УСКОРЕННЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Основой курса является активное воздействие на те анализаторы, которые задействованы, участвуют в чтении: зрительное и слуховое восприятие, речевой аппарат, понимание (логическое, образное мышление), память.
Курс рассчитан на 10 занятий по 35-40 минут с группой учащихся в 3-5 человек и проводится ежедневно. На субботу и воскресенье задается задание: чтение книг, газеты, журнала с конкретными заданиями.
Упражнения, влияющие на разные параметры чтения, рекомендуется проводить во взаимосвязи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_chteniya.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Захарчук Татьяна Михайловна учитель начальных классов
«Ускоренный курс обучения чтению».
УСКОРЕННЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ
Разработала:
Захарчук Татьяна Михайловна
учитель начальных классов
Основой курса является активное воздействие на те анализаторы, которые задействованы, участвуют в чтении: зрительное и слуховое восприятие, речевой аппарат, понимание (логическое, образное мышление), память.
Ведущие принципиальные положения:
1. Навык чтения является неотъемлемой частью работы над формированием всей читательской деятельности, поэтому он тесно связан с культурой чтения, умениями читать (в широком смысле) разные тексты и детские книги.
2. Навык как процесс представляет собой речевую деятельность и его формирование обязательно должно быть связано с другими видами речевой деятельности: слушанием, письмом, устной речью. Следует учитывать, что чтение является не только предметным умением, которому обучают в начальной школе, но и учебным умением, средством обучения, используемым ребенком на других уроках. Следовательно, чтение является учебной деятельностью и обладает всеми её признаками, которые необходимо развивать: цели, учебные задачи, операции для их усвоения – способы действия, контроль и самоконтроль, оценку своей деятельности, поэтому одновременно с предметным умением мы развиваем чтение как учебное умение.
3. Чтение всегда индивидуально, особенно в начале его развития, поэтому учитывается и уровень понимания читаемого, и степень сформированности способа и темпа чтения. В зависимости от состояния чтения намечается конкретная система упражнений для данного ученика.
4. Существует две формы чтения – вслух и молча (про себя). Обе эти формы должны быть сформированы в течении учёбы в начальных классах. Чтобы добиться чтения без участия внешних речевых движений (глазами) в выпускных классах, начиная со второго года обучения, вводятся упражнения для молчаливого чтения.
5. Начальная школа развивает в основном изучающее (равномерно-внимательное) чтение, другие виды чтения – ознакомительное, поисковое, просмотровое и другие присутствуют в элементарной форме, например, выборочном чтении по различным заданиям учителя.
В средние классы должен прийти ученик, владеющий разными уровнями понимания различных видов текстов – пониманием значения и смысла художественного, научно-популярного текста, правила, задачи, упражнения, читающий плавно целыми словами, воспринимающий за одно восприятие, при чтении молча от 30 до 40 знаков, а при чтении вслух видящий последующий текст – сочетания слов, предложения и понимающий смысл каждого абзаца.
Темп чтения вслух должен достичь не мене 90-120 слов, про себя – 120-150 слов в минуту. У быстро читающих детей, научившихся читать до 6 лет, темп возрастает до 200-250 слов и выше.
Курс рассчитан на 10 занятий по 35-40 минут с группой учащихся в 3-5 человек и проводится ежедневно. На субботу и воскресенье задается задание: чтение книг, газеты, журнала с конкретными заданиями.
Упражнения, влияющие на разные параметры чтения, рекомендуется проводить во взаимосвязи.
Материалы для занятий.
- Общая книга для всех учащихся.
- Индивидуальная книга по интересам.
- Газеты.
- Наглядное пособие – решетка.
- Карточки с текстами для восприятия самоконтроля.
- Наглядная схема структуры и содержания текста (в качестве обучающего)
- Плакаты с печатными словами – сочетаниями слов, предложениями.
- Учебник «Русский язык» для чтения правил и упражнений.
