рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению для 1 класса по системе Л.В.Занкова
рабочая программа (чтение, 1 класс) по теме
Рабочая программа составлена с учетом ФГОС второго поколения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 1 «а» класса МБОУ «Прохоровская гимназия», обучающимся по системе Л.В. Занкова.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1.Федеральный компонент государственного стандарта начального образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
2.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 822 от 23.12.2009 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013учебный год».
3.Региональный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях Белгородской области, на 2012-2013 уч. г.
4.Учебный план МБОУ «Прохоровская гимназия» на 2012-2013 учебный год.
5.Приказ Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области № 819 от 23.03.2010 г. «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения».
6.Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин ОУ.
7. Инструктивно-методическое письмо ««О преподавании в начальных классах общеобразовательных учреждений Белгородской области в 2012-2013 учебном году»
8.Примерной программы начального общего образования.
9. Авторской программы развивающего обучения Л.В.Занкова (2012г.), утверждённой Министерством образования РФ.
Данная программа разработана на основе требований ФГОС НОО и ФГОС ООО и направлена на их реализацию.
Концепция (основная идея) программы: данная программа по математике отличается от традиционной за счёт расширения и углубления материала, традиционно входящего в начальное образование, за счёт включения в программу вопросов, обычно затрагивающихся на более поздних этапах обучения, за счёт вопросов и проблем, возникающих в процессе обучения по инициативе самих учеников или учителя.
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость): содержание курса разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся, и является составной частью целостной дидактической системы развивающего обучения.
Цель – способствовать продвижению ученика в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребёнка, не вредить его здоровью, задачи – дать представление о математике как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины; сформировать знания, умения и навыки, определяемые программой.
Задачами начального курса литературы являются:
- расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;
- воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей;
- развитие интереса детей к чтению и потребности в нем, сделав каждый текст эмоционально близким, каждого автора - интересным;
- создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями;
- развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (слушания, чтения вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества (устное и письменное
- высказывание на свободную тему).
Сроки реализации программы: 2012-2013 учебный год.
Основные принципы отбора материала
Особенностью реализованной в учебниках системы литературного образования является:
1) выстроенная логика знакомства младших школьников с особенностями литературы как искусства;
2) ознакомление за время обучения в начальной школе с минимальным понятийным инструментарием, необходимым для анализа и оценки литературных произведений - на уровне представлений без обязательного запоминания;
3) развивающий характер вопросов и заданий, создающий условия для «открытий», которые делают сами школьники в процессе познания, и способствующий осознанности процесса учения.
Содержание данного курса литературного чтения разработано на основе дидактических принципов, направленных на оптимальное общее развитие каждого ученика, и является составной частью целостной дидактической системы Л.В. Занкова.
Воплощению авторской концепции курса способствует ряд структурных элементов учебника: «Лента времени» (с 1 класса), страницы режима дня и времен года (в 1 и 2 классе), «Картинная галлерея», «Консультанты» (в 3 и 4 классе), «Историческая справка».
Предполагаемые результаты. Итогом первого года обучения должен стать обязательный базовый минимум. Обучающиеся должны уметь:
-читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя; темп чтения 30-35 слов в минуту вслух, 40-45 слов в минуту про себя;
- ориентироваться в книге (автор, название, оглавление, иллюстрации);
- понимать содержание прочитанного;
- осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии
с особенностями текста;
- находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, сравнение, повтор, уменьшительно-_ласкательная форма слова, звукопись, рифма);
- отличать монолог от диалога;
-задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту
Требования к уровню подготовки обучающихся
к концу первого класса
Обучающиеся должны иметь общее представление:
- об отличии художественного текста от научного;
- об отличии фольклорного текста от литературного;
- об отличии стихотворного текста от прозаического;
-о разнообразии малых жанров фольклора (колыбельная, потешка, закличка, прибаутка, небылица, побасенка, загадка, считалка, поговорка, пословица, скороговорка);
-о различиях сказки, рассказа, стихотворения;
знать:
- наизусть 3-4 стихотворения разных авторов по выбору ученика;
- содержание произведений, прочитанных в классе;
- имена 1-2 писателей или поэтов;
уметь:
- читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя; темп чтения 30-35 слов в минуту вслух, 40-45 слов в минуту про себя;
- ориентироваться в книге (автор, название, оглавление, иллюстрации);
- понимать содержание прочитанного;
- осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии
с особенностями текста;
- находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, сравнение, повтор, уменьшительно_ласкательная форма слова, звукопись, рифма);
- отличать монолог от диалога;
-задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту
Система оценки достижений учащихся: безотметочное обучение
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа ориентирована на использование учебного комплекта
для учащихся:
Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2012
Свиридова В.Ю. Я читаю?: Пособие по чтению. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2012
Свиридова В.Ю. Я читаю.: Пособие по чтению. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2012
Свиридова В.Ю. Я читаю!: Пособие по чтению. - Самара: Издательство «Учебная литература»:Издательский дом «Федоров».2012
Хрестоматия по литературному чтению для 1 кл. / Автор_составитель В.Ю. Свиридова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2012
для учителя:
Свиридова В.Ю. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» для 1 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2012
Учебники, реализующие данную программу и разработанные в соответствии с образовательным стандартом, носят деятельностный характер, направлены на воспитание коммуникативной культуры, на формирование способов практических действий с книгой, умения переносить знания из сферы учебных действий в сферу самостоятельного чтения. Система вопросов в учебниках нацелена на формирование не только внутрипредметных, но и общеучебных умений, навыков и способов деятельности, на формирование мышления как способности к открытию, а не узнаванию и воспроизводству полученного знания.
