Тема текста. Основная мысль. Заголовок текста.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ
УРОК ТВОРЧЕСТВА
ТЕМА: Тема текста. Основная мысль.
Заголовок текста.
ЦЕЛЬ: Умение определять тему, основную
мысль текста, подбирать заголовок
текста.
Развитие аналитического и образного
мышления, умение выделять главное,
обобщать, развитие фантазии, творчес-
ких способностей.
ХОД УРОКА
УЧИТЕЛЬ. Сегодня наш урок русского языка будет уроком творчества. Хочу предложить вам самим определить каким,
именно, делом вы будете заниматься.
Итак начнём.
Посмотрите на доску , прочтите записи, подумайте, какое за-
дание можете предложить? Совпадает ли ваш вопрос с моим.
- Наступила красавица осень. Деревья стоят в праздничном убранстве. Осо-
бенно хороша берёзка. Её листочки
похожи на золотые монетки. Подул ветерок, и листья, как бабочки, за-
кружились в воздухе и мягким ков-
ром легли на землю.
- По небу плывут белые облака. Заяц и белка живут в лесу. Дети идут в школу. У нас перед окном растёт стройная берёзка. Узкая тропинка ведёт к избушке лесника.
Дети, прочитав записи, должны увидеть различие в записях и доказать, что перед ними текст и набор предложений, попытаться
сформулировать определение текста.
( Вопросы: чем отличаются друг от друга записи? )
УЧИТЕЛЬ. Поняли, о чём пойдёт на уроке речь? Правильно, о текс-
те.
Текст вы определили верно. Молодцы, продолжаем ра-
боту с этим текстом. Прочтите текст ещё раз и поду-
майте, о чём в нём говорится.
ДЕТИ. Здесь говорится о красивом убранстве осенних деревьев.
УЧИТЕЛЬ. Делаем вывод: если узнаешь, о чём говорится в тексте-
то верно определишь ТЕМУ ТЕКСТА.
ТЕМА-ЭТО ТО, О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ТЕКСТЕ.
Проведём дальнейшее исследование текста. Что важного хотел рас-
сказать, показать нам автор, написав для нас этот текст?
ДЕТИ. Автор хотел показать нам , как красивы деревья в осеннем
наряде.
УЧИТЕЛЬ. Верно, он увидел это чудо и захотел поделиться с вами
этой мыслью.
Итак, снова делаем вывод, что – же является основной
мыслью текста?
ДЕТИ. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО
АВТОР ХОТЕЛ ПОКАЗАТЬ НАМ. В данном тексте -это
как красивы деревья в осеннем наряде.
УЧИТЕЛЬ. А теперь вы, зная тему текста и его основную мысль,
легко придумаете своё заглавие к нему.
ДЕТИ. Золотая осень. Осеннее убранство. Красавица берёзка. Де-
ревья осенью. и др.
УЧИТЕЛЬ. Если вы всё поняли , попробуйте самостоятельно определить тему и основную мысль текстов. Справившись с
этим заданием , вы легко придумаете заголовок к текстам.
ВАРИАНТ № 1
Прекрасен лес ранним утром. Первые лучи солнца проби-
ваются сквозь зелёную листву. Прозрачные капельки росы блес-
тят на траве. Птицы уже проснулись и весело щебечут. Пёстрые бабочки перелетают с цветка на цветок.
ВАРИАНТ № 2
Чёрная туча закрыла солнце. Стало совсем темно. Поднялся сильный ветер. Первые крупные капли дождя упали на землю. Дождь всё усиливался. Сверкнула молния, ударил гром. Началась гроза.
ВАРИАНТ № 3
Петя и Алёша возвращались из школы. Вдруг они услышали жалобный писк. Осмотрелись и увидели около скамейки пушистого котёнка. Он был такой маленький и беззащитный. Ребятам стало жалко малыша. Петя взял его к себе домой, накормил , обогрел и
назвал Пушком.
ВАРИАНТ № 4
Катя пошла в лес с подружками за грибами. Грибов было много, и Катя не заметила, как отстала от подруг. Она стала звать их , но никто не откликался. Девочка села на пенёк и заплакала.
Даже полная корзина грибов её не радовала. А подружки тоже ис-
кали Катю, звали её . И вскоре она услышала их голоса. Всё закончилось благополучно.
