Литературная страница "Птицы"
методическая разработка (чтение, 2 класс) по теме
Стихи, легенды о птицах (с презентацией)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация Птицы | 2.16 МБ |
pticy_literat._stranica.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
БЕРЕГИТЕ ПТИЦ !
Предварительный просмотр:
Литературная страничка «Птицы»
Цели:
- познакомить детей с разными видами птиц,
- показать связь литературы с жизнью, экологией,
- воспитывать бережное отношение к природе,
- формировать интерес к литературе,
- развивать умение выразительно читать наизусть стихи,
- развивать устную речь, умение слушать сверстников.
Вступительное слово учителя.
Читают стихи дети.
Птицы
Ой, как много в мире птиц:
Пеликанов и синиц,
Зимородков и клестов,
Попугаев и дроздов.
Есть фламинго, воробьи,
Есть колибри, соловьи.
Голуби, кукушки,
Пеночки-простушки.
Дятел, сокол и сова
(днем в дупле сидит она)
В поле перепел кричит,
Дятел по стволу стучит.
Знаешь, их так много есть,
Что их всех не перечесть.
Нас сражают пением
И буйным оперением! (А.Барто)
ЖУРАВЛЬ
Песня весны. (слайд)
Возвращаясь вечером с охоты
С неразлучной втулкою своей.
Как-то у заросшего болота
Я увидел танец журавлей.
Распуская крылья друг за другом
И курлыча, будто бы смеясь,
Горделиво шли он по кругу,
Расходясь и заново сходясь.
Верба ветви в зелень выряжала,
От заката даль была красна,
И меня с болота провожала
Радостным курлыканьем весна. (В.Домнин)
Послушайте курлыканье журавлей, когда они летят стаей (журавлиный клин). Один журавль кричит «кур», другой «лы» - и получается «курлы» (слайд со звуком)
ЛАСТОЧКА
И. Шабалина
Ласточки гнездо слепили
над моим окном.
Кружатся, расправив крылья,
в небе голубом.
Словно молнии мелькают -
Им не до затей,
Вкусный ужин добывают
для своих детей.
Улыбнусь я им счастливо,
ведь я знаю – тут,
в птичьем домике красивом
птенчики растут. (слайд)
Легенда о ласточке
Молдавская сказка (слайд)
Жил-был когда-то чабан, и было у него три послушных, трудолюбивых дочери. Он пас овец, а дочки управлялись с делами по дому, и все шло так, как должно было идти. Да с некоторых пор стал чувствовать чабан, что старость гнетет его к земле, и в один прекрасный день так сказал он своим дочкам:
- Дорогие мои, стар я стал, нет у меня больше сил пасти отару.
- Ах, отец, не печалься, оставайся дома, отдохни, наберись сил, а отару будем мы пасти но очереди,- говорит старшая дочь.
- Согласился б я, дорогая, если б вы были парнями, вы же - девушки-домоседки, боюсь, только выйдете в поле - перепугаетесь чего-нибудь.
- Ох, батюшка,- возразила ему старшая дочь,- увидишь, как еще станем пасти, радоваться будешь - не нарадуешься.
- Помолчи, дочь, ибо с тех пор, как пасу овец, не видел еще чабана с платком на голове и в юбке.
- А мы оденемся в мужскую одежду: зипун, кушму, постолы. Никто нас и не узнает.
- Может, и так.
Недолго думая, надела старшая дочь зипун, обула постолы, на голову натянула кушму,- чем не парень! - обвязалась потом кушаком красным, как пламя, кушму же загнула эдак залихватски. Выпустила затем овец из загона, вывела отару за село и, наигрывая на флуере, направилась к небольшому холму. Старый отец ни придал особого значения словам и смелости дочери, он просто хотел проверить, может ли надеяться в случае беды на нее. Прячась, чтоб не видели остальные дочери, вытащил он из-за балки медвежью шкуру, прокрался в кустарник, натянул на себя шкуру и явился к отаре,- мрр… мрр!.,- кидается прямо на овец. Овечки же, едва увидели, что к ним приближается зверь, разбежались вмиг, глазами и то не поймать бы их. Чабан окаменел на месте от страха. Ноги задрожали, палку выронил из рук и, закричав от ужаса, повернул назад, домой, так что только пятки засверкали.
