Виктор Гюго "Козетта" - урок литературы.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Ефремова Наталья Ивановна

Предлгаемый урок разработан в технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_po_literature_dlya_uch.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ УЧ-СЯ 4 КЛАССА (технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо)

ТЕМА: ВИКТОР ГЮГО «КОЗЕТТА».

ЦЕЛЬ: ПОЗНАКОМИТЬ УЧ-СЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ВЕЛИКОГО ФРАНЦУЗСКОГО ПИСАТЕЛЯ В. ГЮГО, НАЧАТЬ ЗНАКОМСТВО С ОТРЫВКОМ ИЗ ЕГО РОМАНА «ОТВЕРЖЕННЫЕ» - «КОЗЕТТА», РАССКАЗАТЬ О ТЯЖЕЛОЙ ЖИЗНИ ПРОСТОГО НАРОДА НА ПРИМЕРЕ ГЕРОИНИ ОТРЫВКА ИЗ РОМАНА - ДЕВОЧКИ КОЗЕТТЫ.

ОБОРУДОВАНИЕ: ТЕКСТ, РАЗДЕЛЕННЫЙ НА ЧАСТИ, КРУГИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ, АЛЬБОМНЫЕ ЛИСТЫ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

ХОД УРОКА:

1. ОРГ. МОМЕНТ. Прозвенел уже звонок,

                                   Начинается урок.

                                   Вот книжки на столе, а вот - тетрадки.

                                   Не хочется играть сегодня в прятки,

                                   И недосуг дуть на корабль бумажный-

                                   Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.

2. ПОБУЖДЕНИЕ. Ребята, сегодня на уроке мы с вами начинаем изучать творчество великого французского писателя - Виктора Гюго, автора известного романа о жизни простого французского народа, о безработных бедняках и голодных детях - «Отверженные». Запишите в тетради сегодняшнее число и тему урока. Поскольку роман очень большой, то мы будем знакомиться только с отрывком из этого романа, который расскажет нам о жизни маленькой девочки - Козетты. Действие происходит в 19 веке. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь я прикрепила иллюстрацию известного художника С. Михайлова к роману «Отверженные». На иллюстрации изображена Козетта. Какие ассоциации возникают у вас, глядя на эту девочку? В своих группах составьте ассоциативные карты к слову «Козетта». На выполнение этой работы дается 5 минут. Далее каждая группа защищает свою карту, представляя ее классу.

НАПРИМЕР:

Беззащитная          хрупкая                 слабая                  потухшие глаза

изможденная       бедная     убогая       в лохмотьях         страдание      плакать                     сгорбилась                           маленькая

                                                  КОЗЕТТА

              Слезы      огорчение      нищета         бедность     печаль      уныние

                Страх          одиночество        худая         несчастная

3. РЕАЛИЗАЦИЯ. Сейчас мы с вами поработаем с текстом и проверим правильность ваших догадок, связанных с образом Козетты. (Используется «метод направленного чтения») Уч-ся изучают текст, получив 1 его часть, и отвечают на вопрос:

Как автор знакомит нас с будущей героиней повествования?

Больше ста лет тому назад в деревне Монфермейль, недалеко от Парижа, стоял трактир-гостиница, где останавливались проезжающие. Трактир содержали муж и жена Тенардье. Однажды весенним вечером на пороге трактира сидела хозяйка Тенардье. Две хорошенькие маленькие девочки - ее дочки - играли рядом. По дороге, мимо трактира, шла женщина с ребенком на руках. Она остановилась и долго смотрела на девочек. - Какие у вас хорошенькие дети, сударыня! – сказала она.

Поработав в парах и группах, уч-ся общее мнение группы заносят в 1 сектор круга

обратной связи (По дороге, мимо трактира, шла женщина с ребенком на руках.)

Уч-ся получают 2 часть текста, читают ее и отвечают на вопрос:

Почему женщина с ребенком на руках (мать Козетты) оказалась у трактира Тенардье?

