Сценарий урока
план-конспект урока (чтение, 2 класс) на тему
Урок чтения во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема урока: Е.Чарушин. Дятел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_2_dyatel.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Класс -2
Учитель – Бердалик Ольга Петровна
Предмет – чтение
Тема урока: «Волшебница зима». Е.Чарушин «Дятел».
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Обще дидактическая цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового материала.
Триединая дидактическая цель
Образовательная: расширить знания учащихся о дятле, формировать навык осознанного чтения через работу над рассказом Е.Чарушина «Дятел».
Коррекционно – развивающая: создать условия для коррекции слуховой памяти через игру «Повтори, не ошибись», долговременной через заучивание стихотворений, связную речь через полные ответы на вопросы, пересказ текста, составление рассказа.
Воспитательная: формировать информационную компетенцию через работу с учебником, дополнительной литературой, просмотр и обсуждение презентационного материала.
Оборудование урока: композиция к рассказу Г.Скребицкого «На лесной полянке», презентация «Лесные сказки. Дятел», натуральный объект – барабан, кроссворд «Дятел» на каждого, палочки для динамической паузы на каждого, сообщение для календаря природы, подборка книг на тему: «Дятел», осколочная картинка «Дятел», карточки для рефлексии.
Этапы урока
1.Организация начала урока.
2.Проверка домашнего задания.
3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний. Целеполагание.
4.Изучение нового материала.
5. Первичная проверка усвоения знаний.
6. Закрепление знаний.
7. Подведение итогов урока.
8. Информации о домашнем задании.
9. Рефлексия.
1.Организация начала урока.
Игра: «Повтори, не ошибись»
Снег, вьюга, хруст.
Снежинки, сугроб, лёд.
Снежок, мороз, ветер.
Снежки, холод, горка.
Снеговик, коньки, салазки.
Снегири, синицы, дятлы.
Снегурка, ёлка, Новый год.
Снегопад, метель, пурга.
Лыжи, каток, хоккей.
Шуба, варежки, валенки.
Декабрь, январь, февраль.
2.Проверка домашнего задания.
- На какую тему называли слова?
(Зима)
- Как называется раздел, который изучаем?
(Волшебница зима)
- Где побывали на прошлом уроке, работая над рассказом Г.Скребицкого?
(На лесной полянке)
- Вспомните, что можно увидеть на лесной полянке зимой.
Чтение рассказа по смысловым отрывкам.
Динамическая пауза
Мы на лыжах в лес идём,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер,
Он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайчик скачет,
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок!
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься.
Пересказ с опорой на композицию к рассказу.
3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний. Целеполагание.
- О каких зимующих птицах говорилось в рассказе?
(Щеглы, синицы, дятел)
- Каких ещё зимующих птиц знаете?
- Почему эти птицы остаются зимовать в наших краях?
(Достаточно пищи)
- На уроке предстоит работа над рассказом Е.Чарушина.
- Отгадайте, о какой зимующей птице рассказ?
Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно он будет мой.
- Рассказ называется: «Дятел».
- А что вы знаете о дятле?
-На уроке пополните свои знания об этой удивительной птице, чтобы самостоятельно составить рассказ.
4.Изучение нового материала.
- Послушайте лесную историю про дятла, запомните, чтобы затем рассказать, что нового о жизни дятла узнали.
Презентация: «Лесные сказки. Дятел»
- Что такое кузница дятла?
(Место, где дятел выколачивает из шишек семена.)
- Какие виды дятлов существуют?
(Чёрный, зелёный, белокрылый, седой.)
- Как дятел лечит деревья?
- Опишите язык дятла.
(Длинный, липкий, с зазубринками, длина языка 10 – 15 см.)
- Посмотрите на эту полоску. Вот такой длины язык дятла.
- Почему в дупле дятлов нет подстилки?
(У птенцов на лапках подушечки, которые заменяют им подстилку.)
Пальчиковая гимнастика "Дятел"
Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.
(Дети по образцу постукивают по столу указательным пальцем правой руки. Затем то же самое проделывают левой рукой и проговаривают вслух четверостишие).
Артикуляционная разминка.
- Послушайте песенку дятла.
- Поднимите язык за верхние зубы и постучите, произнося: «Тдд-тдд-тдд-тдд».
Работа над чистоговоркой.
Ел – ел – ел – на берёзу дятел сел.
Ал – ал – ал – дятел клювом застучал.
Ил – ил – ил – дятел дерево долбил.
Ал – ал – ал – червяков он доставал.
Работа над скороговоркой.
Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.
Тихо – громко, быстро – медленно.
Словарная работа.
Барабан – музыкальный инструмент, палочки, ремень. Объяснение слов: барабанщик, барабанит (показ).
Упражнение на выразительность.
В барабан барабанщик барабанит.
Весело, грустно, сердито, удивлённо, с выделением слов.
Динамическая пауза. Маршировка под звуки барабана.
Раз – два – три – четыре – пять!
На парад идёт отряд – барабанщик очень рад!
Барабанит, барабанит полтора часа подряд.
Левой - правой, левой - правой – барабан уже дырявый!
Первичное чтение рассказа учителем.
- Подумайте, дятел – полезная птица или вредная?
5. Первичная проверка усвоения знаний.
Работа в парах.
- Прочитайте рассказ, ответьте на вопросы и перескажите друг другу.
Работа по содержанию рассказа.
- Опишите внешний вид дятла.
- Расскажите, как дятел устроился на дереве?
- Почему дятла называют барабанщиком?
- Прочитай, как барабанит дятел?
Динамическая пауза.
- Изобразите стук дятла палочками.
Ритм повторяют за учителем.
6. Закрепление знаний.
Разгадывание кроссворда: «Дятел»
- Жилище дятла.
- Пища дятла.
- Он всем деревьям лучший друг,
Стучится громко: …
- Пища дятла зимой.
- Им дятел дуб долбил, да недодолбил.
Динамическая пауза.
Представьте, что мы идём на лыжах. Мы идём, а с неба светит солнышко, прямо нам в лицо. Зажмурьте глаза, чтобы не было больно глазам. Мы въехали в лес, солнышко больше не светит в глаза. Откройте их. Из леса выехали, повернули направо, и солнышко стало светить в левый глаз. Зажмурьте левый глаз. Повернули налево, и солнышко стало светить в правый глаз. Зажмурьте правый глаз. Вот мы видим, как два воробья дерутся из-за семечка. Покажите, что вы недовольны. Нахмурьте брови. А теперь мы слышим странный стук. Мы удивлены. Поднимите брови. Лыжная прогулка подошла к концу. Уставшие, мы пришли в школу. Нам хочется пить. Наберём в рот воды и подержим (надувают щёки). Проглотим воду. Наберём воды за одну щеку, за другую, проглотим. А теперь продолжим урок.
Составление связного рассказа по плану.
- Слушайте внимательно, чтобы оценить ответ товарища по плану:
- Полнота ответа.
- Самостоятельность.
- Правильность.
1. Где живёт дятел?
2. Чем он питается?
3. Полезная птица или вредная? Почему?
4. Почему дятла называют барабанщиком?
5. Как мы должны относиться к этой удивительной птице?
Учащиеся оценивают рассказы друг друга.
Чтение стихотворений о дятле заранее подготовленными учащимися.
Дятел, дятел – наш приятель
Дуб долбит как долотом.
Помоги нам, дядя Дятел,
Для скворцов построить дом.
Г.Сапгир
Дятел, дятел дуб долбит,
В щепки дерево дробит.
- Дятел, в дереве – дыра,
Перестать давно пора!
Б.Тимофеев
Прилетел во двор к нам дятел,
Все дубы исколошматил,
Всё проверил деловито:
Крепко ли деревья сшиты,
Есть ли где-нибудь дупло,
Сыро там или тепло,
Всю кору он простучал,
Только дворик-то наш мал,
И, подумавши немного,
Он продолжил путь-дорогу,
Улетел в ближайший лес,
Пережить недавний стресс
От количества людей,
Хулиганов и детей.
Будет там стучать спокойно
По осинам, соснам стройным.
- Какую пользу приносит дятел лесу?
Обзор книжной выставки.
- Интересные сведения о дятле можете узнать и сами из сообщения, которое поместим в календаре природы и из этих книг.
7. Подведение итогов урока.
Коллективное составление осколочной картинки: «Дятел»
- Кого видим на картинке?
- Почему его называют лесным доктором?
Домашнее задание: прочитать и отгадать загадку, нарисовать и подписать отгадку, учебник стр. 76.
