была берёза. На её праздник, который отмечали весной, водили хороводы.
- Сварог сварганил (сотворил) при помощи волшебного посоха землю, научил варить творог и сыр, поэтому его часто изображают с горшочком.
У: Обратимся к доске. Можно ли объединить эти слова и по какому признаку. (На доске: Лада – ладушка – ладо – оладьи). (дети выделяют корень «лад»). Один из учеников выделяет корень. У: Что такое лад? (Обращение к толковому словарю). Один из учеником говорит, что знает пословицу «Где лад там и клад». У: Как вы понимаете эту пословицу? У: Мы с вами повторили много славянских богов, но несмотря на то, что они все разные, выполняют разные функции, есть нечто, что их объединяет. Это их общий предок, их отец, которого звали Род. У: Откройте свои тетради и напишите в них однокоренные слова к имени Род. У: Прочитайте слова на экране. Род – родственник – родина – родной – родословная – родоначальник. У: Есть ли у вас слова, которых нет у меня? Проверка. Дети озвучивают написанные слова. У: все ли слова понятны? Где можно узнать значения неизвестных нам слов? Работа с учебником. У: На странице 86 прочитайте статью. Дети самостоятельно знакомятся с текстом. У: Что в статье показалось вам интересным, что вас удивило?
У: Прочитайте первый вопрос, найдите в тексте на него ответ и прочитайте его. (Вопрос в учебнике: как наши предки представляли себе сотворение мира?). Дети находят ответ в тексте учебника и зачитывают его. У: Подумайте над четвертым вопросом. (Вопрос в учебнике как вы понимаете выражение: «Иван, не помнящий родства своего…»?) Дети рассуждают, высказывают свою точку зрения. Делают вывод: каждый человек должен знать историю своей семьи бережно хранить её традиции, уважать и гордиться своими предками, не только родственниками, но и выдающимися земляками, соотечественниками.
Физкультурная минутка. У: Если я называю славянского бога, поднимите правую руку вверх, если греческого – левую. Если я называю славянского бога, присядьте, если греческого – потянитесь.
Гимнастика для глаз. Не поворачивая головы, проследите взглядом направление в котором я указываю указкой.
У: Я предлагаю вам составить родословную славянских богов. У доски родословную богов составляют 2 ученика, остальные дети помогают с места. У: А теперь самостоятельно попробуйте составить свою родословную. Для удобства вашей работы обратите внимание на технологическую карту.
Показ технологической карты. У: Прежде чем приступить к работе продумайте её план. Матвей расскажи как ты изобразишь своё дерево? Матвей: Самый старший член семьи которого я знаю это бабушка. Она – ствол, у моей мамы есть сестра, моя тетя, поэтому ствол раздваивается на две толстые ветки. От маминой ветки отходят две тоненькие веточки – это я и моя младшая сестрёнка. У тети один сын, поэтому от её ветки отходит только одна тоненькая веточка. Чем родственник старше, тем веточка будет толще, чем моложе – тем тоньше. У: Каким же образом вы будете составлять своё родословное дерево? Дети делают вывод, что чем моложе родственник, тем тоньше веточка. У: Вопросы по ходу работы есть? Приступили к работе. Самостоятельная работа детей. Выставка работ. У: Посмотрите на свои работы, сравните их с другими, сделайте выводы, примите во внимание недочёты.
IV Домашнее задание. Урок подходит к концу. Поинтересуйтесь дома у родителей, есть ли ещё родственники о которых вы не знаете. Может быть ваше дерево вырастит.
V. Итог урока. У: Давайте закончим предложениями: Я доволен собой, потому что… Я не доволен собой, потому что… |
|
Развивается умение слушать, вникать в смысл услышанного, анализировать воспринятую информацию.
Дети должны не только узнать изображённых богов, но и обосновать свой ответ. В случае разногласий отстоять свою точку зрения, это развивает внутренний план действий, ответственность за свой выбор, умение общаться, взаимопомощь.
На данном этапе, как и до этого момента, повторяется тема по русскому языку: «Корень. Однокоренные слова»
Самостоятельная работа, во время которой можно увидеть, как учащиеся понимают смысл читаемого, темп индивидуального чтения, «прочитать» по мимике эмоции вызванные прочитанным. Формируются следующие универсальные учебные действия: эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев; умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства; ·умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.
К этому моменту многие учащиеся уже начали незаметно для себя уставать, и возникла необходимость эту усталость снять. После физкультурной минутки сменится вид деятельности учащихся, что также будет способствовать устранению утомляемости.
На данном этапе урока учащиеся смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, а также действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческой ситуации.
Во время работы звучит музыка, это помогает настроить детей на соответствующий лад и погрузиться в работу.
К работе привлекаются родители, реализуется системно –деятельный подход к организации образовательного процесса.
Развиваются способности ребёнка к самоанализу и рефлексии. |