К.Бальмонт «Аромат солнца» Способы выражения внутреннего мира автора
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

На уроке учащиеся определяют тему урока, работают  самостоятельно по карточкам, по группам,  составляют партитуру стихотворения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon k_balmont_aromat_solnca.zip1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: К.Бальмонт «Аромат солнца» Способы выражения внутреннего мира автора

Цели: создать условия для познавательно - творческой работы учащихся, продолжить знакомство с лирикой Константина Бальмонта,  проникнуться лирическим настроением стихотворения «Аромат солнца», показать, какие яркие образы создал поэт, расширить знания учащихся о жанрах литературы, о выразительных средствах  в поэзии, расширить словарный запас, развивать умения определять рифму в стихотворении, учить воспринимать и понимать образы, созданные автором, практиковаться в умении читать выразительно, развивать речь учащихся, смекалку, логическое мышление, воспитывать   интерес к литературе, стремление работать самостоятельно, активно. Оборудование: книги «Литературное чтение, 2 часть,  4 класс» В.Ю.Свиридовой, презентация, карточки, портреты,  плёнка для партитуры

 Мобилизационный этап

 Вводно - мотивационный этап

1.Вступительное слово учителя     Слайд 2

   Не наяву и не во сне,

   Без страха и без робости

   Мы снова бродим по стране,

   Которой нет на глобусе.

 

   На карту не нанесена,

   Но знаем ты и я,

   Что есть она,

   Страна Литературия!

    Слайд 1

   2. Знакомство с эпиграфом урока. Обсуждение  эпиграфа

   Поэт, доподлинный поэт,

   Готов воспеть любой предмет.

                                 Б.Заходер

 - Как вы понимаете значение данного высказывания? Подтвердите примерами.

 3. Проверка домашней работы

1) Чтение четверостишии, самостоятельно составленных. Определение рифмы.

2) Парная работа

Чтение составленных четверостиший друг другу. Определение рифмы.

(Все работают в парах, а один учащийся у доски)  

4. Работа у доски учащегося. Распределение фамилий над портретами.

На доске  - портреты В.Маяковского, С.Есенина, А.Ахматовой, К.Бальмонта и корточки с фамилиями В.Маяковского, С.Есенина, А.Ахматовой.

- Соотнеси  фотографии поэтов, которые  вам известны и карточки с фамилиями.

 5. Определение темы урока

 - Произведения какого жанра вы сейчас прочли?

 (Стихотворения, поэзия)

- Что объединяет представленных поэтов?

 (Поэты Серебряного века)

 Поэзия Серебряного века

 - Кто ещё является представителем этого направления в искусстве и с произведением, какого поэта мы познакомимся сегодня, вы узнаете из криптограммы.

  Криптограмма

1. Стихотворение «Бородино»  Михаила     .    .     .    .    .   .   .    .        .   .   .   .   .    .    .   .    .   .

                      1    2      3    4     5   6   7     8           9   4    2  10  11   12   13  11   5    8

посвящено событиям Отечественной войны 1812 года.

2. В стихотворениях «В эвакуации», «А как мы фронту помогали?», «Сиротская зима»

     Валентин  .    .   .   .   .   .    .    . описал жизнь детей в годы Великой Отечественной войны.

                     14  4   2  4  14  13  11  5

14

8

9

3

10

11

12

13

Познавательный  этап

 1Решение криптограммы

 Константин Бальмонт

 2. Определение темы урока (2 часть)      Слайд 3 - 4

Поэзия Серебряного века

К.Бальмонт «Аромат солнца»

3. Чтение учителем стихотворения  «Аромат  солнца»

4. Эмоционально - оценочная беседа

     - Ваши впечатления об услышанном?

     - Как вы понимаете название стихотворения?

    - Какое настроение было во время чтения и после?

    -А вы соглашаетесь с тем, что у солнца есть аромат?

    - А хотите узнать о поэте, который создал такое необычное  красивое  

    стихотворение?

    5.  Самостоятельное чтение текста

    Константин  Дмитриевич Бальмонт родился во Владимирской губернии в 1867 году.   По словам поэта, мать оказала на него глубокое влияние. Она ввела его в «мир музыки, истории, языкознания». В детские и юношеские годы он учился в гимназии, затем в Московском Университете. Чтение было  любимым занятием Бальмонта.

   Самые яркие впечатления детских лет — природа среднерусской полосы. "В наших местах  есть красивые реки и озера, растут  камыши и  лилии, сладостная дышит медуница, ночные фиалки колдуют", — вспоминал поэт в автобиографии. Его литературные вкусы формировались под влиянием стихов Никитина, Некрасова и Пушкина.  

   В 1897 году Бальмонта приглашают в Англию, где он читает лекции по русской поэзии в университете Оксфорде.

   В конце19 и начале 20  века Бальмонт много ездит по всему миру: во Францию, Италию, Испанию, Мексику, Египет, Ин6дия. Ему хотелось побывать во всех странах, познакомиться со всеми народами. Он желал быть очевидцем, летописцем. И - решительно обо всём написать. Языки, литература, искусство мира всю жизнь увлекали поэта. Любознательность и подвижность остались навсегда характерными чертами его облика.

     Поэт пишет не только стихи о природе, о чувствах человека, но и занимается переводами, записывает славянские мифы  и былины.

В начале 20 века К. Бальмонт "безраздельно царил" в русской поэзии Многие стихи поэта были признаны шедеврами и принесли славу Бальмонту

Язык его стихов гибкий и музыкальный, встречаются неожиданные рифмы, много сравнений, эпитетов, интересных словосочетаний.

6. Беседа с учащимися

- Что вы узнали из прочитанного?

 - Чем интересны его стихи?

- Чем интересен сам поэт?

- Что удивило вас в его биографии?

7. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися

8. Работа над содержанием стихотворения

- Что автор заметил в солнце?

- Во что они сплелись?

- Чем пахнет солнце?

- Чем оно светит? Дышит?

- Кто такие слепцы?

- Что они должны усвоить?

- Кто слышит аромат солнца?

9. Поэтический анализ стихотворения

- Прочтите яркие слова и словосочетания

- Назовите интересные обороты речи

- Прочтите рифмующиеся слова

- Как называется такая рифма?

- Какие устаревшие слова встречаются?

- Замените современным  вариантом

10.Словарно - лексическая работа      Слайд 5

(На экране показываются значения слов, а учащиеся должны соотнести слово с его лексическим значением)

Вздор – что-то несерьёзное, не заслуживающее внимания.

Купавы -      красивые жёлтые цветы, которые растут в воде, водяная лилия.      

Аромат – душистый приятный запах, благоухание.

11. Работа над выразительным чтением.

Составление партитуры   стихотворения

( Учащиеся накладывают плёнку на текст)

Расставьте паузы: короткую и длинную

Какие слова будут главными при чтении?

Выделите  логическое ударение - подчеркните слова

Обозначьте повышение и понижение голоса при чтении

1 куплет - коллективно; 2 -3 - самостоятельно; 4 -5 - парная работа

Повторительно - обобщительный этап

1. Чтение стихотворения по куплетам, по парам.

2. Выборочное чтение      Слайд 6 – 7 – 8 - 9

 - Прочитайте отрывки, подходящие к данным иллюстрациям

3. Конкурсное чтение стихотворения

- Чьё чтение наиболее понравилось?

4. Творческая работа по группам

(учащиеся работают по карточкам)

1 группа. Режиссёры.

– Представьте, что вы снимаете небольшой фильм. За кадром звучат строки стихотворения «Аромат солнца».

- Какие изображения будут появляться на экране во время чтения?

– Сколько героев ? Охарактеризуйте их.

2 группа. Музыканты.

– Найдите в тексте слова, которые “озвучивают”  стихотворение «Аромат солнца».

– Какая музыка, по-вашему, может сопровождать чтение стихотворения (грустная или весёлая, быстрая или медленная, громкая или тихая)?

3 группа.  Художники

– Сколько картин можно нарисовать к   стихотворению «Аромат солнца».

– Какие краски нужны для каждого рисунка?

5 группа. Литераторы.

– На сколько частей можно разделить стихотворение?

– Какие яркие слова, словосочетания использует автор? Какие эпитеты,  олицетворения и сравнения

Заключительное слово учителя      Слайд 10

Рождается внезапная строка,

За ней встаёт немедленно другая,

Мелькает 3-я ей издалека,

4-я смеётся, набегая.

И 5-я, и после, и потом,

Откуда, сколько, я и сам не знаю,

Но я не размышляю над стихом,

И, право, никогда  - не сочиняю.

- Творчество для поэта  - труд или вдохновение?

- Поэт - человек наблюдательный, умеющий замечать  вокруг себя то, что другим незаметно. В любом предмете он находит то, что может быть привлекательным и заманчивым.

Итог урока. Рефлексия

Задание на дом:  на выбор: выразительное чтение, выучить наизусть, сочинить куплет – продолжение стихотворения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогика сотрудничества как главный способ воспитания внутренне свободных и творческих учащихся, способных к саморазвитию, самореализации, самовоспитанию.

Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. Эта работа сопряжена с большими трудностями, длительным периодом и порой сопровождается малозаметными положительными качественн...

Исследовательская работа по теме: «Речевое развитие младших школьников при овладении средствами и способами выражения связности текста на уроках русского языка»

В данной работе показаны основные средства и методы работы со связностью речи младших школьников, указаны основные недочеты и этапы работы по их  устранению, а также показаны результаты исследова...

Памятка для родителей со способами выражения (выплескивания) злости.

Памятка для родителей со способами выражения (выплескивания) злости....

Памятка для родителей со способами выражения (выплескивания) злости.

Памятка для родителей со способами выражения (выплескивания) злости....

"Способы выражения эмотивного пространства в рассказах В.Ю. Драгунского"

Эмоции пронизывают жизнь человека, сопутствуют любой его деятельности, она - важнейшая сторона психического существования. Без них немыслим ни сам человек, ни его деятельность. Богатство мира эмоций о...

Как сделать учебную ситуацию мотивирующей к учению? Способы повышения внутренней мотивации.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители обучающихся.  В поисках способов разрешения проблем...