Возможные формы контроля и оценки предметных результатов на уроках литературного чтения в начальных классов.
презентация к уроку (2, 3, 4 класс) на тему
В презентации представлены виды контроля с их подробным описанием, возможностью практического использования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozmozhnye_formy_kontrolya_i_otsenki_predmetnyh_rezultatov_na_urokah_literaturnogo_chteniya.zip | 913.07 КБ |
Подписи к слайдам:
Составной частью процесса обучения является контроль знаний обучащихся 2
Контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения Цели Результаты 3
4 Текущий Тематический Итоговый
Текущий контроль проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа; возможны небольшие по объему письменные работы; самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением, целесообразно для этого использовать и тестовые задания. 5
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. Специфика этого вида контроля: ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, исправить полученную ранее отметку; при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые "отменяют" предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным; возможность получения более высокой оценки своих знаний; уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению . 6
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким. по проверке чтения вслух проводится индивидуально; для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к которым относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения про себя проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой. 7
Формы и методы контроля Устный опрос Письменный опрос Самостоятельная работа Динамичная самостоятельная работа Контрольная работа Тестовые задания Графические работы 8
Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте. Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировано строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия. 9
продолжение Монологическая форма устного ответа не является для начальной школы распространенной. Это связано с тем, что предлагаемый для воспроизведения учащимися материал, как правило, небольшой по объему и легко запоминаем, поэтому целесообразно для монологических ответов учащихся у доски выбирать доступные проблемные вопросы, требующие от школьника творчества, самостоятельности, сообразительности, а не повторения выученного дома текста статьи учебника. Например, составление тематических творческих рассказов на основе использования нескольких источников и т.п. 10
Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ. 11
Самостоятельная работа небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы учащихся, который он проводит совместно с учениками. 12
продолжение Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой. Может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Так, например, индивидуальную самостоятельную работу может получить ученик, который пропустил много учебных дней, не усвоил какой-то раздел программы, работающий в замедленном или ускоренном темпе. Целесообразно использовать индивидуальные самостоятельные работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при ответе у доски. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки школьника, воспитания уверенности в собственных силах. 13
Динамичная самостоятельная работа Работа рассчитана на непродолжительное время (5-10мин) Это способ проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса, который позволяет перманентно контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников. Для таких работ учитель использует индивидуальные карточки, обучающие тексты, тестовые задания, таблицы. Если такие самостоятельные работы проводятся в первый период изучения темы, то целесообразно отметкой оценивать лишь удачные, правильно выполненные. Остальные работы анализируются учителем вместе с обучающимися. 14
Контрольная работа используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Работы проводятся в течение всего года и оцениваются отметкой. Содержание работ для письменного опроса может организовываться по одноуровневым или по разно уровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам. Так, для развития самоконтроля и самооценки учащихся, целесообразно подбирать самостоятельные и контрольные работы по разно уровневым вариантам. Предлагаемая детям инструкция объясняет им, что каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности. При желании школьник может посоветоваться с учителем. Такая форма контроля мало используется в начальной школе и требует серьезной предварительной подготовки. 15
Тестовые задания относятся к стандартизированным методикам проверки успеваемости. Они привлекают внимание, прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и др. Стандартизированные методики позволяют достаточно точно и объективно при минимальной затрате времени получить общую картину развития класса, школы; собрать данные о состоянии системы образования в целом. 16
Графические работы это особая форма письменного контроля. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Такие работы могут использоваться на уроках по любому предмету. Их цель - проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания. Например, контрольными графическими работами может быть заполнение схем "звуковая модель слова", "состав предложения", "синтаксический разбор предложения» и другие. 17
