Конспект урока по литературному чтению 2 класс. ФГОС
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Ушакова Екатерина Борисовна

Данный конспект знакомит учащихся с творчеством Юрия Владимирова и его стихотворением "Ниночкины покупки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ninochkiny_pokupki.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

2-й класс (1–4)

Тема. Знакомство с творчеством Юрия Владимирова.

Цели. Формировать правильную читательскую деятельность, проанализировать произведение Ю.Владимирова "Ниночкины покупки" с точки зрения авторской идеи; учить выбирать нужную смысловую интонацию, чувствовать ее изменение в процессе развития сюжета.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Учитель. Поднимите руки, кто любит смешные книжки. Какие авторы для нас их создавали?

Дети. Н.Носов, В.Драгунский, Э.Успенский, Г.Остер.

У. Как вы думаете, писатели и поэты пишут свои произведения только лишь затем, чтобы рассмешить читателя, поднять его настроение?

Д. Они нас учат, высмеивают недостатки, заставляют задуматься над своим поведением и исправиться.

У. Каким бывает авторский смех?

Д. Гневным, осуждающим, если речь идет о сатире; иногда автор осуждает и сочувствует одновременно – речь идет о юмористических произведениях.

III. Объявление темы урока

У. Сегодня мы познакомимся с произведением Юрия Владимирова. Прочитайте, как оно называется.

Д. "Ниночкины покупки".

У. Интересно, чему научит нас это стихотворение?

Дети высказывают предположения.

У. Давайте попробуем предположить, о чем пойдет речь в стихотворении, по иллюстрации к нему.

Какие странные товары! Мясо в бутылке, спички рассыпаны, из бумажного кулечка льется какая-то жидкость. Как такое могло произойти в магазине?

Дети высказывают предположения.

IV. Работа с текстом

У. Прочитайте текст про себя, карандашом подчеркните слова, значение которых вам непонятно.

Чтение детьми текста про себя.

– Оправдались ли ваши предположения? Что же случилось в магазине? Давайте разберемся вместе.

Я за вами наблюдала, вам было интересно читать. Интерес к стихотворению поможет нам его понять и прочитать выразительно.

Итак, начинаем!

Мама сказала Нине:

 – Нина, купи в магазине

 Фунт мяса...

– Кто подчеркнул слово "фунт" и уже прочитал, что оно обозначает?

Д. Старинная мера веса.

У. ...бутылку кваса,

 Спичечный коробок,

 Сахарный песок,

 Масло и компот.

 Деньги – вот.

С какой интонацией нужно читать эти строки?

Д. Спокойно, небыстро...

У. Почему?

Д. Нина должна была запомнить все, что ей нужно купить.

У. Прочитайте так, как надо.

Дети выполняют задание.

– Кто запомнил, что надо было купить Нине? Перечисляйте по памяти.

Дети перечисляют по памяти.

– Что ответила Нина?

Д. Нина сказала:

– Несусь!

У. Почему Нина так сказала, как вы думаете?

Д. Была исполнительная.

У. Что это значит?

Д. Нестись – двигаться вперед с большой скоростью.

У. Бежит и твердит наизусть... Что значит "твердить"?

Д. Постоянно говорить одно и то же, чтобы заучить, запомнить.

У. Почему Нина в дороге все время повторяет, что ей нужно купить?

Д. Чтобы не забыть.

У. Как мы будем читать вторую строфу?

Д. Быстро.

У. Почему?

Д. Нам задают темп слова "бежит", "твердит".

У. Что же случилось с Ниной дальше? Давайте читать:

Народу в лавке масса...

В какой такой лавке? Я просила посмотреть в Толковом словаре все значения этого слова. Что же обозначает здесь слово "лавка"?

Д. Слово "лавка" обозначает небольшой магазин.

У. И еще просила посмотреть значение слова "масса". Что же здесь обозначает это слово?

Д. Множество, большое количество.

У. Значит, как-то по-другому можно сказать фразу "Народу в лавке масса"?

Д. В магазинчике очень много народу.

У. Обрадовало ли это Нину?

Д. Нет.

У. Как же нужно прочитать эту строчку?

