Дифференцированные задания для обучения младшего школьника с ЗПР правильному чтению
методическая разработка по чтению по теме

Новоселова Татьяна Михайловна

Аннотация

  1. Цель, задачи и направленность учебно-методической разработки

Помочь учителю начальной школы в проведении эффективной психодиагностической и психокоррекционной работы с учащимися, испытывающими различные трудности при обучении чтению.

2.  Адресат (для кого предназначена)

Данное методическое пособие предназначено для учителей начальных классов

3.  Актуальность и востребованность на современном этапе.

Основная проблема в учении детей с ЗПР – неправильное чтение. Причины неуспешного чтения различны и многообразны. В данной разработке представлены многие причины возникающих трудностей и пути их преодоления. Каждый педагог сможет подобрать индивидуальные задания для каждого ребенка.

4. Условия реализации

            Предлагаемые задания можно использовать на каждом уроке литературного чтения, русского языка, а так же во внеурочное время.

5. Показания и противопоказания к применению

            Прежде чем предлагать ребенку то или иное задание, необходимо выяснить причину неуспешного чтения. Использовать не более двух видов заданий на одном занятии.

6. Способы взаимодействия специалистов

Необходима совместная работа школьного психолога и учителя.

7. Краткая характеристика содержания

            В данной разработке представлены 15 причин неуспешного чтения детей первой ступени обучения с отклонениями в развитии. Она содержит психологические задания для коррекции выявленных трудностей.

8. Результативность

            Вовремя выявленная причина слабого чтения поможет быстро исправить проблемы и даст ребенку уверенность в своих силах.

  9.  Литература

  1. Акимова М.К. , Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов. Обнинск, 1993.
  2. Боденко Б.Н. Выявление некоторых причин трудностей в учении. Научно-практические проблемы школьной психологической службы. М., 1987. Т.1.
  3. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. М., 2000.
  4. Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников. Вопросы психологии. 1995, №6, стр.43-54.
  5. Засорина Л.Н., Плюснина Е.М., Данилова Н.В.. Навыки громкого чтения (контроль и методика отработки). С.-П. 1996.
  6. Иваненко С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников. Дефектология. 1984.№1 с.52-55.
  7. Локалова Н.П. Как преодолеть медленное чтение у школьников. Начальная школа (Приложение к газете «Первое сентября»). 1998. №18, с.4

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированные задания

для обучения младшего школьника  с ЗПР правильному чтению

(методическое пособие)

                                                  

                                                                           

                                                                   Захарчук Татьяна Михайловна

                                                                              учитель начальных классов

Содержание

Аннотация………………………………………………………………………………..………....3

Введение………………………………………………………………………………………….... 4

I. Затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова……………………….…………........5

II. Побуквенное или слоговое чтение…………………………………………………………..…5

III. Повторное считывание  той же  строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней……………………………………………………….....6

IV. Неправильное чтение похожих по начертанию букв………………………….….................7

V. Правильно прочитывается начало слова, а конец читается с искажениями……………………………………………………….………………………….…....7

VI. Зеркальное чтение…………………………………………….……………..............................8

VII. Прочитывание слов с ошибками, пропуск букв, перестановка слогов, замена

 букв…………………………………………………………………………….……………………9

VIII. Торопливость при чтении, что приводит к плохому пониманию.

 прочитанного……………………………………………….…………………………….….….…9

IX. Нечеткое произношение……………………………………………………………….……....9

X. Низкая скорость чтения……………………………………………….…………………..…...10

XI. Смешивание  букв по акустическим или артикуляционным признакам…………………………………………………..………………………………….…...10

XII. Ограниченный словарный запас……………………..……………………………...……....11

XIII. Плохое запоминание прозы и стихотворений…………………………………..................12

XIV. Не может пересказывать прочитанное своими словами, стремится к дословному пересказу………………………………………………………………...…………………………12

XV. Невыразительность чтения…………......................................................................................13

Список литературы………………………………………………………………...……………...14

Аннотация

  1. Цель, задачи и направленность учебно-методической разработки

Помочь учителю начальной школы в проведении эффективной психодиагностической и психокоррекционной работы с учащимися, испытывающими различные трудности при обучении чтению.