Для примера 18
Найди похожие по смыслу пословицы На чужой стороне и весна не красна. Как аукнется, так и откликнется. Без терпенья нет уменья. Дым отечества ярче огня чужбины. Никто не станет мудрым, не будучи терпеливым. Что посеешь, то и пожнёшь. 19
Закончи строки Жил-был старик, у него Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила: Мой меч Стали они жить-поживать да Он с ней распростился и в Ни в сказке сказать, Это ещё не сказка, а присказка, было три сына. к лесу задом, ко мне передом . - твоя голова с плеч. добра наживать . путь-дорогу пустился . ни пером описать. сказка будет впереди. 20
Назови сказку и автора Кобылица молодая, Очью бешено сверкая, Змеем голову свила И пустилась как стрела. Вдруг раздался лёгкий звон, И в глазах у всей столицы Петушок спорхнул со спицы. Старший молвил: «Что за диво! Всё так чисто и красиво! Кто-то терем прибирал И хозяев поджидал». П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкин «Сказка о спящей царевне и семи богатырях» 21
Восстанови порядок событий По рассказу В.Драгунского «Друг детства» Мама достала старого плюшевого мишку . Дениска попросил папу купить боксёрскую грушу. Дениска вспомнил своё детство. Мальчик никогда не будет боксёром. 22 1 1 2 3 4
Крестики - нолики Рассказ называется «Наша Жучка» Автор рассказа Борис Житков Рассказ ведётся от имени бабушки. И т.д. … 23 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 х 0 0
Найди портрет Г.Остера . 24 1 2 3 4
Тест «Мифы Древней Греции» Герой, обладатель шапки-неведимки. Добыл голову Медузы Горгоны, убил морское чудовище и освободил Андромеду. Геракл Прометей Ахилл Персей 25
Рекомендуемыми способами оценивания результативности обучения чтению являются: - ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, жанровой принадлежности литературных произведений ; - выразительность чтения; -выполнение заданий на составление плана, пересказа, собственного высказывания; -наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы; -анализ читательского дневника; -анализ творческих работ учащихся 26
Виды заданий в тетрадях с печатной основой Одной из форм работы является также использование рабочих тетрадей на печатной основе. Подобные тетради можно использовать в начальной школе, начиная со 2 - 3 класса Создаются такие тетради в соответствии с федеральными учебниками и содержат дидактические задания и упражнения, работы по развитию речи и творческого воображения учащихся. 27
Виды заданий в тетрадях с печатной основой Тетради включают в себя задания разного характера: Вопросы по содержанию; Задания, составляющие основу анализа художественного произведения; Работу со словом: от понимания смысла слова до умения сформулировать собственную мысль, выразить своё мнение, подобрать синонимы, антонимы. 28
Существуют такие тетради, в которых даются конспективные теоретические сведения (ознакомление с отдельными литературными понятиями), причём в нескольких вариантах, так как определения берутся из разных словарей. Предполагается и работа детей со словарями. Также предполагаются задания на закрепление этих знаний . 29
Задания , создающие предпосылки для логического мышления, в которых необходимо сделать выводы из прочитанного; Вопросы, основанные на связи изучаемого произведения с другими видами искусства; Задания сравнительного характера, основанные на сопоставлении произведений, нахождении их сходства и особенностей, в том числе и задания, в которых необходимо сравнить героев ; 30
Вопросы по теории литературы. Задания творческого характера, направленные на развитие речи учащихся (мини-сочинения, мини-изложения…) 31
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах".
Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших школьников интереса и любознательности к учению. В настоящее время существует множество разнообразных методов и технол...
"Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах в условиях реализации ФГОС"
Литературные произведения оказывают огромное влияние на формирование личности ребёнка, его духовно-нравственное развитие. Художественная литература способна дать широкую картину мира, обогатить духовн...
"ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ"
В настоящее время литературное чтение выступает и как факт существования духовно – нравственной жизни нашего общества, и как школьный предмет, который остаётся единственной нравственной опорой, чистым...
Обобщение опыта Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах
Актуальность опыта: ...
«Возможности использования интерактивных досок в среде SmartNotebook на уроках литературного чтения в начальных классах»
Тема: «Возможности использования интерактивных досок в среде SmartNotebook на уроках литературного чтения в начальных классах»Цель: Знакомство с возможностями интерактивных досок в среде SmartNo...
Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).
Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....
Проект «Системно-деятельностный подход как способ формирования предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках литературного чтения в начальных классах»
Методическая разработка из опыта работы по вопросам реализации содержания и технологий формирования предметных, метапредметных и личностных результатов в рамках учебных предметов. Материал представлен...