Тема текста. Основная мысль. Заголовок текста.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ.   УРОК ТВОРЧЕСТВА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_masterskaya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ

              УРОК ТВОРЧЕСТВА

ТЕМА:  Тема текста. Основная мысль.

              Заголовок текста.

ЦЕЛЬ:  Умение определять тему, основную

        мысль текста, подбирать заголовок

               текста.

        Развитие аналитического и образного

               мышления, умение выделять главное,

              обобщать, развитие фантазии, творчес-

              ких способностей.

        ХОД УРОКА

УЧИТЕЛЬ. Сегодня наш урок русского языка будет уроком творчества. Хочу предложить вам самим определить каким,

именно, делом вы будете заниматься.

Итак начнём.

Посмотрите на доску , прочтите записи, подумайте, какое за-

дание можете  предложить? Совпадает ли ваш вопрос с моим.

  1. Наступила красавица осень. Деревья стоят в праздничном убранстве. Осо-

бенно хороша берёзка. Её листочки

похожи на золотые монетки. Подул ветерок, и листья, как бабочки, за-

кружились в воздухе и мягким ков-

ром легли на землю.

  1. По небу плывут белые облака. Заяц и  белка живут в лесу. Дети идут в школу. У нас перед окном растёт стройная берёзка. Узкая тропинка ведёт к избушке лесника.

     

Дети, прочитав записи, должны увидеть различие в записях и доказать, что перед ними текст и набор предложений, попытаться

сформулировать определение текста.

( Вопросы: чем отличаются друг от друга записи? )

УЧИТЕЛЬ. Поняли, о чём пойдёт на уроке речь? Правильно, о текс-

                      те.

           Текст вы определили верно. Молодцы, продолжаем ра-

                      боту с этим текстом. Прочтите текст ещё раз и поду-

                      майте, о чём в нём говорится.

ДЕТИ.     Здесь говорится о красивом убранстве осенних деревьев.

               

УЧИТЕЛЬ. Делаем вывод: если узнаешь, о чём говорится в тексте-

                     то верно определишь ТЕМУ ТЕКСТА.

        ТЕМА-ЭТО ТО, О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ТЕКСТЕ.

Проведём дальнейшее исследование текста. Что важного хотел рас-

сказать, показать нам автор, написав для нас этот текст?

ДЕТИ. Автор хотел показать нам , как красивы деревья в осеннем

              наряде.  

 УЧИТЕЛЬ. Верно, он увидел это чудо и захотел поделиться с вами

                      этой мыслью.

            Итак, снова делаем вывод, что – же является основной

                     мыслью текста?

ДЕТИ.     ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО

                АВТОР ХОТЕЛ ПОКАЗАТЬ НАМ. В данном тексте -это

                как красивы деревья в осеннем наряде.

УЧИТЕЛЬ. А теперь вы, зная тему текста и его основную мысль,

        легко придумаете своё заглавие к нему.

ДЕТИ.  Золотая осень. Осеннее убранство. Красавица берёзка. Де-

        ревья осенью. и др.

УЧИТЕЛЬ. Если вы всё поняли , попробуйте самостоятельно определить тему и основную мысль текстов. Справившись  с

этим заданием , вы легко придумаете заголовок  к текстам.

                             ВАРИАНТ № 1

        Прекрасен лес ранним утром. Первые лучи солнца проби-

ваются сквозь зелёную листву. Прозрачные капельки росы блес-

тят на траве. Птицы уже проснулись и весело щебечут. Пёстрые бабочки перелетают с цветка на цветок.

        ВАРИАНТ № 2

Чёрная туча закрыла солнце. Стало совсем темно. Поднялся сильный ветер. Первые крупные капли дождя упали на землю. Дождь всё усиливался. Сверкнула молния, ударил гром. Началась гроза.

        ВАРИАНТ № 3

         

           Петя и Алёша возвращались из школы. Вдруг они услышали жалобный писк. Осмотрелись и увидели около скамейки пушистого котёнка. Он был такой маленький и беззащитный. Ребятам стало жалко малыша. Петя взял его к себе домой, накормил , обогрел и

назвал Пушком.

        ВАРИАНТ № 4

          Катя пошла в лес с подружками  за грибами. Грибов было много, и Катя не заметила, как  отстала от подруг. Она стала звать их , но никто не откликался. Девочка села на пенёк и заплакала.