УЧИТЕЛЬ. Даю тему, по которой вам надо придумать рассказ.
Подберите слова , которые подходят к теме.
ВАРИАНТ № 1 Тема «Школа»
ВАРИАНТ № 2 Тема «Магазин»
ВАРИАНТ № 3 Тема «Театр»
ВАРИАНТ № 4 Тема « Больница»
Ученики записывают слова самостоятельно, а затем при провер-
ке дополняют друг друга.
ЗАДАНИЕ № 3. Задание является основным и носит творческий характер. Предлагается тема , а дети должны самостоятельно при-
думать связный текст. Некоторым детям, испытывающим затруднения, можно в индивидуальном порядке дать опорные сло-ва.
ВАРИАНТ № 1
ТЕМА « Мой любимый урок»
Опорные слова: урок математики , задачи , уравнения , решать , уз-
навать , интересно.
ВАРИАНТ № 2
ТЕМА « Книга – мой лучший друг»
Опорные слова: читать , узнавать , приключения , сказки , интерес-
Но , удовольствие , советую.
ВАРИАНТ № 3
ТЕМА «Красота зимнего леса»
Опорные слова: снежные шапки , серебряный иней , большие сугробы , ледяной дворец.
ВАРИАНТ № 4
ТЕМА «Как хорошо летом на реке»
Опорные слова: жаркое лето, река , песок купались , загорали , плескались.
Тексты могут быть примерно такими.
Мой любимый урок.
Мне нравится ходить в школу , нравиться учиться. Но мой самый любимый урок – это урок математики. На этом уроке мы выполняем разнообразные задания : считаем устно , решаем задачи, уравнения. Особенно я люблю решать задачи «на смекалку». В этих задачах не всё так просто. Иногда и не сразу удаётся найти пра-
вильный ответ. Но самое главное – на уроке математики никогда не бывает скучно.
Красота зимнего леса.
Лес хорош в любое время года. Но особенно он красив зимой.
Снежные шапки лежат на мохнатых елях. Серебристый иней превращает лес в царство Снежной королевы. Кажется , что лес спит и видит волшебный сон.
Как хорошо летом на реке.
Сейчас стоит зима , а я с удовольствием вспоминаю о лете.
Особенно приятно в жаркий день на реке. От воды веет прохладой.
Летают синие стрекозы , от душистых трав разносится аромат.
Я с разбега бросаюсь в реку , плескаюсь , ныряю. Хорошо!
В конце урока подводятся итоги. Дети отвечают на вопросы учителя.
Что является темой текста?
Какова основная мысль текста?
Что должен отражать заголовок в тексте?
Домашнее задание: к своим текстам нарисовать иллюстрации.
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ
Урок творчества по развитию речи
2 класс
Учитель : Телепина Н. Д.
МОУ «Лицей № 4»
Г. Юбилейный
Московская область
2011год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Текст. Основная мысль текста" 2-4 класс
Презентация по русскому языку по теме" Текст. Основная мысль текста" используется на учебном занятии по любой программе. К уроку подобран интересный занимательный материал, предусмотрены разнообразные...
Презентация по теме "Текст. Основная мысль текста" 2-4 класс
Презентация по русскому языку по теме" Текст. Основная мысль текста" используется на учебном занятии по любой программе. К уроку подобран интересный занимательный материал, предусмотрены разнообразные...
Конспект урока риторики по теме: "Тема и заголовок текста. Основная мысль текста."
В материале представлен подробный конспект урока по данной теме. Подобрана разнообразная речевая разминка. В презентации представлены произносительно-интонационные упражнения, чистоговорки. В конспект...
Презентация на тему "Урок русского языка. Тема "Текст. виды работы с текстом. Обобщение знаний."
Данная презентация составлена к уроку русского языка по теме "Текст. Виды работы с текстом. Обобщение знаний." В презентации прослеживаются различные виды работы с текстом. Презетация соде...
Открытый урок (4 класс, тема : "Текст.Признаки и типы текста")
тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений....
Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»
Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....
Методическая разработка по русскому языку в 3 классе. Тема: "Текст. Художественный и научный тексты"
Конспект урока по русскому зыку в 3 классе. Тема: "Текст. Художественный и научный тексты"...