УСКОРЕННЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Новоселова Татьяна Михайловна

Основой курса является активное воздействие на те анализаторы, которые задействованы, участвуют в чтении: зрительное и слуховое восприятие, речевой аппарат, понимание (логическое, образное мышление), память.

Курс рассчитан на 10 занятий по 35-40 минут с группой учащихся в 3-5 человек и проводится ежедневно. На субботу и воскресенье задается задание: чтение книг, газеты, журнала с конкретными заданиями.

Упражнения, влияющие на разные параметры чтения, рекомендуется проводить во взаимосвязи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_chteniya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Захарчук Татьяна Михайловна учитель начальных классов

«Ускоренный курс обучения чтению».

УСКОРЕННЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ

Разработала:

Захарчук Татьяна Михайловна

учитель начальных классов

Основой курса является активное воздействие на те анализаторы, которые задействованы, участвуют в чтении: зрительное и слуховое восприятие, речевой аппарат, понимание (логическое, образное мышление), память.

Ведущие принципиальные положения:

1.  Навык чтения является неотъемлемой частью работы над формированием всей читательской деятельности, поэтому он тесно связан с культурой чтения, умениями читать (в широком смысле) разные тексты и детские книги.

2.  Навык как процесс представляет собой речевую деятельность и его формирование обязательно должно быть связано с другими видами речевой деятельности: слушанием, письмом, устной речью. Следует учитывать, что чтение является не только предметным умением, которому обучают в начальной школе, но и учебным умением, средством обучения, используемым ребенком на других уроках. Следовательно, чтение является учебной деятельностью и обладает всеми её признаками, которые необходимо развивать: цели, учебные задачи, операции для их усвоения – способы действия, контроль и самоконтроль, оценку своей деятельности, поэтому одновременно с предметным умением мы развиваем чтение как учебное умение.

3. Чтение всегда индивидуально, особенно в начале его развития, поэтому учитывается и уровень понимания читаемого, и степень сформированности способа и темпа чтения. В зависимости от состояния чтения намечается конкретная система упражнений для данного ученика.

4. Существует две формы чтения – вслух и молча (про себя). Обе эти формы должны быть сформированы в течении учёбы в начальных классах. Чтобы добиться чтения без участия внешних речевых движений (глазами) в выпускных классах, начиная со второго года обучения, вводятся упражнения для молчаливого чтения.

5. Начальная школа развивает в основном изучающее (равномерно-внимательное) чтение, другие виды чтения – ознакомительное, поисковое, просмотровое и другие  присутствуют в элементарной форме, например, выборочном чтении по различным заданиям учителя.

В средние классы должен прийти ученик, владеющий разными уровнями понимания различных видов текстов – пониманием значения и смысла художественного, научно-популярного текста, правила, задачи, упражнения, читающий плавно целыми словами, воспринимающий за одно восприятие, при чтении молча от 30 до 40 знаков, а при чтении вслух видящий последующий текст – сочетания слов, предложения и понимающий смысл каждого абзаца.

  Темп чтения вслух должен достичь не мене 90-120 слов, про себя – 120-150 слов  в минуту. У быстро читающих детей, научившихся читать до 6 лет, темп возрастает до 200-250 слов и выше.

Курс рассчитан на 10 занятий по 35-40 минут с группой учащихся в 3-5 человек и проводится ежедневно. На субботу и воскресенье задается задание: чтение книг, газеты, журнала с конкретными заданиями.

Упражнения, влияющие на разные параметры чтения, рекомендуется проводить во взаимосвязи.

Материалы для занятий.

  1. Общая книга для всех учащихся.
  2. Индивидуальная книга по интересам.
  3. Газеты.
  4. Наглядное пособие – решетка.
  5. Карточки с текстами для восприятия самоконтроля.
  6. Наглядная схема структуры и содержания текста (в качестве обучающего)
  7.   Плакаты с печатными словами – сочетаниями слов, предложениями.
  8. Учебник «Русский язык» для чтения правил и упражнений.

Содержание занятий.

Занятие 1.