Школьные предметы художественного цикла отличаются от других предметов своими целями, средствами и методами их преподавания. Главная цель этого цикла - развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного. Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней, духовной жизни человека, обогатить нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове - в целом повысить общую культуру человека. Стратегическая цель литературного образования в школе - воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, животным, природе), живущей «по законам красоты» (Лев Толстой). Более конкретная цель - воспитание образованного, творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении. Такой читатель знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (у него сформировано «жанровое ожидание», имеется представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), знает и как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.
В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики – художественной образности. Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: музыку, живопись, скульптуру, литературу. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства: музыкой, живописью, литературой. Общность всех видов искусства - в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Без использования термина «художественный образ» ведется постепенное формирование общего представления об этом понятии, как основном для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед нами пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому.
Соответственно, текущая цель курса -осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственно-эстетического опыта младшего школьника.
Система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих задач начального образования: развитие личности школьника, его творческих способностей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею ценности и хрупкости мира, где мир
понимается и как общий всему человечеству природный и культурный дом, и как отечество, и как пространство человеческих чувств.
Тексты, вопросы и задания к ним показывают школьнику, как трудно и как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств.
Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое начало, присущее ребенку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и синкретическим творцом одновременно в области литературы и в рисовании, музыке, игре.
Курс литературного чтения продолжает, но целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу,
а также развитие культуры эмоций.
Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора. Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведения разного эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров
и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа.
Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, не разрушающей процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, не прямолинейно, не «в лоб», а бережно поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному. Совместное наслаждение от литературных открытий, удовольствие от проникновения в глубинный смысл произведения поможет «заразить» ученика интересом к чтению.
Методика работы с текстом учитывает:
1) принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии;
2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения;
3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа мотивации интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее).
Культура восприятия литературы основывается на понимании ее образной природы и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов и их определений, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческой терминологией учащиеся пользуются практически, то есть как инструментом, помогающим понять художественный смысл произведения.
Развитие речи детей, как и обучение навыку чтения, в системе общего развития учащихся является общепредметной задачей.
На уроках литературного чтения эта задача решается комплексно.
При этом связаны воедино и работа над техникой и выразительностью чтения, смысловой анализ текста, творческая речевая деятельность ученика. Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями. Вопросы и задания составлены таким образом, что ученик несколько раз перечитывает текст произведения, решая познавательную задачу: перечитай с определенной интонацией, в разном темпе, найди завязку и развязку истории. Литературный анализ текста помогает углубить понимание смысла текста, позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе. Подбор текстов разного вида, жанра, стиля позволяет применять разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты. Вопросы и задания к текстам направлены на мотивацию перечитывания: «прочти с разной интонацией, в разном темпе, меняя места пауз и логических ударений, с различной громкостью, с разным настроением» - все эти задания помогают подобрать наиболее точную манеру чтения соответственно особенностям текста.
Отрабатывается выразительное осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации; практикуется чтение по ролям, чтение наизусть, драматизация произведений; развивается навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на картинку и в свободной форме. Наблюдение за художественными особенностями текста связывает понимание литературы с навыком осознанного чтения. Дети читают, выражая то, что открыли и поняли в произведении. На материале предмета «Литературное чтение» возможно развитие и других общеучебных навыков. Например, большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией –как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и проч.), так и вне его, в справочной литературе. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей.
Вырабатывается умение ориентироваться в большом текстовом массиве, этому служит ряд специальных заданий, выполняя которые школьники вынуждены находить информацию, постоянно возвращаться к уже прочитанным текстам, чтобы «примерить»,
подходят ли они по содержанию и по выраженному в них эмоциональному настроению к новым изучаемым главам. Эти возвраты к уже прочитанному имеют несколько целей: с одной стороны, это прием, позволяющий школьникам удерживать и пополнять поле
литературных текстов. С другой стороны, этот прием помогает формировать общеучебное умение работы с учебником (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать уже изученный текст).
При этом развивается
умение сравнивать _ одно из важных общеучебных умений и способов действия: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных произведений разных времен и народов, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы, разрешая возникающие эстетические
и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом.
Курс направлен также на воспитание умения решать творческие задачи, импровизировать, разыгрывать воображаемые ситуации.
Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва). При решении задачи развития
речевой деятельности школьников собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения.
Воспитание чувства юмора на уроках литературы не является факультативным моментом. Чувство юмора - это показатель интеллектуального развития, оно уберегает читателя от однозначной и категоричной оценки литературного произведения, прививает осознание того, что возможны и другие мнения. Чувство юмора, которое присуще самому тону учебников (принципиально неакадемичный стиль, обращение к юному читателю
как к коллеге, подтрунивание над ним и подбадривание в сложных ситуациях; игра-интрига, вовлекающая школьника в деятельность исследователя) размывает жесткую дистанцию, которая существует между учителем и учеником, уравнивает их в позиции читателя, создает атмосферу творческой свободы.
В курсе «Литературное чтение» актуализируются межпредметные связи с такими курсами, как «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство».
Программа 1 класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». В учебниках с 1 по 4 класс прослежена единая логика развития мысли и познания школьника. На уроках литературного чтения в 1 классе продолжается работа по развитию навыка чтения, начатая в азбучный период. Учащиеся приобщаются к работе с книгой, овладевают умением понимать содержание прочитанного и работать с текстом. Но основное внимание уделяется формированию интуитивного понимания специфики художественного образа на основе практического сравнения литературы художественной и научной. На материале произведений трех основных жанров (рассказ, сказка, стихотворение) учащиеся знакомятся с простейшими средствами выражения авторского отношения к изображаемому.
