ТЕМА САМООТВЕРЖЕННОСТИ И ЛЮБВИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ И.ТУРГЕНЕВА «ВОРОБЕЙ» Урок литературного чтения в 3 классе
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Данный урок способствует формированию у детей умений видеть главную мысль автора в произведении, подбирать к рисунку точные образы, выражающие идею произведения; способствует развитию навыка словесного рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_3_klass.docx | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Урок разработан по тексту из учебника Н.А.Чураковой «Литературное чтение» (развивающая программа Л.В.Занкова).
Урок проведён в 3 классе
Тема: «ТЕМА САМООТВЕРЖЕННОСТИ И ЛЮБВИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ И.ТУРГЕНЕВА «ВОРОБЕЙ»
Цели: 1. Познакомить с особенностями жанра стихотворения в прозе.
2. Способствовать формированию умения видеть главную мысль автора в произведении.
3. Способствовать развитию навыка словесного рисования, умения подбирать к рисунку точные образы, выражающие идею произведения.
Ход урока
- Целеполагание.
(На доске – рисунки детей по произведению И.Тургенева «Воробей»)
- Что было задано на дом?
(Самостоятельно познакомиться с произведением И.Тургенева «Воробей» и проиллюстрировать это произведение.)
- Что изобразили на своих рисунках?
(Краткое словесное рисование детей.)
- Кого из вас тронуло это произведение? Чем?
( Воробей не побоялся собаки. Храбрость воробья тронула душу.)
- О том, храбрость это или что-то другое двигало воробьём, мы поговорим позже.
- Итак, тема урока?
(«Иван Тургенев «Воробей»)
- К какому жанру относится это произведение?
(Рассказ)
- Докажите.
(Небольшое прозаическое произведение. В нём описывается одно событие с малым количеством действующих лиц.)
- Верно доказали, но это произведение по жанру не рассказ. Есть в литературе небольшие по объёму произведения. Эти произведения, как и рассказ, написаны в прозе, но в них прослеживается повышенная эмоциональность, обилие восклицательных и вопросительных предложений, пауз, как в лирическом стихотворении. Главное, что изображает автор в таком произведении, - это не события, а проявление какого-то характера. Такие произведения относятся к жанру стихотворения в прозе.
- Итак, что нового на уроке узнаете?
(Признаки жанра стихотворения в прозе. – на доске запись)
- Чему будете учиться?
(Доказывать, что произведение «Воробей» является стихотворением в прозе. - на доске запись)
- Анализ произведения «вслед за автором».
На доске:
Стихотворение в прозе
- Лирическое произведение.
- Небольшое по объёму.
- Повышенная эмоциональность.
- Обилие пауз.
- Восклицательные и вопросительные предложения.
- Изображение характера.
- Что такое лирика?
(Изображение переживаний человека, его душевного состояния, чувств.)
- Можно ли назвать данное произведение лирическим?
(В этом тексте описываются переживания, но не человека.)
- А какие и чьи переживания описаны в тексте?
(Переживания воробья за жизнь воробышка.)
- Разве в этом воробышке мы не можем увидеть человека, переживающего за жизнь своего ребёнка, когда тому угрожает опасность?
- Описываются ли в этом тексте чувства? Прочитайте еще раз, чтобы ответить на этот вопрос.
(Чувство страха за жизнь своего детёныша, любовь к нему – у воробья; у пса – смущение; у автора – благоговение.)
- Как у пса проявилось чувство смущения?
(…остановился, попятился…)
- Что смутило пса?
(Сила этой маленькой птички.)
- В чём сила этой птички?
(В её любви к детёнышу)
- Как понимаете значение слова благоговение? Обратитесь к толковому словарю учебника на с.131.
(Благоговение – чувство глубокого восхищения и преклонения.)
- Кем восхищался автор? Почему?
(…благоговел перед…маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.)
- Итак, что мы с вами доказали?
(Это произведение лирическое, т.к. в нём описаны чувства и переживания.)
- Можно ли сказать, что это произведение по объёму маленькое?
(Это небольшое по объёму произведение.)
- Чувствуется ли в нём повышенная эмоциональность? Прочитайте ещё раз и проследите, какие эмоции описаны в тексте.
(3 абзац – во взгляде автора на воробышка можно прочесть жалость.)
- Почему автору жалко воробья?
(Воробей ещё не умеет летать. Он выпал из гнезда – его может съесть собака.)
- Докажите, что автору жалко молодого воробья.
(…сидел…беспомощно растопырив…крылышки. В слове крылышки – уменьш.-ласкат. суффикс –ышк-.)
- В каких местах ещё чувствуется повышенная эмоциональность?
( 4 абзац – отчаяние, страх воробья.)
- Опишите внешний вид взрослого воробья.
(Взъерошенный, искажённый.)
- Почему так выглядел воробей?
(Переживал за своего воробушка.)
- Как вёл себя взрослый воробей?
(…с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.)
- Неужели воробей хотел напугать пса?
(Сработал инстинкт защиты своего ребёнка. Воробей, защищая своё дитя, не думал о собственной жизни, о том, что ей тоже грозит опасность.)
- Какой писк издал взрослый воробей? Почему?
(Отчаянный и жалкий писк: воробей чувствовал, что смерть рядом.)
- Итак, за чью жизнь опасался взрослый воробей?
( За жизнь птенца.)
- Объясните значение данных слов.
На доске:
самооборона
самоотверженность
самолюбие
(Самооборона - оборона самого себя собственными силами. Самоотверженность – жертвование своими интересами, своей жизнью ради спасения других. Самолюбие – чувство самоуважения.)
- Каким словом можно назвать такой поступок воробья? Выберите.
(Самоотверженность, т.к. взрослый воробей не думал о своей жизни, спасая своего детёныша.)
- В каких местах ещё чувствуется повышенная эмоциональность?
( 5 абзац – ужас, который испытывал воробей перед собакой; 7 абзац – смущение на морде пса.)
- Почему пёс смутился?
(Он не ожидал такого поведения от маленькой птички.)
- Как повёл себя пёс? Почему?
(…остановился, попятил: признал эту силу.)
- О какой силе идёт речь?
(О силе любви к своему ребёнку.)
- В каких местах ещё чувствуется повышенная эмоциональность?
(8 абзац – благоговение на лице автора. Автор восхищался маленькой героической птицей, её любовным порывом.))
- Итак, что мы с вами доказали?
(В этом произведении чувствуется повышенная эмоциональность.)
- Есть ли паузы в тексте? Как они обозначены?
(В 5, 6, 7 абзацах - паузы. Обозначены многоточием.)
- Какой смысл несёт пауза в 5 абзаце?
(Чтобы читатель ярче смог увидеть картину, как эта маленькая взъерошенная птичка заслонила собою своё детище.)
- Какой смысл несёт пауза в 6 абзаце?
(Чтобы мы поняли, насколько сильно этот воробей-родитель любит своё детище, что не смог усидеть на ветке, где был в безопасности.)
- Какой смысл несёт пауза в 7 абзаце?
(Чтобы читатель смог разглядеть смущение на морде собаки.)
- Итак, что мы с вами доказали?
(В этом маленьком тексте автор в трёх местах использовал паузы, чтобы ярче показать нам чувства, эмоции, характеры.)
- Встречаются ли в тексте восклицательные и вопросительные предложения?
(В 5 и 6 абзацах – восклицательные предложения.)
- С какой целью автор использовал эти восклицания?
(В 5 абзаце с помощью восклицания автор показал, как страшно воробью, но он всё равно жертвовал собою ради птенца. В 6 абзаце – чтобы читатель смог увидеть, каким «громадным чудовищем» казалась этой птичке собака.)
- Итак, что мы с вами доказали?
(В тексте есть восклицания – для более точного, яркого описания чувств.)
- Можно ли сказать, что в этом произведении автор изображает проявление характера? Какого?
(В этом тексте мы видим, как автор изобразил проявление сильного, волевого характера маленькой птички.)
- Итак, мы доказали, что данное произведение относится к жанру…?
(…стихотворения в прозе.)
- Перечислите признаки этого жанра.
III. Формулировка идеи произведения.
- Какова главная мысль этого произведения? Что хотел донести до нас писатель на примере этого воробья?
(Главная сила не в физических показателях. Наша сила – в нашей любви к ближним, в самоотверженности. С любовью можно преодолеть многие трудности.)
- Если бы Иван Тургенев не дал своему произведению названия, как бы по-другому можно было бы его озаглавить? Какие строчки в тексте выражают главную мысль автора и хорошо подходят для заголовка?
(Маленькая героическая птица.)
IV. Словесное рисование.
- Вернёмся к вашим рисункам. Кто изменил бы свой рисунок?
- Что, на ваш взгляд, нужно изобразить на рисунке, чтобы передать главную мысль произведения?
(Маленький, взъерошенный, испуганный воробей, с раскрытыми крыльями, а напротив – огромная, ужасная собака.)
- На самом ли деле собака была ужасной?
(Такой её видела птичка.)
- Итак, какую мысль произведения вы передадите своим рисунком?
(Любовь – это огромная сила, даже если она у такого крошечного создания, как воробей.)
V. Домашнее задание.
- Дома проиллюстрировать произведение Ивана Тургенева «Воробей».
VI. Выразительное чтение.
- Кто сможет прочитать это произведение у доски так, чтобы мы почувствовали и жалость автора к птенцу, и страх воробья, и восхищение автора взрослым воробьём?
(Чтение 3-4 учеников. Чтение детей оценивают одноклассники, анализируя свою оценку.)
VII. Итог урока.
- С каким произведением познакомились?
- К какому жанру относится это произведение?
(Стихотворение в прозе.)
- Докажите, что произведение «Воробей» - стихотворение в прозе.
(Лирическое произведение. Небольшое по объёму. Повышенная эмоциональность. Обилие пауз. Восклицательные и вопросительные предложения. Изображение характера.)
- Кто автор этого стихотворения в прозе?
(Иван Тургенев.)
- Иван Сергеевич Тургенев (показываю портрет автора) родился в 1818 году, умер в 1883 году. Этого писателя называют мастером языка: он писал и стихи, и повести, и романы, и мемуары. А в 59 лет стал писать стихотворения в прозе.
- Как вы думаете, почему в конце своей жизни Тургенев обратился к этому жанру?
(Это сложный жанр в литературе. Только имея за плечами жизненный опыт, можно писать такие стихи.)
- Да, только имея жизненную мудрость, можно создавать такие произведения, в которых – философские рассуждения о разных проявлениях жизни: о любви, дружбе, предательстве, взаимовыручке… Только человек, проживший полную жизнь, может в таких небольших по объёму произведениях так ярко раскрыть разные характеры жизни.
Иван Тургенев
ВОРОБЕЙ
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея. Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 3 класс УМК " Школа России"по теме К.Г. Паустовский " Растрепанный воробей"
Урок содержит мультимедийную презентацию. Был разработан и дан на конкурсе " Учитель года" и заслужил высокую оценку жюри....
Конспект урока литературного чтения 3 класс "Сила родительской любви в рассказе И. С. Тургенева "Воробей"
"Любовь - могучая сила, она побеждает смерть, она сильнее смерти"...
План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).
Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном". С помощью это...
Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «К. Паустовский «Растрёпанный воробей». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К. Паустовского «Растрёпанный воробей» и понимания, актуальна выраженна...
Разработка урока литературного чтения. 2 класс. Тема "Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзопа и «Ворона и лисица» И.А.Крылова"
Подробный конспект урока. Целеполагание. Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся...
Урок литературного чтения 3 класс Тема: К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»
Цели урока создать условия для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского « Растрёпанный воробей» и понимания поступко...
Конспект открытого урока литературного чтения . 3 класс.Тема: "Тема добра в произведении К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей" (2 урок)
Цель урока:создать условия для формирования умения осмысленногочтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского и понимания поступков героев. Через весь урок красной нитью про...