2.  Адресат (для кого предназначена)

Данное методическое пособие предназначено для учителей начальных классов

3.  Актуальность и востребованность на современном этапе.

Основная проблема в учении детей с ЗПР – неправильное чтение. Причины неуспешного чтения различны и многообразны. В данной разработке представлены многие причины возникающих трудностей и пути их преодоления. Каждый педагог сможет подобрать индивидуальные задания для каждого ребенка.

4. Условия реализации

        Предлагаемые задания можно использовать на каждом уроке литературного чтения, русского языка, а так же во внеурочное время.

5. Показания и противопоказания к применению

        Прежде чем предлагать ребенку то или иное задание, необходимо выяснить причину неуспешного чтения. Использовать не более двух видов заданий на одном занятии.

6. Способы взаимодействия специалистов

Необходима совместная работа школьного психолога и учителя.

7. Краткая характеристика содержания

        В данной разработке представлены 15 причин неуспешного чтения детей первой ступени обучения с отклонениями в развитии. Она содержит психологические задания для коррекции выявленных трудностей.

8. Результативность

        Вовремя выявленная причина слабого чтения поможет быстро исправить проблемы и даст ребенку уверенность в своих силах.

  9.  Литература

  1. Акимова М.К. , Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов. Обнинск, 1993.
  2. Боденко Б.Н. Выявление некоторых причин трудностей в учении. Научно-практические проблемы школьной психологической службы. М., 1987. Т.1.
  3. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. М., 2000.
  4. Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников. Вопросы психологии. 1995, №6, стр.43-54.
  5. Засорина Л.Н., Плюснина Е.М., Данилова Н.В.. Навыки громкого чтения (контроль и методика отработки). С.-П. 1996.
  6. Иваненко С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников. Дефектология. 1984.№1 с.52-55.
  7. Локалова Н.П. Как преодолеть медленное чтение у школьников. Начальная школа (Приложение к газете «Первое сентября»). 1998. №18, с.4

 

Введение

Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Чтение является сложным актом, который включает в себя технический навыки и процесс понимания смысла читаемого. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более легкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок.

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при обучении чтению. Эффективная помощь учащимся может быть оказана на путях психологического подхода к анализу и устранению возникших у них в процессе обучения трудностей. На дополнительных занятиях детям нужно предлагать специальные задания не учебного характера, имеющие на первом этапе диагностическую направленность с целью выявления психологических причин, вызывающих те или иные конкретные трудности школьников. На втором этапе, исходя из принципа единства диагностики и коррекции, эти же задания можно использовать в качестве средства психологической коррекции выявленных недостатков в психологическом развитии учащихся.

Для осуществления такой психодиагностической деятельности учителю необходимо иметь достаточно развернутое, систематическое описание тех трудностей, которые возникают у учащихся в процессе обучения, с перечислением возможных причин, в том числе и психологических, лежащих в основе этих трудностей, и указанием на способы психологической диагностики и устранения выявленных недостатков.

Задача данной методической разработки состоит в том, чтобы помочь учителю начальной школы в проведении эффективной психодиагностической и психокоррекционной работы с учащимися, испытывающими различные трудности при обучении чтению.

I. Затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова (низкий уровень синтеза звукрвых элементов; недостатки в развитии звуко-буквенных ассоциаций; недостаточное знание букв алфавита; не усвоены понятия «звук» и «буква» и их соотношение.

Задание 1.Синтез звуковых элементов

Ученику произносят отдельные звуки («с», «а») и предлагают сказать слог должен получиться. Материалом для задания являются прямые, обратные, закрытые слоги, слоги со стечением согласных, целые слова.

Задание 2. Поиск в тексте заданных слов.

Задаются одно – три слова, которые ученик должен как можно быстрее найти в тексте.

