Рабочая программа по литературному чтению УМК "Перспектива", 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме
Рабочая программа содержит тематическое и поурочное распределение материала, раскрывает УУД, формируемые на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_2_klass.doc | 292.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
средняя общеобразовательная школа №2020
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
«____» _________ 2012года «____» _________ 2012года «____» ________2012 г
_________________________ _____________________ на заседании МО
директор ГБОУ СОШ №2020 зам. директора по УВР протокол №_____
Павлова Т.В. Болотова И.Е.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (УМК «ПЕРСПЕКТИВА»)
на 2012-2013 учебный год
2 класс
Разработала учитель
начальных классов Литвина Е.Ю.
2012
Пояснительная записка
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования.
Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.
Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.
Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное средство самообразования.
Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.
Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:
- развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
- приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
- обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
- введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Общая характеристика курса .
Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.
Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.
Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.
Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:
Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.
Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.
Первый раздел программы — «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» — ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.
Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.
Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.
Следующий раздел — «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность».
Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).
Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных текстах (с помощью учителя).
Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.
В содержание литературного чтения включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез — анализ — синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста.
При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные слова и выражения.
Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.
В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.
Программой предусмотрен анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. Многоступенчатый путь анализа произведения, своеобразное восхождение читателя на вершину так называемой смысловой пирамиды, открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обогащает учащихся интеллектуально, нравственно и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети осмысливают морально-нравственные ценности (дружба, уважение, за бота о других, доброжелательность), получают радость и удо- вольствие от чтения, учатся выражать своё отношение к героя м через выразительное чтение.
В содержание программы включено развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных. Введение в содержание литературного чтения такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при чтении.
В содержание курса с целью развития и стимулирования творческой активности учащихся вводятся приёмы театральной драматизации произведений. Они обеспечивают более глубокое понимание сюжетных линий произведения, поступков героем (их мотивы), смысла прочитанного, развивают чувство сопереживания и отзывчивости.
Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений.
Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать произведения на одну и ту же тему разных авторов. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.
Курс литературного чтения благодаря художественно-эстетической и нравственно-мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура (умение глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственно-духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника.
Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности и культуры чтения.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане.
Во 2 классе на изучение литературного чтения отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебных недели).
Планируемые результаты изучения курса по итогам обучения во 2 классе.
Программа обеспечивает достижение учащимися 2 класса начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты. В результате формирования личностных универсальных учебных действий к окончанию 2 класса у ребенка будут сформированы:
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
Метапредметные результаты. Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
Предметные результаты.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:
Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ».
Виды речевой и читательской деятельности.
Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.
Умение находить информацию в тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.
Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.
Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).
Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).
Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.
Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.
Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.
Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.
Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.
Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.
Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.
Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другою человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.
Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.
Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учи теля). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.
Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.
Круг детского чтения.
Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.
Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где приводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).
Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворении (с помощью учителя).
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к re рою (с помощью учителя).
Общее представление о композиционных особенностях по строения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).
Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность.
Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учи теля).
Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).
Тематическое планирование по литературному чтению.
2 класс (136 ч)
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | |
Вводный урок (1 ч) | ||
Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе | |
Любите книгу (9 ч) | ||
| Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Объяснять, в чём ценность книги. Объяснять нравственный смысл стихотворений о книгах. Определять нравственный смысл слова «добро». Рассказывать о своём отношении к книге. Определять конкретный смысл понятий: рукописная книга, иллюстрация. Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Определять название выставки книг. Классифицировать книги по темам. Находить нужную книгу по заданным параметрам. Находить информацию о возникновении книг в детских, науч- но-энциклопедических статьях и художественных текстах. Находить нужную информацию в специальных справочных книгах — энциклопедиях. Учиться выбирать книгу в библиотеке. Находить значение слова в толковом словаре. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Объяснять смысл пословиц о книгах, высказывания М. Горького о книге. Рассматривать иллюстрации известных художников к детским книгам. Соотносить иллюстрацию и содержание детской книги. Определять главную мысль стихотворения | |
Краски осени (13 ч) | ||
| Воспринимать красоту родного края в произведениях литературы и живописи. Рассказывать о красоте своей страны. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Сравнивать произведения живописи и произведения литературы. Сравнивать прозаический и поэтический тексты. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Определять название выставки книг. Классифицировать книги по подтемам. Находить нужную книгу по заданным параметрам. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Определять конкретный смысл понятий «сравнение», «сборник». Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Находить эпитеты, сравнения. Объяснять смысл понятий «темп», «интонация». Выбирать стихотворения для выразительного чтения. Наблюдать, как с помошью художественных средств автор передаёт читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом и поэтическом текстах. Наблюдать, как с помощью красок автор передаёт свои чувства и настроение, выраженные в репродукциях картин известных художников. Составлять рассказ об осени на основе репродукции картины, используя слова художественных текстов; на основе собственных наблюдений. Озаглавливать текст строчками из прочитанных произведений. Инсценировать произведение | |
Мир народной сказки (16 ч) | ||
| Читать самостоятельно учебный материал (вопросы, задания к текстам). Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Выбирать вопросы, на которые предстоит ответить при чтении раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: сказка, сказочный персонаж, вымысел. Называть имена известных русских собирателей сказок: А.Н.Афанасьева, В.И.Даля. Находить в библиотеке книгу по заданной теме. Высказываться о своём отношении к народным сказкам. Восстанавливать события сказки на основе рисунков. Рассказывать сказку по иллюстрациям; на основе картинного плана. Рассказывать сказку с использованием опорных слов. Определять качества главных героев сказки; называть их. Делить текст на части. Объяснять, что в сказке является правдой, а что вымыслом. Сравнивать героев, события сказки. Выявлять особенности сказочного текста с учётом места проживания людей. Находить в тексте сравнения с помощью слов «будто», «как», «словно». | |
| Распределять роли; договариваться о совместном представлении сказки. Читать сказку по ролям, определять речевую задачу персонажей (выразить просьбу, удивление). Выразительно читать сказочные диалоги. Составлять план сказки; дополнять составленный план. Определять главную мысль на основе пословиц. Соотносить пословицу и содержание сказки. Подготовить выставку книг: группировать книги по подтемам; находить нужную книгу на основе характеристики; рассказывать о книге по составленному плану. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Сочинять текст на основе опорных слов и прочитанных произведений о лисе | |
Весёлый хоровод (10 ч) | ||
| Читать самостоятельно учебный материал (вопросы, задания к текстам). Находить вопросы, на которые предстоит ответить при чтении раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения представлены в разделе. Различать понятия: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод. Составлять устный рассказ по картине. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Работать в группе, распределять задания в группе, договариваться друг с другом. Находить нужный материал на основе экспонатов, книг, статей. Готовить сообщение по заданной тематике. Находить книгу в библиотеке по заданной теме. Объяснять назначение справочной и энциклопедической литературы. Сочинять свои стихи (небылицы) на основе художественного текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Читать выразительно небылицы, заклички. | |
Мы – друзья ( 10ч) | ||