Итогом первого года обучения является формирование начальных навыков чтения, свободной и правильной речи. Дети получают общее представление о художественной и научной литературе, о различиях прозаической и стихотворной речи, о разнообразии
жанров литературы и фольклора, знакомятся с понятиями «автор» и «название» произведения. Получают первоначальные навыки работы с художественным текстом. Называют персонажей, пересказывают сюжет литературного произведения, дают характеристику героям и событиям, учатся выявлять авторскую точку зрения. Выясняют смысл заголовка, находят сравнения, повторы, противопоставления, звукоподражание, рифмы.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерной программой по литературному чтению предмет «Математика» изучается в 1 классе по четыре часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 40 часов. В соответствии с БУП Белгородской области и УП МБОУ «Прохоровская гимназия» продолжительность учебного года составляет 33 недели. В авторскую программу изменения не внесены.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения литературного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных , метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучения в начальной школе являются :
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- выпускник научится полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
- выпускник получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнётся формирование системы духовно-нравственных ценностей;
- выпускник начнёт понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами;
- выпускник освоит восприятие художественного произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими видами искусства;
- выпускник полюбит чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор;
- выпускник приобретёт первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы.
К завершению обучения на ступени начального общего образования будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности (чтение и понимание текста), речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.
Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу, пользоваться словарями и справочниками, включая компьютерные, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности.
Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, аудио и видеоиллюстрации, видеосюжеты и анимации и др.).
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются : освоение приёмов поиска нужной информации, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения, знакомство с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром, формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности (в том числе с использованием средств телекоммуникации), на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются :
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
- осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
- работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
- читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
- использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;
- самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
- доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
- читать по ролям литературное произведение;
- использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);
- создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
- творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
- создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
- работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
- способам написания изложения.
Литературоведческая пропедевтика
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
- отличать прозаический текст от поэтического;
- распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
• создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
Примерное количество контрольных работ по литературному чтению
Предмет | Число контрольных работ по четвертям | Итого | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Литературное чтение | 1 | ||||
1 |
Содержание тем учебного курса.
Раздел | Элементы содержания | Характеристика УУД | Фор мы контроля |
Книги – твои друзья 6 часов. | Что такое книга. Книга в нашей жизни. С. Морозов, С. Маршак. Стихотворения. Кто в книгах живет. Герои, Созданные фантазией и Воображением писателя. «Под ковром» (По Д. Биссету). Особенности поэтического текста. Работа с понятиями: «рифма», «поэзия», «проза». Портрет поэта. Д. Хармс «Я проснусь…», К. Чуковский «Мойдодыр» (отрывок). Связь книги с самыми разными сторонами Человеческой жизни. Разница между читателем, слушателем, зрителем. История рождения книги Ориентация в структуре книги. В. Берестов «Читалочка» Фантазия и воображение в фольклорных и авторских текстах. Проверь себя. В. Лунин «Я видела чудо» | Осознание значимости чтения для личного развития; осознанное восприятие и оценка содержания; актуализация правил обращения с книгой. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения). | |
Путешествие в мир Литературы (5 часов) | Чтение и литература. Разница бытового чтения и художественной литературы. Задачи Г. Остера, Г. Остер «Я ползу» Автор, герой, персонаж. Малые жанры фольклора: загадка, скороговорка, считалка, пословица, поговорка. Б. Заходер «Пошел Сережа в первый класс...», Г. Виеру «Сколько звезд…», скороговорки, загадки народные и авторские Литературный герой, его имя, характер. «Винни Пух и все-все-все», К. Чуковский «Барабек» Различение научного и Художественного текстов. Художественное и научное описание. Угадайте-ка. Е. Чаповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак», С. Махотин «Плохая привычка», Н. Сладков «Свиристели». Различение научного и Художественного текстов. Проверь себя. М. Яснов «Радость». | Осознание значимости чтения, понимание цели чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений, учебное задание). Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Представление о литературе, литературном чтении. Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слова, научных терминов и художественных образов), ориентирование в специфике учебного текста. Представление о пословице Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Выразительное чтение стихотворных произведений. Определение принадлежности текста к определенному жанру (загадка, сказка, скороговорка, пословица). Практическое сравнение текстов разных фольклорных форм, авторских и народных текстов. Коллективное создание текстов заданного жанра. Осознанное восприятие содержания текстов, участие в диалоге при обсуждении прочитанного, работа со словом и особенностями текста (что делает текст похожим на скороговорку, небылицу, считалку). | |
Долина рассказов: тайна за тайной (7 час). | Первичные представления о рассказе как о литературном жанре. Персонажи рассказа и главный герой. Л. Толстой «Косточка». Понятие о сюжете рассказа: завязка, кульминация, развязка. Автор и его герой. Г. Остер «Середина сосиски», «Хорошо спрятанная котлета», Е. Чарушин «Томка испугался». Различение фольклора и авт. литературы. Малые жанры фольклора. Средства выражения Авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. Прибаутка. Побасенка. Н. Ламм «Червяк», Н. Рубцов «Воробей», М. Горький «Воробьишко». Художественное описание. Средства Выражения авторского Отношения к описываемому. Ю. Коваль «Воробьиное озеро», В. Лунин «Стеклышко», И. Пивоварова «Секретики». Средства выражения Авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. А. Барто «Я одна ничья сестра…», В. Орлов «Кто кого обидел первый…», В. Берестов «Гляжу с высоты…», Л. Фадеева «Мне понравилось стоять». | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Обсуждение (коллективное) главной мысли произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Характеристика героя произведения. Использование простейших приемов анализа текстов. Анализ языковых средств для выражения отношения автора к герою. Ориентирование в учебнике, его содержании. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени. | |