Даже полная корзина грибов её не радовала. А подружки тоже ис-

кали Катю, звали её . И вскоре она услышала их голоса. Всё закончилось благополучно.

УЧИТЕЛЬ. Даю тему, по которой вам надо придумать рассказ.

                   Подберите слова , которые подходят к теме.

ВАРИАНТ № 1        Тема «Школа»

ВАРИАНТ № 2         Тема  «Магазин»

ВАРИАНТ № 3        Тема  «Театр»

ВАРИАНТ № 4        Тема   « Больница»

Ученики записывают слова самостоятельно, а затем при провер-

ке дополняют друг друга.

ЗАДАНИЕ № 3.  Задание является основным и носит творческий характер. Предлагается тема , а дети должны самостоятельно при-

думать связный текст. Некоторым детям, испытывающим затруднения, можно в индивидуальном порядке дать опорные сло-ва.

        ВАРИАНТ № 1

ТЕМА «  Мой любимый урок»

Опорные слова: урок математики , задачи , уравнения , решать , уз-

навать , интересно.

        ВАРИАНТ № 2

ТЕМА « Книга – мой лучший друг»

Опорные слова: читать , узнавать , приключения , сказки , интерес-

Но , удовольствие , советую.

        ВАРИАНТ № 3

ТЕМА «Красота зимнего леса»

Опорные слова: снежные шапки , серебряный иней , большие сугробы , ледяной дворец.

        ВАРИАНТ № 4

ТЕМА «Как хорошо летом на реке»

Опорные слова: жаркое лето, река , песок купались , загорали , плескались.

Тексты могут быть примерно такими.

        Мой любимый урок.

         Мне нравится ходить в школу , нравиться учиться. Но мой самый любимый урок – это урок математики. На этом уроке мы выполняем разнообразные задания : считаем устно , решаем задачи, уравнения. Особенно я люблю решать задачи «на смекалку». В этих задачах не всё так просто. Иногда и не сразу удаётся найти пра-

вильный ответ. Но самое главное – на уроке математики никогда не бывает скучно.

        Красота зимнего леса.

          Лес хорош в любое время года. Но особенно он красив зимой.

Снежные шапки лежат на мохнатых елях. Серебристый иней превращает лес в царство Снежной королевы. Кажется , что лес спит и видит волшебный сон.

                            Как хорошо летом на реке.

       Сейчас стоит зима , а я с удовольствием вспоминаю о лете.

Особенно приятно в жаркий день на реке. От воды веет прохладой.

Летают синие стрекозы , от душистых трав разносится аромат.

        Я с разбега бросаюсь в реку , плескаюсь , ныряю. Хорошо!

В конце урока подводятся итоги. Дети отвечают на вопросы учителя.

 Что является темой текста?

 Какова основная мысль текста?

 Что должен отражать заголовок в тексте?

  Домашнее задание: к своим текстам нарисовать иллюстрации.

ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ

Урок творчества по развитию речи

                      2 класс

 

        Учитель : Телепина Н. Д.

        МОУ «Лицей № 4»

        Г. Юбилейный

        Московская область

        2011год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Текст. Основная мысль текста" 2-4 класс

Презентация по русскому языку по теме" Текст. Основная мысль текста" используется на учебном занятии по любой программе. К уроку подобран интересный занимательный материал, предусмотрены разнообразные...

Презентация по теме "Текст. Основная мысль текста" 2-4 класс

Презентация по русскому языку по теме" Текст. Основная мысль текста" используется на учебном занятии по любой программе. К уроку подобран интересный занимательный материал, предусмотрены разнообразные...

Конспект урока риторики по теме: "Тема и заголовок текста. Основная мысль текста."

В материале представлен подробный конспект урока по данной теме. Подобрана разнообразная речевая разминка. В презентации представлены произносительно-интонационные упражнения, чистоговорки. В конспект...

Презентация на тему "Урок русского языка. Тема "Текст. виды работы с текстом. Обобщение знаний."

Данная презентация составлена к уроку русского языка по теме "Текст. Виды работы с текстом. Обобщение знаний."  В презентации прослеживаются различные виды работы с  текстом. Презетация соде...

Открытый урок (4 класс, тема : "Текст.Признаки и типы текста")

тип урока: систематизация  и обобщение знаний и умений....

Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»

Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....

Методическая разработка по русскому языку в 3 классе. Тема: "Текст. Художественный и научный тексты"

Конспект урока по русскому зыку в 3 классе. Тема: "Текст. Художественный и научный тексты"...