  1. Развитие речевого аппарата.
  1. Порверка артикуляционных гласных: а, о, у, и, ы, ё.
  2. Чтение гласных с первыми 10 согласными.
  3. Чтение гласных с изменением ударений: аоуэыи  аоуэыи и т.д.

  1. Развитие зрительного восприятия. Предъявление на карточках (или на доске – текст закрыт) слов и сочетаний слов на счет раз, два (1сек).
  1. Листва        3. Белка-булка        5. Синие облака.
  2. Зелень        4. Зеленеть

  1. Развитие смыслового восприятия и угадывающего чтения. Работа с решеткой.

  1. Чтение текста:

а) с зачеркнутыми гласными,

б) с зачеркнутыми окончаниями (текст готовят дети, работая с карандашом в книге – коллективке).

2. Чтение вслух с решеткой. Решетка отстоит на 2-3см от начала текста. Восстанавливается текст в прорезах. Первая решетка готовится с четырьмя прорезями.: длина 9см, высота 6см, 4 прорези по 1см. Следующая решетка длиной 15см, высотой 10см, зазоры и прорези по 0.5см, 6 прорезей.

Занятие 2.

  1. Развитие речевого аппарата.

  1. Чтение сочетаний гласного и согласного до конца алфавита.
  2. Чтение скороговорки в разных темпах: медленно, быстро, средне. (Задание на дом: записать скороговорки).

  1. Развитие зрительного восприятия.

Предъявление слов и предложений (из любой книги)

а) 3 слога

б) 4 слога

в) 2 слова: 2+3

        

  1. Развитие смыслового восприятия и угадывающего чтения. Работа с решеткой.
  1. Чтение детьми
  2. Чтение текста учителем, ученики дополняют концы слова.
  1. Чтение в разных темпах сплошного текста без решетки: медленно, в среднем темпе, быстрее.
  2. Чтение на внимание: учитель читает и в процессе чтения заменяет слова. Ученики следят по тексту и при неверном чтении стучат карандашом по столу.

Занятие 3.

  1. Развитие речевого аппарата.

Чтение скороговорки в разных темпах ( по хлопкам учителя)

 

  1. Развитие зрительного восприятия и правильности чтения.
  1. Чтение сочетаний на время:

а) лысина, лесина

б) лисонька, лесенка

в) птичка, пташка.

  1. Чтение словарных слов из учебника русского языка.
  1. Чтение с решеткой 1стр текста.
  2. Работа над пониманием текста. Опорные слова.
  1. Чтение абзаца учителем и выделение голосом опорных слов в тексте. Учащиеся по слуху определяют опорные слова и поясняют, почему они выделены.
  2. Поиск опорных слов учащимися – выделение голосом, точкой или слабым подчеркиванием. Обсуждение абзаца.

Занятие 4.

  1. Чтение скороговорки по выбору учащихся.
  2. Развитие зрительного восприятия: чтение словарных слов.
  3. Развитие правильности чтения: парное занятие. Взаимная проверка правильности чтения вслух (каждый ученик из пары читает товарищу 1-2 абзаца, ошибки сообщаются другим учеником учителю). Затем роли меняются.
  4. Развитие памяти и слухового восприятия. Учитель произносит вслух тематически связанные между собой слова (от 5 до 10). Учащиеся фиксируют их на бумаге или называют учителю.
  5. Чтение текста с установкой: внимание на конец предложения, на знаки препинания, соблюдение пауз между предложениями. Выделение опорных слов в тексте (без которых непонятно о чем идет речь).

Занятие 5.

  1. Чтение наизусть скороговорки в разных темпах.

  1. Способ чтения правила (учебник русского языка). Моделирование. Вводится памятка, по которой выполняются действия:
  1. Прочитать текст правила. Определить о чем оно.
  2. Найти последовательно каждую мысль. Определить сколько их прочитать.
  3. Нарисовать схему правила с помощью кружков.