Хозяйка Тенардье подняла голову, поблагодарила и предложила ей сесть. Женщины разговорились. Мать с ребенком шла из Парижа, она осталась без работы и шла теперь на родину в поисках заработка. Она знала, что с ребенком ее никуда не возьмут, и ей надо было на время устроить у кого-нибудь свою девочку. Но у нее не было в мире никого, кроме ребенка, и у ребенка не было в мире никого, кроме матери.

Поработав в парах и группах, уч-ся общее мнение группы заносят во 2 сектор круга обратной связи (Она осталась без работы, шла на родину в поисках заработка).

Уч-ся получают 3 часть текста, читают ее и отвечают на вопрос:

Почему мать Козетты решила оставить свою дочь у хозяйки трактира?

Увидев таких веселых, чистеньких детей, она подумала, что у них, должно быть, хорошая мать и что сам бог направил ее к трактиру Тенардье. - Согласны вы, оставить мою девочку у себя? - вдруг с глубоким волнением спросила она хозяйку трактира.- Я буду платить вам и скоро вернусь за ней.

Поработав в парах и группах, уч-ся общее мнение группы заносят в 3 сектор и так же, как и с 1 и 2 частью представляют свою версию классу.

Уч-ся получают 4 часть текста, читают ее и отвечают на вопрос:

Как жилось Козетте у Тенардье?

Тенардье согласилась взять девочку. Ей было около 3 лет, это была крепкая, здоровая девочка с большими голубыми глазами. Ее звали Козетта. Мать аккуратно платила за нее, и Тенардье писали ей, что девочка чувствует себя превосходно. Но это была неправда. Злые, жадные и хитрые люди, Тенардье возненавидели девочку: одевали ее в старые платья своих дочерей, кормили под столом объедками вместе с кошкой и собакой, а когда Козетта немного подросла, то стала служанкой в доме. Ее заставляли подметать комнаты, двор, улицу, мыть посуду, таскать тяжести. Трактир Тенардье походил на паутину, запутавшись в которой, билась Козетта. И если б приехала мать, то она не узнала бы своего ребенка. Но мать не приезжала и уже давно не присылала денег. Может быть, она умерла? Так прошло несколько лет.

Поработав в парах и группах, уч-ся общее мнение группы заносят в 4 сектор круга обратной связи и представляют свою версию классу. (Козетта одевалась в старые платья дочерей Тенардье, ее кормили объедками под столом вместе с животными, стала служанкой в доме: подметала, мыла, таскала тяжести).

4. РЕФЛЕКСИЯ. Скажите, ребята, правы ли вы были, написав ассоциации о Козетте? Что еще вы могли бы добавить в свои карты после изучения текста? Добавляют: таскать тяжести, мыть, убирать, паутина, трактир, служанка и др.

Домашнее задание: представить красками образ Козетты до и после поселения ее в трактире Тенардье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 3 классе по теме:А.С.Пушкин "Граф Нулин", "Зимняя дорога"

Урок построен в форме путешествия в зимнее царство. Познакомиться с поэзией А.С.Пушкина помогает Добрая Фея, которая ведет ребят по страницам его стихов и навевает зимнее настроение....

Урок литературы по теме "Стихи С.Я.Маршака"

Урок литературы по теме "Стихи С.Я.Маршака", проведён во 2 классе....

План урока литературы. Тема урока: А.П.Чехов «Каштанка»

Открытый урок по произведению А.П. Чехова "Каштанка". Урок освоения новых знаний....

Диянова Виктория Владимировна. Урок "Религии мира и их основатели"

Разработка урока по ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур"), учебник издательства "Просвещение". Содержит технологическую карту урока, приложения (документы по теме) и ...

Открытый урок в 3 классе на уроке литературе . Тема В.Ю. Драгунский " Главные реки"

Разработка урока литературы с использованием современных гаджетов....


 

Комментарии

Ефремова Наталья Ивановна

Данная разработка может быть использована как основа при изучении творчества Виктора Гюго в начальной школе.