Оптимизация форм контроля на уроках литературного чтения.
статья по чтению (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ОПТИМИЗАЦИЯ ФОРМ КОНТРОЛЯ НА
УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.
Литература как учебный предмет должна воспитывать у ученика эстетический вкус, нравственную взыскательность, способствовать овладению искусством слова, вызывать потребность обращения к художественным произведениям.
Что же может помочь учителю сделать урок литературы более интересным, разнообразить задания, вызвать устойчивый интерес у детей к своему предмету?
Главное на уроке – звучащий текст художественного чтения. Но всем известно, что за последние десятилетия у населения нашей страны пропал интерес к чтению. Изучение же художественного произведения основывается на знании текста. Как осуществить контроль за процессом чтения программных произведений детьми? Вопросы и задания – возможные помощники учителя. В хрестоматиях содержатся подобные задания, но их недостаточное количество. Одной из форм работы является также использование рабочих тетрадей на печатной основе. Подобные тетради можно использовать в начальной школе, начиная со 2 - 3 класса, а также и в среднем звене.
Создаются такие тетради в соответствии с федеральными учебниками и содержат дидактические задания и упражнения, работы по развитию речи и творческого воображения учащихся.
Тетради включают в себя задания разного характера:
- Вопросы по содержанию;
- Задания, составляющие основу анализа художественного произведения;
- Работу со словом: от понимания смысла слова до умения сформулировать собственную мысль, выразить своё мнение, подобрать синонимы, антонимы.
Существуют такие тетради, в которых даются конспективные теоретические сведения (ознакомление с отдельными литературными понятиями), причём в нескольких вариантах, так как определения берутся из разных словарей. Предполагается и работа детей со словарями. Также предполагаются задания на закрепление этих знаний.
- Задания, создающие предпосылки для логического мышления, в которых необходимо сделать выводы из прочитанного;
- Вопросы, основанные на связи изучаемого произведения с другими видами искусства;
- Задания сравнительного характера, основанные на сопоставлении произведений, нахождении их сходства и особенностей, в том числе и задания, в которых необходимо сравнить героев;
- Вопросы по теории литературы.
- Задания творческого характера, направленные на развитие речи учащихся (мини-сочинения, мини-изложения…)
Тетради, как правило, хорошо иллюстрированы, удобны в использовании. Работа детей в тетрадях на уроках и дома позволит учителю оптимизировать контроль усвоения программного материала.
Можно также предложить учителю использование различного рода тестовых и проверочных работ на уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока литературного чтения в форме игры "Литературное лото"
Игра проводится на уроке литературного чтения (урок закрепления и систематизации знаний).•Класс делится на команды (по 2-3 человека)•Учитель заранее готовит игровое поле и фишки (для каждой кома...
Активные формы обучения на уроках литературного чтения
В данной статье рассмотрены разнообразные формы обучения по литературному чтению, приведен план работы по данной теме....
Тестирование как одна из эффективных форм контроля на уроках русского языка
В современной школе одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая эффективная система, основанная на использовании тестовых техноло...
Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.
Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....
Возможные формы контроля и оценки предметных результатов на уроках литературного чтения в начальных классов.
В презентации представлены виды контроля с их подробным описанием, возможностью практического использования....
Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников. Как используется групповая форма работы на уроке литературного чтения
Одной из эффективных форм работы в начаьной школе явлется групповая. Во время групповой работы дети работают активно, каждый ученик с большим интересом выполняет задание. При выполнении заданий в груп...
Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»
Цель: распространение опыта работы с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтени...