КТП по литературному чтению 4 класс автор Л.Ф. Климанова
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
КТП по литературному чтению на 4 класс составлено на 85 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_literat.chtenie_4_kl.docx | 46.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Цель: на основе работы с художественным литературным произведением развивать духовные, нравственно-эстетические стороны личности ребёнка, активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Задачи:
Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.
Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся.
Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление.
Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус.
Формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей и поэтов.
Обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
Формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы.
Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности.
Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров , разнообразных по содержанию и тематике, обобщать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Работать с различными видами текстов.
Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой. Издательство «Просвещение», Москва, 2008г.
Программа рассчитана на 85 ч. (2 часа в неделю I полугодие, 3 часа- II полугодие)
Рабочая программа по русскому языку 2 вида разработана по причине того, что в учебном плане школы сокращено количество часов на преподавание данного предмета.
Таблица тематического распределения количества часов.
№ п\п | Разделы ,темы. | Количество часов | |
по авторской программе | по рабочей программе | ||
1. | Былины. Летописи. Жития | 6 | 6 |
| 2 | ||
| 4 | ||
2. | Из русской классической литературы | 20 | 15 |
| 3 | ||
| 5 | ||
| 5 | ||
| 7 | ||
3. | Поэтическая тетрадь | 69 | 57 |
| 7 | ||
| 2 | ||
| 6 | ||
| 5 | ||
Сказки русских писателей | 12 | ||
| 8 | ||
| 4 | ||
Делу время – потехе час | 6 | ||
Страна далекого детства | 5 | ||
Природа и мы | 9 | ||
| 3 | ||
| 6 | ||
Страна «Фантазия» | 5 | ||
4. | Зарубежная литература | 7 | 7 |
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 1 | ||
Итого | 102 | 85 |
Выполнение практической части программы:
Заучивание наизусть – 15 стихотворений
Региональный компонент – 13.
Содержание обучения
Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.
1. Былины. Летописи. Жития (6 часов)
1.О былинах. «Ильины три поездочки».
2.Летописи. Жития.
3.«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...»
4.«И вспомнил Олег коня своего...»
5.«Житие Сергия Радонежского».
2.Из русской классической литературы (15 часов)
1. П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок);
2. А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает..;», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
3. М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»;
4. А. П. Чехов. «Мальчики».
3. Поэтическая тетрадь (57часов)
1. Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»;
2. А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»;
3. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»;
4. А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»;
5. И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»;
6. Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»;
7. И. А. Бунин. «Листопад».
Сказки русских писателей (12 часов)
1. В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»;
2. П. П. Бажов. «Серебряное копытце»;
3. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»;
4. В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
Делу время — потехе час (6 часов)
1. Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»;
2. В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»;
3. В. В. Голявкин. «Никакой»
Страна далёкого детства (5 часов)
1. Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»;
2. К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»;
3. М. М. Зощенко. «Елка».
Поэтическая тетрадь 2 (2 часа)
1. В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»;
2. С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»;
3. М. И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».
Природа и мы (9 часов)
1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; 2. А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»;
3. М. Пришвин. «Выскочка»;
4. К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»;
5. Е. И. Чарушин. «Кабан»;
6. В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь 3 (6 часов)
1. Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»;
2. С. А. Клычков. «Весна в лесу»;
3. Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»;
4. Н. М. Рубцов. «Сентябрь»;
5. С. А. Есенин. «Лебедушка».
Родина (5 часов)
1. И. С. Никитин «Русь»;
2. С. Д. Дрожжин. «Родине»;
3. А. В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...»;
4. Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».
Страна «Фантазия» (5 часов)
1.Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника».
2.К. Булычев. «Путешествие Алисы».
4.Зарубежная литература (7 часов)
1. Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»;
2. Г. X. Андерсен «Русалочка»;
3. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»;
4. С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».
Требования к подготовке учащихся
Обучающиеся должны: знать/уметь
-владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
-понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), - уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, -определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
-передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
-составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
-выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
-знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
- знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;
- знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
- уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища,
т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
-давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для
* работы с книгой как источником информации;
* использования в повседневной речи литературных приёмов сравнения, олицетворения и др.;
* умения анализировать и синтезировать информацию, полученную в процессе чтения;
* применения выразительности в устно-речевом общении;
* расширения кругозора.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
1.Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова «Литературное чтение 4 класс» в 2-х частях. Издательство Москва «Просвещение», 2009 г.
2. Н.В. Белов «Христоматия по литературе. 1-4 класс» в 2-х книгах. Издательство Минск: «Харвест», 2008г.
