урок литературного чтения в 3 классе
методическая разработка (чтение, 3 класс) по теме
Урок направлен на выработку умения учащихся ориентироваться в тексте, делить текст на части, составлять план и пересказывать по плану.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_moya_rodina_konspekt.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема: М.М. Пришвин «Моя Родина».
Цель: Познакомить с творчеством М.М.Пришвина, пробудить интерес к чтению его произведений. Помочь детям разобраться в идейном замысле рассказа» Моя Родина». Совершенствовать навыки сознательного, выразительного и беглого чтения, развивать логическую речь. Обогащать словарный запас учащихся. Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе.
Оборудование: оформленная доска, портрет писателя, ребус, презентация.
Литература: Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Издательский центр « Академия», 2002.-с.148 – 157.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Часть втора.Москва: Издательский центр «Вентана – Граф» 2010г.
Ход урока
I.Организационный момент
Психологический настрой
Цель: Проверить готовность учащихся к уроку, создать положительный настрой.
II. Речевая разминка
Цель: разогреть речевой аппарат, подготовить к активной деятельности на уроке.
Методические указания: учитель объясняет и выполняет специальные упражнения, учащиеся повторяют за ним.
Упражнения для развития диафрагмально- реберного дыхания ( 2 – 3 упражнения), на правильную артикуляцию («Колечко», «Жало», «Хоботок» и др.) проговаривание скороговорки с разной интонацией и в разном темпе.
III. Изучение нового материала
1.Прогнозирование темы урока, постановка задачи
Цель: через ребус угадать фамилию автора
Метод. указания: на доске ребус
3 | 1 | 7 | 2 | 6 | 4 | 5 |
и | п | н | р | и | ш | в |
2.Сообщение темы урока
Цель: познакомить учащихся с темой урока и задачами
Метод. указания: учащиеся самостоятельно формируют учебные задачи
- На уроке познакомимся с творчеством М.М. Пришвина, его произведением «Моя Родина»
3. Подготовка к восприятию произведения
а) Сообщение о личности писателя
Цель: познакомить с творчеством писателя, пробудить интерес к чтению его произведений
Мет. указания: сообщение ученика
Михаил Михайлович Пришвин (1873 – 1954)г.г.
Творчество М.М.Пришвина «Крупнейшего поэта и великого жизнелюбца», как называл его великий Горький, проникнуто напряжёнными размышлениями о сущности человеческой личности и её взаимодействиях с окружающей природой, обществом. Обращаясь к юному читателю. Писатель утверждает, что мир полон чудес и «это… чудеса не как в сказке о живой и мёртвой воде. А настоящие… они совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы , имея глаза, их не видим, имея уши – не слышим». Пришвин видит и слышит эти чудеса и раскрывает их нам в своих рассказах: «Лисичкин хлеб», «Гости», Шёпот в лесу», «Колокольчик» и др. произведения.
б) словарная работа
Цель: выяснить лексическое значение слов
Мет. указания: слова записаны на слайде, поставлены ударения
кладовая солнца (автор образно называет природу)
румяной пенкой
необыкновенно вкусное
вставать до солнца
великими сокровищами
4. Первичное восприятие текста
Цель: дать целостное восприятие произведения
Метод. указания: чтение учащимися рассказа по цепочке, детям предлагается подумать
- Почему так назван рассказ?
5. Проверка восприятия произведения
Цель: проверить эмоциональное восприятие произведения
Метод. указания: беседа
- Понравился ли рассказ?
- Что особенно понравилось?
- Как вы думаете, почему так назван рассказ?
- Кто главные герои?
6. Вторичное чтение и анализ по частям в единстве формы и содержания
Цель: отрабатывать навыки выразительного, сознательного, беглого чтения, учить правильно анализировать, используя пересказ и выборочное чтение
- Из скольких частей состоит рассказ? (4 части)
а) чтение и анализ 1-й части
Метод. указания: образцовое чтение учителя; беседа по прочитанному
- Какие герои в отрывке?
- Чем угощала мама Пришвина?
- К чему приучился писатель? Почему?
- Что главное в этой части?
