Урок литературного чтения в 3 классе
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Лазбенёва Марина Фёдоровна
Тема:       Кто виноват? Б. Заходер «Вредный кот».
Цель:      приобщение учащихся к чтению через знакомство с произведениями различных жанров.

  На уроке совершается "путешествие" в Город Кошек, в ходе которого ученики демонстрируют свои способности к выполнению заданий творческого характера, работают над формированием навыков беглого и выразительного чтения. Нестандартность урока сопсобствует высокой активности учеников на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.zahoder_vrednyy_kot.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

              Государственное учреждение образования

                          «Средняя школа № 13 г. Орши»

                                 Урок

            литературного чтения

                       в 3 классе

 

                                       Учитель

                                              начальных классов

                                              Лазбенёва

                                              Марина Фёдоровна

Тема:       Кто виноват? Б. Заходер «Вредный кот».

 Цель:      приобщение учащихся к чтению через знакомство с произведениями

                 различных жанров.

Задачи:    * создание условий для знакомства учащихся с произведениями

                    Б. Заходера, понимания их особенностей;

                 * создание условий для развития навыков выразительного, правильного,

                   беглого чтения; формирования навыков выборочного чтения, чтения по

                   ролям;

                 * создание ситуаций для формирования умения строить развёрнутые

                    высказывания, рассуждения, для развития речи учащихся, расширения

                    их словарного запаса;

                 * способствовать воспитанию заботливого отношения к домашним

                    животным, чуткого отношения ко всему живому.

               

                    Ход урока.

1. Организационный этап.

2. Проверка домашнего задания.

     * Чтение по ролям  стихотворения Г. Сапгира «Карманный комарик»

     * Выбор лучшей пары читающих учеников.

3. Актуализация субъективного опыта учащихся.

          *РАЗМИНКА.

  а) дыхательные упражнения.  «Задуй свечу»,  «Раз, два, три»

      Набрать плавно воздуха в грудь столько, чтобы хватило на произнесение фразы:

           ТАЕТ СНЕГ. ТЕЧЁТ РУЧЕЙ.

           НА ВЕТВЯХ ПОЛНО ВРАЧЕЙ.

  **  Целеполагание. Объявление темы урока.

 - Что необычного во фразе? Исправляем.

   Из книги «Путешествие в Хохотанию» несколько похожих стихов.

- По какой стране продолжаем путешествие?

- Сегодня нашим экскурсоводом будет известный детский поэт БОРИС ЗАХОДЕР. Он проведёт нас по удивительному городу, в котором живут МЫШЕГОНЯЛЬНЫЕ, СМЕТАНОУПЛЕТАЛЬНЫЕ, ДИВАНОСПАЛЬНЫЕ существа. Кто живёт в этом городе?

                                              ГОРОД КОШЕК

4. Изучение нового материала.

* Знакомство с произведением.

     - Чтение подготовленными учащимися по ролям.

     - Какое  стихотворение? (Весёлое, грустное, смешное. Кому смешно? Кому неприятно? Почему?)

 * Самостоятельное чтение  (про себя).

* Словарная работа (на доске). Подобрать синонимы к словам.

НЕВМОГОТУ – нет сил, плохо, не до тебя, трудно

ЗАЛЯПАЛ – испачкал, вымазал, сделал грязным, испортил

УЛИЗНУЛ – удрал, убежал, унёс ноги, сбежал

КЛЕВЕТА – ложь, неправда, обман, оговор

* Чтение через слово (усиление произвольного внимания, развитие глазодвигательной активности ребёнка).

  - Ответы на вопросы учителя.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА. ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.

5. Применение знаний и способов деятельности.

* Поиск строк по  началу или слову.

* Соотнесение названия стихотворения и его содержания.

  - Черты характера Пети  ( задира, не ласковый, злой, даже жестокий, грубый, готов переложить свою вину на других, ЛУКАВЫЙ).

  - Дать своё название стихотворению.

  - Несоответствие названия содержанию – это такой приём, который использует автор, чтобы читатели сами определили, кто же на самом деле вредный.

