Проектная задача для 3 класса "Как стать сказочником?"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Прядко Галина Александровна

Учащимся предлагается квазиреальная ситуация общения со сказочными персонажами с другой планеты. Помогая инопланетянам придумать и составить для своей планеты сказки, учащиеся анализируют текст данной им сказки, планируют свои действия, сопоставляют, обобщают и классифицируют полученную информацию. Представляя результаты своей работы, учащиеся демонстрируют тезисы по данной им сказке. Проверить прочность полученных знаний поможет новое задание: составить свою авторскую сказку, используя кластер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Конзаводская средняя общеобразовательная школа №2

Проектная задача "Как стать сказочником?"

                                                                Учитель высшей категории

                                                               Прядко Галина Александровна

х. Камышев

2012 год

Теоретическая часть

       Жизнь и успех человека в современном обществе определяется его умением организовать свою жизнь как проект: увидеть проблему, наметить план действий по ее решению, привлечь необходимые ресурсы и оценить, насколько успешно решены поставленные цели. То есть успешная жизнь зависит от  того, обладает ли человек "проектным типом мышления".  В современной школе общепризнан метод проектов, который предусматривает проектную деятельность обучающихся. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, осваивающих основную образовательную программу: личностным, метапредметным, предметным. Метод проектов обладает большими возможностями  для достижения метапредметных результатов и  формирования УУД  : самостоятельная работа с информацией, выдвижение гипотез, установление причино - следственных связей, планирование  своей деятельности,  нахождение пути решения проблемы, умение  работать в сотрудничестве,  вести диалог, отстаивать свою точку зрения, способность оценивать свои действия, формирование положительного  отношения к учебной деятельности, осознание своих возможностей в учении, необходимости самосовершенствования. Такие навыки помогают легко адаптироваться к учебной деятельности, снижают уровень тревожности, создают комфортные условия для становления детского коллектива, налаживания контактов между обучающимися. А главное - готовят младшего школьника к будущей взрослой  жизни. И начинать такую работу необходимо  в начальной школе. Ведь смысл метода проектов заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

       Однако, выполняя исследовательскую работу, младшему школьнику необходимо обработать большой поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное, анализировать,  уметь понять основное в материале, а также точно и лаконично передать его другим. Для ученика начальной школы выполнение проекта становится серьезной проблемой.  

       Для организации проектной деятельности на начальной ступени образования необходимо учитывать возрастные возможности младших школьников. В начальной школе прообразом проектной деятельности могут стать проектные задачи. Это задачи, в которых через систему заданий стимулируются детские действия, нацеленные на получение "продукта" - конечного результата, самостоятельно  достигнутого ребенком или группой обучающихся. Для решения проектной задачи школьникам предлагаются все необходимые материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

       Решение   проектных задач позволяет младшим школьникам почувствовать себя взрослыми, отвечает их желанию проявить самостоятельность и  помогает приобрести опыт исследовательской работы.

Практическая часть

Проектная задача

Название проектной задачи

Как стать сказочником

Предмет

Литературное чтение

Класс

3

Составитель

Учитель начальных классов МБОУ

Конзаводской СОШ №2  Прядко Г.А.

Тип задачи

Предметная  разновозрастная

Цели

 1.Ознакомить третьеклассников с одним из способов группового взаимодействия при решении проектной задачи.

2. Проверить в практической ситуации умения и навыки работы с текстом.

Педагогические задачи

Предметные:

-использовать знания о видах сказок, их признаках  и характеристике главных героев;

-создать условия для творчества учащихся.

Метапредметные УУД

                                   Познавательные:

-анализ текста с целью выделения основных признаков сказки, установление причино-следственных связей,  сравнение, обобщение  и обработка информации;

-учить моделировать, т.е. преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные признаки объекта.

Регулятивные:

- создать эмоционально-положительный настрой на урок;

-учить контролировать свои действия, оценивать результат.

Коммуникативные УУД:

-формировать умения работать в группе, договариваться и приходить к общему решению,уважать мнение и точку зрения каждого члена группы, вести устный диалог.

Личностные УУД:

  -развитие самостоятельности и навыка сотрудничества,положительного отношения к учебной деятельности;

- формирование личной ответственности за результаты работы группы; уважительного отношения к истокам культуры своего народа.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

-Обработка полученной информации.

-Выбор оптимального способа решения.

Планируемые  результаты

Демонстрация учащимися возможности применения предметного материала в новых условиях и умения создавать "продукт"- новую сказку на основе кластера.

Оценивание результатов работы

В результате решения задачи оценивается:

- умение создавать собственный "продукт-сказку для маленьких человечков с далекой планеты ;

 -владение необходимым предметным материалом;

- умение  взаимодействовать  в  малой  группе  при  решении  задачи.

Оборудование

Печатные материалы - текст сказки и кластер, листы для оформления  конечного «продукта», фломастеры, карандаши.

Замысел проектной задачи.