Горестно и досадно стало старику, как никогда. Придя домой, увидел он дочь свою, перепуганную насмерть и блед-»ную, как воск.
- Ох, беды мои, знал же я, что на вас надежды мало. Только и годитесь, что у плиты вертеться.
- Не огорчайся, отец,- говорит вторая дочь,- поведу теперь я овец на пастбище.
- Дочь дорогая, сидела б ты лучше дома, не хочется мне, чтоб и тебя так напугали звери, как твою сестру.
Да не мог ее отговорить. Девушка оделась в мужскую одежду и погнала овец туда, где трава была гуще.
Отец же не мог усидеть на месте. Хотел он убедиться, может ли быть уверенным в разуме и смелости средней дочери, если (не дай, господь!) случится с ней какая беда. И так же скрываясь, незаметно взял медвежью шкуру, на лесной поляне, к которой как раз приближалась дочь с отарой, надел на себя шкуру и - мрр! мрр!..- вышел к ним. Девушка, увидев такую громадину, что шла на нее, рыча и лязгая зубами, повернула овец назад и побежала что было мочи.
Старик же спрятал шкуру и бегом за дочерью. Во двор вошли они почти одновременно. А дома - плач, стенанья, бедный человек света белого не взвидел от такого переполоха. Собрав всех трех дочерей, принялся он их успокаивать и жаловаться на судьбу:
- Ох, мои беды, видно, нету счастья мне на свете: будь у меня сын, была бы сегодня помощь, а так что делать? Пропадут овцы, ухоженные мной, и после стольких лет тяжелого труда останусь я ни с чем.
Младшая дочь так близко к сердцу приняла сетованья отца, что решила помочь его беде во что бы то ни стало.
- Отец,- сказала она,- поведу и я овец на пастбище.
- Оставь, дочь моя, не было мне помощи от старших твоих сестер, а от тебя - тем более. Боюсь, перепугаешься так, что потом в себя не придешь.
- Не испугаюсь я ничего на свете.
- Так все вы говорите дома, под родительской крышей, а там, на поле, дрожите от страха.
Но отговорить никак не мог ее. Сколько ни урезонивал, все равно она сделала так, как сказала. Надела зипун, обула постолы, натянула кушму на голову и отправилась с овцами в лес.
Как вывела она отару во широко поле, одна овечка принялась блеять да суетиться, места себе не находит, будто заболела вертянкой.
- Что приключилось, миоара милая, не по душе тебе твой хозяин иль трава полевая?
- И трава мне нравится, и хозяин по душе, а не могу себе места найти, потому что боюсь:, опять медведь встретится - испугаешься до смерти, как перепугались твои старшие сестры.
Девушка, как все девушки, хоть и была смелой, но все жа боялась одна-одинешенька в поле, и поддержки никакой.
- Ты много раз паслась в этих опасных местах, миоара милая, не будет ли лучше обойти их?
- Обходи-не обходи, опасность - впереди, но ты не бойся. Как увидишь, что медведь направляется к отаре - кидайся к нему с батогом и бей по морде. Девушка очень уж хотела сдержать слово, данное отцу, приободрилась и пошла вперед,- туда, откуда обычно зверь появлялся. Вот и медведь показался, рыча, лязгая зубами, и бросился на овец и девушку. Овцы перепугались, сбились в кучу и хотели было бежать прочь. Девушка же покрутила батогом над головой, свистнула и - трах! - один раз медведя по морде,- бах! - по ребрам так, что отец почувствовал, как медвежья шкура расползается от ударов. Отскочил он в сторону и закричал:
- Стой, дочь моя, не бей!
Девушка, услышав такое, ушам своим и глазам не поверила. Задрожала вся, а отец подошел к ней, обнял и так сказал:
- Дочь моя, ты сдержала слово, не перепугалась, как твои сестры, отныне ты будешь пасти овец, и я спокоен,- знаю, что есть кому ухаживать за ними, и никто отныне не отважится сказать, что ты не настоящий чабан. И стала она пасти овец, обошла с ними, все места вдоль и поперек. Дела шли как по маслу, и отцу было легко на сердце, и людям приятно видеть такого чабана. -Однажды повела она отару в места, более отдаленные, и там повстречался ей другой чабан с отарой. Как обычно при встрече двух чабанов, соединили они отары, один - слово, другой - второе, разговорились, и узнала девица, что этот чабан - сын бабы Котороанцы.