Содержание занятий.
Занятие 1.
- Развитие речевого аппарата.
- Порверка артикуляционных гласных: а, о, у, и, ы, ё.
- Чтение гласных с первыми 10 согласными.
- Чтение гласных с изменением ударений: аоуэыи аоуэыи и т.д.
- Развитие зрительного восприятия. Предъявление на карточках (или на доске – текст закрыт) слов и сочетаний слов на счет раз, два (1сек).
- Листва 3. Белка-булка 5. Синие облака.
- Зелень 4. Зеленеть
- Развитие смыслового восприятия и угадывающего чтения. Работа с решеткой.
- Чтение текста:
а) с зачеркнутыми гласными,
б) с зачеркнутыми окончаниями (текст готовят дети, работая с карандашом в книге – коллективке).
2. Чтение вслух с решеткой. Решетка отстоит на 2-3см от начала текста. Восстанавливается текст в прорезах. Первая решетка готовится с четырьмя прорезями.: длина 9см, высота 6см, 4 прорези по 1см. Следующая решетка длиной 15см, высотой 10см, зазоры и прорези по 0.5см, 6 прорезей.
Занятие 2.
- Развитие речевого аппарата.
- Чтение сочетаний гласного и согласного до конца алфавита.
- Чтение скороговорки в разных темпах: медленно, быстро, средне. (Задание на дом: записать скороговорки).
- Развитие зрительного восприятия.
Предъявление слов и предложений (из любой книги)
а) 3 слога
б) 4 слога
в) 2 слова: 2+3
- Развитие смыслового восприятия и угадывающего чтения. Работа с решеткой.
- Чтение детьми
- Чтение текста учителем, ученики дополняют концы слова.
- Чтение в разных темпах сплошного текста без решетки: медленно, в среднем темпе, быстрее.
- Чтение на внимание: учитель читает и в процессе чтения заменяет слова. Ученики следят по тексту и при неверном чтении стучат карандашом по столу.
Занятие 3.
- Развитие речевого аппарата.
Чтение скороговорки в разных темпах ( по хлопкам учителя)
- Развитие зрительного восприятия и правильности чтения.
- Чтение сочетаний на время:
а) лысина, лесина
б) лисонька, лесенка
в) птичка, пташка.
- Чтение словарных слов из учебника русского языка.
- Чтение с решеткой 1стр текста.
- Работа над пониманием текста. Опорные слова.
- Чтение абзаца учителем и выделение голосом опорных слов в тексте. Учащиеся по слуху определяют опорные слова и поясняют, почему они выделены.
- Поиск опорных слов учащимися – выделение голосом, точкой или слабым подчеркиванием. Обсуждение абзаца.
Занятие 4.
- Чтение скороговорки по выбору учащихся.
- Развитие зрительного восприятия: чтение словарных слов.
- Развитие правильности чтения: парное занятие. Взаимная проверка правильности чтения вслух (каждый ученик из пары читает товарищу 1-2 абзаца, ошибки сообщаются другим учеником учителю). Затем роли меняются.
- Развитие памяти и слухового восприятия. Учитель произносит вслух тематически связанные между собой слова (от 5 до 10). Учащиеся фиксируют их на бумаге или называют учителю.
- Чтение текста с установкой: внимание на конец предложения, на знаки препинания, соблюдение пауз между предложениями. Выделение опорных слов в тексте (без которых непонятно о чем идет речь).
Занятие 5.
- Чтение наизусть скороговорки в разных темпах.
- Способ чтения правила (учебник русского языка). Моделирование. Вводится памятка, по которой выполняются действия:
- Прочитать текст правила. Определить о чем оно.
- Найти последовательно каждую мысль. Определить сколько их прочитать.
- Нарисовать схему правила с помощью кружков.
- Списывание текста.
- Прочитать весь текст, определить тему.
- Перечитать то предложение, которое будет списываться.