Сады поэзии: из чего растут стихи (8 часов) | Поэзия как особый взгляд на мир. Поэтические тайны: шуточная и взрослая. И. Пивоварова «Тайна», Л. Друскин «Беру я вещи в руки осторожно…» Поэзия как особый взгляд на мир. Выявление характера героя рассказа. В. Драгунский «Друг детства» Определение эмоц. Настроя стихотворения. Поэтические сюрпризы. М. Яснов «Горести-печалести», А. Барто «Вот так защитник», «Мишка», «Думают ли звери», Б. Заходер «Я, на все махнув рукой…», Е. Серова «Надо к пятнице Егорке…». Признаки художественного текста. Олицетворение как художеств. прием. В. Инбер «Оттепель, оттепель…», Н. Орлова «Дерево-жираф», Л. Друскин «Там ива, опираясь на костыль…». Прием олицетворения в сказке. Дж. Родари «Приключения Чиполлино», загадки Прием олицетворения в авторской поэзии. А. Пушкин «Унылая пора!», К. Бальмонт «Осень». Прием сравнения в загадке. Загадки. Е. Серова «Если мы растем на ели…», Р. Сеф «На свете все на все похоже…». Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты). | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие содержания текстов, участие в диалоге при обсуждении прочитанного, работа со словом, темпом чтения. Декламация стихотворения. Распознавание особенностей поэтического текста. Первичное представление об олицетворении (без введения термина). Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Углубление представления о понятиях: «литература», «поэзия», «автор», «рифма», «ритм». Представление об особенностях поэтического текста. Представление об олицетворении | |
Сказочные дорожки: твой путеводитель (8 часов) | Сказки народные и авторские. Русские народные сказки, законы сказок. Л. Друскин «Какие незнакомые предметы!», М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…». Сказки о животных. Русская народная сказка. «Лисичка-сестричка и Волк», «Кот и Лиса». Сказки о животных. Обобщение читательского опыта. Возможен выход в библиотеку или работа с выставкой книг. Особенности народных текстов в сравнении с авторскими. Потешка и автор. стихотворение. Звукопись в авторском стихотворении. Скороговорка. Пословицы. Сказочная область на карте Литературы. Повести Э. Успенского. Отрывок из сказки Э. Успенского «Про Веру и Анфису». Поэтические приемы в стихотворении. И. Бунин «Листопад». Законы волшебной сказки. Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Народные и авторские сказки. Сказки разных народов. «Красная шапочка» в пересказе Ш. Перро. Сравнение авторского и народного текстов. Авторское стихотворение и частушка. Проверь себя. С.Михалков«Прививка», частушки. | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей (традиционный сюжет волшебной сказки, где дети остаются одни и попадают в лес; традиционная композиция - троекратный повтор, испытание героя; наличие волшебных помощников). Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Представление о вариативности народных сказок в связи с особенностями ее бытования; об устном народном творчестве.. | |
Открытия в литературе и фантазия в науке (8 часов) | Характер героя в поэзии и в фольклоре. В. Берестов «Заяц-барабанщик», Н. Ламм «Заячья любовь». Автор-герой-читатель. Е. Чарушин «Волчишко», К. Ушинский «Лиса Патрикеевна». Различение художественного (сказочн.) и научн. текста. Научно-попул. литература. К. Ушинский «Утренние лучи», С. Пшеничных «Рассветает», «Прощание», Д. Родари «Откуда берутся день и ночь», В. Берестов «Ботаника», Н. Ламм «Зеленый репейник с собою возьму…». Поэзия в рассказе и стихотворениях. М. Пришвин «Золотой луг», В. Торчинский «Непослушный одуванчик», А. Пушкин«Цветок», А. Толстой «Колокольчики мои…». Ненаучное объяснение явлений. Ложь и фантазия. В. Берестов «Весенняя сказка», С. Пшеничных «И летом и зимою», П. Неруда «Книга вопросов», тексты из «Азбуки» Л.Н. Толстого. Характер героя в юмористическом рассказе и стихотворении. В. Драгунский «Тайное всегда Становится явным», Р. Сеф «Если ты ужасно гордый…». Фантазия в авторском произведении. Н. Носов «Затейники», Н. Друк «Сказка». Изобразительные возможности поэтического произведения. Ю. Мориц «Это – да! Это – нет!», Н. Рыленков «Все богатства русского пейзажа…». Проверь себя. Что читать летом. | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Углубление представления о понятиях: «фольклорное произведение», «авторское произведение», «характер литературн героя». Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Сопоставление авторского текста с фольклорными произведениями Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. |
Календарно-тематический план
40 часов
Раздел программы | Тема урока | Предметные результаты | Метапредметные результаты и деятельность учащихся 1-Обучающийся научится: 2- Обучающийся получит возможность научиться, освоить, развить | д\з | Прим. | Дата проведения | ||||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | По плану | Факт | ||||||
Книги – твои друзья 6 часов | . | 1– ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; – пользоваться словарными пояснениями учебника 2– работать с учебником, ориентироваться в нем по содержанию (оглавлению) и с помощью значков; – выполнять логические действия (анализ, сравнение); – выбирать книгу в библиотеке; – уметь выделить и сформулировать познавательную цель; – группировать и классифицировать тексты по разным основаниям; – работать с информацией, искать информацию в учебных текстах | 1– принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей. 2-принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; – понимать цель и смысл выполняемых заданий; – осуществлять первоначальный контроль своих действий | 1– воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей; – использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. 2– проявлять интерес к общению и групповой работе; – уважать мнение собеседников; – преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии; – следить за действиями др. участников в процессе коллективной деятельности; – входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию | ||||||
1 | Что такое книга. Книга в нашей жизни. С. Морозов, С. Маршак. Стихотворения. | Осознание значимости чтения для личного развития; осознанное восприятие и оценка содержания; актуализация правил обращения с книгой. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения). | ||||||||
2 | Кто в книгах живет. Герои, Созданные фантазией и Воображением писателя. «Под ковром» (По Д. Биссету). | Осознанное восприятие и оценка содержания текста; характеристика героя произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство с героями произведений для детского чтения. | ||||||||