8. Информации о домашнем задании.
9. Рефлексия.
- На карточках соедините числа от 1 до 20. Кто получился?
(Дятел)
- Кто на уроке узнал интересные сведения о жизни дятла и считает, что знать об окружающем нас мире необходимо, помещает карточку со своим дятлом в книжку. Кто считает, что интересоваться новым ни к чему, помещает карточку с дятлом в дупло.
Лесной доктор
Вот он какой – красавец дятел. Спинка чёрная, крылья тоже чёрные, но с белыми крапинками, а на белом брюшке крапины чёрные, на голове – ярко – красная шапочка. У дятла большой крепкий клюв, которым он выстукивает дерево. Здоровое дерево дятел не тронет, а если дерево заражено вредителями, он, как доктор, точно над ними вскроет дерево, просунет язык и съест. Клюв у дятла крепкий, а язык длинный. Взгляните на эту красную полоску. Такова длина языка дятла. Один дятел за день может уничтожить целую тучу насекомых. Насекомые и их личинки – короеды, усачи, долгоносики прячутся под корой и в глубине древесины деревьев. Вы обратили внимание, какие странные имена у древесных вредителей? Давайте подумаем, почему они получили такие имена? Короед ест кору деревьев. У усача длинные усы. У долгоносика длинный нос. Древоточец точит, грызет дерево. И это только некоторые вредители, а всех и не перечислишь. Как не сказать дятлу «спасибо», за то, что он поедает такое огромное количество вредителей, и тем самым сохраняет деревья. Ведь деревья очень важны для жизни людей и зверей. Чем питаются дятлы зимой? Да, семенами. Срывает дятел еловую или сосновую шишку, закрепляет в развилке дерева и вылущивает клювом вкусные семена. Весной дятлы – самец и самка приступают к нелегкой работе по выдалбливанию дупла. Трудятся они несколько дней. Внутри дупло птицы ничем не выстилают, и самка так и кладет яйца прямо на твердое дно. Но птенцам и так не плохо. Сидят они бок о бок, опираясь на пятки. А на пятках у них специальные мозоли, чтобы сидеть удобно было. Сначала, когда птенцы еще маленькие – шипят, а чуть повзрослеют, выглядывают то один, то другой и кричат: «те-те-те-те-те…» В глубоком дупле хищники не страшны, вот и кричат они с утра до вечера. Когда птенцы еще слепые, голые и совсем слабенькие, мать и отец в дупло залетают с едой, позже садятся на его край и кормят. Едят птенцы все подряд: и жучков, и гусениц, и кузнечиков, и личинок. Когда птенцы подрастут, начинают лазить по стенкам, позже из дупла выбираются и уже снаружи тренируют ноги. И хвостик. Дятел хвостом упирается, когда клювом работает; спит дятел, сидя на хвосте и вцепившись коготками в стенки дупла; во время прыжка, дятел хвостом отталкивается. Вот какая интересная птица дятел.
Самоанализ урока
Класс -2
Учитель – Бердалик Ольга Петровна
Предмет – чтение
Тема урока: «Волшебница зима». Е.Чарушин «Дятел».
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Обще дидактическая цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового материала.
Триединая дидактическая цель
Образовательная: расширить знания учащихся о дятле, формировать навык осознанного чтения через работу над рассказом Е.Чарушина «Дятел».
Коррекционно – развивающая: создать условия для коррекции слуховой памяти через игру «Повтори, не ошибись», долговременной через заучивание стихотворений, связную речь через полные ответы на вопросы, пересказ текста, составление рассказа.
Воспитательная: формировать информационную компетенцию через работу с учебником, дополнительной литературой, просмотр и обсуждение презентационного материала.
Оборудование урока: композиция к рассказу Г.Скребицкого «На лесной полянке», презентация «Лесные сказки. Дятел», натуральный объект – барабан, кроссворд «Дятел» на каждого, палочки для динамической паузы на каждого, сообщение для календаря природы, подборка книг на тему: «Дятел», осколочная картинка «Дятел», карточки для рефлексии.
Этапы урока
1.Организация начала урока.
2.Проверка домашнего задания.
3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний. Целеполагание.
4.Изучение нового материала.
5. Первичная проверка усвоения знаний.
6. Закрепление знаний.
7. Подведение итогов урока.