  1. Списывание текста.
  1. Прочитать весь текст, определить тему.
  2. Перечитать то предложение, которое будет списываться.
  3. Начать переписывать. При каждом обращении к тексту ставить вертикальную черточку при письме (Начал/ся сильный ли/вень).
  4. Стараться списывать текст из трех слов без заглядывания в него.
  5. Проверить, правильно ли записаны слова. Засекается первичный уровень списывания и в конце курса подводится итог.

IV. Чтение одной страницы текста с изменением темпа по команде учителя.

        Занятие 6.

  1. Чтение скороговорки.
  2. Чтение – восприятие трудных слов из текста, который предлагается читать.
  3. Введение моделирования содержания. Памятка как читать книгу, рассказ.
  1. Прочитай название книги, фамилию автора.
  2. Определи примерно тему.
  3. Просмотри бегло текст, рисунки. Уточни тему.
  4. Начинай читать внимательно, отмечай важные слова в тексте.
  5. Подумай, определи, о чем говорится в каждом абзаце.
  6. Дочитай рассказ до конца, изобрази с помощью схемы его содержание.

Занятие 7.

  1. Чтение с решеткой.
  2. Выделение опорных слов.
  3. Чтение и моделирование содержания абзаца, части.
  4. Одновременное чтение и моделирование содержания читаемого. Разъяснение своей модели.
  5. Развитие памяти и слухового восприятия слов, тематически связанных между собой (10-12). Отмечается, сколько слов воспринял чтец.

Занятие 8 .

  1. Развитие темпа чтения. Упражнение «Буксир» - чтение за учителем, медленное, убыстренное. Самостоятельное чтение со сменой темпа.
  2. Чтение на время. Все учащиеся читают один и тот же текст по команде. Ученик ставит точку у слова, на котором остановился и считает количество прочитанных слов.
  3. Чтение с решеткой.
  4. Списывание одного предложения. Проверка количества пауз.

Занятие 9.

  1. Зрительный диктант. Слова для зрительного восприятия: ворона, сорока, ласточка.
  2. Контрольное восприятие с записью: зазеленела травка (15 знаков), начались заморозки (17знаков).
  3. Слуховой диктант.
  1. Учитель диктует 10-12 слов на одну тему. Дети фиксируют по памяти слова на листочках. Порядок слов может быть изменен.
  2. Читает один раз предложение из 3х слов. Дети записывают.
  3. Списывание предложения. Подсчет количества пауз.
  4. Чтение и моделирование абзаца. Введение условных обозначений. Выбирается текст, предполагающий смену настроения героя. Рисуется лицо: грустное, веселое.

Занятие 10.

  1. Чтение вслух с установкой на безошибочность.
  2. Чтение вслух с установкой на осознанность.
  3. Чтение шепотом в разных темпах.
  4. Чтение текста за одну минуту, фиксация темпа.
  5. Чтение с установкой: выделение опорных слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование для 1 класса по курсу «Обучение грамоте (письмо и чтение)» по программе «Школа 2100.

Данная публикация представляет собой тематическое планирование для 1 класса по курсу «Обучение грамоте (письмо и чтение)» по программе «Школа 2100. Оно содержит 2 части: цели и задачи на учеб...

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к учебному курсу «Обучение грамоте. Чтение» (1 класс) на 2012-20013 учебный год.

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к учебному курсу «Обучение грамоте. Чтение» (1 класс) на 2012-20013учебный год....

Система работы с поэтическими текстами в 1-4 классах в курсе «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова)

Система работы с поэтическими текстами в 1-4 классах в курсе «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова) в данной статье представлена на материале анализа литературоведческой про...

Рабочая программа по учебному курсу "Обучение грамоте (чтение)". 1 класс."Школа России."

Рабочая программма по учебному курсу "Обучение грамоте (чтение)". 1 класс. Программа "Школа России."...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «обучение чтению и письму» 1 класс надомное обучение

Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.Программа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «литературное чтение» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова для начальной школы

Рабочая программа по литературному чтению для 3  общеобразовательного класса составлена на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Литературное чтение» , домашнее обучение 1 класс

Данная программа составлена для обучения учащегося первого класса на дому...