Задание 3. «Запомни картинки»

Ученику предлагается запомнить буквы или слоги. Через минуту картинки с изображением букв убираются, а ученика просят назвать их по памяти. Затем ученик должен отыскать эти картинки среди других, беспорядочно разбросанных картинок.

Задание 4. «10 слов»

Ученику предлагается внимательно выслушать и постараться с первого же раза запомнить 10 не связанных по смыслу слов.

Примерный набор слов: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

        

        Задание 5. «Запомни звуковую последовательность»

        Учитель называет последовательность звуков с интервалом между ними 2-3сек и предлагает ученику повторить ее без ошибок. Затем количество звуков увеличивается.

        Примерный набор звуков:

а-ж

р-в-д

а-п-с-н

в-у-м-я-т

я-с-а-з-е-ф и т.д.

        

        Задание 6. «Мягкие буквы»

Ученику дается шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная строчная буква.

II. Побуквенное или слоговое чтение (несформированность процесса синтеза звуко-буквенных элементов)

Задание 1. «Карточки-горки»

        Ученику предлагается последо- вательно читать слова, расположенные  в виде горки.

Примерный набор слов:

уа

яд

щуп

цена

унты

муфта

нутрия

орхидея

закрепить

близнецы

наверняка

периодизация

разноголосица

шифровальщица

электромагнетизм

        

Задание 2. Чтение пунктирно написанных слов.

        Слова,в которых буквы написаны не полностью, с отсутствием некоторых их частей. Степень разрушения букв с каждым разом постепенно увеличивается.

III. Повторное считывание  той же  строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней (недостаточное развитие анализа пространственных отношений; неустойчивость произвольного внимания).

Задание 1. Изучение процессов произвольного внимания

        Школьнику предлагается баз ошибок переписать следующие строчки:

1.АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА  ЕССАНЕССАС  ДАТАЛАТТА

2. ЕНАЛССТАДЕ  ЕНАДСЛАТ  ЕТАЛЬТАРРС  ЛИММОДОРА  КЛАТИМОР

3. РЕТАБЕРТА  НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА  КАЛЛИХАРРА  ФИЛИТАДЕРРА

4. ГРУММОПД

5. ВАТЕРПРООФЕТТА  СЕРАФИНЕТТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ

6. ГРАСЕМБЛАДОВУНТ

7. ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА  ХЛОРОФОНИМАТА  ДАРРИСВАТЕНОРРА

8. ЛАЙОНОСАНДЕРА

9. МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНАЛЕ  ТЕЛЛИГРАНТОЛИАДЗЕ

10. МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН

11.МУСЕРЛОГГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГРА-

ФУНТИАРЕ

12. АДСЕЛАНОГРИВАНТИБЮДАРОЧАН

13. БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙМСТЕ-НАТУРЕПВАДИОЛОЗГЛНИЧЕВЯН

14. ОСТИМАРЕ

Задание 2. Корректурная проба.

        Используются специальные бланки с несколькими рядами букв. Ученику предлагают в течение 5-7минут как можно быстрее просматривать ряды букв и вычеркивать заданным образом 2-3буквы (например, букву «а» зачеркивать, а букву «к» подчеркивать). Фиксируется количество просмотренных букв за отведенное время и количество допущенных ошибок.

IV. Неправильное чтение похожих по начертанию букв (несформированность процессов зрительного анализа; неупроченность ассоциаций между звуковой и графической формами буквы)

Задание 1. «Найди слово»

се        I  се ес со  се ес со се се  ос ес се

об       I  бо би об ов ба бо ба об во об бо бо

где      I дег гед гло гед егд гле гло дог гед где

кот      I ток отк кот кит так нот нок кто кот кто

слон    I носл лосн смон слол лосм слон лосм слом

вода    I одав вадо вада даво вода бада дова вода

какой  I кокой кокай кокат кайок кайок какой какой

чашка I чащка качаш чакаш чашка шкача чашка чащка

        

        Задание 2. «Найди слова»

        Ученику дают 18-20 карточек, на каждой из которых написано одно слово. Нужно найти слова, которые при написании отличаются одной или несколькими буквами. Например, «машина – малина», «автобус – абрикос», «Маша – Миша», «Тоня – Толя» и др.

