Ф.Тютчев "Весенняя гроза",М.Пришвин "Рожденье звука"
материал по чтению (3 класс) по теме

Дуйсембиева Расима Хасановна

        Знакостмво учащихся с произведениями разных авторов о весне, расширяя кругозор и развивая познавательный интерес к работе с текстом,обучение школьников правильному выразительному чтению,связь с музыкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_3_klass.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение  3 класс (1-4)

Тема: Ф. Тютчев «Весенняя гроза», М. Пришвин «Рожденье звука»

Цель: познакомить учащихся с произведениями разных авторов о весне,

           расширяя читательский кругозор, развивать познавательный и  

           эмоциональный интерес к работе с текстом, обучая школьников

          правильному выразительному чтению, связь с музыкой.

Оборудование: рисунки на тему «Природа в марте», музыка «Природа в

                              апреле», П.И.Чайковского «Природа в мае», «Времена года»,  

                              С.В.Рахманинов «Песня жаворонка», текст М.Пришвина    

                             «Рожденье звука».

        Ход урока.        

1.Организация класса.

            Ребята! Сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны. Жизнь природы изменчива, она полна интересных событий и достойна того, чтобы о ней говорить. Сегодня мы с вами отправимся в гости к весне.

Полюбуйся: весна наступает,    

                                              Журавли караваном летят,                                           В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят...

Слышите? Какие замечательные слова! Это зажурчал наш поэтический ручеёк.

- Сегодня на примере стихотворения Ф.Тютчева «Весенняя гроза» будем учиться понимать лирические стихотворения, читать их.

Подготовка первичного восприятия текста

            Ребята, за что люди любят весну? А как вы  это докажете, что люди её любят?

(создают картины, музыкальные произведения, стихи, рассказы, пословицы, поговорки)

А какие произведения вы можете назвать, прочитать вслух.

(чтение вслух учащихся стихотворений о весне)

Сегодня мы познакомимся с лирическим стихотворением Ф.Тютчева «Весенняя гроза»

- В этом стихотворении вам встретятся вот такие слова

Перлы – жемчужины, Геба – богиня вечной молодости, разносившая богам нектар, Зевесов  орёл – орёл был символом верховного бога Зевса.

- Чтение стихотворения учителем наизусть (книги закрыты).

Сейчас я прочитаю ещё раз, а вы подумайте, почему оно красивое. Попробуйте услышать музыку стиха.

- Какие ударные гласные звуки чаще повторяются?

[у], [а], [э], [и], [о].

Эти звуки обозначают  светлое, большое, яркое, сильное.

(ещё в древние времена философы, поэты, учёные установили, что каждый звук что-то обозначает, и использовали это в своих стихах.  Они могли с помощью звуков передать плач ребёнка, человека, шорох листьев, плеск волны).

         В стихотворении Тютчева повторяющие ударные гласные звуки создают представление прекрасного, передают радость.

(прочитайте стихотворение вполголоса и почувствуйте эту радость, это прекрасное)

Анализ стихотворения

- Сейчас ребята, давайте посмотрим, какими средствами, кроме подбора ударных гласных, автор смог передать это настроение.

- Подумайте, какие два самых главных слова в стихотворении, вокруг которых всё и действует?

ВЕСНА                              ГРОЗА

Какие эти два слова? Контрастные, противоположные.

Весна - это наше представление о тепле, солнце, нежности.

Гроза – это грозная стихия, буйство природы.

ВЕСНА                                             ГРОЗА

весенний, первый              гром

голубой, молодые              ветер

проворный                                    раскаты

люблю                                            резвеся

золотит                                           грохочет

смеясь                                             гремят

весело

перлы

солнце

ширь, гам

В этих словах автор использовал звукоподражание.

Какие согласные звуки чаще повторяются в словах 1 столбика

[с], [з], [л] ,[в]      Эти звуки характеризуют какие явления? ( светлые, яркие, сильные).

А какой согласный звук повторяется в словах 2 столбика        [р]

Что обозначает этот звук?

( явление мужественное, суровое, большое), раскаты, грохот грома

Вот при чтении мы и должны показать прекрасное в жизни (радость, все ликует, все приветствует весну)

Чтение стихотворения вслух 1 ученицей.

Теперь послушайте загадку из знакомой вам сказки «Старик – Годовик».

