Урок по ФГОС «Звуки [г], [г'], буквы Г, г»
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме

Мозговая Татьяна Николаевна

 

Методическая разработка урока по обучению грамоте (чтение) УМК «Перспективная начальная школа» в рамках реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_g_g_bukvy_g_g.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по обучению грамоте (чтение)

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Звуки [г], [г'], буквы Г, г»

Цель: создать условия для знакомства со звонкими звуками [г], [г'], отличающимися по признаку мягкости-твёрдости, с буквами Г, г.

Задачи:

- содействовать закреплению понимания смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов;

- способствовать умению использовать условное обозначение звонкого твердого и мягкого звуков [г], [г'] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа;

- учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов;

- раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;

- формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы;

- развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;

- воспитывать культуру учебного труда.

Планируемые результаты

Личностные УУД: стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.

Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке.

Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).

Предметные УУД: использовать условное обозначение звонкого твердого и мягкого звуков [г], [г'] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; применять технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; читать слова по слогам и орфоэпически; читать предложения как относительно законченный по смыслу структурные единицы.

Оборудование: таблички со словами «Познакомиться…», «Учиться…», «Упражняться…»; шаблоны для составления схем предложений; рисунки  со словами на букву Г, конверты с шаблонами элементов букв.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»

III. Постановка учебной задачи

- Как гогочут гуси? (Га-га-га...)      

Га-га-га! — гогочет гусь.                       На гусят и на гусыню

Я семьей своей горжусь!      Все гляжу, не нагляжусь.                                                           - Какой новый звук услышали?

- Проанализируйте слова, называющие предметы на рисунках. Чем они похожи?

 

- Назовите тему нашего урока. Давайте определим для себя цели: (На доске вывешены слова)

         Познакомиться…  (с буквами Г, г)

        Учиться…  (характеризовать звук [г], выделять звук [г] в словах)

        Упражняться… (в чтении слов и слогов с этой буквой)

IV. Открытие нового знания.

1. Звуковой анализ слов «горы» и «гири» на основе одноуровневых моделей

-  Рассмотрите иллюстрацию в учебнике в верхнем ряду.

-  Прочитайте слово по слогам и орфоэпически.

-  Произнесите первый звук в слове.

-  Дайте характеристику звуку [г], [г’].

- Объясните, почему звук «г» произносится твердо, почему звук [г’] произносится мягко?

- Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (Буквы «е», «ё», «и», «я», «ю»)

 2. Конструирование большой и малой букв Г, г.

«Г» схожа с цаплею по виду                            И подобно кочерге,

 И на одной стоит ноге                                     Горбит спину буква «Г»

Рассмотрите образцы печатных букв «Г», «г».  Из каких элементов-шаблонов они состоят? Сконструируйте буквы «Г», «г».

V. Физкультминутка  

Гриша шел-шел-шел.                                   Два - грибок,

Белый гриб нашел.                                       Три - грибок.

Раз - грибок.                                               Положил их в кузовок.

VI. Включение в систему знаний 

1. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели

-  Рассмотрите иллюстрации в книге (с. 60).  Кто здесь изображен?

- Как зовут мальчика? Прочитайте слово «Гена» по слогам и орфоэпически.

- Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

- Какой звук обозначает буква «г» в слове «Гена»? Дайте характеристику звуку [г’] .

- Что держит в руках Гена?  Объясните значение слова «горн».

- Прочитайте слово «горн» по слогам и орфоэпически. Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

- Произнесите первый звук в слове «горн». Дайте характеристику звуку [г].

2.  Чтение слогов и слов (с. 61). ( Работа в группах).

Разделите слова на группы: слова-предметы (прямоугольники розового цвета), слова-признаки (прямоугольники желтого цвета)

1 группа  - Объясните значение слова «радуга». 

2 группа  - Составьте по схеме предложение со словом «радуга».

(В небе после дождя появилась радуга.)

3 группа  - Объясните значение слова «гитарист».

4 группа  - Составьте по схеме предложение со словом «гитарист».

 (Миша хочет стать гитаристом.)

3. Чтение минимальных пар слов. (Работа в парах). 

- Прочитайте пары слов, объясняют их значение.

VII.  Физкультминутка

VIII. Чтение и анализ текста «Не дразни гусей» (с. 61).

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Кто изображен на картинке?

- Что решили сделать ребята? Что они держат в руке? Как защищаются гуси?

 - Составьте предложения по данной иллюстрации, используя схему-модель

                                                             ( Мальчики стали дразнить гусей.)

Чтение текста и беседа по вопросам:

- Какой прошел дождь?

- Что появилось на небе?

- Почему радугу называют ласково «радуга-дуга»?

- Кто гулял у дороги?

- Как звали детей, которые стали дразнить гусей?

- Что сделали гуси?

- Как вы думаете, чем закончилась эта история?

IХ. Задания на развитие внимания, речи.

3. Игра «Каждой вещи - свое место».

Разложите по полкам вещи: на первую - в названиях которых звуки [г, г’] в начале, на вторую - в середине, на третью - в конце. (Шуба, гитара, флажок, глобус, галстук, гармонь, книга и т. д.)

Х. Рефлексия деятельности.

Вспомним цели, которые мы для себя поставили.

        С чем мы познакомились…  (с буквой Г)

        Чему учились…  (характеризовать звук [г], выделять звук [г] в словах)

        Мы упражнялись… (в чтении слов и слогов с этой буквой)

 - Мы выполнили поставленные цели?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.

Урок - путешествие .Знакомство  со  звуками  с,  сь  и  буквами  Сс.УМК  Перспективная  начальная  школа.К  уроку  прилагается  презент...

Конспект урока в 1 классе по литературному чтению. ФГОС "Звуки [д] [д"] , ,буквы Д,д.

Урок разработан по ФГОС. Изучение нового материала. Ознакомление учащихся с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [д] ,[д\'] и буквами Д, д, обозначающими эти звуки на письме....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Согласные звуки [с] , [с\']. Буква с. Написание букв и слогов с буквой с»

Шкатова  Виктория Николаевна2МБОУ «СОШ №20»3Учитель начальных классов4Русский язык. Литературное чтение (Обучение грамоте)5класс6Тема и номер урока в теме: 33 урок. «Согласные звуки [...

Урок обучения грамоте: « Звуки [ ф ], [ ф`], Буквы Ф, ф (урок – путешествие).

В ходе морского путешествия учащиеся знакомятся с новыми звуками и буквами. Разнообразные упражнения направлены на совершенствование чтения первоклассников....

Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».

Тема урока:  «Знакомство со  звуком [ч’]  и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...

Урок обучения грамоте. Чтение. Тема урока: Согласные звонкие звуки [г ], [г\' ], буквы Г, г

. Мотивация. Девиз урока: Если хочешь много знать,Многого добиться,Обязательно читатьДолжен научиться!Зачем надо научиться читать?ll. Актуализация знаний Работа в группах.  У каждой группы конвер...

Урок чтения по ФГОС «Звуки [г], [г\'], буквы "Г, г"». 1- а класс

Форма проведения урока: урок открытия новых знаний.Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), технология проблемного обучения, технология проблемного диалога. Формы орган...