       Учащимся предлагается квазиреальная ситуация общения со сказочными персонажами с другой планеты. Помогая инопланетянам придумать и составить для своей планеты сказки, учащиеся анализируют текст данной им сказки, планируют свои действия, сопоставляют, обобщают и классифицируют полученную информацию. Представляя результаты своей работы, учащиеся демонстрируют тезисы по данной им сказке. Проверить прочность полученных знаний поможет новое задание: составить свою авторскую сказку, используя кластер.

Учащиеся объединяются в группы по 4 человека. Каждую группу сопровождает шестиклассник - консультант.

Время выполнения задачи – 4 урока.

Цель, которую должны достичь обучающиеся: систематизировать изученный материал по теме "Русские народные сказки" и, используя кластер (приложение1) , составить свою авторскую сказку.

Описание проектной задачи: Ребята! Забавные и жизнерадостные жители далекой от нас планеты просят вас о помощи. Их любимое занятие - читать и рассказывать русские народные сказки. Даже планету свою они назвали "Сказочная". Но на их планете нет сказок! Сегодня по межгалактической связи они попросили вас научить их составлять сказки.

 Для решения задачи вам потребуется фантазия и умение работать вместе, чтобы каждый из вас мог внести свой вклад в результат всей группы. Надеюсь, что вам понравится эта задача и вы с интересом будете ее решать!  Желаю успехов!

Задание 1.

Для группы «Знатоки сказок». Прочитайте предложенный вам текст русской народной сказки и, используя кластер, составьте тезисы по следующим приметам сказки: присказка, зачин, концовка. С полученным текстом вам предлагается  выступить перед одноклассниками. Кластер  (Приложение1)  и текст русской народной сказки "Несмеяна-царевна". (Приложение2).

Для группы «Лунтики». Прочитайте предложенный вам текст русской народной сказки и, используя кластер, составьте тезисы по следующей примете сказки: развитие событий. Найдите три важные характеристики настоящего сказочного героя:

Начало сказки - покидает дом навстречу опасностям и трудностям.

Основная часть - борется со злом, преодолевает трудности и опасности.

Концовка -возвращается домой поумневшим, обретает счастье.

С полученным текстом вам предлагается  выступить перед одноклассниками. Кластер (Приложение 1) и текст сказки (Приложение2).

Для группы «Фантазеры». Прочитайте предложенный вам текст русской народной сказки инайдите все устаревшие слова и устойчивые выражения.

Комментарии к заданию 1.

Дети должны договориться, распределить обязанности, составить план действий, а затем, опираясь на кластер и полученные ранее знания, составить тезисы. Получится текст  -краткий пересказ  сказки,  который группы представят одноклассникам.

       Если учащиеся правильно и быстро выполнят задание, им предлагается дополнительное творческое задание.

Задание № 2.

        Ребята!  Как вы думаете, сможете ли вы сами придумать и составить авторскую сказку? Сказок разных много, но все они построены по одинаковым законам. (См. кластер). Каждый автор должен соблюдать определенные правила.

Памятка

  1. О чем будет сказка?
  2. Кто будет героем?
  3. Какие приключения с ним произойдут? (Троекратный повтор).
  4. Какие волшебные предметы и помощники будут в сказке?
  5. Кто будет противостоять герою?
  6. Какие устаревшие слова (пуще, перст, око) и устойчивые выражения (видимо-невидимо, куда глаза глядят)  вы употребите?
  7. Как добро победит зло?
  8. Какую добрую мысль вы донесете слушателям?

Комментарии к заданию 2.

        Этот урок является ступенькой к переходу от народной сказки к изучению современной авторской сказки. Детям необходимо не только увидеть отличия между ними, но и самим попробовать свои силы в составлении авторской сказки.  Свою сказку учащиеся могут представить в интересной форме: прочитать по ролям, инсценировать.

Экспертный лист для оценки работы группы.

Задание

Группа

Знатоки сказок

     Колобки

Фантазеры

Взаимодействие членов группы в процессе работы

Соответствие подобранной информации заданию

Качество "продукта"

Предъявление результатов.

Итого:

Критерии оценивания  -по пятибалльной системе

Приложение 1                              

Кластер

Скоро сказка сказывается...

Жили-были в Тридевятом царстве...

Зачин

Присказка

Три характеристики героя, устаревшие слова и устойчивые выражения

Сказка - ложь, да

в ней намек...

Развитие событий

Концовка

Приложение  2             Несмеяна-царевна

      Как подумаешь, куда велик божий свет! Живут в нем люди богатые и бедные, и всем им просторно. Живут роскошные — и празднуют, живут горемычные — и трудятся; каждому своя доля!

      В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какое роскошье! Всего много, все есть, чего душа хочет, а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце ее ничему не радовалось.

      Горько было царю-отцу глядеть на печальную дочь. Открывает он свои царские палаты для всех, кто пожелает быть его гостем.

—  Пускай, — говорит, — пытаются развеселить Несмеяну-царевну, кому удастся, тому она будет женою.

      Только это вымолвил, как закипел народ у княжьих ворот! Со всех сторон едут, идут — и царевичи и княжевичи, и бояре и дворяне, полковые и простые; начались пиры, полились меды — царевна все не смеется.

