Активные формы обучения на уроках литературного чтения
статья по чтению (1 класс) по теме
В данной статье рассмотрены разнообразные формы обучения по литературному чтению, приведен план работы по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnye_formy_obuchkniya_na_urokah_literaturnogo_chteniya.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования
«Активные формы обучения на уроках литературного чтения»
Учитель Скребнева Е.А.
Одна из основных проблем современной школы – падение интереса учащихся к чтению и, следовательно, снижение грамотности, неумение правильно, логично высказывать свою мысль. Поэтому, с целью познавательного интереса к данному предмету в этом учебном году я стараюсь применять разные формы работы. Это применение игровых форм обучения, проведение нетрадиционных уроков, внеклассная работа по предмету.
Игровую форму обучения часто называют «активным обучением» в следствии того, что применение игр активизирует процесс обучения. Она создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования уч-ся в учебной деятельности. Поэтому игровые элементы (ребусы, кроссворды, занимательные задачи), игры, использование произведений устного народного творчества (пословиц, поговорок, загадок) оживляют урок, повышают его познавательное значение, прививают любовь к чтению.
Применяю на уроках артикуляционную гимнастику, которая состоит из:
- разминки (вдох носом, выдох через рот; вдох, задаржка дыхания, выдох; вдох, выдох по порциям);
- упражнений для развития четкости произношения(Самолеты взлетают: у-у-у. Машины едут:ж-ж-ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок.);
- чтения скороговорок в разных темпах (Проворонила воронв вороненка.);
- чистоговорок (Ра-ра-ра — начинается игра. Ры-ры-ры — у нас в руках шары.)
Среди нетрадиционных форм уроков использую:
-уроки-путешествия, где учащиеся выполняют задания, как бы путешествуя «от станции к станции». Необходимым условием отправления от станции является выполнение определенных заданий. Маршрут путешествия с указанием станций готовится заранее, оформляется в виде карты, готовятся задания по всему разделу от простых к сложным; предлагаются разноуровневые задания с той целью, чтобы все учащиеся были включены в список путешественников. Эти уроки удобны свободным подбором материала, непринужденной рабочей атмосферой на уроке. (Путешествие в сказку)
-уроки-соревнования – состязания команд при ответах на вопросы и решение чередующихся заданий, предложенных учителем. От вклада каждого ученика, от четкости взаимодействия зависит общий результат. (Викторина по сказкам А.С.Пушкина, игра «Крестики-нолики», Брей-ринг)
-уроки-КВНы помогают учащимся сплачиваться, работать в коллективе, понимать, как важен их ответ.
Также стараюсь организовать групповую работу учащихся. Работая в группе, слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятные вопросы какой-либо темы, а сильные ученики заинтересованы помочь им в понимании вопроса и дойти до самой сути. В общем споре, в обсуждении даже слабые, непонятливые дети в коллективе проявляют активную деятельность, предлагая свои варианты ответов, доказывая свою точку зрения; у них появляются уверенность в том, что они тоже личности.
С целью развития интереса к чтению и повышению читательской активности у младших школьников на начало учебного года мной был составлен план работы по данной теме. Он включает в себя разнообразные формы внеклассных занятий с учащимися:
-беседы о жизни и творчестве поэтов и писателей;
-коллективные чтения;
-конкурсы чтецов, рисунков, поделок по темам;
-оформление стенгазет;
- литературные викторины, игры, праздники и тд.;
- библиотечные часы;
-работа с родителями уч-ся, консультации и тд.
Для того, чтобы дети лучше запоминали материал, изученный на уроках, и книги, прочитанные дома, я предлагаю детям вести читательский дневник.
Автор, название произведения | Кол-во страниц | Дата начала чтения книги | Новые слова и выражения, которые встретились впервые | Иллюстрация или краткий анализ произведения | Дата окончания чтения книги |
Ведение подобного дневника помогает комплексному решению целого ряда воспитательных задач: развивает почерк, способствует развитию мышления, фантазии, помогает закрепить в памяти изученные произведения.
Проверка техники чтения показывает, что в 1 классе все учащиеся читают выше нормы (32-81 слово; норма чтения -25-30 слов), в 3 классе — 4 учащихся читают выше нормы (78-104 слова), 1 учащийся укладывается в норму (67 слов), 2 учащихся читают ниже нормы (36-49 слов). Норма чтения -65-75 слов.
Учащиеся начальных классов активно участвуют в предметных олимпиадах на школьном уровне, во внеурочной деятельности по предмету, занимают призовые места.
