Виктор Гюго "Козетта" - урок литературы.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Предлгаемый урок разработан в технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_po_literature_dlya_uch.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ УЧ-СЯ 4 КЛАССА (технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо)
ТЕМА: ВИКТОР ГЮГО «КОЗЕТТА».
ЦЕЛЬ: ПОЗНАКОМИТЬ УЧ-СЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ВЕЛИКОГО ФРАНЦУЗСКОГО ПИСАТЕЛЯ В. ГЮГО, НАЧАТЬ ЗНАКОМСТВО С ОТРЫВКОМ ИЗ ЕГО РОМАНА «ОТВЕРЖЕННЫЕ» - «КОЗЕТТА», РАССКАЗАТЬ О ТЯЖЕЛОЙ ЖИЗНИ ПРОСТОГО НАРОДА НА ПРИМЕРЕ ГЕРОИНИ ОТРЫВКА ИЗ РОМАНА - ДЕВОЧКИ КОЗЕТТЫ.
ОБОРУДОВАНИЕ: ТЕКСТ, РАЗДЕЛЕННЫЙ НА ЧАСТИ, КРУГИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ, АЛЬБОМНЫЕ ЛИСТЫ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
ХОД УРОКА:
1. ОРГ. МОМЕНТ. Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Вот книжки на столе, а вот - тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.
2. ПОБУЖДЕНИЕ. Ребята, сегодня на уроке мы с вами начинаем изучать творчество великого французского писателя - Виктора Гюго, автора известного романа о жизни простого французского народа, о безработных бедняках и голодных детях - «Отверженные». Запишите в тетради сегодняшнее число и тему урока. Поскольку роман очень большой, то мы будем знакомиться только с отрывком из этого романа, который расскажет нам о жизни маленькой девочки - Козетты. Действие происходит в 19 веке. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь я прикрепила иллюстрацию известного художника С. Михайлова к роману «Отверженные». На иллюстрации изображена Козетта. Какие ассоциации возникают у вас, глядя на эту девочку? В своих группах составьте ассоциативные карты к слову «Козетта». На выполнение этой работы дается 5 минут. Далее каждая группа защищает свою карту, представляя ее классу.
НАПРИМЕР:
Беззащитная хрупкая слабая потухшие глаза
изможденная бедная убогая в лохмотьях страдание плакать сгорбилась маленькая
КОЗЕТТА
Слезы огорчение нищета бедность печаль уныние
Страх одиночество худая несчастная
3. РЕАЛИЗАЦИЯ. Сейчас мы с вами поработаем с текстом и проверим правильность ваших догадок, связанных с образом Козетты. (Используется «метод направленного чтения») Уч-ся изучают текст, получив 1 его часть, и отвечают на вопрос:
Как автор знакомит нас с будущей героиней повествования?
Больше ста лет тому назад в деревне Монфермейль, недалеко от Парижа, стоял трактир-гостиница, где останавливались проезжающие. Трактир содержали муж и жена Тенардье. Однажды весенним вечером на пороге трактира сидела хозяйка Тенардье. Две хорошенькие маленькие девочки - ее дочки - играли рядом. По дороге, мимо трактира, шла женщина с ребенком на руках. Она остановилась и долго смотрела на девочек. - Какие у вас хорошенькие дети, сударыня! – сказала она.
Поработав в парах и группах, уч-ся общее мнение группы заносят в 1 сектор круга
обратной связи (По дороге, мимо трактира, шла женщина с ребенком на руках.)
Уч-ся получают 2 часть текста, читают ее и отвечают на вопрос:
Почему женщина с ребенком на руках (мать Козетты) оказалась у трактира Тенардье?
Хозяйка Тенардье подняла голову, поблагодарила и предложила ей сесть. Женщины разговорились. Мать с ребенком шла из Парижа, она осталась без работы и шла теперь на родину в поисках заработка. Она знала, что с ребенком ее никуда не возьмут, и ей надо было на время устроить у кого-нибудь свою девочку. Но у нее не было в мире никого, кроме ребенка, и у ребенка не было в мире никого, кроме матери.
