Звук (ш) и буквы Ш, ш.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Конспект урока по обучению грамоте. В урока разработке показана методика формирования логических УД у первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx29.02 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте  в 1классе

По программе  «Школа 2100»

Автор: Полякова Светлана Леонидовна

Тема урока:Звук [ш], буквы Ш,ш.

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

  1. Метапредметные: ученики получат возможность осваивать способы работы над определением понятия и логической операцией сравнения.
  2. Предметные:а) ученики получат возможность научиться различать и выделять в потоке речи твердый, согласный звук [ш], давать ему характеристику и обозначать его на письме буквой ш; б) ученики получат возможность вывести правило чтения шипящей согласной перед гласной буквой «и» и правописания слов с сочетанием жи-ши.
  3. Регулятивные: ученики получат возможность обучаться ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, оценивать результат своей  деятельности.
  4. Личностные: ученики получат возможность почувствовать ситуацию успеха, работая в силу своих способностей, в  своем индивидуальном темпе и чувствуя поддержку со стороны одноклассников и учителя.
  5. Коммуникативные: ученики получат возможность участвовать в диалоге при фронтальной работе и  в парах,  высказывать и отстаивать  свою точку зрения.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

время

1

Организационный момент

Проверка готовности к уроку

Проверяют готовность к уроку

Создание  положительной мотивации к обучению

Сегодня на урок обучения грамоте к нам пришло много гостей,  которым  мы очень рады, которым мы покажем, как умеем работать.

Но кое- кто еще тоже хотел бы присоединиться к нам.

Отгадайте кто это?

Он жонглер и акробат,

Веселить всех в цирке рад.

Поскорей скажите, кто он?

На арене рыжий... (клоун)

Отгадывают загадку.

Работа над  логическим УД - определением понятия

Ребята,  клоун это кто?

Подбирают   слова, определяющее лексическое значение слова клоун. (артист цирка ,который веселит, поднимает настроение зрителям)

Выход на тему урока

У клоуна  Паши появилось несколько  вопросов,  на которые он пока не может ответить, поэтому он пришел к нам на урок, чтобы вы ему помогли.

         Он очень заинтересовался одним звуком, который есть в его имени. А также этот звук встречается в загадках, которые приготовил клоун. Отгадайте их.

Загадаю вам, ребятки,

Очень трудные загадки.

Отгадаешь – не зевай!

Дружно хором отвечай!

Сегодня всё ликует

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные …….. (шары)(сл.6)

Если мы растём на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно ……. (шишек)(сл.7)

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему …….. (штанишки)(сл.8)

Учитель задает вопросы:

-Догадались о каком звуке идет речь?

-  Какой  буквой на письме обозначается звук ш?

-Какая тема нашего урока?

Отгадывают загадки.

Называют звук [ш].

Называют букву «Ш».

2

Определение темы и целей урока.

Пишет на доске Звук [ш], буквы Ш,ш

Ученики называют Звук [ш], буквы Ш,ш

Выход на цели урока.

Учитель задает вопросы:

-Посмотрите на тему урока.Что вам уже знакомо и понятно по этой теме?

- Какую букву напишем в слове Паша? Почему?

А что непонятно по теме урока?  

-А  вы можете сейчас   на нашей ленте букв показать, где будет стоять буква ш? (неизученные буквы закрыты)

-Тогда какие учебные цели нашего урока?

Учитель записывает: цель:узнать особенности звука [ш] и буквы ш(секреты ).

Ученики отвечают на вопрос.

-Записаны разные буквы Ш.  Одна заглавная, другая маленькая. Заглавная пишется в начале предложения или в именах собственных.

- Большую – это имя клоуна.

Ученики в затруднении.

Ученики приходят к выводу,что не могут, не хватает знаний.

Ученики формулируют цель:получить знания о звуке [ш] и букве ш.

3.

Составление плана работы

Учитель задает вопросы: Как будем узнавать секреты буквы?

Ученики предлагают наблюдать за звуком и буквой, выполнять задания, делать выводы.

4.

Изучение нового материала с опорой на ранее полученные знания.

обучение логической операции сравнение

Учитель предлагает задания: 1.Выставляет  человечков – звуковичков  букв и, а, у, т. С, к, п.

Сообщает, что вместе с клоуном Пашей на арене цирка выступали звуковички. Они так развеселились, даже перепутали, кому, в какой команде выступать. Помогите им разделиться на 2 группы. По какому признаку  будем их делить?

2.Последним явился человечек с буквой ш. В какую команду ему присоединиться?  

3. Сейчас наши человечки  должны одеть  наряд, не выступать же им раздетыми на арене. Как мы оденем человечка с буквой ш?

Остальных членов команды надо тоже одеть. Предлагаю поработать в парах, закрасьте остальных человечков.

Проверим.Для этого составим сравнительную таблицу

Учитель спрашивает: Почему человечек просит обратить на себя внимание? В чем его секрет ?

Ученики выходят к доске и делят буквы на группы: гласные и согласные.

Ученики выходят к доске , букву ш присоединяют к согласным, объясняют выбор своего решения.

 Один ученик раскрашивает человечка на доске, остальные в карточках у себя на партах. Человечка одевают в черную шапочку-цилиндр, т.к. это глухой согласный звук, синие башмаки,  т.к  это твердый согласный звук. Все комментируют.

В результате работы прходят к выводу: Звук ш – твердый согласный.

Дети придумывают слова со звуком ш и находят на слайде картинки, в которых есть новый звук и подтверждают выдвинутую гипотезу: Звук ш –всегда твердый согласный.

Ребята раскрашивают карточки с человечками.

Ученики объясняют свой выбор, дают характеристики звукам

Ученики делают вывод: буква ш –особенная, ею обозначается только твердый согласный звук ш.

Вход на правило:ши пиши с буквой и.

 Клоун Паша остался доволен. На один из вопросов он нашел ответ. Но у Паши появилась еще одна проблема. Он стал писать записку директору цирка, в которой обратился с просьбой приготовить ему для номера шишки, но задумался, как правильно написать это слово. Почему?

.Вы знаете, ребята, а наши прапрабабушки и прапрадедушки так мягко и говорили щищки. Сейчас нам кажется это смешно, но так раньше было. Мы уже так не говорим, а вот правописание ши осталось в русском языке.

- Мы помогли Паше ответить еще на один важный вопрос.

  .

В ходе фронтальной работы дети выходят на правило: ши- пиши с буквой и.

5

Закрепление изученного.

А сейчас Паша предлагает читать слова и предложения с буквой ш.

  1. Читаем слоги со слайда.
  2. Читаем текст  на с80. Паша-шутник.

Кто же Паша?

Прочитайте :Почему он шутник?

Что рассыпано  у Паши по кармашкам? Зачем ему шишки?

Посчитайте сколько слов с буквой ш встретилось в тексте.

Отметьте точкой звук, который обозначен этой буквой.Какого цвета точка?

Ученики читают, отвечают на вопросы.

6

Рефлексия.

Подведем итог.

Какое открытие для себя ты сделал на уроке?

 Какого цвета шарик ты хотел бы подарить клоуну в подарок.

Зеленый -   мне было очень интересно

Желтый – я затруднялся.

Красный – мне было скучно

Ученики показывают карточку нужного цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .

Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....