* «Пчелиный улей» - чтение в парах. Предварительное задание:

определить, когда Петя сердится, когда злится, когда сожалеет о сделанном, когда не признаёт свою вину.

* Чтение и интонацией.

6. Обобщение и систематизация способов деятельности.

* Рассказы детей о домашних любимцах – НАША ФОТО- КОТО галерея (на доске – сочинения учеников с рисунками).

* Стихи других поэтов про котов: составь стихотворение по группам, прочитайте вслух.. ЭТО НАШИ КОТО - НОВОСТИ СО ВСЕГО СВЕТА.

7. Информация о домашнем задании.

    * Выразительно читать по ролям стихотворение «Вредный кот»

    * Прочитать другие стихи Б. Заходера

8. Итоги урока.

9. Рефлексия.

«Кот на дереве».

- Оцените свои успехи на уроке. Все ли получилось? Разместите фигурку кота на дереве: чем выше оценка работы на уроке, тем выше ветка, на которой будет сидеть ваш котёнок.

- В двух словах комментируйте свой выбор.

Приложения.

Закричал охотник: - ОЙ!                              На виду у детворы

Двери гонятся за мной!                                Крысу красят маляры.

Посмотрите-ка, ребятки:                              Мы собирали васильки.

Раки выросли на грядке!                              На голове у нас щенки.

Жучка будку не доела:                                 Синеет море перед нами.

Неохота. Надоело.                                        Летают майки над волнами.

На болоте нет дорог.                                     Сели в ложку и – айда! -

Я по кошкам – скок да скок!                        По реке – туда, сюда!

   Даниил Хармс. Удивительная кошка

Несчастная кошка порезала лапу,
Сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,
Воздушные шарики надо купить!
И сразу столпился народ на дороге,
Шумит, и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идет по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит!

Вредный кот

                        - Петь, здорово!

                        - Здравствуй, Вова!

                        - Как уроки?

                        - Не готовы...

                        Понимаешь, вредный кот

                        Заниматься не дает!

                        Только было сел за стол,

                        Слышу: "Мяу..." -

                        "Что пришел?

                        Уходи! - кричу коту. -

                        Мне и так... невмоготу!

                        Видишь, занят я наукой,

                        Так что брысь и не мяукай!"

                        Он тогда залез на стул,

                        Притворился, что уснул.

                        Ну и ловко сделал вид -

                        Ведь совсем как будто спит! -

                        Но меня же не обманешь...

                        "А, ты спишь? Сейчас ты

                                          встанешь!

                        Ты умен, и я умен!"

                        Раз его за хвост!

                        - А он?

                        - Он мне руки исцарапал,

                        Скатерть со стола стянул,

                        Все чернила пролил на пол,

                        Все тетрадки мне заляпал

                        И в окошко улизнул!

                        Я кота простить готов,

                        Я жалею их, котов.

                        Но зачем же говорят,

                        Будто сам я виноват?

                        Я сказал открыто маме:

                        "Это просто клевета!

                        Вы попробовали б сами

                        Удержать

                                за хвост

                                        кота!"

А. Усачев. Есть где-то ...

Есть где-то Кошачья Планета.
Там кошки, как люди, живут:
Читают в постели газеты
И кофе со сливками пьют.

У них есть квартиры и дачи,
Машины и прочий комфорт,
Они обожают рыбачить
И возят детей на курорт.

Летают в заморские страны,
Находят алмазы с кулак,
Сажают на клумбах тюльпаны
И даже разводят собак.

Роскошная жизнь на планете
У кошек, котов и котят!
Но странные жители эти
Всё время о чём-то грустят.

Как много игрушек хороших,
Как много пластинок и книг!
Вот нет только кошек у кошек...
Ах, как же им грустно без них!

Шарль Бодлер. Дождь идет

Дождь идет,
Потоки льются.
Черный кот глядит на блюдце.
В блюдце нету молока,
Смотрит кот на облака:
"Хоть бы раз полил нарочно
С неба в блюдце дождь молочный!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...