Задание 3. «Найди эталон»

        В качестве эталона предлагается какое-либо длинное слово или псевдослово. Затем дается набор из 10-15 карточек, на которых написаны как это слово-эталон, так и другие слова, отличающиеся от него лишь на одну-две буквы.

        Сначала слово-эталон находится постоянно перед учеником в непосредственной близости, затем оно пространственно отделяется. На заключительном этапе слово-эталон показывается на 15-20 сек, а затем убирается, и сличение осуществляется по памяти.

Задание 4. «Свяжи слова»

        Даны два ряда слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Учитель зачитывает пару слов, а ученик запоминает второе слово пары, стараясь для этого установить какую-либо смысловую связь между словами данной пары. После прочтения всех пар через 10мин учитель читает левые слова каждой пары, а ученик воспроизводит слова правой половины ряда.

Слова для предъявления:

слива – лампа                                 гребень – земля

синица – сестра                       компас – клей

лейка – трамвай                       кит – сигарета

мухомор – диван                     спички – овца

ботинки – самовар                   терка – море

графин – брат                          шляпа – пчела

жук – кресло                            рыба – пожар

V. Правильно прочитывается начало слова, а конец читается с искажениями (недостаточность зрительного анализа слова).

        Задание 1. «Найди слова»

ГАЗЕТАВРОАТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ

ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД

АВМЛБЕРЕЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ

ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКАВИСНУЕКЫМЧСЯ

ЗВНКПЕНАЛВИСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ

        Задание 2. «Чтение наоборот»

        Каждое слово, начиная с последнего, прочитывается по буквам в обратном порядке.

        Задание 3. Чтение только второй половинки слов

        Озвучивается только вторая половина слов.

        Задание 4. «Перевернутый текст»

        Страница обычного текста поворачивается (на 90, 180, 270 градусов). Ученик должен, двигая глазами справа налево, прочитать текст.

        Задание 5.  «Чтение нормально наоборот»

        Первое слово читается как обычно, второе – справа налево, третье – как обычно, четвертое – справа налево.

        Задание 6.        «Раздели на группы»

        Подготовить 12-15 карточек, на каждой из которых написано одно псевдослово, мало отличающееся от других (например, «заркунсебул», «зархулгебул», «заркунчебул»). Каждое из них встречается от 3 до 6 раз. Задача ученика – как можно быстрее разложить их на группы так, чтобы в каждую группу попали лишь одинаковые псевдослова.

VI. Зеркальное чтение (несформи-рованность однонаправленности считывания слева направо; недостаточное развитие анализа пространственных отношений).

        Задание        «Разноцветные точки»

        Для выполнения задания необходима рабочая карточка, представляющая собой лист плотной бумаги, на котором строчками наклеены выбитые из цветной бумаги точки. Число цветов не менее 3 и не более 5. Точки располагаются в 7 строк по 14 точек в каждой строчке. Сначала определяется, умеет ли ученик правильно устанавливать связь между цветом и его названием: «Называй эти точки по порядку, читай их». Ученик называет точки в том порядке, который он сам себе устанавливает. При этом учитель не делает никаких замечаний. Школьник может прекратить «чтение» точек, если он заметил свою ошибку или сбился, и начать задание сначала, но это предварительно с учеником не оговаривается.

        В протоколе записываются все названные учащимся точки. Анализ результатов ведется по следующим направлениям:

1) откуда ребенок начал чтение (правильно – крайняя левая точка верхней строки);

2) в каком направлении ученик продолжил чтение (правильно – расположенная рядом на той же строчке рядом);

3) в какой последовательности называл точки на строке (правильно – слева направо без повторов);

4) в какой последовательности читает строчки на карточке (правильно – от верхней строки к нижней без повторов и пропусков).

VII. Прочитывание слов с ошибками, пропуск букв, перестановка слогов, замена букв (несформированность процессов произвольного внимания, недостаточность процессов зрительного анализа).

