Активные формы обучения на уроках литературного чтения
статья по чтению (1 класс) по теме

Скребнева Елена Алексеевна

В данной статье рассмотрены разнообразные формы обучения по литературному чтению, приведен план работы по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема самообразования

«Активные формы обучения на уроках литературного чтения»

Учитель Скребнева Е.А.

        Одна из основных проблем современной школы – падение интереса учащихся к чтению и, следовательно, снижение грамотности, неумение правильно, логично высказывать свою  мысль. Поэтому, с целью познавательного интереса к данному предмету в этом учебном году я стараюсь применять разные формы работы. Это применение игровых форм обучения, проведение нетрадиционных уроков, внеклассная работа по предмету.

        Игровую форму обучения часто называют «активным обучением» в следствии того, что применение игр активизирует процесс обучения. Она создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования  уч-ся в учебной деятельности. Поэтому игровые элементы (ребусы, кроссворды, занимательные задачи), игры, использование произведений устного народного творчества (пословиц, поговорок, загадок) оживляют урок, повышают его познавательное значение, прививают любовь к чтению.

        Применяю на уроках артикуляционную гимнастику, которая состоит из:

  1. разминки (вдох носом, выдох через рот; вдох, задаржка дыхания, выдох; вдох, выдох по порциям);
  2. упражнений для развития четкости произношения(Самолеты взлетают: у-у-у. Машины едут:ж-ж-ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок.);
  3. чтения скороговорок в разных темпах (Проворонила воронв вороненка.);
  4. чистоговорок (Ра-ра-ра — начинается игра. Ры-ры-ры — у нас в руках шары.)

        Среди нетрадиционных форм уроков использую:

        -уроки-путешествия, где учащиеся выполняют задания, как бы путешествуя «от станции к станции». Необходимым условием отправления от станции является выполнение определенных заданий. Маршрут путешествия с указанием станций готовится заранее, оформляется в виде карты, готовятся задания по всему разделу от простых к сложным; предлагаются разноуровневые задания с той целью, чтобы все учащиеся были включены в список путешественников. Эти уроки удобны свободным подбором материала, непринужденной рабочей атмосферой на уроке. (Путешествие в сказку)

        -уроки-соревнования – состязания команд при ответах на вопросы и решение чередующихся заданий, предложенных учителем. От вклада каждого ученика, от четкости взаимодействия зависит общий результат. (Викторина по сказкам А.С.Пушкина, игра «Крестики-нолики», Брей-ринг)

        -уроки-КВНы помогают учащимся сплачиваться, работать в коллективе, понимать, как важен их ответ.

        Также стараюсь организовать групповую работу учащихся. Работая в группе, слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятные  вопросы какой-либо темы, а сильные ученики заинтересованы помочь им в понимании вопроса и дойти до самой сути. В общем споре, в обсуждении даже слабые, непонятливые дети в коллективе проявляют активную деятельность, предлагая свои варианты ответов, доказывая свою точку зрения; у них появляются уверенность в том, что они тоже личности.

        С целью развития интереса к чтению и повышению читательской активности у младших школьников на начало учебного года мной был составлен план работы по данной теме. Он включает в себя разнообразные формы внеклассных занятий с учащимися:

-беседы о жизни и творчестве поэтов и писателей;

-коллективные чтения;

-конкурсы чтецов, рисунков, поделок по темам;

-оформление стенгазет;

- литературные викторины, игры, праздники и тд.;

- библиотечные часы;

-работа с родителями уч-ся, консультации и тд.

        Для того, чтобы дети лучше запоминали материал, изученный на уроках, и книги, прочитанные дома, я предлагаю детям вести читательский дневник.

Автор, название произведения

Кол-во страниц

Дата начала чтения книги

Новые слова и выражения, которые встретились впервые

Иллюстрация или краткий анализ произведения

Дата окончания чтения книги

        Ведение подобного дневника помогает комплексному решению целого ряда воспитательных задач: развивает почерк, способствует развитию мышления, фантазии, помогает закрепить в памяти изученные произведения.

        Проверка техники чтения показывает, что в 1 классе все учащиеся читают выше нормы (32-81 слово; норма чтения -25-30 слов), в 3 классе — 4 учащихся читают выше нормы (78-104 слова), 1 учащийся укладывается в норму (67 слов), 2 учащихся читают ниже нормы (36-49 слов). Норма чтения -65-75 слов.

        Учащиеся начальных  классов активно участвуют в предметных олимпиадах на школьном уровне, во внеурочной деятельности по предмету, занимают призовые места.

