Конспект урока по литературному чтению во 2 классе В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Цели: познакомиться с произведением В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница», определить основную идею сказки; продолжить работу по развитию речи; развивать память, внимание и творческие способности учащихся; воспитывать самостоятельность, интерес к литературному чтению и любовь к природе, к родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyagushka_put_moy.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».
Цели: познакомиться с произведением В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница», определить основную идею сказки; продолжить работу по развитию речи; развивать память, внимание и творческие способности учащихся; воспитывать самостоятельность, интерес к литературному чтению и любовь к природе, к родному краю.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации
Ход урока
1. Организационный момент.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Будем мы трудиться,
Грамотно читать учиться.
II. Речевая разминка.
– Прочитайте загадки “жужжащим” чтением. Отгадайте их. (Текст с загадками у каждого ученика.)
1. Вдоль по речке, по водице.
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет. (Утка с утятами).
2. Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает.
По-человечьи плавает. (Лягушка.)
– Прочитаем загадки орфографически (так как записано); затем орфоэпически; в медленном темпе; скороговоркой.
III. Введение в тему.
1.) Предварительная беседа.
– Как вы думаете, почему к этому уроку я выбрала именно эти загадки? (Предположения детей.)
– Как называется произведение, с которым мы познакомимся на уроке? Расшифруйте.
Л г к – п т ш ств н ц
– Прочитайте имя, отчество и фамилию автора.
ЦВСЕТВОЭЛОД ГМЫИЯХАЙРЛЖОУВЫИЧ ЕГЫДАЮРШЮИН
Назовите тему урока.
– Сформулируйте цели урока, используя опорные фразы.
Познакомимся с …..
Учиться составлять…..
Выделять главную… текста и … части
Озаглавливать….
Отвечать на… и … их своим товарищам
2) Ученик рассказывает о писателе. (На доске портрет.)
Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 г.)
Всеволод Михайлович Гаршин родился в 1855 году в семье военного. С раннего детства ему пришлось много странствовать, побывать в разных местах России! Грамоте научился он на пятом году и принялся за чтение всех книг, какие ему попадались под руки. Когда ему минуло девять лет, он был привезен матерью в Петербург и определен в первый класс гимназии. Учился он хорошо и оставил приятные воспоминания в своих учителях и воспитателях. Товарищи, в свою очередь, в нем души не чаяли, и он приобрел среди них много друзей, с которыми до смерти поддерживал задушевные отношения.
Всеволод Михайлович любил природу. Летом в деревне возился с ящерицами, жуками, лягушками; изучал их жизнь, наблюдал за ними.
В старших классах гимназии Гаршин все более и более уходил в книги. Он учредил даже вместе с несколькими товарищами общество составления библиотеки: на добровольные пожертвования приобретались книги. В тоже время Гаршин начал уже писать, участвуя в гимназических рукописных журналах.
Сказка “Лягушка– путешественница” написана в 1878 году.
А что вы знаете про лягушку? (рассказы детей)
Обобщение и дополнение ответов детей.
- Лягушки и жабы живут по всей земле. Нет их только в соленых морях и озерах. Зимой они спят подо льдом и снегом. А дышать и даже пить могут кожей. Взрослые лягушки скачут по земле. Ловко лазают по деревьям. А маленькие живут в воде, их зовут головастиками. Лягушки готовятся к весенним концертам, как и люди к праздникам: у травянистых лягушек грубеет горлышко, а остромордые от ног до головы становятся голубыми. Но особенны цветастые лягушки. Поют лягушки старательно и усердно. Стоны, шипение, писк, рев, хрюканье, кваканье! Пение на любой слух и вкус.
-Оказывается, по поведению лягушки, как говорится в народных приметах, можно определить погоду.
Если лягушка сидит в воде, то будет дождь или ветер.
Когда лягушка вылезает из воды, сидит на дереве и квакает, то надо ждать хорошей, сухой погоды.
IV. Знакомство со сказкой “Лягушка-путешественница”
1) Вводная беседа. Осмысливание заголовка.
– Ребята, прочитайте название сказки, вдумайтесь в него. Разве лягушки бывают путешественниками? И как это может быть? (Предположения детей.)
-А теперь слушаем сказку. По ходу чтения вам встретятся слова, постарайтесь понять их значение.
Паяц, благополучно, коряга, наслаждалась, достоинство, восторг,
Стиснула, восхитительный.
2).Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися.
-А теперь расскажите о своих чувствах, которые возникли во время чтения сказки.
-Что в этом произведении напоминает сказку?
-А что действительность?
-Вернёмся к словам в сказке и подберём синонимы.
паяц- шут, клоун
благополучно - удачно, успешно
коряга-пень
наслаждалась-блаженствовала
достоинство-совершенство
восторг- восхищение, упоение
стиснула - сжала, сдавила
восхитительный - замечательный, очаровательный
V. Закрепление изученного материала.
-В сказке сказано, что героиня может уронить «лягушачье достоинство». Как вы это понимаете?
-Утки объяснили лягушке, что такое юг. Представьте что вы утки, расскажите ей, что же такое юг.
-Ребята, а теперь придумаем, что же было до встречи лягушки – квакушки с утками?
VI Чтение сказки по частям, составление плана.
– Откройте учебник на странице 188.
Игра “Прятки” (Учитель читает начало части, а дети отыскивают.)
1 часть. Жила– была на свете лягушка – квакушка.
2 часть. Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе.
3 часть. И она шлепнулась с сучка, на который было, снова влезла.
4 часть. На следующем отдыхе она сказала: “Нельзя ли нам лететь не так высоко?”
5 часть. Тут лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи.
6 часть. Она скоро вынырнула из воды и тот час же опять сгоряча закричала во все горло.
– Назовите, или прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль текста
Д.– Это я! Я!
И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю.
VI. Чтение по частям.
VII. Задание на дом.
Озаглавить каждую часть.
Лягушка наслаждалась теплым дождиком.
Лягушка вступает в разговор с утками.
Лягушка отправилась в путешествие.
Удивление людей.
Результат самовосхваления.
Хвастливые рассказы путешественницы.
Итог урока:
– Что нового узнал на уроке?
– Чему научился?
– Достиг ли цели урока?
– Что у тебя получилось?
– Над чем еще надо поработать?
1.
Вдоль по речке, по водице.
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет.
2.
Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает.
По-человечьи плавает.
1.
Вдоль по речке, по водице.
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет.
2.
Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает.
По-человечьи плавает.
1.
Вдоль по речке, по водице.
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет.
2.
Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает.
По-человечьи плавает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению по теме: В. М. Гаршин «Лягушка- путешественница»
Цель: Учить правильному, беглому, осознанному мышлению. Развивать мышление, оперативную память. Уточнить и расширять словарный запас. На основе сказки расширять представление о жизни животных....
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. УМК «Школа России». Тема урока: В. Гаршин «Лягушка- путешественница»
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса. Тема урока: В. Гаршин "Лягушка- путешественница". УМК "Школа России"...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «...