Ф.Тютчев "Весенняя гроза",М.Пришвин "Рожденье звука"
материал по чтению (3 класс) по теме
Знакостмво учащихся с произведениями разных авторов о весне, расширяя кругозор и развивая познавательный интерес к работе с текстом,обучение школьников правильному выразительному чтению,связь с музыкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_3_klass.docx | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Ф. Тютчев «Весенняя гроза», М. Пришвин «Рожденье звука»
Цель: познакомить учащихся с произведениями разных авторов о весне,
расширяя читательский кругозор, развивать познавательный и
эмоциональный интерес к работе с текстом, обучая школьников
правильному выразительному чтению, связь с музыкой.
Оборудование: рисунки на тему «Природа в марте», музыка «Природа в
апреле», П.И.Чайковского «Природа в мае», «Времена года»,
С.В.Рахманинов «Песня жаворонка», текст М.Пришвина
«Рожденье звука».
Ход урока.
1.Организация класса.
Ребята! Сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны. Жизнь природы изменчива, она полна интересных событий и достойна того, чтобы о ней говорить. Сегодня мы с вами отправимся в гости к весне.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят...
Слышите? Какие замечательные слова! Это зажурчал наш поэтический ручеёк.
- Сегодня на примере стихотворения Ф.Тютчева «Весенняя гроза» будем учиться понимать лирические стихотворения, читать их.
Подготовка первичного восприятия текста
Ребята, за что люди любят весну? А как вы это докажете, что люди её любят?
(создают картины, музыкальные произведения, стихи, рассказы, пословицы, поговорки)
А какие произведения вы можете назвать, прочитать вслух.
(чтение вслух учащихся стихотворений о весне)
Сегодня мы познакомимся с лирическим стихотворением Ф.Тютчева «Весенняя гроза»
- В этом стихотворении вам встретятся вот такие слова
Перлы – жемчужины, Геба – богиня вечной молодости, разносившая богам нектар, Зевесов орёл – орёл был символом верховного бога Зевса.
- Чтение стихотворения учителем наизусть (книги закрыты).
Сейчас я прочитаю ещё раз, а вы подумайте, почему оно красивое. Попробуйте услышать музыку стиха.
- Какие ударные гласные звуки чаще повторяются?
[у], [а], [э], [и], [о].
Эти звуки обозначают светлое, большое, яркое, сильное.
(ещё в древние времена философы, поэты, учёные установили, что каждый звук что-то обозначает, и использовали это в своих стихах. Они могли с помощью звуков передать плач ребёнка, человека, шорох листьев, плеск волны).
В стихотворении Тютчева повторяющие ударные гласные звуки создают представление прекрасного, передают радость.
(прочитайте стихотворение вполголоса и почувствуйте эту радость, это прекрасное)
Анализ стихотворения
- Сейчас ребята, давайте посмотрим, какими средствами, кроме подбора ударных гласных, автор смог передать это настроение.
- Подумайте, какие два самых главных слова в стихотворении, вокруг которых всё и действует?
ВЕСНА ГРОЗА
Какие эти два слова? Контрастные, противоположные.
Весна - это наше представление о тепле, солнце, нежности.
Гроза – это грозная стихия, буйство природы.
ВЕСНА ГРОЗА
весенний, первый гром
голубой, молодые ветер
проворный раскаты
люблю резвеся
золотит грохочет
смеясь гремят
весело
перлы
солнце
ширь, гам
В этих словах автор использовал звукоподражание.
Какие согласные звуки чаще повторяются в словах 1 столбика
[с], [з], [л] ,[в] Эти звуки характеризуют какие явления? ( светлые, яркие, сильные).
А какой согласный звук повторяется в словах 2 столбика [р]
Что обозначает этот звук?
( явление мужественное, суровое, большое), раскаты, грохот грома
Вот при чтении мы и должны показать прекрасное в жизни (радость, все ликует, все приветствует весну)
Чтение стихотворения вслух 1 ученицей.
Теперь послушайте загадку из знакомой вам сказки «Старик – Годовик».
Махнул Старик - Годовик второй раз и полетела вторая тройка птиц:
Снег стал таять, на полях показались цветы. Что за волшебные птицы?