8. Информации о домашнем задании.
9. Рефлексия.
Формы организации познавательной деятельности:
индивидуальная, фронтальная, парная.
Цель организационного этапа – подготовить учащихся к работе. Мобилизирующий момент – игра «Повтори, не ошибись», которая позволила детям быстро включиться в деловой ритм урока.
Цель второго этапа – установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания учащимися. Использовались приёмы: чтение по смысловым отрывкам и пересказ с опорой на композицию к рассказу.
Цель этапа подготовки учащихся к усвоению новых знаний и целеполагание – актуализация опыта учащихся и принятие целей урока. Использовались вопросы разного уровня сложности и загадка.
Цель этапа изучения нового материала – обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание нового материала. Просмотр и обсуждение презентации не только расширил представления о дятле, но и являлся одним из способов формирования информационной компетентности. Речевая разминка не только готовила речедвигательный аппарат к процессу чтения, но и нацеливала на выразительное чтение. Словарная работа над словом: барабан пополнила словарный запас учащихся.
Цель этапа первичной проверки усвоения знаний – установить правильность и осознанность изученного материала. Для этого использовалась самостоятельная дифференцированная работа учащихся над текстом, вопросы репродуктивного и творческого уровней.
Цель этапа закрепления знаний – обеспечить повышение уровня осмысления учебного материала. Этому способствовало разгадывание кроссворда, составление связных рассказов по плану, чтение стихотворений заранее подготовленными учащимися. Работа сообщением и с представленной дополнительной литературой во внеурочное время способствует формированию информационной компетентности.
Цель этапа подведения итогов работы – подвести итоги, дать качественную оценку работы класса и учащихся. Коллективное составление осколочной картинки плавно подвело к итоговым вопросам и сообщению учителя.
Цель этапа информации о домашнем задании – обеспечить понимание цели, содержания, способов выполнения домашнего задания. Задание предполагает различные виды деятельности: чтение, письмо, рисунок, что делает его интересным и привлекательным.
Цель этапа рефлексии – интенсифицировать рефлексию учащихся по мотивации своей деятельности. Для этого использовались два высказывания, отражающие суть мотива: «хочу всё знать» и «меньше знаешь, крепче спишь».
Таким образом, структура урока соответствовала его целям и типу, соблюдалась логическая последовательность и взаимосвязь этапов.
На занятии прослеживались межпредметные связи с уроками развития речи – зимующие птицы, изобразительного искусства – «осколочная» картинка выполнена силами детей и будет в дальнейшем представлена на выставке во время «Недели труда». Сведения о дятле были представлены на фоне целостного представления о мире, что свидетельствует о метапредметном подходе к данному занятию. Учащиеся работали достаточно активно, заинтересованно. Этому способствовали смена заданий, разнообразные динамические паузы.
Намеченный занятия план был выполнен. Цели достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока на 1 сентября в 3 классе «День занимательных уроков».
«День занимательных уроков». Сценарий урока на 1 сентября в 3 классеУчитель МБОУ СОШ №6: Аверина Любовь Владимировна Цели:Сделать незабываемым начало учебного года, помочь плавно перейти от летне...
Сценарий урока ОПК в 4 классе. Тема урока №28 "Защита Отечества"
Подробный конспект урока №28 по учебнику А.В. Кураева "основы православной культуры". К уроку прилагается тренажёр и контроль с электронного приложения....
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (1 урок "Нравственный и материальный аспекты понятия "добро")
Тема о добре и зле раскрывается на двух уроках. На первом уроке идет работа над понятием "добро". Урок составлен в технологии деятельностного метода....
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (2 урок "Как отличить добро от зла? Где граница добра и зла?")
Второй урок по теме "Добро и зло" из курса ОРКСЭ ("Перспектива"), проводимый в 4 классе....
Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"
В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику ...
Сценарий урока и презентация к уроку по окружающему миру "Экосистема. Грибы. Плесневые грибы"
Использование ИКТ в начальной школе по ФГОС Интегрированный урок по предметамокружающий мир, доноведение, информатика. 2 класс...
Сценарий урока окружающего мира. Тема урока:" Когда на Руси появилось государство?"
Класс: 3Авторы учебника: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.ТыринТема: Когда на Руси появилось государство?Дидактическая цель: создать условия для формирования УУД в условиях решени...