3. В.И. Горовая, Н.И. Дробоб, Л.И. Кулагина, Т.К. Лаврентьева. Конспекты уроков по внеклассному чтению для 1-4 классов, (пособие для учителя из библиотеки начальной школы), Издательство Москва, «Владос», 2005г
4. С.В. Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс»
Издательство Москва «ВАКО», 2006 г.
№ п\п | Содержание (разделы, темы) | Колич. часов | Даты проведения | Использование учебного, учебно-наглядного и лабораторного оборудования | |
План | Факт | ||||
Летописи. Былины. Жития | 6 ч. | ||||
Летописи | 2 ч. | ||||
Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | 1 | Репродукции | |||
Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Кубан. Летописи земли кубанской. | 1 | Репродукции | |||
Былины и жития | 4 ч. | ||||
Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» | 1 | ||||
Силы зла в былине «Ильины три поездочки». Кубан. «Сказания о казаках – богатырях» | 1 | ||||
«Житие Сергия Радонежского» – памятник древнерусской литературы | 1 | В/Ф | |||
«Житие Сергия Радонежского». Характеристика главного героя. | 1 | ||||
Из русской классической литературы | 15 ч. | ||||
Творчество П. Ершова | 3 ч. | ||||
Чудесный мир классики. П. Ершов «Конёк-горбунок» | 1 | Наизусть отрывок | |||
Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конек Горбунок» | 1 | В/Ф | |||
Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок» | 1 | Портрет поэта | |||
Творчество А.С. Пушкина | 3 ч. | ||||
А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..» | 1 | Наизусть | |||
А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | Портрет поэта | |||
А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поступки главных персонажей. | 1 | Отрыв. наизусть | |||
Творчество М.Ю. Лермонтова | 4 ч. | ||||
Олицетворение в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Дары Терека» | 1 | Портрет поэта | |||
М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка) | 1 | Портрет поэта | |||
М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб». Хорошие и плохие поступки людей. | 1 | Портрет поэта | |||
Стихи М.Ю. Лермонтова. Кубан. «Лермонтов на Кавказе» | 1 | Наизусть | |||
Творчество Л.Н. Толстого и А.П. Чехова | 5 ч. | ||||
Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». | 1 | Портрет писателя | |||
Л. Н. Толстой «Как мужик убрал камень». | 1 | Портрет писателя | |||
Отличие рассказа от сказки. А. П. Чехова «Мальчики» | 1 | Портрет писателя | |||
Сравнение характеров главных героев в рассказе А. П. Чехова «Мальчики». | 1 | Портрет писателя | |||
В мире приключений. Кубан. Кубанский фольклор Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» | 1 | Выставка книг | |||
Поэтическая тетрадь | 57 ч. | ||||
Поэтическая тетрадь 1 | 6 ч. | ||||
Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид…» «Как неожиданно и ярко…». Кубан. «Осень в поэзии кубанских авторов». | 1 | Наизусть | |||
А. Фет. Своеобразие ритма в стихотворении «Бабочка». | 1 | Портрет поэта | |||
Картины весенней природы в стихах Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…» | 1 | Наизусть | |||
А. Н. Плещеев «Дети и птичка», И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» | 1 | Рисунки детей | |||
Тема детства. Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» | 1 | Наизусть | |||
И. А. Бунин «Листопад». Обобщение по разделу. Кубан. « Пейзаж родного края в стихотворениях» | 1 | Наизусть | |||
Сказки русских писателей | 12 ч. | ||||
Русские сказочники | 8 ч. | ||||
Научно-познавательная сказка В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке» | 1 | В/Ф | |||
Особенности поведения героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» | 1 | Портрет писателя | |||
Реальные и фантастические события в сказке В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке» | 1 | ||||
Характеры главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе» | 1 | ||||
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Кубан. «Сказки Ивана Вараввы.» | 1 | ||||
П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказе реальной жизни. | 1 | ||||
Особенности речи героев сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце» | 1 | В/Ф | |||
Аргументированный ответ . П.П. Бажов «Серебряное копытце» | 1 | Портрет писателя | |||
Творчество С.Т. Аксакова | 4 ч. | ||||
Литературная сказка. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 1 | В/Ф | |||
Персонажи, события в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | 1 | Рисунки детей | |||
Борьба добра и зла в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | 1 | ||||
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Обобщение по разделу. Кубан. Анализ народной кубанской сказки | 1 | Выставка книг | |||
Делу время – потехе час | 6 ч. | ||||
Авторская литературная сказка Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» | 1 | В/Ф | |||
Поучительный смысл «Сказки о потерянном | 1 | Портрет писателя | |||
Воспитательное значение сказки Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» | 1 | ||||
В. Ю. Драгунский «Главные реки». Средства создания комического эффекта | 1 | ||||
Многозначность слова в рассказе В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка» | 1 | Толковый словарь | |||