Всероссийский дистанционный марафон «По страницам любимых сказок» (май) | Ларина Татьяна Назарова Анастасия Скребнев Максим Филимонова Елена | 1 1 1 1 | всероссийский | 1 м 1 м 1 м 1 м |
Всероссийская дистанционная олимпиада по литературному чтению (апрель) | Назарова Анастасия | 1 | всероссийский | 1 м |
Всероссийская дистанционная олимпиада по литературному чтению (апрель) | Воробьева Дарья Лазарева Валерия Ларин Иван Назаров Данила | 3 3 3 3 | всероссийский | 1 м 1м 1м 2м |
В заключении, можно с уверенностью сказать, что применение активных форм работы на уроках литературного чтения будет способствовать формированию познавательного интереса к предмету, способствовать активизации деятельности учащихся на уроке, наилучшему усвоению учебного материала, обеспечению развития индивидуальных способностей каждого ребенка.
План работы
1 | Проверка читательских дневников у учащихся 3 класса (летние задания по литературному чтению) | сентябрь | Читательские дневники были проверены, даны рекоменда-ции. Самые активные читатели – Назаров Данила, Ларин Иван. |
2 | Чтение стихотворений об осени. Конкурс рисунков и поделок из природного материала «Природа и фантазия» | сентябрь | В проведении конкурса все уч-ся приняли активное участие. |
3 | Экскурсия в сельскую библиотеку, знакомство с библиотекарем. Знакомство с новыми детскими изданиями; чтение статей, произведением с последующим обсуждением. | октябрь | + |
4 | Конкурс рисунков и стихотворений о Родине. | октябрь | Самыми активными участниками были Назарова Анастасия, Назаров Данила, Ларин Иван, Воробьева Дарья. |
5 | Олимпиада по литературному чтению в 3 классе (школьный уровень) | октябрь | В олимпиаде принимали участие 5 учащихся. 2 место – Ларин Иван, 3 место – Воробьева Дарья. |
6 | Библиотечный урок (совместно с сельским библиотекарем) | ноябрь | + |
7 | Чтение художественных произведений, посвященных празднованию Нового года. Конкурс рисунков, стихотворений по данной теме. | декабрь | Все учащиеся были заинтересованы, принимали активное участие в проведении конкурсов. |
8 | Экскурсия в школьную библиотеку, знакомство с библиотекарем. Библиотечный урок (совместно со школьным библиотекарем) | декабрь | + |
9 | Открытый урок по чтению в 3 классе. | декабрь | - |
10 | Подбор материала и оформление стенгазеты «Сто вопросов – сто ответов» | январь | + |
11 | Родительское собрание «Роль чтения в жизни ребенка». Анкетирование уч-ся и родителей. | февраль | Итогом собрания было составление памятки для родителей по воспитанию интереса к книге. |
12 | Конкурс рисунков и стихов о весне «Посмотрите, весна наступает» | март | Активными участниками были ученики 1 класса. |
13 | Участие в Кирилло-Мефодиевских чтениях | март | Назаров Данила – 1 место |
14 | Мероприятие в 1 классе «Прощание с Азбукой» | март | + |
15 | Предметная неделя по литературному чтению в начальных классах | апрель | + 1 место — Назарова Анастасия (1 класс), Назаров Данила (3 класс), 2 место — Ларин Иван (3 класс), 3 место — Воробьева Дарья (3 класс) |
16 | Чтение произведений, посвященных военной тематике. Оформление уголка памяти к празднику День Победы. | май | Чтение произведений Твардовского, Симонова, Кассиля и др. |
17 | Выявление самых активных читателей. Награждение. Летние задания. | май | Самыми активными на протяжении всего учебного года были: Назарова Анастасия (1 класс), Назаров Данила (3 класс), Ларин Иван (3 класс), Воробьева Дарья (3 класс) |
Работа по данной теме на протяжении учебного года проводилась по плану. Все учащиеся принимали активное участие, были заинтересованы. Самыми активными, читающими участниками на протяжении этого учебного года были ученица 1 класса Назарова Анастасия, ученики 3 класса Назаров Данила, Ларин Иван. Отмечены дипломами и поощрительными призами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные формы обучения на уроках
Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образ...
Выступление на РМО "Активные формы обучения на уроках окружающего мира"
В настоящее время понимание системы образования неизмеримо расширилось, изменилось и представление о целях, задачах, содержании, методах и формах обучения. Приоритетность личностной ориентации в...
Мастер-класс "Активные формы обучения на уроках "Социокультурных истоков""
Использование активных форм обучения на уроках "Социокультурных истоков" на примере урока в 1 классе по теме "Поле и школа"....
Практико-ориентированный педагогический проект по теме: «Применение активных форм обучения на уроках в начальной школе»
Из опыта работы...
Тема «Использование активных методов обучения на уроках литературного чтения в начальной школе»
Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образовании...
Формирование познавательных и личностных УУД обучающихся начальных классов посредством активных методов обучения на уроке литературного чтения
В основе любого вида деятельности лежит мотивация. Если ученик добывает знание сам, у него проявляется интерес, знание становится личным достоянием ребёнка. Это и ест...
«Активные методы и приемы обучения на уроках литературного чтения. Задания Международного исследования PIRLS»
В данном материале можно познакомиться с различными методами и приемами работы на уроках литературного чтения, а так же с заданиями Международного исследования PIRLS/...