Упражнения для обучения чтению
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Иноземцева Елена Зыгмундовна

Упражнения для развития четкости произношения,

упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям,

упражнения для развития оперативного поля чтения и памяти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Я ИСПОЛЬЗУ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ

 1.Развитие четкости произношения

 Эту работу я начала с упражнений, развивающих речевой аппарат. Развитие четкого произношения осуществляю введением скороговорок, чистоговорок, упражнений в четком чтении абзаца, строфы.

Привожу образец скороговорок:

                                      На дворе трава, на траве дрова.

                                       Не руби дрова на траве двора.

                                      Проворонила ворона вороненка.

                                       И швец, и жнец, и на дуде игрец.

                                        Мама мыла милу мылом

.

                                      От топота копыт пыль по полю летит.

 

Кроме чистоговорок и скороговорок с целью выработки правильного произношения привлекаю пословицы, сочетания и предложения из текста, предложенного для работы в классе и дома.

Параллельно с чистоговорками, скороговорками, пословицами я включаю упражнения по отработке сочетаний гласных и согласных.

Начала я с показа артикуляции основных гласных: а, о, у, ы, и, э. Сначала учащиеся хором тренировались в произношении этих гласных по порядку, затем давались сочетания а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о и т.д.

Это упражнение развивает подвижность речевого аппарата. Дома перед зеркалом учащиеся упражняются самостоятельно. Известно, что начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, поэтому, что бы избежать монотонности, нечеткости произношения, я даю упражнения в качестве разминки перед чтением.

После отработки произношения гласных я включаю сочетания гласных и согласных: ба, бо, бу, бы, бэ, би; ва, во, ву, вэ, вии т.д.

Сначала читаем первые десять согласных, затем – последующие десять.

Практически разминки на уроке провожу таким образом: на доску выписываю гласные, а дети по алфавиту подсоединяют к ним согласные. Чтение провожу хором и индивидуально, практикую соревнование по рядам.

Далее я тренирую учащихся на чтении различного рода сочетаний гласных, например: аоуиэ, аиуоэ; согласных з-с-ж, ш-ж-с; согласных и гласных же, че, ща, тра, три. Затем гласные и согласные читаются в словах, предложениях: электрификация, портфель. В январе много снегу во дворе.

Текст выбираю из читаемых произведений; учащиеся собирают чистоговорки, скороговорки, слова с трудными случаями произношения.

 Учимся произносить текст чётко, внятно, соблюдая знаки препинания:

 Книга в суме / - в пути тягость,/

Книга в уме / - в пути облегченье.

 Испокон века / книга красит человека.

 

Железный конь, /

В животе – огонь, /

Сена не просит, /

Пашет, / сеет/,  косит.

 

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет

И в иголках круглый год.

 

Уличный мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает.

 Читай правильно диалог:

 - Собака, / что делаешь?

- Волков пугаю.

- А что хвост поджала?

- Волков боюсь.

 

Покажи повышение и понижение голоса:

 

- Что ж ты, еж, такой колючий?

- Это я на всякий случай.

Знаешь кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи.                                  

 

- Заяц, заяц чем ты занят?

- Кочерыжку разгрызаю.            

- А чему ты, заяц, рад?

- Рад, что зубы не болят.

 

Читай чистоговорку сначала медленно, затем быстрее и совсем быстро, без ошибок:

Сыворотка из-под простокваши.

 Добрый разум не наживешь сразу.

 Как у горки на пригорке

Жили тридцать три Егорки.

 Произноси правильно:

ща, ще        

Ручища, ножища, тараканище, чудище, хвостище

Щеткой чищу я щенка

Ого, его        

У синего моря

Пустите отдохнуть дорожного человека!

Эта страница зеленого цвета.

р        

Грохот грома

Родимая сторонка

Режу, резеда

Карл у Клары украл караллы

с-ш        

Шапкой Саша шишку сшиб.

2.Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения.

 С этой целью даю слова и словосочетания для чтения на определенное время. Воспитываю внимание к окончанию слова (чтение слов с общим корнем: вода, водный; белый, белье; родина, родной; сочетаний существительного с прилагательным: чистого берега, у дальнего леса); к корню слова (с разным корнем, но с одинаковыми окончаниями: чистота – частота, девушка – дедушка, булка – белка).

Для упражнений использую разные части речи. Чтобы предупредить ошибки, подбираю специальные предварительные упражнения. Например, если детям предстоит встретиться в тексте с трудным словом, громоздким по структуре, перед чтением всего текста оно должно быть прочитано. Для того чтобы помочь прочитать слово безошибочно, оно делится на более легкие структуры: вместо него сначала предлагаю слова с тем же корнем: зеленый – зеленел - зазеленела; бодрый – ободрился – приободрился; сельское хозяйство - хозяйственный – сельскохозяйственный.