Правильно Март Апрель Май
В природе бывает три весны : весна света – март, весна воды – апрель, весна зелёной травы – май.
Три долга у весны, три завета.
1 завет – тьму зимнюю одолеть, с этим справляется какой месяц? Март
2 завет – снег согнать, землю разбудить и отогреть, для этого апрель её из ручьев живой водой поливает.
3 долг – теплую землю в зелень убрать.
- Какой 1 месяц весны? Откуда же произошло название месяца?
- чтение 1 записи и объяснение смысла пословицы.
- работа с рисунками.
- какие краски вы использовали в своих рисунках?
- Какой 2 месяц весны? Откуда же произошло название месяца?
- объяснение пословицы, работа с рисунками.
- Какой 3 месяц весны? Название месяца, объяснение смысла пословицы,
какие краски вы использовали в своих рисунках?
А знаете ли вы, какой у весны голос?
- Сейчас я включу музыку и вы обязательно услышите голос весны. Музыка передает настроение, ощущение того, что происходит в природе.
Попробуйте представить себе, что вместе с весной, вы попали в лес, на полянку, на речку.
Звучит музыка «Времена года» Апрель
- какая эта музыка ? ( нежная, радостная, мелодичная, мягкая)
- какие звуки вы услышали? (звенит капель, перекликаются птицы, шелестит ветер в мокрых ветках, журчит ручеек, пение птиц).
Ребята! А знаете ли вы гонцов весны?
Что за весенняя черная птица
Трактору чуть ли на нос не садится
Кто за плугом носится вскачь.
(Грач)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины
(ласточка)
« Эта птица никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает»
(кукушка)
Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня
(скворец)
Гнездо своё он поле вьёт,
Где тянутся растенья.
Его и песня, и полёт
Вошли в стихотворения
( жаворонок)
Звучит песня «О жаворонке».
Ребята! Вспомните и назовите первые и весенние цветы.
( подснежник, ландыш, одуванчик, мать и мачеха).
Чтение стихотворение «О Подснежнике»
- Какие же звуки весны вы сегодня услышали? Какие у весны запахи?
- Работа над текстом «Рожденье звука» М. Пришвина
1.Чтение текста учителем и объяснение непонятных слов.
2.Какие чувства, какое настроение вызвало у вас это произведение?
Почему рассказ называется «Рожденье звука»?
Какие звуки вы услышите в лесу?
Какие картины вы бы нарисовали к тексту?
Итог: Путешествие на уроке подходит к концу. Но путешествие в мир
природы не кончается.
Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в её краски – вы как будто выпьете волшебный напиток и поймёте, о чём щебечут птицы, журчат ручьи, тихонько шепчут первые листья берёзы!
Слушайте и смотрите весну!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сочинение по картине "Дети ,бегущие от грозы"
Урок и презентация...
Конспект урока-спектакля "Гроза 1812 года" (3 класс)
Данный урок разработан по системе "Школа 2100", но может быть применен к любой программе. Цель: способствовать формированию представления о содержании исторического процесса, через ознако...
Урок окружающего мира в 3 классе "Гроза 12 года"
Урок окружающего мира в 3 классе "Гроза 12 года" по ОС "Школа 2100"...
Методическая разработка урока истории по курсу «Мое Отечество» по теме: «Гроза 1812 года"
Цель урока:Познакомить учащихся с причинами, событиями и итогами Отечественной войны 1812 года.Задачи урока:- познакомить с политической обстановкой Европы с 1799 по 1815 годы- познакомить с выд...
Гроза Двенадцатого года
Главная познавательная задача: -- довести до осознания ребятами мысль о том, что главная ценность государства -- это общество, люди, которые героическими усилиями, иногда ценою жизни готовы отст...
Технологическая карта урока Окружающего мира по теме "Гроза. Безопасное поведение во время грозы" (УМК "Школа России" 3 класс)
Урок с использованием приёмов технологии критического мышления....
Проект "Пока грозит гроза"
Ознакомившись с этой работой, вы сможете ответить на вопросы: что такое гроза, откуда берутся молния и гром, что такое "шаровая молния", как человек может защититься от грозы.·...