урок литературного чтения в 3 классе
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме
урок с элементами проектной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya.docx | 37.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения. 3 класс.
Тема: Сказка как литературный жанр.
Цели и задачи:
- Обучающие: знать определение сказки как жанра, знать виды сказок, находить отличия сказки от легенды, сказочной повести, былины.
- Развивающие: учить анализировать художественное произведение, сравнивать различный литературный материал, работать со справочной и художественной литературой, владеть элементарными способами получения и обработки информации.
- Воспитывать умение работать в группах, развивать толерантность.
Ход урока.
- Сегодня у нас с вами обобщающий урок. Мы подведем итоги работы над большим разделом: « Сказки». Давайте поставим перед собой цели и задачи. О чем мы должны вспомнить на уроке? А так как работа у нас итоговая, то мы проведем не простой урок, а урок – проект по сказкам.
Внимание! На экран!
Слайд 1. Урок – проект « Все о сказках».
- мы работаем в группах. Каждая группа будет выполнять свою работу. У нас будут следующие группы:
1. АНАЛИТИКИ
2. ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ.
3. ИЛЛЮСТРАТОРЫ.
4. ИССЛЕДОВАТЕЛИ.
- Мы с вами изучили много разделов, связанных со сказками, получили много информации. Для того чтобы все это правильно использовать, нужно научиться её обрабатывать и систематизировать.
- Давайте придумаем разные варианты проектов: (альбом, опорная таблица, памятка, игра, схема), т.е. что мы сможем реально сделать за урок.
- Обсудим эти варианты. Выберем тот, который более приемлем для нас.
( остановимся на опорной таблице).
Слайд 2. Цель проекта: учиться …
Слайд 3. Задачи: создать …
Слайд 4. План проекта.
1. Формулирование определения сказки.
- Каждая группа предлагает включить что-то о сказках. Задание АНАЛИТИКАМ: выбрать наиболее важное из предложенных учащимися. После выступления АНАЛИТИКОВ, на доске появляется схема:
Все о сказке |
Что такое сказка? | Виды сказок | Признаки волшебной сказки |
Отличие сказки от других жанров | Язык сказки | Иллюстрирование сказки |
Слайд 5. Создание проекта.
-План мы создали. Теперь мы будем работать над каждым пунктом.
Сформулируем определение сказки. В работу включаются АНАЛИТИКИ.
Сейчас мы познакомимся с разными высказываниями. АНАЛИТИКИ должны выбрать правильный из предложенных вариантов ответ и вынести его на доску.
Внимание! На экран! Дети по очереди читают с экрана: слайд 6-8
- Сказка – это научно – фантастическое произведение.
- Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
- Сказка - это произведение, в котором разговаривают животные.
- Итак, слушаем первую группу. Верный ответ под №2, прикрепляют к доске.
2. Создание классификации сказок.
- Кто пишет сказки? Как различаются такие сказки? ( ПО АВТОРСТВУ)
- О чем пишут в сказках? Как различаются такие сказки? ( СОДЕРЖАНИЕМ)
На доске появляется следующая схема:
По авторству |
По содержанию |
- Сейчас в работу включается 2 группа - ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ.
Они будут зачитывать отрывки из разных сказок, а мы будем определять содержание сказок.
Затем АНАЛИТИКИ заполняют нижнюю таблицу, а ИССЛЕДОВАТЕЛИ верхнюю. В помощь я даю опорные слова: ( на доске на карточках). Итак, подведем итог…
- Богатырские
- Волшебные
- Поучительные
- О животных
- Смешные
- Бытовые
- Былины
- Легенды
- Сказочные повести
- Авторские
- Народные
Дети зачитывают отрывки из сказок.
- Сказка о потерянном времени. С. 109
- Честное гусеничное. С.93
- Сестрица Аленушка и братец Иванушка. С.26
- Бой на калиновом мосту. С.92.
- Сказка про храброго зайца. С.225
После обсуждения схемы заполняются на доске.
- Определение особенностей волшебной сказки.
Работа с отрывками из сказок. Читают « цепочкой», отмечая карандашом то, что свойственно волшебной сказке.