      На другом конце в своем уголке жил честной работник, по утрам он двор убирал, вечерами скот пас, в беспрестанных был трудах. Хозяин его — человек богатый, правдивый, платою не обижал. Только окончился год, он ему мешок денег на стол:

—  Бери, — говорит, — сколько хочешь! А сам  в двери  и вышел вон.

Работник подошел к столу и думает: как бы перед богом не согрешить, за труды лишнего не положить? Выбрал одну только денежку, зажал ее в горсть да вздумал водицы напиться, нагнулся в колодезь — денежка у него выкатилась и потонула на дно.

      Остался бедняк ни при чем. Другой бы на его месте заплакал, затужил и с досады б руки сложил, а он нет.

—  Все, — говорит, — бог посылает, знает, кому что давать: кого деньгами наделяет, у кого последние отнимает. Видно, я худо рачил, мало трудился, теперь стану усердней!

И снова за работу — каждое дело в его руках огнем горит!

Кончился срок, минул еще год, хозяин ему мешок денег на стол:

—  Бери, — говорит, — сколько душа хочет! А сам в двери и вышел вон.

Работник опять думает, Чтоб бога не прогневить, за труд лишнего не положить, взял денежку, пошел напиться и выпустил невзначай из рук — денежка в колодезь и потонула.

      Еще усерднее принялся он за работу: ночь недосыпает, день недоедает. Поглядишь: у кого хлеб сохнет, желтеет, а у его хозяина все бутеет; чья скотина ноги завивает, а его по улице брыкает; чьих коней под гору тащат, а его и в поводу не сдержать. Хозяин разумел, кого благодарить, кому спасибо говорить.

Кончился срок, миновал третий год, он кучу денег на стол:

—  Бери, работничек, сколько душа хочет, твой труд, твоя и деньга!

А сам  вышел вон.

      Берет работник опять одну денежку, идет к колодезю воды испить — глядь: последняя деньга цела, и прежние две наверх выплыли. Подобрал он их, догадался, что бог его за труды наградил, обрадовался и думает: «Пора мне бел свет поглядеть, людей распознать!»

      Подумал и пошел куда глаза глядят. Идет он полем, бежит мышь:

—  Ковалек, дорогой куманек! Дай денежку, я тебе сама пригожусь!

Дал ей денежку.

Идет лесом, ползет жук:

—  Ковалек, дорогой куманек! Дай денежку, я тебе сам пригожусь!

Дал и ему денежку.

Поплыл рекой, встретился сом:

—  Ковалек, дорогой куманек! Дай денежку, я тебе сам пригожусь!

Он и тому не отказал, последнюю отдал.

      Сам пришел в город; там людей, там дверей! Загляделся, завертелся работник на все стороны, куда идти — не знает. А перед ним стоят царские палаты, серебром-золотом убраты, у окна Несмеяна-царевна сидит и прямо на него глядит. Куда деваться? Затуманилось у него в глазах, нашел на него сон, и упал он прямо в грязь.

Откуда ни взялся сом с большим усом, за ним жучок-старичок, мышка-стрижка, все прибежали. Ухаживают, ублаживают: мышка платьице снимает, жук сапожки очищает, сом мух отгоняет.

Глядела, глядела на их услуги Несмеяна-царевна и засмеялась.

—  Кто, кто развеселил мою дочь? — спрашивает царь.

Тот говорит: «Я»; другой: «Я».

—  Нет! — сказала Несмеяна-царевна. — Вон этот человек! — И указала  на работника.

      Тотчас его во дворец, и стал работник перед царским лицом молодец-молодцом! Царь свое царское слово сдержал: что обещал, то и даровал.

Я говорю: не во сне ли это работнику снилось? Заверяют, что нет, истинная правда была, — так надо верить.

Из сборника «Русские народные сказки», под редакцией И. Киндер

Интернет-ресурсы:

http://www.dreams4kids.ru/russkie-narodnye-skazki/

http://images.yandex.ru/ 

http://www.fun4child.ru/

http://www.uchportal.ru

http://detskie-skazki.com/stati/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.

Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....

Статья "Проектные задачи, как средства реализации ФГОС"

В последнее время в педагогических кругах активно обсуждаются вопросы модернизации российского образования, достижения новых образовательных результатов. Все более актуальным становится использование ...

Научно-методическая статья "ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД" (по материалам курсового исследования)

В связи с введением ФГОС методические науки осуществляют поиск таких форм, методов, методик преподавания школьных предметов, которые позволили бы в полной мере реализовать весь комплекс задач, сформул...

Методическая статья на тему "Проектные задачи на уроках литературного чтения как средство развития творческих способностей"

В связи с ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни и быстро меняющимся условиям, возрастает потребность в людях, способных творчески подходить к лю...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ"

В статье раскрыта проблема формирования исследовательских умений школьников во внеурочной деятельности, описываются понятия «исследовательские умения», «внеурочная деятельность»...

Статья "Проектная задача, как прообраз проектной деятельности в начальной школе".

Статья из опыта работы МО учителей начальных классов по организации проектной деятельности....

Статья по теме "Проектные задачи как новая форма учебной деятельности"

О            Одним из новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов является пр...