Так пасли они и пасли овец вместе. Да вот как-то посмотрел сын бабы Котороанцы на девушку более долгам взглядом, и ёкнуло у него сердце: понял он, что чабан этот - девица, а не парень, как можно было думать, глядя на одежду. Эта догадка, пустившая ростки в его сердце, не давала ему покоя и грызла день и ночь, заставляя его бороться с думами, как море бьется с ветрами.
Украдкой глядел парень то на румянец щек, то на плавную походку, то на сладкие уста, а вечерами, когда пригонял он отару домой, видела Котороанца, что сын ее тяжко вздыхает и тает прямо на глазах.
- Да что с тобой, сыпок дорогой,- обратилась она к нему как-то,- что случилось? Может, несчастье какое?
- Да нет же,- говорит он.- Встретился я сегодня с одним чабаном, и показалось мне по тому, как он ходит и как ведет себя, что это девушка, но ни словом, ни главами не мог я проникнуть в тайну.
- Не кручинься, а испытай его, как я тебе сейчас посоветую, и обязательно все узнаешь. Завтра, когда встретишься с ним, поведи овец под полог леса, где будут птицы и цветы, и, если это будет юноша,- потянется к деревьям, чтоб выбрать палку для батога или ветку для свирели, а если будет девушка,- потянется она к цветам.
Сын Котороанцы ожил вмиг и решил сделать, как посоветовала мать. На другой день, распевая, влюбленный в поля и кодры, приблизился он к отаре девицы.
Но, как земля с ее богатствами отражается в спокойных и тихих водах, так думы и чувства одних исподволь передаются сердцам других, более дальновидных и осторожных. Волшебная миоара угадала мысли сына Котороанцы и все старалась найти разгадку всем козням, какие могла подстроить Котороанца девушке.
Как пришло время идти в кодры, шепнула она о своих догадках девушке, и - теперь держись! - решили они вкрутить парню мозги. Свистя и играя на свирели, дошли до леса" откуда начиналось пастбище, усеянное цветами такими прекрасными, что хватали за сердце и звали к себе, чтоб хоть понюхали их или потрогали руками. Девушка же наступала на них, будто и не видела, и все удалялась в чащу, увлекая за собой чабана,- выбрать палку для батога и ветку для свирели.
Сын Котороанцы был огорошен и терялся в догадках. Вечером пришел он домой грустный, задумчивый. Котороанца успокоила его как могла, утешила и надоумила пригласить чабана к себе, тогда уж наверняка они узнают, девушка это или юноша.
Сказано - сделано. Повел сьш Котороанцы отару и все хочет казаться чабану преданным товарищем, а к вечеру принялся, начав издалека, зазывать чабаненка к себе домой, в гости. Девушка поначалу противилась - то да се, а потом пошла. Котороанца уже ждала их. Нагрела воды заранее - будто бы помыть голову своему сыну, а сама надумала другое: заставишь чабаненка помыться, тогда она увидит, есть ли у него косы, и все станет ясно. Миоара разузнала ли что или вынюхала, а только приблизилась к девушке и шепнула, какой ей готовится подвох, Ужаснулась та и попросила у овцы совета. Миоара сказала:
- Как приготовят тебе корыто для мытья, я пройду и ненароком опрокину, его, ты же скажи, что в другой воде та станешь мыться: Как на, будет Котороанца тебя уговаривать - отказывайся.
Так и сделали. Приготовила старуха все, что полагается, и зовет чабаненка помыть голову. Неосторожная же миоара ковыляла, ковыляла вокруг корыта и - опрокинула его.
- Вот бедовая овечка, напакостила мне,- говорит Котороанца.- Да погоди, поставлю сейчас другую воду греть.
- Не суетитесь зря, я в другой воде мыться не буду,- говорит чабаненок. Увидела Котороанца, что ничего не получается, и решила другим способом выведать тайну. Как стала укладывать чабанов спать, подложила им под головы по пучку базилика и шепнула сыну:
- Ложись, дорогой мой, до утра все разузнаю. Я положила вам под головы по пучку базилика, если не увянет до утра, - значит чабаненок - парень, а если увянет, - девушка.