Практикую целенаправленное установочное чтение. Например, для тренировок в правильности чтения я использую прием взаимопроверки: ученик читает текст из 1 -2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются – другой читает следующие два абзаца.

Все учащиеся заняты чтением, а учитель фиксирует в своем списке степень правильности чтения каждого ученика раз в неделю. Таким образом у учителя складывается картина чтения, у детей воспитывается внимание к тексту.

Для того чтобы воспитать внимание к слову, я рассматриваю и читаю слова не только на доске, но и выносила их на карточки. С помощью карточек я даюслова для восприятия на время, чтобы учащиеся могли различить основные элементы слова и воссоздать его по памяти или записать в тетрадь.

Предлагаю слова и связный текст для безошибочного восприятия разными группами учащихся: на большое время – медленно читающим, на меньшее время – быстро читающим (текст показываю на счет «раз-два-три» , затем на счет «раз-два» и, наконец, на счет «раз»); учащиеся его прочитывают глазами, затем произносят  вслух. Если этот текст был из рассказа, который читался на этом уроке, то упражнения провожу перед его чтением. (например: спрашивают – спрашивали, расспрашивать –  расспрашивали). Во 2 классе ввожу для восприятия слова, состоящие из трех слогов, в 3 классе даю сразу два-три слова, в четвертом – четыре-пять.

 3.Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память

 Упражнения в чтении различных слов, сочетаний слов, предложений, небольших абзацев развивают не только внимание к слову, его правильное восприятие, но и способствует расширению поля чтения ученика и вместе с тем улучшению памяти, внимания. Эту работу я начинаю со 2 класса, но даю слова несложные: сначала одно слово, состоящее из двух слогов, затем из трех, потом подключала два слова, постепенно довожу восприятие до 10-12 знаков, например: пришла зима; друг – дружеский; сильный – смелый.

В 3 классе увеличиваю восприятие до трех слов в строку и в столбик, включаю предложения:

                            ученье

                           ученый

                           ученик

                          вьюга, метель, поземка, буря

                          Чтенье – вот лучшее уменье.

Учащиеся третьих классов к концу года безошибочно воспринимают от 16 до 22 знаков, т.е. три-четыре слова или отдельное предложение.

Учащиеся четвертых классов упражняются в восприятии за короткое время (0,5 секунды) сначала трех-четырех слов, затем так называемой «пирамидки», включающей до восьми слогов, предложения и небольшого абзаца.

Например:

дружба, товарищество, коллектив; мужественный, смелый, ловкий; синица, снегирь, воробышек, ворона.

 Комнатная теплота не спасла березу.

Нелегкая, но славная жизнь Кутузова.

«Пирамидку» строю из слов произведения, которое читалось (упражнение вводилось при проверке домашнего задания), или использую текст нового рассказа (при подготовке его к чтению), или даю карточка индивидуального восприятия:

             

              Бури

              Ветры

              Ураганы

              Разыграйся

              Заморозить

              Выхолаживая.

 

При чтении на время «пирамидки» из семи-восьми слов учащиеся запоминают и читают без ошибок пять-шесть слов.

 

В начале года допускались ошибки в восприятии четвертого и пятого слова, в конце года практически все учащиеся читали правильно.

Помимо расширения поля чтения, развития зрительного восприятия слов, провожу упражнения, включающие такие целевые установки: читаешь первое слово, смотри сразу на следующее за ним, постарайся сразу его понять. Кроме того, текст рекомендую читать в разных темпах: медленно, в среднем темпе, в быстром темпе.

Разумеется, упражнения провожу не чисто формально, а с опорой на смысловой анализ текста.

Я развиваю одновременно зрительное и слуховое восприятие с опорой на память. Это даёт возможность предупредить ошибочность восприятия текста. Включаю и занимательные упражнения, тренирующие зоркость, внимание.

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по обучению чтению

Мною предложена система упражнений, направленная на совершенствование техники чтения.Продукт предназначен для учителей начальных классов и воспитателей ДОУ...

Развитие личности младших школьников в системе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании через дидактические игры и упражнения по обучению грамоте и чтению.

В последние годы все большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в началь­ной ш...

Упражнения по обучению чтению

Упражнения по обучению чтению...

Коррекционные упражнения при обучении чтению

Коррекционные упражнения для 8 класса....

Упражнения при обучении чтению младших школьников

Мастер - класс содержит обобщающие материалы при обучении чтению младших школьников на уроках...

Использование коррекционных упражнений при обучении чтению детей с интеллектуальными нарушениями.

Использование коррекционных упражнений при обучении чтению детей с интеллектуальными нарушениями....