Конспект урока чтения"Б. Окуджава. Весна"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Черепанова Наталья Степановна

Большое внимание на уроке уделено развитию творческих способностей. Проводится в группах, созданных по желания обучающижся. Включено экспериментальное задание. Формируются все виды УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_okudzhava.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе.

Тема: «Булат Окуджава. Весна».

Учитель начальных классов МОУ «Турочакская СОШ»

Черепанова Наталья Степановна.

Цели урока:

  1. формирование навыков смыслового чтения; мыслительных, коммуникативных умений на основе литературных произведений;
  2. формирование умения анализировать литературные произведения, работать в группе;
  3. развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих возможностей учащихся;
  4. воспитание любви к родному краю, к природе, чувств взаимопомощи, взаимопонимания.

Технология: проблемно-развивающая.

(Дети работают в группах)

Оборудование:

  1. Р. Н. Бунеев, Е. В.  Бунеева, «В одном счастливом детстве». Книга для чтения в 3 классе.
  2. Материал для физкультминутки.
  3. Презентация.
  4. Словарь настроений.
  5. Толковый словарь С. И. Ожегова.
  6. Схема анализа чтения.
  7. Цветные мелки.

Ход урока.

1. Организационный момент.                                              (Слайд 1)

2. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

– Прочитайте пословицу и объясните ее значение:

Весна – как пава: всему свету краса и слава.      ( Слайд 2)

(Для объяснения значения слова ПАВА используется «Толковый словарь» С. И. Ожегова.)

 - Любите ли вы весну? Чем вам особенно нравится это время года?

- Русские поэты, писатели, художники написали много произведений, посвященных этому чудесному времени года. О том, какое настроение они передавали в своих произведениях, мы узнаем, прочитав их.

3. Изучение нового материала.

А) Первичное знакомство с произведением.

- Прочитайте название стихотворения, рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Как они между собой связаны?            

Биографическая справка (Сообщение учителя.)       (Слайд 3. Портрет)

Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве. Стихи начал писать в детстве. Ему принадлежит более 800 стихотворений. Многие стихи у него рождались вместе с музыкой, песен насчитывается около 200. С 1956 года Окуджава одним из первых начал выступать как автор стихов и музыки песен и как их исполнитель. Скончался 12 июня после краткой болезни в Париже. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

-Прочитайте самостоятельно стихотворение и ответьте на вопрос.          (Слайд 4)

Какое чувство испытывает автор? Докажите.

(Используется словарь настроений.  Приложение 1)

Б) Работа над выразительностью чтения.             (Слайд 5)

Произнесите долгое «ах!», выражая различные чувства:

-удивление;

-наслаждение;

-огорчение.

Как мы должны произносить?

- Чтобы прочитать стихотворение от чувств поэта, нужно его проинтонировать.  (Слайд 6)

                                          Интонирование.

I – пауза (, -)

II – длительная пауза (. ! ? …)

+ – соединительная пауза (и, а, но)

- – ключевое слово

В) Словарная работа. (Словарь С. И. Ожегова)

Объясните значение слов и выражений:

- ночь бездонная;

- кущи;

- легковесней.                            (Слайд 7)

Г) Выразительное чтение учащимися: соло, дуэт, трио и пр.

(Для анализа чтения выбирается экспертная группа. Приложение 2.)

Одна группа выполняет общую иллюстрацию на доске.

- Удалось ли ребятам в своей картине передать настроение автора?

Д) Физкультминутка.

Е) Работа над художественными средствами стихотворения.

- Какие приемы использует автор, описывая наступление весны? Выберите строки, доказывающие отношение автора к зиме и весне.

Зима

- устали от метели;

- раздражительны все;

- ночь бездонная, словно тюрьма.

Весна

- покой;

- улыбается жук;

- слава богу;

- наслаждается маем природа;

- долгое «ах!»

           (Слайды 8, 9,10)

З) Выразительное чтение учителем, хоровое чтение учащимися.

(Анализ экспертной группы).

И) Литературный эксперимент.

- Попробуйте выбрать отдельные строки из стихотворения и расположить их друг за другом так, чтобы получилась картина постепенного перехода природы от зимы к весне.

Переход природы от зимы к весне.

- Всё живое засыпала вьюга.

- Устали от метели.

- Кущи и рощи наполняются звоном опять.

- Наслаждается маем природа.

                       (Слайд 11)

К) Творческая работа в группах.                          (Слайд 12)

Творческие задания.

Пересказать.

Спеть.

Станцевать.

Придумать загадку.

Написать мини-сочинение.

Станцевать.

Сыграть мини-спектакль.

Составить двустишие и другие.

4. Итоги урока.

- Продолжите предложение:

Я доволен своей работой, потому что…

Я допустил ошибку…

Мне следует поработать над…       (Слайд 13)

5. Домашнее задание: выполнить одно из творческих заданий по выбору.

Литература

  1. Бунеева Е. В., Смирнова О. В., Яковлева М. А.

 Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве», 3 класс.

 Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2004

  1. А. В. Аркадьева. Уроки чтения в 3 классе (из опыта работы).

Методические рекомендации. – М., «Баласс», «С-инфо», 1996.


Приложение 1 .

Словарь настроений.

шаловливое                                            серьезное

хвастливое                                              мрачное

веселое                                                    боязливое

бодрое                                                     тревожное

таинственное                                          печальное

солнечное                                                скорбное

радостное                                                тоскливое

сочувствующее                                       хмурое

шутливое                                                 робкое

добродушное                                           сердитое

смешливое                                               беспокойное

светлое                                                     обиженное


Приложение 2.

Схема анализа.

1. Читал(а) с чувством?

2. Соблюдал(а) нужную интонацию?

3. Правильно ли выдерживал(а) паузы?

4. Правильно ли ставил(а) логические ударения?

5. Не было ли при чтении ошибок в словах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку чтения "Б. Окуджава. Весна"

Презентация к конспекту урока....

Презентация к уроку литературного чтения "Б. Окуджава "Весна"

Урок развивает творческие способности. Работа проводится в группах, созданных по желанию детей. Использовано экспериментальное задание. Много внимания уделено развитию речи....

Конспект к уроку литературного чтения "Б. Окуджава "Весна"

Урок развивает творческие способности. Работа проводится в группах, созданных по желанию детей. Использовано экспериментальное задание. Много внимания уделено развитию речи...

Конспект урока по окружающему миру: "Весна- пробуждение природы"

Целями урока: 1. Показать пробуждение природы и научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении. 2. Научить определять последовательность событий в природе и их связи. 3. Учить сравнивать состо...

Конспект урока «Е. А. Баратынский. Весна, весна! Как воздух чист!..» 4 класс

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: «Е. А. Баратынский. Весна, весна! Как воздух чист!..»Тип урока: урок открытия новых знаний. Цель: познакомить учащихс...

Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»

Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»...