Улеглись чабаны, один на одном уголке подушки, вто-рой - на другом, как уложила Котороанца, а на заре, когда сон особенно сладок, миоара взяла и поменяла пучки базилика.
Утром стала Котороанца проверять пучки, а они одинаковые. Ничего не вышло из ее ворожбы и колдовства.
-Тебе показалось, сын мой,- говорит она сыну.- Этот чабан - юноша. Раз уж выяснилось все таким образом, оставил сын Котороанцы свои догадки, расстался с чабаном и стал думать о своих делах. Через некоторое время он женился, и в мире и покое потекла его жизнь. Как-то случай занес девушку-чобана к дому сына Котороанцы. Подошла она ближе и видит: горит перед домом костер, а на треножниках варится что-то в горшке. Чуть подале, у дерева, сын Котороанцы свежует ягнёнка, а в доме хлопочет молодая хозяйка. Девушка подошла ближе. В это время костер разгорелся так ярко, что из горшка стало выплескиваться варево. Хозяйка подбежала, обхватила горшок передником и хочет снимать его с огня. - Бог ты мой! - не выдержала девушка-чабан, - сколько по белому свету хожу, не видела еще хозяйку, чтобы снимала горшок передником.- И с досады бросила кушму оземь. Волосы ее рассыпались по плечам, окружили лицо золотистыми кольцами. Сын Котороанцы, как оглянулся и увидел ее, бросился к ней с распростертыми руками, чтоб обнять (а руки его были выпачканы кровью ягненка). Девушка же прокружилась вокруг себя и обернулась ласточкой. Только на том месте у шеи, где прикоснулись руки сына Котороанцы, осталась полоска цвета крови, и сохранилась она до наших дней.
Забилась ласточка и - фрр! фрр! фрр! - стала подниматься в небо. Сын Котороанцы схватил ее за хвост, а она рванулась изо всех сил, и в руках у него остался только пучок перьев. Посмотрел он ласточке вслед и увидел, что хвост у нее принял форму ножниц. А ласточка все удалялась и удалялась от него, скрываясь в небе.
С тех пор у ласточек и красная шейка, и хвост ножницами, а гнездо свое они вьют под крышами домов-знак того, что ведут свой род от рода человеческого. (включить песню)
ЖАВОРОНОК
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий,
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны;
Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь божий мир здесь вижу я.
И славит бога песнь моя! (В.Жуковский) (слайд со звуком)
Примета о жаворонке
Жаворонок всегда был любим и почитаем на Руси, о нем сложено много песен и стихов, с ним связаны многие народные приметы, ему посвящены народные праздники. Существует древняя легенда, по которой в жаворонков превратились души сорока христиан-мученников, казненных, но не отрекшихся от своей христианской веры. С тех пор считается, что если ко Дню Сорока мучеников, который отмечается на Руси 22 марта, прилетят жаворонки, год будет удачным, урожай хорошим, лен длинным! В народе этот праздник называют попросту - Сороки, считается, что в этот день прилетает сорок птиц, и впереди всех летит жаворонок.
Накануне этого праздника в деревнях пекли «жаворонков», на утро - раздавали детям и те, своими песнями, зазывали настоящих жаворонков, кликали весну: «Жаворонки, прилетите, студеную зиму унесите, теплу весну принесите, зима нам надоела, весь хлеб у нас поела». (слайд)
ЗИМОРОДОК
Холодно березе.
Холодно осине.
Даже белка в шубке
На морозе стынет.
Только зимородок
На мороз не ропщет-
В полынье холодной
Крылышки полощет. (В. Степанов)
ВОРОБЕЙ (слайд со звуком)
Воробей мой, воробьишка!
Серый-юркий, словно мышка.
Глазки - бисер, лапки - врозь,
Лапки - боком, лапки - вкось...
Прыгай, прыгай, я не трону -
Видишь, хлебца накрошил...
Двинь-ка клювом в бок ворону,
Кто ее сюда просил?
Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,
Так, вот так, еще чуть-чуть...
Ветер сыплет снегом, злюка,
И на спинку, и на грудь.
Подружись со мной, пичужка,
Будем вместе в доме жить,
Сядем рядышком под вьюшкой,
Будем азбуку учить...
Ближе, ну еще немножко...
Фурх! Удрал... Какой нахал!