- Начать переписывать. При каждом обращении к тексту ставить вертикальную черточку при письме (Начал/ся сильный ли/вень).
- Стараться списывать текст из трех слов без заглядывания в него.
- Проверить, правильно ли записаны слова. Засекается первичный уровень списывания и в конце курса подводится итог.
IV. Чтение одной страницы текста с изменением темпа по команде учителя.
Занятие 6.
- Чтение скороговорки.
- Чтение – восприятие трудных слов из текста, который предлагается читать.
- Введение моделирования содержания. Памятка как читать книгу, рассказ.
- Прочитай название книги, фамилию автора.
- Определи примерно тему.
- Просмотри бегло текст, рисунки. Уточни тему.
- Начинай читать внимательно, отмечай важные слова в тексте.
- Подумай, определи, о чем говорится в каждом абзаце.
- Дочитай рассказ до конца, изобрази с помощью схемы его содержание.
Занятие 7.
- Чтение с решеткой.
- Выделение опорных слов.
- Чтение и моделирование содержания абзаца, части.
- Одновременное чтение и моделирование содержания читаемого. Разъяснение своей модели.
- Развитие памяти и слухового восприятия слов, тематически связанных между собой (10-12). Отмечается, сколько слов воспринял чтец.
Занятие 8 .
- Развитие темпа чтения. Упражнение «Буксир» - чтение за учителем, медленное, убыстренное. Самостоятельное чтение со сменой темпа.
- Чтение на время. Все учащиеся читают один и тот же текст по команде. Ученик ставит точку у слова, на котором остановился и считает количество прочитанных слов.
- Чтение с решеткой.
- Списывание одного предложения. Проверка количества пауз.
Занятие 9.
- Зрительный диктант. Слова для зрительного восприятия: ворона, сорока, ласточка.
- Контрольное восприятие с записью: зазеленела травка (15 знаков), начались заморозки (17знаков).
- Слуховой диктант.
- Учитель диктует 10-12 слов на одну тему. Дети фиксируют по памяти слова на листочках. Порядок слов может быть изменен.
- Читает один раз предложение из 3х слов. Дети записывают.
- Списывание предложения. Подсчет количества пауз.
- Чтение и моделирование абзаца. Введение условных обозначений. Выбирается текст, предполагающий смену настроения героя. Рисуется лицо: грустное, веселое.
Занятие 10.
- Чтение вслух с установкой на безошибочность.
- Чтение вслух с установкой на осознанность.
- Чтение шепотом в разных темпах.
- Чтение текста за одну минуту, фиксация темпа.
- Чтение с установкой: выделение опорных слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование для 1 класса по курсу «Обучение грамоте (письмо и чтение)» по программе «Школа 2100.
Данная публикация представляет собой тематическое планирование для 1 класса по курсу «Обучение грамоте (письмо и чтение)» по программе «Школа 2100. Оно содержит 2 части: цели и задачи на учеб...
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к учебному курсу «Обучение грамоте. Чтение» (1 класс) на 2012-20013 учебный год.
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к учебному курсу «Обучение грамоте. Чтение» (1 класс) на 2012-20013учебный год....
Система работы с поэтическими текстами в 1-4 классах в курсе «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова)
Система работы с поэтическими текстами в 1-4 классах в курсе «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова) в данной статье представлена на материале анализа литературоведческой про...
Рабочая программа по учебному курсу "Обучение грамоте (чтение)". 1 класс."Школа России."
Рабочая программма по учебному курсу "Обучение грамоте (чтение)". 1 класс. Программа "Школа России."...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «обучение чтению и письму» 1 класс надомное обучение
Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.Программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «литературное чтение» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова для начальной школы
Рабочая программа по литературному чтению для 3 общеобразовательного класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Литературное чтение» , домашнее обучение 1 класс
Данная программа составлена для обучения учащегося первого класса на дому...