Д. С сожалением, с удивлением...

У. Прочитайте. Что ж, придется Нине долго стоять в очереди! Продолжаем читать.

...Перед Ниной шесть человек,

 А Нине нужен чек

 На фунт мяса,

 Бутылку кваса,

 Сахарный песок,

 Спичечный коробок,

 Масло и компот.

 Деньги – вот.

Почему автор опять повторил эти строчки?

Д. Девочка и в очереди твердит одно и то же.

У. Что же дальше?

Наконец очередь Нинки!

 Нина твердит без запинки...

Стоп! Когда твердят без запинки?

Д. Когда очень спешат рассказать то, что отлично знают.

У. Что же она твердит?

Д. Дайте фунт,

 Бутылку мяса,

 Спичечный песок,

 Сахарный коробок,

 Масло и компот.

 Деньги – вот.

– Почему мы смеемся?

Д. Нина все от спешки перепутала.

У. Автор сочетает несочетаемые вещи, и мы смеемся! Как нужно прочитать эти строчки?

Д. Очень быстро и уверенно.

У. Попробуйте. Как вы думаете, после такой просьбы кассир сразу станет выбивать чек?

Д. Нет.

У. Какая реакция будет у кассира?

Д. Немой вопрос, удивление...

У. Покажите.

Д. Кассир смотрит на Нину вопросительно, не поймет, что ей нужно.

У. Что необходимо сделать при чтении после Нининой просьбы?

Д. Паузу.

У. С какой интонацией будет отвечать кассир?

Д. С удивлением, вопросительно, может быть, с недоумением.

У. Прочитайте!

Дети читают.

– Почему вышла такая забавная ситуация у Нины?

Д. Не следила за своей речью, очень спешила...

У. Вижу, что вы очень хорошо проникли в смысл стихотворения. Теперь сможете прочитать его с нужной смысловой интонацией.

Задание 2

Подготовьте чтение в лицах.

Чтение стихотворения в лицах.

V. Итог урока

– Может быть, кто-то вспомнил похожую ситуацию из собственной жизни?

Если остается время, то ставится сценка (участники – автор, мама, Нина, продавец).

VII. Домашнее задание

Выразительно читать стихотворение, по желанию – выучить наизусть.

Мама сказала Нине:

— Нина, купи в магазине:

Фунт мяса,

Бутылку кваса,

Сахарный песок,

Спичечный коробок,

Масло и компот.

Деньги — вот.

Нина сказала: — Несусь!

Бежит и твердит наизусть:

— Фунт мяса,

Бутылку кваса,

Сахарный песок,

Спичечный коробок,

Масло и компот.

Деньги в кармане — вот.

Народу в лавке масса,

Большая очередь в кассе,

Перед Ниной — шесть человек,

А Нине нужен чек

На фунт мяса,

Бутылку кваса,

Сахарный песок,

Спичечный коробок,

Масло и компот.

Деньги — вот.

Наконец очередь Нинки.

Нина твердит без запинки:

— Дайте фунт кваса,

Бутылку мяса,

Спичечный песок,

Сахарный коробок,

Масло и компот.

Деньги — вот.

Кассир говорит в ответ:

— Такого, простите, нет!

Как же вам взвесить квасу,

Не лезет в бутылку мясо…

На масло и компот

Чек — вот!

А про сахарный коробок

И спичечный песок

Никогда не слыхал я лично, —

Верно, товар заграничный…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

конспект урока по литературному чтению ФГОС 1 класс

Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Данный урок литературного чтения показ...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс ФГОС "Школа России"

Тема "Сопоставление слогов и слов с буквами г и к." с презентацией...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по ФГОС Тема урока: Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени».

Урок  предназначен для учителей начальных классов, работающих по УМК «Школа России».Тип урока: урок общеметодологической направленности.Задачи урока:     Образовательные:- формиров...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе ( в соответствии с ФГОС) . Тема: И.А. Крылов "Стрекоза и Муравей".

Целью урока: познакомить детей с новой басней И.А. Крылова, с жанровыми особенностями и структурой басни, литературоведческими понятиями "басня", "мораль", "баснописец",...