Урок в 4 классе "Православный храм"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Представлен конспект урока в 4 классе на тему "Православный храм" в модуле "Основы православной культуры" по учебнику А.В. Кураева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_4_klasse_pravoslavnyy_hram.docx | 734.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 4 классе на тему:
«Православный храм»
в модуле
«Основы православной культуры»
Модуль «Основы православной культуры»
УМК: учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры», рабочая тетрадь на печатной основе для 4-х классов: Т.А. Берсенева «Основы православной культуры», ЦОР.
Тема урока: «Православный храм»
Место урока в системе уроков: № 14
Тип урока: традиционный, изучение нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями православного храма и традициями поведения в нём.
Задачи урока: познакомить с внутренним устройством храма и правилами поведения в нём; учить уважительному отношению к православной культуре, её правилам и нормам.
Формируемые УУД:
- познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; развитие навыков продуктивного чтения;
- коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- личностные: умение соотносить события с принятыми этическими принципами.
Основные понятия урока: Храм, священник, кадило, канун, панихидный столик, поминальные записки, икона, иконостас, алтарь, Царские врата.
Оборудование: учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры», М. 2010 г.; рабочая тетрадь Т.А. Берсенева «Основы православной культуры», М.; компьютер, проектор, мультимедийная презентация, электронное приложение к учебному пособию.
Формы организации работы: фронтальная работа, работа в парах, работа в группе.
Оформление доски: схема храма, слова чудотворца Иоанна Шанхайского «Храмы нужны не Богу, престол которого небо и подножие земля. Храмы нужны людям».
Технологическая карта урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Источники |
Актуализация знаний | Учитель формулирует задание, используя приём «Кластер», вывешивает слова на доску. | Дети слушают колокольный звон. Записывают слова ассоциации. | Аудиозапись Слова-карточки: *церковь *священник *собор *храм *икона *колокол |
Постановка и формулирование проблемы | Учитель организует мини-дебаты. | Учащиеся выбирают одно из предложенных высказываний, объясняют свою точку зрения. Формулируют цель урока. | Слова чудотворца Иоанна Шанхайского (Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол которого – небо и подножие земля. Храмы нужны людям»). |
Процессное планирование деятельности | Учитель организует работу учащихся, планирует работу. | Ученики выбирают карточки и составляют план урока. | Памятка-план урока |
Процесс решения проблемы | 1.Учитель показывает презентацию и рассказывает о внешнем облике православных храмов. 2. Учитель контролирует чтение учащихся, слушает определение понятий, расширяет информацию о прочитанных понятиях. 3. Учитель использует приём работы с учащимися «Водоворот мнений» | 1. Дети слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы. 2. Дети читают по цепочке текст в учебнике и рассказывают о понятиях: храм, священник, кадило, канун, икона, иконостас, алтарь, Царские врата. Составляют глоссарий. Дети отвечают на вопросы. 3.Учащиеся делятся на группы, получают альбомные листы и записывают свои предложения. Представляют результаты работы в группе. | *презентация *учебник |
Применение знаний и умений | Учитель организует просмотр видеоролика «В храме» и разгадывание кроссворда. | Учащиеся смотрят видеоролик, разгадывают кроссворд (работают в паре). Дают оценку своей деятельности. | *Видеоролик «В храме» *кроссворд |
Рефлексия | Учитель организует рефлексию учащихся, написание синквейна. | Дети формулируют свои фразы. Учащиеся составляют синквейн к слову «храм». Зачитывают некоторые работы. | Фразы записаны на доске * Мне понравилось… * Мне запомнилось… * Я узнал… * Мне бы хотелось… |
Подведение итогов | Учитель проводит блиц-опрос. | Дети отвечают на вопросы. | |
Оценивание | Учитель организует самооценку учебной деятельности учащихся. | Дети раскрашивают символы. | |
Домашнее задание | Учитель даёт задание по выбору. 1. Задание в тетради. 2. Пословицы, поговорки, загадки о храмах. 3. Рисунок храма. 4. Подготовить сообщение об одном из храмов Санкт-Петербурга. | Дети выбирают своё задание и записывают. |
Ход урока:
- Организационный момент. Актуализация знаний. (3 мин.)
- Добрый день ребята, подарите мне свои улыбки. Я, надеюсь, что наш урок пройдёт интересно, оставит у вас добрые чувства, и вы сможете показать свои умения активно работать.
- Пожалуйста, внимательно прослушайте то, что сейчас прозвучит (звучит колокольный звон 1 мин.)