        Задание 1. «Отдели слова»

        Подготовить 20-30 карточек, на одних написаны слова, на других – псевдослова. Предлагается карточки со словами сложить в одну сторону, а с псевдословами – в другую.

        Задание 2. «Зашумленные слова»

        Предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, простых рисунков, пересекающих буквы.

        Задание 3. «Прочти слова»

        Слова на карточках написаны так, что одно слово «нагромождается» на другое, пересекается с ним. Ученика просят прочитать эти слова. Количество смешиваемых слов и плотность их наложения друг на друга постепенно возрастают.

VIII. Торопливость при чтении, что приводит к плохому пониманию прочитанного (повышенная возбудимость, чрезмерная автоматизация навыка чтения).

        Задание «Читай по правилу»

  1. пропускать при чтении каждое второе слово;
  2. каждое слово предложения прочитывать по два раза подряд.

IX. Нечеткое произношение (недо-развитие фонетико-фонематического воспри-ятия; недостатки в артикулировании).

        Задание 1. Выявление недостат-ков фонематического анализа.

        Различить заданный звук среди других речевых звуков (исследуемый звук предъявляется среди других звуков, как резко отличающихся, так и близких по акустическим и артикуляционным признакам).

        Осуществить тонкую дифферен-цировку сходных звуков: звонких и глухих, шипящих, свистящих, твердых и мягких, сходных по артикуляции (приемы: предметное лото – отобрать картинки на заданные звуки, буквенный диктант – записать первую букву слова, работа с фишками разного цвета).

        Различить слова, близкие по звуковому составу, но различные по смыслу: «крыша – крыса», «день – тень» и др.

        Назвать слова, включающие сразу два оппозиционных звука: «с» и «ш» - сушка, «ц» и «ч» - чернильница и др.

        Опознать изолированный звук в ряду звуков и слогов: например, поднять руку на звук «ш» в ряду б,к,ш,т,р,ш,г,ш,д,ба,кА,ша,та и др.

        Опознать звук в слове.

        Задание 2.  Произнеси быстро.

        Дается предложение или строфа стихотворения, и просят 10 раз подряд произнести её вслух без пауз и как можно быстрее. Все слова должны произноситься при этом очень четко. Выполнять задание ежедневно. Можно засекать время. Сокращение времени произнесения фразы из одного и того же количества букв свидетельствует об улучшении процесса артикулирования.

X. Низкая скорость чтения (недостаточность зрительного анализа буквенного материала; несформированность процесса синтеза звуковых элементов; не выбраны прочные ассоциации между буквой и звуком; малый объем восприятия.

        Задание 1. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной.

        Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны и находились под листом.

        Задание 2. Чтение строчек с прикрытой верхней частью.

        Задание 3. Словесные лабиринты

        Ученика учат читать написанные вертикально слова:

при    при

р         ро

ода     да

                Затем буквы заданного слова маскируют лишними, не несущими никакой информации буквами.        

б   а   к

ц   н   в

г   к   а

        Задание 4. «Сложи слова»

        Слова пишутся на двух карточках, так чтобы первая половина была написана на одной карточке, а вторая – на другой. Нужно сложить эти карточки так, чтобы получилось осмысленное слово.

        Более сложные варианты:

а) половинки слов перемешиваются, и ученик сам находит их начало и конец;

б) просят подобрать похожие по написанию слова. Например,

моло – ко         по – года                бе – седа

моло – ток        по – беда                 бе – рег

моло – дец        по – суда                 бе – реза

мело - дия        пе – нал         

Задание 5. «Карточки – столбики»

        Учитель быстро открывает и закрывает слова, состоящие из 4 букв, а ученик читает до тех пор, пока не будет схватывать слово за мгновение. Затем ученику даются карточки со словами из большего количества букв (до 10).