- Как можно озаглавить? (Вкусный чай)
б) чтение и анализ 2-й части
Метод. указания: выборочное чтение учащимися по вопросам
- Когда автор писал произведения?
- О чём задумывался автор?
- Прочитайте этот отрывок с выражением, передавая настроение, эмоции автора.
- Как можно озаглавить часть? (Вставать до солнца)
в) чтение и анализ 3-й части
Метод. указания: бинарное чтение подготовленными учениками; беседа
- Что делал автор после чаепития?
- Как вы понимаете высказывание «моя охота была и тогда и теперь – в находках»?
- Найдите и зачитайте объяснение в тексте.
- Что главное в этой части?
- Как озаглавить эту часть? («Охота» за наблюдениями)
г) чтение и анализ 4-й части
Метод. указания: чтение по цепочке и беседа
- Как автор обращается к читателям? О чём это говорит?
- О каких сокровищах пишет автор?
- К чему призывает писатель?
- С каким настроением исполняется призыв? Почему?
Образцовое исполнение призыва наизусть учителем
Цель: показать образец исполнение, предотвращение ошибок у учащихся
Хоровое чтение призыва молодым друзьям
Цель: показать важность , значимость слов, помочь детям разобраться в замысле произведения, проникнуться любовью к своей Родине.
Метод. указания: хоровое чтение призыва
Беседа
- Зачем человеку нужна Родина
- Что говорит об этом автор
- Как озаглавим часть (Призыв к молодым друзьям)
д) пересказ прочитанного по плану
- Цель: развивать логическую, связную речь
Метод. указания: план записан на слайде, пересказ любой части в парах, затем индивидуальный пересказ по плану (опрос нескольких учащихся)
План:
- Вкусный чай
- Вставать до солнца
- «Охота» за наблюдениями
- Призыв к молодым друзьям
7.Обобщающая беседа по частям
Цель: проверить на сколько дети прониклись произведением, обобщить знания учащихся
Метод. указания: беседа
- Каким показан автор?
- Какие качества ему подходят? Почему?
- В чём заключалась Родина для М.М.Пришвина?
Вывод: Родина у человека начинается с песни матери, с картинки в букваре, с берёзки, растущей рядом с домом. Так и для автора рассказа Родина связана с воспоминаниями о деревне. Стремясь ещё раз встретиться с радостью, мальчик начал вставать рано. Это вошло в привычку. Повзрослев, Пришвин осознаёт, как приятно и полезно работать ранним утром. Совершая прогулки, он внимательно смотрит вокруг, изучает природу. Рассказывая об этом , он призывает и читателя наблюдать за природой, любить и беречь всё живое. Для М.М.Пришвина слова «ПРИРОДА» и «РОДИНА» неразделимы.
8. Обобщение.
Цель: Проверить усвоение замысла писателя детьми
Метод. указания: беседа
- Какова основная мысль рассказа?
- Почему «охранять природу – значит охранять Родину»?
- Что значит «охранять природу»?
Метод. указания: на слайде слово «охранять», вместе с детьми раскрывается его смысл; беседа с учащимися о том, что значит беречь окружающую природу
«охранять»: наблюдать, беречь, заботиться, помогать, обогащать, любить
- В нашей стране существует Закон «Об охране природы», который обязывает людей беречь природу, помогать ей, заботиться о ней.
IV. Итог урока
Цель: выяснить, на сколько усвоен материал, подвести итог
Метод. указания: беседа
- С каким рассказом познакомились?
- Кто автор произведения?
- О чём произведение?
оценивание учащихся с комментарием
VI. Домашнее задание
Метод. указания: творческое, индивидуальное
- выучить «призыв молодым друзьям» из рассказа
- нарисовать уголок своей Родины
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема
данный урок составлен с помощью технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока: урок – проблема.Структура:1....
Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.
Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....
План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия
План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...
Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.
Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....
Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира в начальных классах 9(на примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России)
На примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России показан прием реализации исследовательского подхода....
Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...
Проектная работа. Современный урок русского языка. Тема урока: Правописание парных согласных в корне слова. "Во саду ли, в огороде..." Тип урока: Урок - исследование. 2 класс.
Современный урок русского языка. 2 класс....