Поработав в парах и группах, уч-ся общее мнение группы заносят во 2 сектор круга обратной связи (Она осталась без работы, шла на родину в поисках заработка).
Уч-ся получают 3 часть текста, читают ее и отвечают на вопрос:
Почему мать Козетты решила оставить свою дочь у хозяйки трактира?
Увидев таких веселых, чистеньких детей, она подумала, что у них, должно быть, хорошая мать и что сам бог направил ее к трактиру Тенардье. - Согласны вы, оставить мою девочку у себя? - вдруг с глубоким волнением спросила она хозяйку трактира.- Я буду платить вам и скоро вернусь за ней.
Поработав в парах и группах, уч-ся общее мнение группы заносят в 3 сектор и так же, как и с 1 и 2 частью представляют свою версию классу.
Уч-ся получают 4 часть текста, читают ее и отвечают на вопрос:
Как жилось Козетте у Тенардье?
Тенардье согласилась взять девочку. Ей было около 3 лет, это была крепкая, здоровая девочка с большими голубыми глазами. Ее звали Козетта. Мать аккуратно платила за нее, и Тенардье писали ей, что девочка чувствует себя превосходно. Но это была неправда. Злые, жадные и хитрые люди, Тенардье возненавидели девочку: одевали ее в старые платья своих дочерей, кормили под столом объедками вместе с кошкой и собакой, а когда Козетта немного подросла, то стала служанкой в доме. Ее заставляли подметать комнаты, двор, улицу, мыть посуду, таскать тяжести. Трактир Тенардье походил на паутину, запутавшись в которой, билась Козетта. И если б приехала мать, то она не узнала бы своего ребенка. Но мать не приезжала и уже давно не присылала денег. Может быть, она умерла? Так прошло несколько лет.
Поработав в парах и группах, уч-ся общее мнение группы заносят в 4 сектор круга обратной связи и представляют свою версию классу. (Козетта одевалась в старые платья дочерей Тенардье, ее кормили объедками под столом вместе с животными, стала служанкой в доме: подметала, мыла, таскала тяжести).
4. РЕФЛЕКСИЯ. Скажите, ребята, правы ли вы были, написав ассоциации о Козетте? Что еще вы могли бы добавить в свои карты после изучения текста? Добавляют: таскать тяжести, мыть, убирать, паутина, трактир, служанка и др.
Домашнее задание: представить красками образ Козетты до и после поселения ее в трактире Тенардье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 3 классе по теме:А.С.Пушкин "Граф Нулин", "Зимняя дорога"
Урок построен в форме путешествия в зимнее царство. Познакомиться с поэзией А.С.Пушкина помогает Добрая Фея, которая ведет ребят по страницам его стихов и навевает зимнее настроение....
Урок литературы по теме "Стихи С.Я.Маршака"
Урок литературы по теме "Стихи С.Я.Маршака", проведён во 2 классе....
Конспект урока литературы (чтения) во 2 классе 2 отделения школы - интерната II вида. Тема урока: Рассказ Виталия Бианки «Лис и мышонок».
Конспект урока Литературы (чтения) во 2 классе 2 отделения Школы 2 вида....
План урока литературы. Тема урока: А.П.Чехов «Каштанка»
Открытый урок по произведению А.П. Чехова "Каштанка". Урок освоения новых знаний....
Эссе на тему : На уроке возникла проблема: ученик на уроке не стал выполнять индивидуальное задание, а готовился к следующему уроку литературы….. Как должен повести себя учитель?
--------------------------------------------------------------------------------------------...
Диянова Виктория Владимировна. Урок "Религии мира и их основатели"
Разработка урока по ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур"), учебник издательства "Просвещение". Содержит технологическую карту урока, приложения (документы по теме) и ...
Открытый урок в 3 классе на уроке литературе . Тема В.Ю. Драгунский " Главные реки"
Разработка урока литературы с использованием современных гаджетов....
Комментарии
Данная разработка может быть
Данная разработка может быть использована как основа при изучении творчества Виктора Гюго в начальной школе.