Съел все зерна, съел все крошки
И спасибо не сказал. (Саша Чёрный)
Легенда
Что странно: зимородок — птица заметная, с оперением необычайно ярким, как у попугая, но увидеть зимородка в дикой природе почему-то очень трудно…
Одна из японских сказок повествует о том, что когда-то зимородок и воробей были родными братьями. А почему бы нет? Ведь размеры у них примерно одинаковые. Долгое время братья жили с родителями, но вскоре послали их родные в город: на жизнь зарабатывать и уму-разуму набираться. Воробей учился и трудился честно, а зимородок знай себе наряжался да по злачным местам ошивался.
И тут пришла братьям страшная весть: умерли родители, надо на похороны ехать. Воробей тут же помчался к отчему дому, а зимородок задержался — одежку себе поярче выбирал, чтобы в родном селе перед знакомыми блеснуть. И прилетел он в результате, когда все уже закончилось, зато наряженный, как на свадьбу.
Но никто не оценил его пестрой одежки, все только посмотрели с осуждением, покачали головами на такое бесстыдство да и пошли прочь. И остался зимородок красивый, нарядный и один-одинешенек. Прячет теперь он свой наряд по глухим местам, где никто его не видит.
ПАВЛИН (слайд)
У павлина хвост красивый,
Яркий, длинный и большой.
Перья веером раздвинул —
Курам хвастаться пошёл. (Д.Пономарева)
Словно важный господин,
Распускает хвост павлин
Как прекрасен облик твой! -
Только, пташечка, - не пой! (А. Мармазов) (включить звук)
ПИНГВИН
Важный-важный, чёрно-белый,
Он идёт по снегу смело.
Снег под лапками хрустит,
Но пингвин вперёд бежит.
Всё быстрей, прибавив ходу,
Плюх – с разбега прямо в воду!
Прыг – пингвин назад летит,
Рыбка в клювике блестит.
Важно-важно, словно кот,
Он улов домой несёт
Своим маленьким детишкам,
Пингвинятам-шалунишкам. (Я. Миллиз) (физ-ка)
Летать и бегать пингвины не могут, но отлично плавают и ныряют. Например, очковые пингвины ныряют на глубину до 130 м, плавают со скоростью 6,6 км/ч; за день во время кормежки птицы проплывают около 27 км, причем на глубине более 3 м проводят в среднем около 80 мин в сутки.
По суше пингвины ходят неуклюже, переваливаясь и держа туловище вертикально. В случае нужды они падают брюхом на снег и скользят по нему, отталкиваясь всеми четырьмя конечностями. Скорость передвижения 3—6 км/ч.
КУКУШКА
Ку-ку, ку-ку кукушка,
Кукует на опушке.
Листва её скрывает,
От глаз оберегает.
Зовёт кукушка лето,
Что заблудилось где-то,
Жару дать солнце просит,
Пусть ветер дождь уносит.
Ку-ку, куку кукушка,
Кукует на опушке.
Года она считает,
И сколько жить мне знает. (Е. Степанова)
Трудно представить лес без кукушки. Громкое «ку-ку» самца и характерную булькающую трель самки каждый из нас неоднократно слышал (кстати, знаменитое «ку-ку!» - крик «мужской», означающий: «Я тут!»; самка-кукушка издаёт звуки, напоминающие хохот). И что кукушка гнёзд не строит, а подкладывает яйца в чужие гнёзда, также всем нам хорошо известно. Вроде бы, про кукушку всё уже сказано. Но, к сожалению, до сих пор человек мало знает об этой необычной птице, которую чрезвычайно трудно изучать. Кукушка - птица осторожная и скрытная. Далеко не все видели ее живьем. А в полете она столь похожа на ястреба, что неспециалисты их постоянно путают.
Кукушка - перелетная птица, на зиму она кочует в тропическую Африку. Но интересная штука: большинство птиц совершает свои перелеты стаями, а вот стай кукушек никто не видел. Осенью они незаметно исчезают, старшее поколение раньше, молодые позже. Летят обычно по ночам и, вероятнее всего, в одиночку.