Всероссийский дистанционный марафон «По страницам любимых сказок»

(май)

Ларина Татьяна

Назарова Анастасия

Скребнев Максим

Филимонова Елена

1

1

1

1

всероссийский

1 м

1 м

1 м

1 м

Всероссийская дистанционная олимпиада по литературному чтению

(апрель)

Назарова Анастасия

1

всероссийский

1 м

Всероссийская дистанционная олимпиада по литературному чтению

(апрель)

Воробьева Дарья

Лазарева Валерия

Ларин Иван

Назаров Данила

3

3

3

3

всероссийский

1 м



        

        В заключении, можно с уверенностью сказать, что применение активных форм работы на уроках литературного чтения будет способствовать формированию познавательного интереса к предмету, способствовать активизации деятельности учащихся на уроке, наилучшему усвоению учебного материала, обеспечению развития индивидуальных способностей каждого ребенка.

        

План работы

1

Проверка читательских дневников у учащихся 3 класса (летние задания по литературному чтению)

сентябрь

Читательские дневники были проверены, даны рекоменда-ции. Самые активные читатели – Назаров Данила,  Ларин Иван.

2

Чтение стихотворений об осени. Конкурс рисунков и поделок из природного материала «Природа и фантазия»

сентябрь

В проведении конкурса все уч-ся приняли активное участие.

3

Экскурсия в сельскую библиотеку, знакомство с библиотекарем. Знакомство с новыми детскими изданиями; чтение статей, произведением с последующим обсуждением.

октябрь

+

4

Конкурс рисунков и стихотворений о Родине.

октябрь

Самыми активными участниками были Назарова Анастасия, Назаров Данила, Ларин Иван, Воробьева Дарья.

5

Олимпиада по литературному чтению в 3 классе (школьный уровень)

октябрь

В олимпиаде принимали участие 5 учащихся. 2 место – Ларин Иван, 3 место – Воробьева Дарья.

6

Библиотечный урок (совместно с сельским библиотекарем)

ноябрь

+

7

Чтение художественных произведений, посвященных празднованию Нового года. Конкурс рисунков, стихотворений по данной теме.

декабрь

Все учащиеся были заинтересованы, принимали активное участие в проведении конкурсов.


8

Экскурсия в школьную библиотеку, знакомство с библиотекарем. Библиотечный урок (совместно со школьным библиотекарем)

декабрь

+

9

Открытый урок по чтению в 3 классе.

декабрь

-

10

Подбор материала и оформление стенгазеты «Сто вопросов – сто ответов»

январь

+

11

Родительское собрание «Роль чтения в жизни ребенка». Анкетирование уч-ся и родителей.

февраль

Итогом собрания было составление памятки для родителей по воспитанию интереса к книге.

12

Конкурс рисунков и стихов о весне «Посмотрите, весна наступает»

март

Активными участниками были ученики 1 класса.

13

Участие в Кирилло-Мефодиевских чтениях

март

Назаров Данила – 1 место

14

Мероприятие в 1 классе «Прощание с Азбукой»

март

+

15

Предметная неделя по литературному чтению в начальных классах

апрель

+

1 место — Назарова Анастасия (1 класс), Назаров Данила (3 класс), 2 место — Ларин Иван (3 класс), 3 место — Воробьева Дарья (3 класс)

16

Чтение произведений, посвященных военной тематике. Оформление уголка памяти к празднику День Победы.

май

Чтение произведений Твардовского, Симонова, Кассиля и др.

17

Выявление самых активных читателей. Награждение. Летние задания.

май

Самыми активными на протяжении всего учебного года были:  Назарова Анастасия (1 класс), Назаров Данила (3 класс), Ларин Иван (3 класс),  Воробьева Дарья (3 класс)

        Работа по данной теме на протяжении учебного года проводилась по плану. Все учащиеся принимали активное участие, были заинтересованы. Самыми активными, читающими участниками на протяжении этого учебного года были ученица 1 класса Назарова Анастасия, ученики 3 класса Назаров Данила, Ларин Иван. Отмечены дипломами и поощрительными призами.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы обучения на уроках

Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образ...

Выступление на РМО "Активные формы обучения на уроках окружающего мира"

В настоящее время понимание системы образования неизмеримо расширилось, изменилось и представление о целях, задачах, содержании, методах и формах обучения. Приоритетность личностной ориентации в...

Мастер-класс "Активные формы обучения на уроках "Социокультурных истоков""

Использование активных форм обучения на уроках  "Социокультурных истоков" на примере урока в  1 классе по теме  "Поле и школа"....

Тема «Использование активных методов обучения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образовании...

Формирование познавательных и личностных УУД обучающихся начальных классов посредством активных методов обучения на уроке литературного чтения

       В основе любого вида деятельности лежит мотивация. Если ученик добывает знание сам, у него проявляется интерес, знание становится личным достоянием ребёнка. Это и ест...

«Активные методы и приемы обучения на уроках литературного чтения. Задания Международного исследования PIRLS»

В данном материале можно познакомиться с различными методами и приемами работы на уроках литературного чтения, а так же с заданиями Международного исследования PIRLS/...