| Читать самостоятельно учебный текст. Определять вопросы, на которые предстоит ответить при чтении раздела. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Выразительно читать стихотворения. Выбирать стихотворения для заучивания наизусть. Обсуждать с другом значение понятий: доброжелательность, терпение, уважение. Объяснять смысл пословиц о дружбе. Обсуждать в классе проблемы «Кого можно назвать другом», «Что такое настоящая дружба», «Как найти друзей»; «Правильно ли поступили герои рассказа А. Гайдара?». Придумывать рассказы на основе рисунков. Восстанавливать порядок событий на основе рисунков. Составлять план пересказа; сопоставлять придуманный план с планом в учебнике. Подробно пересказывать от имени героя. Определять главную мысль произведения; соотносить главную мысль с пословицей. Распределять роли для инсценировки; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | |
Здравствуй, матушка-зима! (11 ч) | ||
| Читать выразительно понравившийся текст. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении произведений раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Выразительно читать стихотворения. Находить в тексте стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения. Придумывать свои сравнения, подбирать эпитеты, олицетворения. Читать наизусть стихотворения. Распределять роли для инсценировки; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Участвовать в работе группы; находить нужный материал для подготовки к празднику. Рассказывать о празднике Рождества Христова. Отгадывать загадки; соотносить загадку с отгадкой. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы | |
Чудеса случаются (16 ч) | ||
| Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Предполагать на основе Названия раздела учебника, какие произведения в нём представлены. Осмысливать понятие «литературная сказка». Давать характеристику героев; называть их качества. Обсуждать с друзьями проблему, можно ли рыбку из сказки А. С. Пушкина назвать благодарной, справедливой, доброй. Определять основные события сказки. Называть главную мысль сказки. Соотносить смысл сказки с пословицей. Соотносить рисунки и текст. Подробно пересказывать сказку. Сравнивать сказки: героев, события. Распределять роли для исценирования; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | |
Весна, весна! И все ей радо! (11 ч) | ||
| Читать самостоятельно учебный текст (задания, вопросы, комментарии). Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения в нём представлены. Находить в тексте олицетворения, объяснять своими словами значение понятия «воображение». Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Выразительно читать стихотворения. Определять тему произведений, рассматриваемых на уроке. Сравнивать образы, представленные в лирическом стихотворении. Сравнивать произведения живописи и литературы. Создавать собственные тексты по произведению живописи. Представлять свою творческую работу в группе, в классе. Задавать вопросы по прочитанным произведениям. Оценивать вопросы учащихся. Распределять роли для исценирования; договариваться друг с другом. Находить олицетворения в лирическом стихотворении; придумывать свои сравнения. Инсценировать произведение. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Называть выставку книг; группировать книги по^подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | |
Мои самые близкие и дорогие (9 ч) | ||
9 Маленькие и большие секреты страны Литерату- рии. Обобщение по разделу | Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Предполагать на основе названия раздела учебника, дакие произведения в нём представлены. Обсуждать в паре, я группе, что такое согласие, ответственность. Рассказывать о традициях своей семьи. Рассказывать о своей маме. Размышлять, в чём заключается семейное счастье. Соотносить содержание текста и пословицу. Выразительно читать стихотворение. Называть качества героев произведения. Читать диалог по ролям. Инсценировать произведение. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Составлять каталог книг на тему «Моя любимая мама». Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебник | |
Люблю все живое (16 ч) | ||
1 Вводный урок. Основные нравственные понятия раздела: сочувствие, сопереживание.
ного текстов. Н. Рубцов. Про зайца. Заяц (из энциклопедии)
родс В. Бианки.
| Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут в нём изучаться. Обсуждать в классе, что такое сочувствие, сопереживание. Определять авторское отношение к изображаемому. Находить слова, которые помогают представить картину, героя, событие. Выразительно читать, отражая авторскую позицию. Определять основные события произведения. Обсуждать с друзьями поступки героев. Придумывать продолжение историй. Составлять план произведения в соответствии с планом в учебнике на основе опорных слов. Характеризовать героя произведения. Читать диалог по ролям. Инсценировать произведение. Сравнивать художественный и научный тексты. Участвовать в проектной деятельности; договариваться друг с другом. Отбирать необходимый материал (снимки, рассказы, стихи) в фотоальбом. Составлять рассказ по серии картинок. Задавать вопросы к тексту; оценивать эти вопросы. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | |
Жизнь дана на добрые дела (16 ч) | ||
И. Самостоятельное чтение. Н. Носов. Затейники. Подбор заголовка.
| Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Обсуждать с друзьями, что такое честность, сочувствие, трудолюбие, взаимопонимание; кого можно назвать честным, трудолюбивым. Объяснять смысл заголовка. Придумывать свои заголовки. Объяснять смысл пословиц; соотносить содержание текста с пословицей. Обсуждать поступки героев произведения. Рассуждать о том, кого можно назвать сильным человеком; что значит поступать по совести. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Составлять рассказ на тему (по плану). Инсценировать произведение. Делить текст на части. Пересказывать текст подробно. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Определять тему выставки книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике |
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор школы №2020 Зам.директора по УВР на заседании МО
_____________________ ___________________ Протокол №____от
«___»_______________г. «___»_____________г. «___»__________г.
ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
уроков литературного чтения
Класс 2 «А»
Учитель Литвина Е.Ю.,
Количество часов на год: __; в неделю:4; кол-во учебных недель: 34
Плановых контрольных уроков _; зачетов ___ч.
Административных контрольных уроков ___ч.
Планирование составлено на основе учебного плана и методических рекомендаций______________________________________________________
Учебник: для 2 кл. начальной школы под редакцией__ Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой_________________
Дополнительная литература: ____________________________________
Тематическое планирование составила: Литвина Е.Ю..( )
№ п/п | Содержание | Пр / ориентац. | Сроки проведения занятия по теме | Универсальные УУД | Дата проведения к.раб. по теме |
1. | Знакомство с учебником. Обращение авторов учебника. | Личностные: формирование чувства гордости за свою Родину, историю России; сформированность внутренней позиции школьника; выявление мотивации учения. Познавательные: – действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; достижение необходимого уровня читательской компетенции; находить нужную информацию в специальных справочных книгах энциклопедиях; Регулятивные: -формировать умение фиксировать прохождение 2 шагов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества, оформлять свою мысль в устной речи, обосновывать высказываемые суждения | |||
2. | Ю.Энтин «Слово про слово», В.Боков «Книга – учитель», Г.Ладонщиков «Лучший друг», пословицы о книге. М.Горький о книгах. Кто пишет книгу? | + | |||
3. | Книги из далекого прошлого. Рукописные книги Древней Руси. | ||||
4 | Н.Кончаловская «В монастырской келье» | ||||
5 | Мы идем в библиотеку. Справочная литература для детей. | ||||
6 | Художники-иллюстраторы В.Лебедев, А.Пахомов, Е.Чарушин. | ||||
7 | Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка». | ||||
8 | Пословицы и поговорки о добре. Сокровища духовной народной мудрости. | ||||
9 | Осень в произведениях А.Пушкина. Живопись В.Поленова, А.Куинджи | Личностные: проявлять интерес к чтению лирических произведений, эиоционально отзываться на прочитанное;принимать социальную роль учащегося; Познавательные: умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы; – находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами. Регулятивные: умеет организовать свое рабочее место и работу;сопоставляет свою работу Коммуникативные:оформляет свою мысль в устной речи; умеет задавать уточняющие вопросы; осознанно читает вслух и «про себя» | наиз. с. 25 | ||
10 | Осень в произведении С.Аксакова. | ||||
11 | А.Майков «Осень», С.Есенин «Закружилась листва золотая…», Ф.Васильев «Болото в лесу» | ||||
12 | Пословицы, поговорки об осени. | ||||
13 | И.Токмакова «Опустел скворечник...», А.Плещеев «Осень наступила» | наиз. с. 31 | |||
14 | Загадки и народные приметы об осени | Личностные:старается сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме; проявляет интерес к чтению, Познавательные:сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; – находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе; – определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами. Регулятивные:умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства; сопоставляет свою работу с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным в классе. Коммуникативные:оформляет свою мысль в устной речи; обосновывает высказанное суждение; старается договариваться, уступать, находить общее | |||
15 | Сборники стихотворений и рассказов о природе. | ||||
16 | Проверка техники чтения | ||||
17 | Цвета осени. С.Маршак «Сентябрь», « Октябрь», Л.Яхнин «Осень в лесу» | ||||
18 | Н.Сладков «Сентябрь», И.Бунин «Листопад», А.Майков «Летний день» | ||||
19 | С.Образцов «Стеклянный пруд» | ||||
20 | Инсценирование произведения Н.Сладкова «Осень» | ||||
21 | И.Никитин «Встреча зимы» | наиз. с. 44 | |||
22 | Маленькие и большие секреты страны Литературии (обобщение). | ||||
23 | Собиратели русских народных сказок А.Н.Афанасьев, В.И.Даль. Кто хранит наше прошлое. | + | Личностные: проявляет заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов, интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; – обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Познавательные:сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; – использует готовые и создает в сотрудничестве с другими учащимися и учителем знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов; – находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе; – задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи (в рамках доступного); – определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами. Регулятивные:определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; – осваивает способы пооперационного контроля хода и результата действия Коммуникативные:старается договариваться, – осознанно читает вслух и «про себя» | ||
24 | «Заячья избушка» (русская народная сказка) | ||||
25 | «Лисичка-сестричка и серый волк» (русская народная сказка) | ||||
26 | «Хитрая сказка» (корякская сказка) | ||||
27 | «Зимовье зверей» (русская народная сказка) | ||||
28 | «У страха глаза велики» (русская народная сказка) | ||||
29 | «Пых» (белорусская сказка) | ||||
30 | «Идэ» (хантыйская сказка) | ||||
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка) | |||||
32 | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка) | ||||
33 | «Айога» (нанайская сказка) | 06.11.12 | |||
34 | «Кукушка» (ненецкая сказка) | ||||
35 | «Лиса и журавль» (русская народная сказка). Инсценировка. | ||||
36 | Маленькие и большие секреты страны Литературии (обобщение). | ||||
37 | Маленькие и большие секреты страны Литературии (обобщение). Сочинение описания лисы. | ||||
38 | Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши. | Личностные: проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой частной задачи, к чтению, ведению диалога с автором текста; обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Познавательные:определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами; умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы; Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания; формировать умение спокойно относиться к затруднениям в учебной деятельности, грамотно их фиксировать и опыт самооценки. Коммуникативные:оформляет свою мысль в устной речи; обосновывает высказанное суждение; старается находить общее решение при работе в группе; осознанно читает вслух и «про себя» | |||
39 | Б.Кустодиев «Масленица» (устное сочинение по картине) | ||||
40 | Проект «Мы идем в музей народного творчества». | ||||
41 | Переводная литература. Небылицы, перевертыши, веселые стихи. | ||||
42 | Мы идем в библиотеку. Справочная литература для детей. | ||||
43 | Д.Хармс «Веселый старичок», «Небывальщина» | ||||
44 | К.Чуковский «Путаница. Небылица» | ||||
45 | Маленькие и большие секреты страны Литературии (обобщение). | ||||
46 | Проект праздника «Веселый хоровод» | ||||
47 | М.Пляцковский «Настоящий друг», В.Орлов «Настоящий друг» | Личностные:проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой частной задачи, к чтению, ведению диалога с автором текста; обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности Познавательные: находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе; определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами. Регулятивные:формировать умение фиксировать прохождение 2 шагов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной речи; умеет задавать уточняющие вопросы; осознанно читает вслух и «про себя» | |||
48 | Н.Носов «На горке» | ||||
49 | С.Михалков «Как друзья познаются». Рассказы о детях | ||||
50 | Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» | ||||
51 | А.Гайдар «Чук и Гек» | ||||
52 | И.А.Крылов «Стрекоза и муравей». | наиз. с. 132 | |||
53 | Маленькие и большие секреты страны Литературии (обобщение). | ||||
54 | А.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…» | Личностные: обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности; проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста. Познавательные:находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе; определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами. Регулятивные: формировать умение фиксировать прохождение 2 шагов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона Коммуникативные:обосновывает высказанное суждение; способен при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера; умеет задавать уточняющие вопросы; | наиз. с. 140 | ||
55 | Ф.Тютчев «Чародейкою Зимой..» | ||||
56 | С.Есенин «Береза», «Поет зима, аукает…» | наиз. по выбору | |||
57 | Саша Черный «Рождественское», К.Фофанов «Еще те звезды не погасли…» | ||||
58 | К.Бальмонт «К зиме» | ||||
59 | С.Маршак «Декабрь» | ||||
60 | А.Барто «Дело было в январе…» | ||||
61 | Дрожжин «Улицей гуляет…» | ||||
62 | Загадки зимы. | ||||
63 | Проект. Праздник начинается, конкурс предлагается... | ||||
64 | Проверка техники чтения. | ||||
65 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбке и рыбке» | Личностные:проявляет заинтересованность в получении консультации, совета по поводу улучшения учебных результатов, интерес к чтению, ведению диалога с автором текста Познавательные: находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе; определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами. Регулятивные:формировать умение применять правила работы в группах в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона; формировать умение спокойно относиться к затруднениям в учебной деятельности, грамотно их фиксировать и опыт самооценки.. Коммуникативные: умеет задавать уточняющие вопросы; способность при работе в паре контролировать действия партнера. | |||
66 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбке и рыбке» | ||||
67 | Д.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» Выставка книг. | ||||
68 | Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | ||||
69 | Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | ||||
70 | Дж.Харрис «Братец Лис и братец Кролик» | ||||
71 | Сравнение сказок Д.Мамина-Сибиряка и Дж.Харриса | ||||
72 | Э.Распэ из книги «Приключения барона Мюнхгаузена» | ||||
73 | Мы идем в библиотеку. Литературные сказки. | ||||
74 | К.Чуковский «Приключения Бибигона» | ||||
75 | К.Чуковский «Краденое солнце» | ||||
76 | Л.Толстой «Два брата» | ||||
77 | Маленькие и большие секреты страны Литературии (обобщение). | ||||
78 | Ф.Тютчев «Зима недаром злится…» | Личностные:старается сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме; проявляет интерес к чтению, Познавательные:находит необходимую информацию в учебнике; умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы; определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте Регулятивные:определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;формировать умение спокойно относиться к затруднениям в учебной деятельности, грамотно их фиксировать и опыт самооценки. сопоставляет свою работу Коммуникативные:умеет задавать уточняющие вопросы; осознанно читает вслух и «про себя», умение разрешать конфликты со сверстниками (в рамках доступного). | |||
79 | Весна в произведениях И.Никитина, И.Шмелева и живописца А.Куинджи | ||||
80 | Весна в произведениях А.Плещеева, Т.Белозерова | ||||
81 | Картины весны в произведениях А.Чехова, А.Фета, А.Барто. | ||||
82 | Мы идем в библиотеку. Стихи русских поэтов. | ||||
83 | Стихи о весне. С.Маршак, И.Токмакова, Саша Черный | ||||
84 | Устное сочинение по картине И.Левитана «Ранняя весна» | ||||
85 | А.Майков «Христос Воскрес!», К.Крыжицкий «Ранняя весна» | ||||
86 | С.Маршак «Двенадцать месяцев». | ||||
87 | С.Маршак «Двенадцать месяцев». Инсценирование | ||||
88 | Маленькие и большие секреты страны Литературии (обобщение). | ||||
89 | Стихи о маме и папе. Р. Рождественский, Ю.Энтин, Б.Заходер | Личностные: проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой частной задачи, к чтению, ведению диалога с автором текста. Познавательные:находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе; определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами. Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; учится высказывать свое предположение (версию), пробует предлагать способ его проверки; сопоставляет свою работу с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным Коммуникативные:оформляет свою мысль в устной речи; обосновывает высказанное суждение; старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе; | |||
90 | Мы идем в библиотеку. Книги о маме. | ||||
91 | А.Барто «Перед сном», Р.Сеф «Если ты ужасно гордый…», «Рассказ о маме» | ||||
92 | Дж.Родари «Кто командует?!» | ||||
93 | Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», «Разгром» | ||||
94 | Б.Заходер «Никто» | ||||
95 | Л.Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек» | ||||
96 | Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить» | ||||
97 | Маленькие и большие секреты страны Литературии (обобщение). | ||||
98 | Саша Черный «Жеребенок» | Личностные: проявляет заинтересованность в получении консультации, совета по поводу улучшения учебных результатов; проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста. Познавательные: находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе; задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи (в рамках доступного). Регулятивные:определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; сопоставляет свою работу Коммуникативные:оформляет свою мысль | |||
99 | С.Михалков «Мой щенок» | ||||
100 | Г.Снегирев «Отважный пингвиненок» | ||||
101 | М.Пришвин «Ребята и утята» | ||||
102 | Е.Чарушин «Страшный рассказ» | ||||
103 | Н.Рубцов «Про зайца», «Заяц» (из энциклопедии) | ||||
104 | В.Берестов «С фотоаппаратом». Создание фотоальбома о природе | ||||
105 | В.Берестов «С фотоаппаратом». Создание фотоальбома о природе | ||||
106 | Мы идем в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В.Бианки | ||||
107 | В.Бианки «Хитрый лис и умная уточка» | ||||
108 | Рассказы Н.Сладкова | ||||
109. | В.Сухомлинский «Почему плачет синичка» | ||||
110. | Г.Снегирев «Куда улетают птицы на зиму?» | ||||
111. | Наш театр. В.Бианки «Лесной колобок – колючий бок» | ||||
112. | Наш театр. В.Бианки «Лесной колобок – колючий бок» | ||||
113. | В.Берестов «Заяц-барабанщик», «Коза» | ||||
114. | Маленькие и большие секреты страны Литературии (обобщение). | ||||
115. | Проверочная работа по чтению | ||||
116. | С.Баруздин «Стихи о человеке и его делах» | Личностные:обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности; проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста. Познавательные: находит необходимую информацию в дополнительной литературе; определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами. Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; сопоставляет свою работу с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным в классе; оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной речи; обосновывает высказанное суждение; осознанно читает вслух и «про себя» | |||
117. | Л.Яхнин «Пятое время года», «Силачи» | ||||
118. | В.Осеева «Просто старушка» | ||||
119. | Э.Шим «Не смей!» | ||||
120. | А.Гайдар «Совесть», Е.Григорьева «Во мне сидит два голоса…» | ||||
121 | В.Осеева «Три товарища» | ||||
122 | Дискуссия на тему «Что значит поступать по совести» | ||||
123 | И.Пивоварова «Сочинение» | ||||
124 | Н.Носов «Затейники» | ||||
125 | Н.Носов «Затейники» | ||||
126 | Н.Носов «Фантазеры» | ||||
127 | Н.Носов «Фантазеры» | ||||
128 | И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак» | ||||
129 | С.Михалков «Не стоит благодарности» | ||||
130 | Маленькие и большие секреты страны Литературии (обобщение). | ||||
131. | Литературная игра «Мы умеем читать» | ||||
132. | Обобщение по курсу литературного чтения. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы
Учебники
Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2ч. Ч.1. (Сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская)
Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2ч. Ч.2. (Сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская)
Методические пособия
Литературное чтение. Уроки чтения. 2 класс. М.В.Бойкина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.
Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...
рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....
рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс
рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...