паук   экран   скрипка   синоним   лепесток   жадничать   гололедица

бусы   около   компас   тротуар     уроженец  зарисовка   лучезарный

сыро   разве   челнок    веселье      канонада   викторина  аппендицит

роса    цинга  шнурки   пианино    вещество  богатство    спозаранку

брат    чабан  костюм   зеркало     аквариум   гривенник   катастрофа

фото   щегол  пчелка    катушка    очевидец   иждивенец  равновесие

ирис   ханжа   азбука    собачка     докрасна   дирижабль  реформация

пара    фаянс   колесо   колокол     блюдечко  бюллетень  карбованец

XI. Смешивание  букв по акусти-ческим или артикуляционным признакам (не упрочены звуко-буквенные ассоциации, недостатки в произношении).

         Задание 1. Выявление особенностей артикуляции.

А. «Произнеси гласные звуки»

Ученику нужно произнести гласные звуки, например, и-э, и-о, э-о, э-у, э-и, в различном темпе, повышая или понижая голос.

Б. «Отчетливо произнеси»

Ученик должен отчетливо произнести согласные звуки, которые часто слабо дифференцируются (ш-с, ж-с, р-л, с-з), и пары слов, различающиеся одним звуком (мыс – мышь, нож – нос, жарко – жалко ит.д ).

        Задание 2. «Произнеси чисто»

Учитель произносит по одному разу каждое двустишие, содержащее наиболее часто смешиваемые артикуляционно сложные согласные, и фразы со сложной слоговой структурой. Ученик быстро их повторяет. Например,

Щеткой чищу я щенка, щекочу его бока.

Стоит воз овса, возле воза – овца.

Полполдника проболтали.

XII. Ограниченный словарный запас (недостаточное развитие процессов памяти, слабая познавательная активность, недостатки в развитии мыслительных операций классификации, обобщения).

Задание 1. «Картинки-помощники»

Перед учеником раскладываются 15-20 карточек с изображениями отдельных предметов. Задание: «Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи её в сторону». Затем читается первое слово. После того как ученик отложит картинку, читается второе слово и т.д. Далее ученик должен воспроизвести предъявленные слова.

Задание 2. «Четвертый лишний»

А. Приготовить 10 листов с наклеенными на них картинками отдельных предметов. Ученика просят рассмотреть группы картинок и определить, какая «лишняя», т.е. не подходит к остальным. Дать объяснение. Назвать остальные три предмета одним словом.

Примерный набор картинок:

мак, ромашка, роза, лук

чашка, блюдце, суп, тарелка

яблоко, персик, огурец, груша

помидор, баклажан, перец, слива

чашка, кастрюля, тарелка, стакан

молоко, сметана, каша, сыр

коза, курица, корова, овца

чайник, стул, стол, шкаф

машина, самолет, автобус, троллейбус

карандаш, портфель, тетрадь, шляпа

Задание 2. «Классификация»

Ученику нужно разделить на две группы 12-14 слов всеми возможными способами. Например, предлагаются названия животных: лось, ястреб, белка, лисица, бык, лошадь, ворона, волк, кот, гусь, курица, собака. Варианты деления: наземные животные; домашние и дикие животные; хищные и нехищные; существительные мужского и женского рода; по количеству слогов и т.д.

Задание 3. Разгадывание ребусов.

XIII. Плохое запоминание прозы и стихотворений (механическое запоминание, недостатки в развитии воображения).

        Задание.

        А. Отгадай, что я задумала, и дорисуй.

        Ученик задумывает свое изображение, но не говорит о нем другим. Он начинает и рисует только один элемент. Следующий ученик должен представить, что бы это могло быть, что хотел нарисовать первый ученик, и продолжить рисунок, дополнив его так же одним элементом. По ходу работы придется часто перестраивать первоначально задуманный образ.

        Б. «Нарисуй картинку»

        Перед школьником кладут лист бумаги с изображением одного элемента и просят нарисовать на его основе картинку.

XIV. Не может пересказывать прочитанное своими словами, стремится к дословному пересказу (слабая активизация мыслительной деятельности при чтении, плохое речевое развитие).