В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел». Обобщение по разделу «Делу время – потехе час» | 1 | Сборник пословиц | |||
Страна далекого детства | 5 ч. | ||||
Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей. | 1 | Портрет писателя | |||
Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых | 1 | ||||
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Поступки героев. | 1 | Портрет писателя | |||
Сравнение в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». | 1 | ||||
М. М. Зощенко «Елка». Обобщение по разделу Кубан. Воспитание в казацких семьях | 1 | Портрет писателя | |||
Поэтическая тетрадь 2 | 3 ч. | ||||
Тема детства. В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская» | 1 | ||||
Стихи о счастливых днях детства. С. А. Есенин «Бабушкины сказки» | 1 | Наизусть | |||
Тема Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». Обобщение по разделу | 1 | Наизусть | |||
Природа и мы | 9 ч. | ||||
Творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка | 3 ч. | ||||
Отношения человека и птицы в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» | 1 | Портрет писателя | |||
Роль рассуждений в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» | 1 | ||||
Составление плана рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» | 1 | М/М | |||
Рассказы о животных | 6 ч. | ||||
А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Портреты животных в рассказе. | 1 | Портрет писателя | |||
Тема самопожертвования в рассказе А. И. Куприна «Барбос и Жулька». | 1 | ||||
Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка» | 1 | ||||
Юмор в произведении Е.И.Чарушина «Кабан». | 1 | Портрет писателя | |||
Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» | 1 | Портрет писателя | |||
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Обобщение по разделу «Природа и мы» | 1 | ||||
Поэтическая тетрадь 3 | 6 ч. | ||||
Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень» | 1 | Наизусть | |||
Весна как время обновления природы. С. А. Клычков «Весна в лесу» | 1 | Наизусть | |||
Настроение, выраженное в стихах Д. Б. Кедрина «Бабье лето» | 1 | ||||
Тема природы и Родины .Н. М. Рубцов «Сентябрь» | 1 | Наизусть | |||
Иносказательный смысл произведения С. А. Есенина «Лебедушка» | 1 | ||||
С. А. Есенин «Лебедушка». Кубан. Поэты о родной природе. Обобщение по разделу | 1 | М/М | |||
Родина | 5 ч. | ||||
Тема любви к Родине. И. С. Никитина «Русь» Кубан. Стихи о малой родине | 1 | Наизусть | |||
Патриотическое звучание стихотворения С. Д. Дрожжина «Родине» | 1 | ||||
Красота и величие природы в стихотворении | 1 | Наизусть | |||
Тема войны в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане» | 1 | Магнито фон | |||
Обобщение по разделу «Родина». Кубан. Стихи о родном городе. | 1 | Выставка книг | |||
Страна «Фантазия» | 5 ч. | ||||
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Кубан. «Откуда пришли кубанские сказки» | 1 | ||||
Фантастика или сказка. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | 1 | ||||
Неизведанный космос. Кир Булычев «Путешествие Алисы» | 1 | В/Ф | |||
Кир Булычев «Путешествие Алисы». | 1 | ||||
Анализ поступков героев. Кир Булычев «Путешествие Алисы». Обобщение по разделу «Страна «Фантазия» | 1 | Рисунки детей | |||
Зарубежная литература | 7 ч. | ||||
Творчество Дж. Свифта | 2 | ||||
Фантастические события в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера». | 1 | В/Ф фрагмент | |||
Д. Свифт «Гулливер в стране великанов». | 1 | ||||
Творчество Г.-Х. Андерсена | 2 | ||||
Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка». | 1 | В/Ф | |||
Поступки персонажей в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка». | 1 | ||||
Творчество М. Твена | 2 | ||||
Тема первой любви. М. Твен «Приключения Тома Сойера». | 1 | Портрет писателя | |||
Характеристика персонажей.М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 1 | ||||
Библейские сказания | 1 | ||||
Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете» | 1 | В/Ф | |||
Итого – 85, региональный компонент - 13 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс автор Л.Ф.Климанова
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России" автор Л.Ф.Климанова создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
рабочая программа по литературному чтению 4 класс автор Л.Ф.Климанова
Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению, с использованием авторской програм...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс , авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования (2009 года), на основе Примерной программы нача...
«В.Берестов «Кошкин щенок» Предметная программа и ее автор: «Литературное чтение.3 класс» автор Л.Ф.Климанова и др.,учебно-методического комплекса «Перспектива».
1. Цель урока: 1) познакомить с юмористическим стихотворением В.Берестова «Кошкин щенок», 2) продолжить развитие навыков выразительного чтения;3)продолжить формирование б...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс, авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. УМК "Школа России" (102 ч.)
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе программы начального общего образования по литературному чтению, соответствующей Федеральному государственному образователь...