Махнул Старик - Годовик второй раз и полетела вторая тройка птиц:

Снег стал таять, на полях показались цветы. Что за волшебные птицы?

Правильно    Март    Апрель   Май

В природе бывает три весны : весна света – март, весна воды – апрель, весна зелёной травы – май.

Три долга у весны, три завета.

1 завет – тьму зимнюю одолеть, с этим справляется какой месяц? Март

2 завет – снег согнать, землю разбудить и отогреть, для этого апрель её из ручьев живой водой поливает.

3 долг – теплую землю в зелень убрать.

- Какой 1 месяц весны? Откуда же произошло название месяца?

- чтение 1 записи и объяснение смысла пословицы.

- работа с рисунками.

- какие краски вы использовали в своих рисунках?

 - Какой 2 месяц весны? Откуда же произошло название месяца?

- объяснение пословицы, работа с рисунками.

 - Какой 3 месяц весны? Название месяца, объяснение смысла пословицы,    

   какие краски вы использовали в своих рисунках?

А знаете ли вы, какой у весны голос?

- Сейчас я включу музыку и вы обязательно услышите голос весны. Музыка передает  настроение, ощущение того, что происходит в природе.

Попробуйте представить себе, что вместе с весной, вы попали в лес, на полянку, на речку.

        Звучит музыка «Времена года» Апрель

- какая эта музыка ? ( нежная, радостная, мелодичная, мягкая)

- какие звуки вы услышали? (звенит капель, перекликаются птицы, шелестит ветер в мокрых ветках, журчит ручеек, пение птиц).

Ребята! А знаете ли вы гонцов весны?

                                      Что за весенняя черная птица

                                      Трактору чуть ли на нос не садится

                                      Кто за плугом носится вскачь.

                                                                                              (Грач)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины

                                     (ласточка)

                                       

                                    « Эта птица никогда

                                      Не строит для себя гнезда,

                                      Соседкам яйца оставляет

                                      И о птенцах не вспоминает»

                                                                                           (кукушка)        

Я выступаю перед вами,

Как молодой весны гонец.

Я рад увидеться с друзьями!

Ну, а зовут меня

                                           (скворец)

                                                       

        Гнездо своё он поле вьёт,

                                                          Где тянутся растенья.

                                                          Его и песня, и полёт

                                                          Вошли в стихотворения

                                                                                                      ( жаворонок)

Звучит песня «О жаворонке».

Ребята! Вспомните и назовите первые и весенние цветы.

( подснежник, ландыш, одуванчик, мать и мачеха).

Чтение стихотворение «О Подснежнике»

- Какие же звуки весны вы сегодня услышали? Какие у весны запахи?

- Работа над текстом «Рожденье звука» М. Пришвина

1.Чтение текста учителем и объяснение непонятных слов.

2.Какие чувства, какое настроение вызвало у вас это произведение?

Почему рассказ называется «Рожденье звука»?

Какие звуки вы услышите в лесу?

Какие картины вы бы нарисовали к тексту?

Итог: Путешествие на уроке подходит к концу. Но путешествие в мир  

          природы не кончается.

          Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в её краски – вы как будто выпьете волшебный напиток и поймёте, о чём щебечут птицы, журчат ручьи, тихонько шепчут первые листья берёзы!

          Слушайте и смотрите весну!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-спектакля "Гроза 1812 года" (3 класс)

Данный урок разработан по системе "Школа 2100", но может быть применен к любой программе.  Цель: способствовать формированию  представления о содержании исторического процесса, через ознако...

Урок окружающего мира в 3 классе "Гроза 12 года"

Урок окружающего мира в 3 классе "Гроза 12 года" по ОС "Школа 2100"...

Методическая разработка урока истории по курсу «Мое Отечество» по теме: «Гроза 1812 года"

Цель урока:Познакомить учащихся с причинами, событиями и итогами Отечественной войны 1812 года.Задачи урока:- познакомить с политической обстановкой Европы с 1799 по 1815 годы- познакомить с выд...

Гроза Двенадцатого года

Главная познавательная задача: -- довести до осознания ребятами мысль о том, что главная ценность государства -- это общество, люди, которые героическими усилиями, иногда ценою жизни готовы отст...

Проект "Пока грозит гроза"

Ознакомившись с этой работой, вы сможете ответить на  вопросы: что такое гроза, откуда берутся молния и гром, что такое "шаровая молния", как человек может защититься от грозы.·...