Питаются кукушки различными насекомыми, которых поедает почти весь день в больших количествах. Кукушки приносят большую пользу, поедая мохнатых гусениц, покрытых ядом. Другие птицы такое угощение игнорируют. Если в каком-нибудь лесном участке кукушек больше обычного, это верный признак того, что именно на этом участке происходит особенно опасное нашествие гусениц. Очевидцы видели, как некоторые из кукушек поглощали по десятку гусениц за минуту! Так что для леса кукушка - очень полезная птица, ведь уничтожением за лето миллионов вредителей она полностью искупает свою "вину" убиения невинных птенчиков других видов.
КОЛИБРИ
Это бабочка иль птичка,
Крохотуля-невеличка?
Быстро крылышками машет,
Над цветком с нектаром пляшет.
У Колибри пышный вид,
Карнавальный колорит.
Нет прожорливей Колибри.
Без еды они б погибли.
Ночью птички замирают,
С ярким солнцем – «оживают»,
Охраняют от врагов
Своих крошечных птенцов. (Т.Лаврова)
Это самая маленькая птичка в мире (с ноготок). Перышки колибри так красивы, что похожи на драгоценные камни. На солнце они переливаются и меняют свою окраску. Гнездо этой маленькой птички сплетено из травинок и величина его – со скорлупу от грецкого ореха. В гнездышке лежат два крохотных яичка величиной с горошину. Но смелости этой птицы можно позавидовать: она бесстрашно нападает даже на змей, если враг подбирается к гнезду. Как стрела, летит она на защиту птенцов и вонзает свой длинный и острый клюв в нос или глаз противника. Обитают эти птички в Америке, в тропическом поясе.
ДЯТЕЛ (слайд со звуком)
В тёмном фраке, молчаливый
Санитар неутомимый
Сел и вытянулся в рост,
Оперся на сильный хвост,
Для удара выбрал точку,
Стукнул клювом-молоточком.
«Тук-тук-тук» да «Тук-тук-тук» -
Слышен частый перестук.
Дятел – друг леса. Орнитологи провели тщательные исследования и выяснили, что дятел не трогает здоровые деревья, а дыры пробивает только на больных, зараженных гнилью стволах.
В таком больном дереве заводятся точильщики - огромные головастые муравьи из рода кампонотус. Насекомые без устали грызут древесину и проделывают в ней множество ходов. Дерево постепенно слабеет, и в конце концов обреченную ель ломает ветер. Дятел же, обнаружив заселенную муравьями елку, пробивает в стволе ниши. Насекомые выбегают на стук клюва, и тогда птица ловит их и съедает. Птица охотится за муравьями до тех пор, пока ни одного из них в стволе не останется. А дыры, пробитые птицей в стволе, затягиваются смолой, и ель продолжает жить.
СИНИЦА (слайд со звуком)
Рассветная песня синиц
На улице спит даже ветер,
И нет посторонних лиц.
Лишь слышится где-то в сквере
Рассветная песня синиц.
Нотки их радостных трелей
На каждую почку деревьев
Сыплют весеннюю бодрость:
Мол, просыпайся скорее.
А город проснется скоро,
Но не сможет своей суетой
Заглушить весеннюю песню.
Пой, птичка-солнышко, пой! (Нелли Зарипова)
Основные мероприятия по охране птиц:
установление запретов на отлов и использование птиц;
охрана среды их обитания, условий размножения, путей миграции и др.;
борьба с разорением птичьих гнезд, сбором яиц, уничтожения птиц из рогаток, спугиванием птиц, борьба с браконьерами, установление правил и сроков охоты на дичь.
Основные мероприятия по привлечению птиц:
заготовка для них корма, изготовления и установка зимних кормушек, развешивание гнездовий и др.;
создание государственных заповедников, заказников (орнитологические заповедники: Кандалакшский на побережье Белого моря, Астраханский и Кызыл-Агачский на Каспии);
привлечение птиц в населенные пункты, сады, огороды, на поля, в леса, на водоемы.
БЕРЕГИТЕ ПТИЦ
Не трогай ласточку! Она
Издалека летит сюда,
У нас растит своих птенцов,
Не разоряй ее гнезда.
Будь другом птиц!
Пусть под окном
Поет весною соловей
И над просторами Земли
Летают стаи голубей! (Иосиф Гришашвили)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
программа по литературному чтению Н. А. Чураковой «Литературное чтение» по системе системе Л.В. Занкова
планирование примерное по литературному чтению...
Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка
Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...