- Какую музыку вы сейчас слышали?
- Какие первые ассоциации у вас возникли, что напомнил вам колокольный звон? Запишите на листе бумаги слова, которые ассоциируются у вас с колокольным звоном. Назовите эти слова.
- Какое слово встречалось в ваших ответах чаще всего? Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
- Православный храм.
II. Постановка и формулирование цели урока. (2 мин.)
- Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол которого – небо и подножие земля. Храмы нужны людям».
- Действительно ли человеку нужны храмы? Какую точку мнения вы поддерживаете? Выберите одно из высказываний и объясните свою точку зрения:
* Я считаю, что человеку нужны храмы…..
* Я считаю, что человеку храмы не нужны…..
- Нам нужны знания о православных храмах, чтобы мы познакомились с историческим наследием и культурой русского народа. Как вы считаете, какая ваша цель на этом уроке?
III. Планирование деятельности. (2 мин.)
- Что может нам помочь достигнуть цели урока? Откуда мы можем получить информацию? Выберите карточки.
IV. Процесс решения проблемы.
1. Беседа учителя с учащимися (презентация). (5 мин.)
- А что такое храм?
(Это место для молитвы, для общения каждого человека с Богом)
- Какими были первые русские храмы? Из чего они строились?
(Первые храмы строились из дерева, потому что на Руси было много лесов)
- Мы знаем, что церкви строились на месте будущих поселений. Вот задумали люди построить город. Сначала ставили храм, а затем начиналось строительство.
- Скажите, когда еще люди строили церкви?
(Во время голода, мора, бедствий. Люди шли в лес, рубили бревна, строили храм, иногда за один день. Еще строили в честь военных побед, в память о близких).
- Ребята, вспомните, какую форму имели храмы?
(Многие храмы имеют форму корабля, но также могут строиться в форме креста, круга, восьмиугольника).
- Кто может объяснить, что это обозначает? (Крест – основание спасения людей, круг – вечность церкви, восьмиугольник – символ Вифлеемской звезды)
- Что было отличительной чертой русских храмов?
(многокупольность)
- Какую форму имели купола?
(форму «луковок» - подобие языка пламени над лампадой,
форму «маковок» - символ горящей свечи)
- Какую роль играл храм в жизни людей?
(Жизнь людей была связана с храмом. Все лучшее, что было в их жизни, они несли в храм. Храмы строили на возвышенности или на живописном месте, но бывали и исключения).
- Какие правила поведения в храме вы запомнили?
2. Работа с текстом. (12 мин.)
- Прочитайте текст учебника на с. 48-51. Дайте определение понятиям, которые встретятся в тексте. (Отбираем новые слова и повторяем те, которые уже звучали на уроке. Учитель прикрепляет карточки с некоторыми словами на схему храма – составляем глоссарий).
*кадило
*канун
*поминание
*икона
*благословение
*иконостас
*Царские врата
*алтарь
- Отвечаем на вопросы в конце текста, пользуясь учебником.
1). Что такое иконостас? Какие иконы в нем присутствуют всегда?
2). Почему в алтарь нет общего доступа?
3). Найдите синоним слову молитва. О чем обычно люди молятся? Почему в молитве нельзя просить зла?
4). Может ли православный христианин молиться без иконы?
5). Объясните значение выражения «Казанская Богоматерь».
- Работа в группе (Учащиеся делятся на группы). (5 мин.)
- При встрече с детьми, священник сказал важные слова, которые относятся как к крещёным людям, так и некрещёным людям, верующим и неверующим в Бога. Каким должна быть жизнь человека? Найдите эти слова и прочитайте их.
- Подумайте, обсудите и запишите на альбомных листах, как вы можете помогать ближним: дома, в школе, на улице.
V. Применение знаний и умений. (10 мин.)
- Ребята, сейчас вы сможете заочно побывать в храме. Вы посмотрите небольшой видеоролик «В храме». Будьте внимательны, это поможет вам проверить, как вы запомнили понятия и разгадать кроссворд.
- Разгадайте кроссворд. Работаем в паре.
- Какие понятия мы повторили?
VI. Подведение итогов. Рефлексия. (3 мин.)
- Закончи урок фразой, которая вам больше понравилась:
* Мне понравилось…
* Мне запомнилось…
* Я узнал…
* Мне бы хотелось…
- Дети, путь к храму начинается с семьи. Послушайте заповедь для вас:
ЗАПОВЕДЬ ДЛЯ ТЕБЯ
«Слушаясь папу, слушаясь маму,
Ты начинаешь дорогу ко храму.