        Задание 1. «Повтори слова»

        Ученика просят при чтении некоторые слова произносить вслух дважды.

        Задание 2. «Поиск смысловых несуразностей»

        Подготовить текст или набор отдельных предложений, в которых наряду с правильными предложениями встречаются такие, которые содержат смысловые ошибки, делающие описываемую ситуацию нелепой. Задача ученика – найти такие смысловые ошибки.

Примерный текст:

        Весна

Наступило лето. На заснеженных ветках сидят соловьи. Из берлоги выкатились зайчата, очнувшись от зимней спячки. На деревьях распускаются почки и опадают листья. Люди тоже готовятся к лету: запасают корм на зиму для скотины, собирают урожай, утепляют дома и топят печь.

        Задание 3. «Заполни пропуски»

Дается текст с пропущенными в нем словами. Задача ученика – вставить пропущенные слова.

Примерный текст:

        «Когда Гулливер             , было уже совсем светло. Он лежал на спине, и           светило прямо ему в             . Он хотел было протереть             , но не мог поднять                ; хотел сесть, но не мог                   .

                    Задание 4.   «Подбери синонимы»

Ученика просят подобрать к каждому слову из левого столбика слово из правого столбика, сходное по значению.

Примерные наборы слов:

Бережно                размышлять

Бросать                кинокартина

Думать                такой же

Одинаковый                любой

Всякий                осторожно

Счастливый                удачливый

Фильм                        кидать

XV. Невыразительность чтения (не понимает читаемого; не умеет подчинить свою речь синтаксическому строю читаемого).

                      

        Задание.

«Прочитай выразительно»

А. Ученика просят выразительно прочитать диалоги:

-Пора нам подумать о зиме. Я весь дрожу от холода. Мы можем простудиться. Давай же построим дом и будем зимовать вместе под одной теплой крышей.

-Успеется! До зимы еще далеко. Мы еще погуляем.

- Когда нужно будет, я сам построю себе дом.

 - Что случилось? Что за крик?

- Это тонет ученик! Он упал с обрыва в реку – помогите человеку!

и др.

Б. Упражнения на постановку смысловой паузы.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу. Приближалась

Довольно скучная пора:

Стоял ноябрь у двора.

и др.

Список литературы

  1. Акимова М.К. , Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов. Обнинск, 1993.
  2. Боденко Б.Н. Выявление некоторых причин трудностей в учении. Научно-практические проблемы школьной психологической службы. М., 1987. Т.1.
  3. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. М., 2000.
  4. Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников. Вопросы психологии. 1995, №6, стр.43-54.
  5. Засорина Л.Н., Плюснина Е.М., Данилова Н.В.. Навыки громкого чтения (контроль и методика отработки). С.-П. 1996.
  6. Иваненко С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников. Дефектология. 1984.№1 с.52-55.
  7. Локалова Н.П. Как преодолеть медленное чтение у школьников. Начальная школа (Приложение к газете «Первое сентября»). 1998. №18, с.4

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"

Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...

Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"

Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...

Буклет для родителей "Обучение детей беглому и правильному чтению по методике А.Н.Корнева".

Советы родителям будущих первоклассников: нужно ли уметь читать ребенку, идущему в 1 класс и   что  делать, если ребёнок знает буквы, но не умеет читать слог, сливая его....

Консультация для педагогов «Трудности в обучении младших школьников письму и чтению»

Письмо и чтение - сложнейшие интегрированные базовые навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции - внимание, восприятие, память, мышление и т. п. На основе этих...

Эффективность обучения младших школьников основам правильного питания и здорового образа жизни

         В обществе всегда существует проблема снижения уровня показателей здоровья детей и подростков. Сегодня самое важное - научить человека быть здоровым с детства....

Методика обучения младших школьников по правильному написанию цифр

Большое значение при обучении письму цифр имеет правильный наклон (наклон цифр в правую сторону). Прежде чем приступить к объяснению написания цифры, необходимо показать ребёнку её образец. Показ напи...

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ

Современное начальное образование нацелено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности. Письмо и чтение &nd...