3 | Особенности поэтического текста. Работа с понятиями: «рифма», «поэзия», «проза». Портрет поэта. Д. Хармс «Я проснусь…», К. Чуковский «Мойдодыр» (отрывок). | Осознанное восприятие содержания текстов, участие в диалоге при обсуждении прочитанного, работа со словом (различение устаревших слов), использование словаря учебника. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство с произведениями для детского чтения (К. Чуковский или Д. Хармс). | ||||||||
4 | Связь книги с самыми разными сторонами Человеческой жизни. Разница между читателем, слушателем, зрителем. История рождения книги | Участие в обсуждении учебной проблемы с выдвижением своей идеи, аргументированным доказательством высказываемой точки зрения и проявлением внимания и уважения к чужой точке зрения. Ориентация во времени создания книги, того или иного литературного произведения. | ||||||||
5 | Ориентация в структуре книги. В. Берестов «Читалочка» | . Ориентирование в структуре книги. Овладение умением предполагать, представлять содержание книги по ее обложке, названию, иллюстрациям, оглавлению (содержанию). Ориентирование в словаре. Осознанное восприятие и оценка содержания стихотворного текста. Уточнение значения слов, их уместности в конкретной ситуации. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство с произведениями для детского чтения. | ||||||||
6 | Фантазия и воображение в фольклорных и авторских текстах. Проверь себя. В. Лунин «Я видела чудо» | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста; практическое сравнение разных текстов: загадок и авторского стихотворения. Рефлексия, оценка своих знаний, полученных за определенный период учебного времени. | ||||||||
Путешествие в мир Литературы (5 часов) | 1– ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; – понимать фактическое содержание текста; – пользоваться словарными пояснениями учебника 2– работать с учебником, ориентироваться в нем по содержанию (оглавлению) и с помощью значков; – выбирать книгу в библиотеке; – выполнять логические действия (анализ, сравнение); – уметь выделить и сформулировать познавательную цель; – группировать и классифицировать тексты по разным основаниям; – работать с информацией, искать информацию в учебных текстах. | 1– принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; – осуществлять действие по образцу и заданному правилу. 2– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; – принимать и понимать алгоритм выполнения заданий; – понимать цель и смысл выполняемых заданий; – выполнять учебные действия на основе алгоритма действий; – осуществлять первоначальный контроль своих действий. | 1-воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей; – использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; – принимать участие в обсуждении прочитанного содержания. 2– задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения; – проявлять интерес к общению и групповой работе; – уважать мнение собеседников; – преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии; – следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности; – входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию. | |||||||
7 | Чтение и литература. Разница бытового чтения и художественной литературы. Задачи Г. Остера, Г. Остер «Я ползу» | Осознание значимости чтения, понимание цели чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений, учебное задание). Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Представление о литературе, литературном чтении. Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слова, научных терминов и художественных образов), ориентирование в специфике учебного текста. Представление о пословице | ||||||||
8 | Автор, герой, персонаж. Малые жанры фольклора: загадка, скороговорка, считалка, пословица, поговорка. Б. Заходер «Пошел Сережа в первый класс...», Г. Виеру «Сколько звезд…», скороговорки, загадки народные и авторские. | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Выразительное чтение стихотворных произведений. Определение принадлежности текста к определенному жанру (загадка, сказка, скороговорка, пословица). Практическое сравнение текстов разных фольклорных форм, авторских и народных текстов. Коллективное создание текстов заданного жанра. Осознанное восприятие содержания текстов, участие в диалоге при обсуждении прочитанного, работа со словом и особенностями текста (что делает текст похожим на скороговорку, небылицу, считалку). | ||||||||
9 | Литературный герой, его имя, характер. «Винни Пух и все-все-все», К. Чуковский «Барабек» | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство с героями произведений для детского чтения. Определение принадлежности текста к определенному жанру (загадка, сказка, скороговорка, небылица). Работа со словом (уточнение значения слова, уместности его употребления). Устное сочинение. Инсценирование. Оценка и самооценка инсценирования. | ||||||||
10 | Различение научного и Художественного текстов. Художественное и научное описание. Угадайте-ка. Е. Чаповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак», С. Махотин «Плохая привычка», Н. Сладков «Свиристели». | Осознание значимости чтения, понимание цели чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений). Расширение представления или знакомство с героями произведений для детского чтения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Первичное представление о монологе. Работа со словом (распознавание научных терминов и художественных образов; эмоциональности, обилия подробностей, рифмованности, свойственных художественному тексту и точности, краткости научного текста), ориентирование в специфике учебного текста. | ||||||||
11 | Различение научного и Художественного текстов. Проверь себя. М. Яснов «Радость». | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Понимание цели чтения и передача настроения стихотворения с помощью декламации. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени | ||||||||
Долина рассказов: тайна за тайной (5 час). | 1– ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; – пользоваться словарными пояснениями учебника; – понимать фактическое содержание текста. 2– работать с учебником, ориентироваться в нем по содержанию (оглавлению) и с помощью значков; – выбирать книгу в библиотеке; – выделять события, видеть их последовательность в произведении; – выделять в тексте основные части; – выполнять логические действия (анализ, сравнение); – группировать и классифицировать тексты по разным основаниям; воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения; – видеть особенности характера героя в литературном произведении; – работать с информацией, искать информацию в учебных текстах. | 1– принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; – принимать и понимать алгоритм выполнения заданий. 2– осуществлять действие по образцу и заданному правилу; – принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; – понимать цель и смысл выполняемых заданий; – понимать важность планирования своей деятельности; – выполнять учебные действия на основе алгоритма действий; – осуществлять первоначальный контроль своих действий | 1– воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей; – использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; – принимать участие в обсуждении прочитанного содержания. 2– задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения; – проявлять интерес к общению и групповой работе; – уважать мнение собеседников; – преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии; – следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности; – входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию | |||||||