Заповедь эта – к Богу ступень,
Нужно ей следовать каждый день»!
- Составьте синквейн к слову «ХРАМ».
VII. Подведение итогов. Блиц-опрос. (1- 2 мин.)
- Что такое храм? Для чего он нужен? Зачем люди ходят в храм? Назови правила поведения в храме. Какие храмы нашего города тебе известны?
VIII. Оценивание. (1 мин.)
- Дайте оценку своей деятельности, отвечая на вопросы: какое задание я выполнял? Справился ли я с этим заданием? Сам справился или помогали?
- Раскрась звёздочку:
* я с заданием справился самостоятельно (красный)
* я с заданием справился с помощью других (жёлтый)
* я с заданием не справился (синий)
задание | Работа с учебником | Работа в группе | Работа в паре |
Учитель | |||
ученик |
IX. Домашнее задание. (1 мин.)
Выбери своё задание.
- В рабочей тетради. Сделать подписи к картинкам, используя слова-подсказки.
- Подобрать свои пословицы, поговорки, загадки о храмах и колокольном звоне, колоколах.
2. Нарисуй свой храм, который вы бы хотели построить, если бы были архитектором.
3. Подготовить сообщение об одном из храмов Санкт-Петербурга.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Схема храма
КРОССВОРД
6 Х | |||||||||||||
Р | |||||||||||||
8 С | 7 1 И | К | О | Н | А | ||||||||
В | К | М | |||||||||||
Е | 2 С | О | Б | О | Р | ||||||||
Ч | Н | ||||||||||||
3 К | А | Д | И | Л | О | ||||||||
С | 10 М | ||||||||||||
4 А | Л | Т | А | Р | Ь | 9 К | О | ||||||
А | А | Л | |||||||||||
5 С | В | Я | Щ | Е | Н | Н | И | К | |||||
О | Т | ||||||||||||
Н | В | ||||||||||||
А |
Вопросы к кроссворду.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
- Изображение Иисуса Христа, Богородицы, святого, евангельского или церковно-исторического события.
- Главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо.
- Богослужебная утварь для совершения каждения — сжигания на горящих углях ладана или фимиама в определенные моменты богослужения.
- Восточная, главная часть храма, в которой находится престол.
- Человек, совершающий все богослужения и таинства.
ПО ВЕРТИКАЛИ:
- Здание, предназначенное для совершения в нем религиозных обрядов и служб.
- Перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами.
- Осветительный прибор, который делают из воска, стеарина, парафина. Символизирует человеческую жизнь, ее краткость и беззащитность перед ветром судьбы.
- «Панихидный столик», на который ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.
- Обращение священника либо самого верующего к Богу, сверхъестественным силам с просьбой.
Рабочая тетрадь. Урок 14
Храм
Задание 1.
Сделай подписи к картинкам.
Слова – подсказки: Царские врата, канун, икона, алтарь, свеча, иконостас, кадило, икона, священник.
Задание 2.
Возьми листочки бумаги и напиши две записочки. Первую - о здравии твоих родных и друзей.
Вторую записочку напиши об упокоении твоих близких.
Помни: в церковных записочках всегда пишутся полные имена в родительном падеже.
Литература:
- А.В. Кураев «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
учебник для 4 класса.
- ОПК Методические рекомендации к учебнику (http://cpk.odinedu.ru/).
- Интернет ресурсы: http://wiki.iteach.ru/, http://moi-mummi.ru/, 1и другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ОРКСЭ "Храм"
Разработка урока по основам православной культуры. Технология: личностно- ориентированного с деятельностным типом обучения. Это четырнадцатый урок в изучении нового предмета. Урок направлен на усвоени...
Урок по ОРКСЭ "Храм"
Рабочий урок в 4 классе. Цель урока: дать представление о предназначении православного храма, его устройстве...
Презентация к уроку ОПК "О храме".
Материал предназначен для уроков ОПК....
презентация к уроку по теме "Храмы России"
Цель урока: дать понятие учащимся о храмах, познакомить детей с их особенностями, неповторимым обликом русской храмовой архитектуры....
план урока по теме "Храм" для 4 класса
урок разработан в рамках курса ОРКСЭ, в доступной форме ученики знакомятся с устройством храма...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ИЗО «Русский храм (аппликация)» и мультимедийная презентация) 4 класс
Дисциплина: изобразительное искусствоТема урока: Русский храм (аппликация) Цель: выполнить коллективную работу "Русский храм".Планируемые результаты:-...