АНАЛИТИКИ – озвучить признаки волшебной сказки.
ИЛЛЮСТРАТОРЫ – подобрать схемы к признакам.
ИССЛЕДОВАТЕЛИ И ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ читают отрывки.
- Жила – была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трех своих дочерей. И выросли дочери, быстрые ,как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали из дома.
- Разозлилась Айога на девочку. Зашипела, замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости. Так замахала руками, что руки в крылья превратились. Плавает и кричит: Ах, какая я красивая, го – го – го! Ах, какая я красивая!
- Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку. Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку. Вдруг щука и говорит ему человечьим голосом. Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.
- Ходит честной купец, дивуется. И вдруг видит он, на пригорке зеленом цветет цветок цвета алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку, запах от цветка по всему саду ровно струя бежит. Возговорил он голосом радостным: вот подарок, о котором просила меня дочь младшая.
- В некотором царстве, в тридесятом государстве жил-был царь с царицею. У них было три сына – все молодые, холостые, красавцы удалые, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
- Кто построит такой корабль, чтобы мог лететь, за того выдаст царевну замуж. Брать решили выполнить условие и отправились в путь – дорогу.
Проверка: дети выделяют особенности сказок, а АНАЛИТИКИ и ИЛЛЮСТРАТОРЫ выполняют задание. Все проверяют.
Физкультминутка под песню « Маленькая страна».
- Отличие сказки от других жанров.
- Учитель читает отрывок из былины « Добрыня Никитич». Дети должны определить жанр. Назвать отличительные признаки.
Слайд 9. Былина – русская народная эпическая песня о богатырях.
Демонстрируем картину « три богатыря».
- Учитель читает отрывок из сказочной повести « Случай с Евсейкой». Дети называют отличительные особенности повести.
Слайд 10 . сказочная повесть – литературное произведение со сказочным сюжетом. Демонстрируем картинку.
- Учитель читает отрывок из легенды о Персее. Дети угадывают жанр и называют его отличительные особенности.
Слайд 11. Легенда – поэтическое предание о каком – либо историческом событии.
Демонстрируем отрывок из книги.
Подводим итоги: АНАЛИТИКИ еще раз называют отличительные признаки этих жанров. ИЛЛЮСТРАТОРЫ подбирают картинки к каждому жанру.
- Особенности языка сказки.
- Сказку можно определить по особым выражениям, словам. Давайте попробуем сыграть в игру.
Я буду начинать выражение из сказки, а вы хором продолжать…
- Скоро сказка сказывается… (да не скоро дело делается).
- Ни в сказке сказать….. ( ни пером описать)
- Растет не по дням….. ( а по часам).
- Что ты, молодец, не весел……..( что ты голову повесил).
- Сказка ложь, да в ней намек….( добрым молодцам урок)
- Ложись спать, утро…… ( вечера мудренее).
Ну, а сейчас, источником информации будет инсценированный диалог. Посмотрим отрывок из сказки и найдем особые слова и выражения. АНАЛИТИКИ , будьте готовы делать выводы.
Выступают ИЛЛЮСТРАТОРЫ.
Подведем итог.
- Мы подошли к последнему этапу проекта. Иллюстрирование сказок. Чтобы сказки было приятно читать, их иллюстрируют. Посмотрите на нашу выставку. Что вы можете сказать, об использовании разных цветов?
Выступают ИССЛЕДОВАТЕЛИ. Они представляют иллюстрацию к сказке «Снегурочка».
- Слайд 12. Подводим итоги.
Вы знаете, что когда проект готов, его нужно представить на суд зрителей, т.е. презентовать. Кто попробует защитить наш проект?
- Удалось ли нам достигнуть поставленных целей и задач? Какие трудности встретились? Что показалось наиболее интересным?
Д/З. Представить свою любимую сказку, рассказать наиболее понравившийся отрывок.
- Слайд 13. Спасибо за работу!. А чем в сказках награждали за хорошую работу? Вот и вам награда – хорошие оценки и сладкие призы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...