12 | Первичные представления о рассказе как о литературном жанре. Персонажи рассказа и главный герой. Л. Толстой «Косточка». | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Обсуждение (коллективное) главной мысли произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. | ||||||||
13 | Понятие о сюжете рассказа: завязка, кульминация, развязка. Автор и его герой. Г. Остер «Середина сосиски», «Хорошо спрятанная котлета», Е. Чарушин «Томка испугался». | Использование простейших приемов анализа текстов. Выделение в тексте частей: завязки, кульминации, развязки. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Характеристика героя произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство с произведениями Е. Чарушина, особенностями этих произведений. Первичное представление о характере героя литературного произведения. Представление о путях и способах поиска информации. | ||||||||
14 | Различение фольклора и авт. литературы. Малые жанры фольклора. Средства выражения Авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. Прибаутка. Побасенка. Н. Ламм «Червяк», Н. Рубцов «Воробей», М. Горький «Воробьишко». | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Характеристика героя произведения. Использование простейших приемов анализа текстов. Анализ языковых средств и построения произведения для отражения особенностей героя (внешнего вида, движений, характера), отношения автора к герою. Первичное представление о малых фольклорных формах: потешке, прибаутке и побасенке. | ||||||||
15 | Художественное описание. Средства Выражения авторского Отношения к описываемому. Ю. Коваль «Воробьиное озеро», В. Лунин «Стеклышко», И. Пивоварова «Секретики». | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера (красота художественного описания, настроение стихотворения). Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Ориентирование в структуре рассказа (по абзацам). Создание иллюстрации к тексту. | ||||||||
16 | Средства выражения Авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. А. Барто «Я одна ничья сестра…», В. Орлов «Кто кого обидел первый…», В. Берестов «Гляжу с высоты…», Л. Фадеева «Мне понравилось стоять». | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Характеристика героя произведения. Использование простейших приемов анализа текстов. Анализ языковых средств для выражения отношения автора к герою. Ориентирование в учебнике, его содержании. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени. | ||||||||
Сады поэзии: из чего растут стихи (8 часов) | 1– работать с учебником, ориентироваться в нем по содержанию (оглавлению) и с помощью значков; – ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; – выполнять логические действия (анализ, сравнение); – пользоваться словарными пояснениями учебника; – понимать фактическое содержание текста. 2– уметь выделить и сформулировать познавательную цель; – уметь структурировать знания; – группировать и классифицировать тексты по разным основаниям; – воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения; – выделять события, видеть их последовательность в произведении; – выделять в тексте основные части; – выбирать книгу в библиотеке; – работать с информацией, искать информацию в учебных текстах. | 1– принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; – осуществлять действие по образцу и заданному правилу; – принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; – принимать и понимать алгоритм выполнения заданий. 2– понимать цель и смысл выполняемых заданий; – понимать важность планирования своей деятельности; – выполнять учебные действия на основе алгоритма действий; – осуществлять первоначальный контроль своих действий. | 1– воспринимать мнение о прочитанном произведе$ нии сверстников, родителей; – использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; – принимать участие в обсуждении прочитанного содержания. 2– задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения; – проявлять интерес к общению и групповой работе; – уважать мнение собеседников; – преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии; – следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности; – входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию | |||||||
17 | Поэзия как особый взгляд на мир. Поэтические тайны: шуточная и взрослая. И. Пивоварова «Тайна», Л. Друскин «Беру я вещи в руки осторожно…» | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие содержания текстов, участие в диалоге при обсуждении прочитанного, работа со словом, темпом чтения. Декламация стихотворения. Распознавание особенностей поэтического текста. Первичное представление об олицетворении (без введения термина). | ||||||||
18 | Поэзия как особый взгляд на мир. Выявление характера героя рассказа. В. Драгунский «Друг детства» | Осознанное восприятие и оценка сод$я текста, его характера, характера героя рассказа. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Коллективное обсуждение главной мысли произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения | ||||||||
19 | Определение эмоц. Настроя стихотворения. Поэтические сюрпризы. М. Яснов «Горести-печалести», А. Барто «Вот так защитник», «Мишка», «Думают ли звери», Б. Заходер «Я, на все махнув рукой…», Е. Серова «Надо к пятнице Егорке…». | Осознанное восприятие и оценка сод$я текста, его характера, характера героя стихотворения, различение позиции автора и позиции героя. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Расширение представления или знакомство с произведениями А. Барто, их особенностями. Углубление представления о понятиях: «характер героя», «литература», «поэзия», «автор», «сюжет», «персонажи», «рифма», «ритм», «смысл названия». Представление об особенностях поэтич. текста. | ||||||||
20 | Признаки художественного текста. Олицетворение как художеств. прием. В. Инбер «Оттепель, оттепель…», Н. Орлова «Дерево-жираф», Л. Друскин «Там ива, опираясь на костыль…». | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя стихотворения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Углубление представления о понятиях: «характер героя», «литература», «поэзия», «автор», «сюжет», «персонажи», «рифма», «ритм». Представление об особенностях поэтического текста. Первичное представление об олицетворении (без использования термина). | ||||||||
21 | Прием олицетворения в сказке. Дж. Родари «Приключения Чиполлино», загадки. | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Углубление представления об олицетворении (без использования термина), использование этого приема в сказке и в своем творчестве. Использование приема олицетворения и сравнения в загадках. | ||||||||
22 | Прием олицетворения в авторской поэзии. А. Пушкин «Унылая пора!», К. Бальмонт «Осень». | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Углубление представления о понятиях: «литература», «поэзия», «автор», «рифма», «ритм». Представление об особенностях поэтического текста. Представление об олицетворении | ||||||||
23 | 23 (7). Прием сравнения в загадке. Загадки. Е. Серова «Если мы растем на ели…», Р. Сеф «На свете все на все похоже…». | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка сод$я текста. Использование простейших приемов анализа текстов. Анализ языковых средств и построения фольклорного произведения для отражения особенностей героя (внешнего вида, движений, назначения). Представление о загадке, использовании приема сравнения в ней. | ||||||||
24 | Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты). | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Использование простейших приемов анализа текстов. Различение приема сравнения в прозаическом произведении. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени. | ||||||||
Сказочные дорожки: твой путеводитель (8 часов) | 1– работать с учебником, ориентироваться в нем по содержанию (оглавлению) и с помощью значков; – ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; – выполнять логические действия (анализ, сравнение); – пользоваться словарными пояснениями учебника; – понимать фактическое содержание текста. 2– уметь выделить и сформулировать познавательную цель; – уметь структурировать знания; – группировать и классифицировать тексты по разным основаниям; – воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения; – выделять события, видеть их последовательность в произведении; – выделять в тексте основные части; – выбирать книгу в библиотеке; – работать с информацией, искать информацию в учебных текстах. | 1-принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; – осуществлять действие по образцу и заданному правилу; – принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; – принимать и понимать алгоритм выполнения заданий. 2-понимать цель и смысл выполняемых заданий; – понимать важность планирования своей деятельности; – выполнять учебные действия на основе алгоритма действий; – осуществлять первоначальный контроль своих действий. | 1– воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей; – использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; – принимать участие в обсуждении прочитанного Содержания. 2-задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения; – проявлять интерес к общению и групповой работе; – уважать мнение собеседников; – преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии; – следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности; – входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию | |||||||
25 | Сказки народные и авторские. Русские народные сказки, законы сказок. Л. Друскин «Какие незнакомые предметы!», М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…». | Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики художественного (сказочного) текста. Выявление этих особенностей (особая интонация рассказывания, сказочные числа, особенности героев и композиции). Коллективное обсуждение, обобщение читательского опыта. Использование различных форм интерпретации содержания текстов с опорой не только на содержание, но и на жанр, структуру, язык. Представление о русской народной сказке. | ||||||||
26 | Сказки о животных. Русская народная сказка. «Лисичка-сестричка и Волк», «Кот и Лиса». | Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики художественного (сказочного) текста (пересказывание сказки с опорой на картинный план и подписи). Выявление особенностей русских народных сказок о животных на примере текстов, представленных в учебнике: традиционность героев, их характера, внешности, речи и композиции сказки. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Выделение типов книг: книга-сборник, книга- произведение. | ||||||||
27 | Сказки о животных. Обобщение читательского опыта. Возможен выход в библиотеку или работа с выставкой книг. | Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики художественного (сказочного) текста. Презентация одноклассникам любимой фольклорной сказки. Различение фольклорной и авторской сказки. Выявление особенностей русских народных сказок о животных на примере читательского опыта: традиционность героев, их характера, внешности, речи и композиции сказки. Выделение типов книг: книга-сборник, книга- произведение. Умение выбирать книгу заданной тематики с опорой на название, иллюстрации | ||||||||
28 | Особенности народных текстов в сравнении с авторскими. Потешка и автор. стихотворение. Звукопись в авторском стихотворении. Скороговорка. Пословицы. Сказочная область на карте Литературы. Повести Э. Успенского. Отрывок из сказки Э. Успенского «Про Веру и Анфису». | Расширение представления или знакомство с фольклорными произведениями для детского чтения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Представление о звукописи в авторских и фольклорных произведениях. Восприятие чтения: понимание содержания, определение особенностей поведения и описания героев автором. Расширение представления или знакомство с авторскими произведениями для детского чтения (творчество Э. Успенского) | ||||||||
29 | Поэтические приемы в стихотворении. И. Бунин «Листопад». | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Углубление представления о понятиях: «литература», «поэзия», «автор», «рифма», «ритм», «особенностях поэтического текста». Представление об использовании цвета в сказке и авторском произведении | ||||||||
30 | Законы волшебной сказки. Русская народная сказка «Гуси-лебеди». | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей (традиционный сюжет волшебной сказки, где дети остаются одни и попадают в лес; традиционная композиция - троекратный повтор, испытание героя; наличие волшебных помощников). Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Представление о вариативности народных сказок в связи с особенностями ее бытования; об устном народном творчестве. | ||||||||
31 | Народные и авторские сказки. Сказки разных народов. «Красная шапочка» в пересказе Ш. Перро. | Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики сказочного текста. Углубление представления об этих особенностях; выявление сходства сказок народов мира; их построения по единым законам. Расширение представления или знакомство со сказками народов мира, сказками народов России. Использование различных форм интерпретации содержания текстов с опорой не только на содержание, но и на жанр, структуру, язык. Представление об отличительных особенностях сказок в сравнении с авторскими произведениями. | ||||||||
32 | Сравнение авторского и народного текстов. Авторское стихотворение и частушка. Проверь себя. С.Михалков«Прививка», частушки. | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Использование простейших приемов анализа текстов. Расширение представления или знакомство со стихотворениями С. Михалкова. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени | ||||||||
Открытия в литературе и фантазия в науке (8 часов) | 1- работать с учебником, ориентироваться в нем по содержанию (оглавлению) и с помощью значков; – выбирать книгу в библиотеке; – ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; – понимать фактическое содержание текста; – выделять события, видеть их последовательность в произведении; – выделять в тексте основные части; – выполнять логические действия (анализ, сравнение); – пользоваться словарными пояснениями учебника 2-уметь выделить и сформулировать познавательную цель; – уметь структурировать знания; – группировать и классифицировать тексты по разным основаниям; – воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения; – различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки; – видеть особенности характера героя в сказке; – работать с информацией, искать информацию в учебных текстах. | 1-осуществлять действие по образцу и заданному правилу; – принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; – принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; – принимать и понимать алгоритм выполнения заданий 2-осуществлять действие по образцу и заданному правилу; – принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; – принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; – принимать и понимать алгоритм выполнения заданий | 1-воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей; – использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; – принимать участие в обсуждении прочитанного содержания. 2– задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения; – проявлять интерес к общению и групповой работе; – уважать мнение собеседников; – преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии; – следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности; – входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию | |||||||
33 | Характер героя в поэзии и в фольклоре. В. Берестов «Заяц-барабанщик», Н. Ламм «Заячья любовь». Автор-герой-читатель. Е. Чарушин «Волчишко», К. Ушинский «Лиса Патрикеевна». | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Углубление представления о понятиях: «фольклорное произведение», «авторское произведение», «характер литературн героя». Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Сопоставление авторского текста с фольклорными произведениями: «сказочный сюжет» в рассказе Е. Чарушина, «язык сказки» в рассказе К. Ушинского. | ||||||||
34 | Различение художественного (сказочн.) и научн. текста. Научно-попул. литература. К. Ушинский «Утренние лучи», С. Пшеничных «Рассветает», «Прощание», Д. Родари «Откуда берутся день и ночь», В. Берестов «Ботаника», Н. Ламм «Зеленый репейник с собою возьму…». | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Сопоставление художественного (сказочного) и научного текста. Представление о поэтических сравнениях в прозаическом тексте. Углубление представления о приеме сравнения, олицетворении, звукописи. Представление о научно-популярной литературе | ||||||||
35 | Поэзия в рассказе и стихотворениях. М. Пришвин «Золотой луг», В. Торчинский «Непослушный одуванчик», А. Пушкин«Цветок», А. Толстой «Колокольчики мои…». | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Анализ используемых автором слов (по-научному точных или поэтически красивых). Подбор рифм и эпитетов. Расширение читательского опыта. | ||||||||
36 | Ненаучное объяснение явлений. Ложь и фантазия. В. Берестов «Весенняя сказка», С. Пшеничных «И летом и зимою», П. Неруда «Книга вопросов», тексты из «Азбуки» Л.Н. Толстого. | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Углубление представления о понятиях: «художественный текст», «научный текст», «олицетворение». Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Подбор заголовка к рассказу. | ||||||||
37 | Характер героя в юмористическом рассказе и стихотворении. В. Драгунский «Тайное всегда Становится явным», Р. Сеф «Если ты ужасно гордый…». | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Обсуждение главной мысли произведения. Осознание юмористического характера рассказа. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. | ||||||||
38 | Фантазия в авторском произведении. Н. Носов «Затейники», Н. Друк «Сказка». | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя. Осознание сущности поведения героев, особенностей характера и мира чувств, умение самостоятельно делать выводы. Осознание юмористического характера рассказа. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Расширение представления или знакомство с произведениями Н. Носова. | ||||||||
39 | Изобразительные возможности поэтического произведения. Ю. Мориц «Это – да! Это – нет!», Н. Рыленков «Все богатства русского пейзажа…». | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Выявление в стихотворении приемов, характерных для фольклорных произведений: кумулятивная цепочка сказки, перевертыши, небылицы, гиперболы, парная рифма. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство с произведениями Ю. Мориц. | ||||||||
40 | Проверь себя. Что читать летом. | Рефлексия, оценка знаний, полученных за весь период учебного времени. Расширение представления или знакомство с литературой, рекомендуемой для чтения летом. |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
( литературное чтение)
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое | Имеющееся | % |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||
Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 1—4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.). Примерная программа начального общего образования по литературному чтению | К Д | ||
Печатные пособия | |||
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме) | Д | ||
Словари по русскому языку. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). | Ф Д | ||
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | |||
Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей | Д/К Д | ||
Технические средства обучения | |||
Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Телевизор (по возможности). Видеомагнитофон/видеоплеер (по возможности) Аудиоцентр/магнитофон Диапроектор Мультимедийный проектор (по возможности). Компьютер (по возможности). Экспозиционный экран (по возможности). Сканер (по возможности). Принтер лазерный (по возможности). Принтер струйный цветной (по возможности). Фотокамера цифровая (по возможности). Видеокамера цифровая со штативом (по возможности) | Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д. Д. Д. Д. Д. | ||
Экранно-звуковые пособия | |||
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности). Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности). Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности) | Д Д Д Д | ||
Игры и игрушки | |||
Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины | Ф | ||
Оборудование класса | |||
Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Полки для «Уголка книг». Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п. | К Д Д д д д |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс.Лазарева.Система Занкова
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 3 класс. В.А Лазарева(102 ч.)...
Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс, образовательная система "Школа 2100"
В тематическом планировании по литературному чтению отражены темы уроков, формируемые понятия, домашнее задание....
Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс Развивающая система Л.В.Занкова
Развернутое тематическое планирование разработано на основе Примерной программы по литературному чтению, программы Н. А. Чураковой «Литературное чтение» Тематическое планирование по литератур...
рабочая программа и тематическое планирование уроков литературного чтения для 4 класса
Рабочая программа и тематическое планирование для 4 класса по литературному чтению составлено с учетом ФГОС по УМК "2100" из расчета 2 часа в неделю для школ Санкт-Петербурга....
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.
Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....
Рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению 1 класс УМК "Перспектива"
Данная программа была составлена с учетом требований ФГОС 2 поколения...
Рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению 4 класс
Рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению 4 класс...