Конспект урока по литературному чтению во 2 классе В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Гончар Оксана Александровна

 

Цели: познакомиться с произведением В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница», определить основную идею сказки; продолжить работу по развитию речи; развивать память, внимание и творческие способности учащихся; воспитывать самостоятельность, интерес к литературному чтению и любовь  к  природе, к  родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyagushka_put_moy.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».                    

Цели: познакомиться с произведением В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница», определить основную идею сказки; продолжить работу по развитию речи; развивать память, внимание и творческие способности учащихся; воспитывать самостоятельность, интерес к литературному чтению и любовь  к  природе, к  родному краю.

Оборудование:  портрет писателя, иллюстрации

                                          Ход урока

1. Организационный момент.

Всем, всем добрый день!

 Прочь с дороги наша лень!

 Будем мы трудиться,

 Грамотно читать учиться.

II. Речевая разминка.

– Прочитайте загадки “жужжащим” чтением. Отгадайте их. (Текст с загадками у каждого ученика.)

1. Вдоль по речке, по водице.

 Плывет лодок вереница.

 Впереди корабль идет,

 За собою всех ведет. (Утка с утятами).

2. Выпуча глаза сидит,

 По-французски говорит,

 По-блошьи прыгает.

 По-человечьи плавает. (Лягушка.)

– Прочитаем загадки орфографически (так как записано); затем орфоэпически; в медленном темпе; скороговоркой.

III. Введение в тему.

1.) Предварительная беседа.

– Как вы думаете, почему к этому уроку я выбрала именно эти загадки? (Предположения детей.)

– Как называется произведение, с которым мы познакомимся на уроке? Расшифруйте.

Л г к – п т ш ств н ц

– Прочитайте имя, отчество и фамилию автора.

ЦВСЕТВОЭЛОД ГМЫИЯХАЙРЛЖОУВЫИЧ ЕГЫДАЮРШЮИН

Назовите тему урока.

– Сформулируйте цели урока, используя опорные фразы.

Познакомимся с …..

Учиться составлять…..

Выделять главную… текста и … части

Озаглавливать….

Отвечать на… и … их своим товарищам

2) Ученик рассказывает о писателе. (На доске портрет.)

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 г.)

Всеволод Михайлович Гаршин родился в 1855 году в семье военного. С раннего детства ему пришлось много странствовать, побывать в разных местах России! Грамоте научился он на пятом году и принялся за чтение всех книг, какие ему попадались под руки. Когда ему минуло девять лет, он был привезен матерью в Петербург и определен в первый класс гимназии. Учился он хорошо и оставил приятные воспоминания в своих учителях и воспитателях. Товарищи, в свою очередь, в нем души не чаяли, и он приобрел среди них много друзей, с которыми до смерти поддерживал задушевные отношения.

Всеволод Михайлович любил природу. Летом в деревне возился с ящерицами, жуками, лягушками; изучал их жизнь, наблюдал за ними.

В старших классах гимназии Гаршин все более и более уходил в книги. Он учредил даже вместе с несколькими товарищами общество составления библиотеки: на добровольные пожертвования приобретались книги. В тоже время Гаршин начал уже писать, участвуя в гимназических рукописных журналах.

Сказка “Лягушка– путешественница” написана в 1878 году.

А что вы знаете про лягушку? (рассказы детей)

Обобщение  и дополнение ответов детей.

      - Лягушки и жабы живут по всей земле. Нет их только в соленых морях и озерах. Зимой они спят подо льдом и снегом. А дышать и даже пить могут кожей. Взрослые лягушки скачут по земле. Ловко лазают по деревьям. А маленькие живут в воде, их зовут головастиками. Лягушки готовятся к весенним концертам, как и люди к праздникам:  у травянистых лягушек грубеет горлышко,  а остромордые от ног до головы становятся голубыми. Но особенны цветастые лягушки. Поют лягушки старательно и усердно. Стоны, шипение, писк, рев, хрюканье, кваканье! Пение на любой слух и вкус.

-Оказывается, по поведению лягушки, как говорится в народных приметах, можно определить погоду.

Если лягушка сидит в воде, то будет дождь или ветер.

Когда лягушка вылезает из воды, сидит на дереве и квакает, то надо ждать хорошей, сухой погоды.

IV. Знакомство со сказкой “Лягушка-путешественница”

1) Вводная беседа. Осмысливание заголовка.

– Ребята, прочитайте название сказки, вдумайтесь в него. Разве лягушки бывают путешественниками? И как это может быть? (Предположения детей.)

-А теперь слушаем сказку. По ходу чтения вам встретятся слова, постарайтесь понять их значение.

Паяц,     благополучно,        коряга,            наслаждалась,            достоинство,         восторг,

Стиснула,  восхитительный.

2).Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися.

-А  теперь расскажите о своих чувствах, которые возникли во время чтения сказки.

-Что в этом произведении напоминает сказку?

-А что действительность?

-Вернёмся к словам в сказке и подберём синонимы.

         паяц- шут, клоун

благополучно - удачно, успешно

коряга-пень

наслаждалась-блаженствовала

достоинство-совершенство

восторг- восхищение, упоение

стиснула - сжала, сдавила

восхитительный - замечательный, очаровательный

V. Закрепление  изученного материала.

-В сказке сказано, что героиня может уронить «лягушачье достоинство». Как вы это понимаете?

-Утки объяснили лягушке, что такое юг. Представьте что вы утки, расскажите ей, что же такое юг.

-Ребята, а теперь придумаем, что же было до встречи  лягушки – квакушки с утками?

VI Чтение сказки по частям, составление плана.

– Откройте учебник на странице 188.

Игра “Прятки” (Учитель читает начало части, а дети отыскивают.)

1 часть. Жила– была на свете лягушка – квакушка.

2 часть. Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе.

3 часть. И она шлепнулась с сучка, на который было, снова влезла.

4 часть. На следующем отдыхе она сказала: “Нельзя ли нам лететь не так высоко?”

5 часть. Тут лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи.

6 часть. Она скоро вынырнула из воды и тот час же опять сгоряча закричала во все горло.

– Назовите, или прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль текста

Д.– Это я! Я!

И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю.

VI. Чтение по частям.

VII. Задание на дом.

Озаглавить каждую часть.

Лягушка наслаждалась теплым дождиком.

Лягушка вступает в разговор с утками.

Лягушка отправилась в путешествие.

Удивление людей.

Результат самовосхваления.

Хвастливые рассказы путешественницы.

Итог урока:

– Что нового узнал на уроке?

– Чему научился?

– Достиг ли цели урока?

– Что у тебя получилось?

– Над чем еще надо поработать?

1.

 Вдоль по речке, по водице.

 Плывет лодок вереница.

 Впереди корабль идет,

 За собою всех ведет.

2.

 Выпуча глаза сидит,

 По-французски говорит,

 По-блошьи прыгает.

 По-человечьи плавает.

1.

 Вдоль по речке, по водице.

 Плывет лодок вереница.

 Впереди корабль идет,

 За собою всех ведет.

2.

 Выпуча глаза сидит,

 По-французски говорит,

 По-блошьи прыгает.

 По-человечьи плавает.

1.

 Вдоль по речке, по водице.

 Плывет лодок вереница.

 Впереди корабль идет,

 За собою всех ведет.

2.

 Выпуча глаза сидит,

 По-французски говорит,

 По-блошьи прыгает.

 По-человечьи плавает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме: В. М. Гаршин «Лягушка- путешественница»

Цель: Учить правильному, беглому, осознанному мышлению. Развивать мышление, оперативную память. Уточнить и расширять словарный запас. На основе сказки расширять представление о жизни животных....

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс. УМК «Школа России». Тема урока: В. Гаршин «Лягушка- путешественница»

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса. Тема урока: В. Гаршин "Лягушка- путешественница". УМК "Школа России"...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «...