Урок литературного чтения на тему: «Загадаю я загадку...»
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме
Проведён урок литературного чтения на тему: "Загадаю я загадку..." с целью дать первоначальное представление о жанре и видах загадки; об их выразительности и образности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_na_temu_zagadayu_ya_zagadku._2-y_klass.odt | 791.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения на тему: «Загадаю я загадку...» 2-й класс.
Цели:
1. Дать первоначальное представление о жанре и видах загадки; об их выразительности и образности.
2. Развивать логическое мышление (определение признака по которому сравниваются предметы и явления).
3. Развивать речь учащихся.
4. Совершенствовать навыки самостоятельной работы в парах.
Оборудование: индивидуальные карточки, запись звука «крик совы», компьютер, экран.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Угадайте тему урока, выслушав следующие стихотворения.
«Собираются ребятки
Дружной стайкой,
И приходят к нам загадки
С «Угадайкой».
Догадался? Ждать не надо,
Отвечай-ка!»
- О чём мы будем говорить? Чем будем заниматься на уроке?
- Правильно. Тема сегодняшнего урока «Загадаю я загадку...» (Открывается тема урока).
II. Историческая справка. Выступления учащихся.
1. Загадки - один из самых древних жанров устной поэзии. Придуманы они были не только забавы ради. Древние славяне верили, что растения и животные понимают человеческую речь. Поэтому, например, собираясь на охоту, было крайне неосмотрительно обсуждать свои планы громко и откровенно. Согласитесь, трудно рассчитывать на удачу, когда вся лесная дичь уже прекрасно знает о ваших охотничьих затеях. Вот и была рекомендована зашифрованная, иносказательная речь.
2. Древние верования способствовали широкому распространению тайной речи. Домашний скот переименовывали, чтобы не навлечь на него беду, а лесных зверей — чтобы не спугнуть и не вызвать их ярости. Известно же: о волке речь - а он навстречь. Так появились названия «долгохвостый» - для коня, «рыкуша» - для коровы, «тонконогая » - для овцы, «низкоглядая» - для свиньи. В сказках волк - не иначе как «серый», лиса - Патрикеевна, медведь - Косолапый.
- Со стародавних времён знатоки загадок почитались особо.
- Как вы думаете почему? Ответить на этот вопрос вам поможет текст. Прочитайте, найдите ответ и подчеркните его.
III. Самостоятельное чтение текста, работа в парах по индивидуальным карточкам (см. ниже).
- Прочитайте ответ на поставленный вопрос.
- Расскажите, как Иван-дурак стал царевичем?
- Загадка - это жанр народного творчества. Это высокохудожественные произведения. Них отображены наблюдательность, смекалка народа, в них яркий, образный, выразительный язык.
- Прочитайте эпиграф к нашему уроку.
«Загадка не отгадывается сама -
Надо попробовать силу ума».
IV. Работа с загадками.
- Давайте же проверим и вашу смекалку.
1. Работа с загадками о сове.
- Какие признаки совы отмечены в загадках?
- А вы слышали крик совы? Давайте послушаем (включается запись звука).
- Сравните загадки. Какие различия в их построении вы заметили?
- Первая загадка - вопрос. Вторая — описание.
2. Работа с загадками по карточке
«Загадок имею запас
И вам предложу их сейчас,
А вас попрошу не молчать
И сразу на них отвечать.»
- Прочитайте загадки на индивидуальных карточках. Первый вариант. Второй. Третий.
- Определите, какая у вас загадка: описание или вопрос?
- Докажите, почему?
- Вам предстоит выбрать из трёх вариантов отгадок один. Доказать, по каким признакам вы выбрали данную отгадку. Обсудить с товарищами, подчеркнуть эти признаки.
Последующая проверка.
-Какой вариант ответа вы выбрали? Почему?
-Почему улитку сравнивают с круглым домиком?
- Какой предмет сравнивают ещё с домиком? Почему?
- С чем сравнивают экскаватор? Почему?
3. Работа с загадкой о воробье.
- Какие признаки внешнего вида и поведения воробья отмечены в загадке?
- Почему воробей сравнивается с мальчишкой? Чем они похожи?
- Рассмотрите иллюстрацию. Как вы понимаете слово «армячишко»?
- Почему воробей в загадке «одет» не в армяк, а в армячишко? Сравни: мальчишка в армяке - мальчишка в армячишке.
- Как проявилась в этих загадках народная наблюдательность?
- Переделай эту загадку в загадку-вопрос: «Кто...»
V. Творческая работа.
- Прочитайте последнее задание на ваших индивидуальных карточках.
- Что вами сейчас предстоит сделать?
- Придумайте свою загадку-вопрос.
VI. Работа с другими народными жанрами: приметами, поговорками.
- Почему народ постоянно проявляет интерес и внимание к этой птичке?
- Воробей живёт всё время рядом с человеком. Поэтому и стал героем многих фольклорных произведений.
- Вспомните каких?
Фольклорные произведения |
загадки |
сказки |
поговорки |
пословицы |
песни |
потешки |
- Пословица к слову молвится. Прочитайте пословицу (в учебнике).
«Слово не воробей - вылетит, не поймаешь».
- Как вы её понимаете?
- Вылетевшего воробья очень трудно, но можно поймать, а слово не вернёшь обратно. Вот почему со словом нужно обращаться осторожно, думать, что и как сказать.
- Придумайте короткий рассказ, который можно закончить этой пословицей.
VII. Итог урока.
- Что вам понравилось на уроке?
- Что интересного, нового узнали?
VIII. Домашнее задание.
ВАРИАНТ 1.
Загадочный мир.
Со стародавних времён знатоки загадок почитались особо. В сказках именно такие герои зачастую оказывались победителями и даже царями. Помните, как это случалось? Разнесут глашатаи по миру царский указ: дескать, выйдет царевна замуж за того, чью загадку разгадать разгадать не сможет. И вот собираются ко двору знатные женихи-иноземные короли да принцы. Поехал в столицу и Иван-дурак. Встретил по дороге змею, убил её и придумал загадку: «Зло злом ударил, зло от зла умерло». Где ж царевне догадаться!... Приходится идти замуж да вести Ивана-дурака к престолу.
Подобные сказочные повороты не случайны. Ведь в каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек с такими знаниями по праву считался умным и смекалистым, а потому сильным и удачливым.
Почему в стародавние времена почитались знатоки загадок?
Найти ответ в статье, подчеркнуть его.
Загадка
Что такое? Круглый домик...
Может гномик в нём живёт?
Он волшебный этот домик, -
По дорожке сам ползёт!
1. Прочитать загадку. Выбрать из трёх вариантов ответа правильный.
2.Объяснить, по каким признакам вы выбрали данный ответ?
3.Найти данные признаки в загадке и подчеркнуть.
Творческая работа
Придумать загадку-вопрос про любого животного. Загадку начни со слова «Кто...». Запиши в тетради по чтению.
ВАРИАНТ 2
Загадочный мир
Со стародавних времён знатоки загадок почитались особо. В сказках именно такие герои зачастую оказывались победителями и даже царями. Помните, как это случилось? Разнесут глашатаи по миру царский указ: дескать, выйдет царевна замуж за того, чью загадку разгадать на сможет. И вот собираются ко двору знатные женихи-иноземные короли да принцы. Поехал в столицу и Иван-дурак. Встретил по дороге змею, убил её и придумал загадку: «Зло злом ударил, зло от зла умерло». Где ж царевне догадаться!... Приходится идти замуж да вести Ивана-дурака к престолу.
Подобные сказочные повороты не случайны. Ведь в каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек с такими знаниями по праву считался умным и смекалистым, а потому сильным и удачливым.
Почему в стародавние времена почитались знатоки загадок?
Найти ответ в статье, подчеркнуть его.
Загадка
К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдёт,
Если крот откроет рот.
1. Прочитать загадку. Выбрать из трёх вариантов ответа правильный.
2.Объяснить, по каким признакам вы выбрали данный ответ?
3.Найти данные признаки в загадке и подчеркнуть.
Творческая работа
Придумать загадку-вопрос про любого животного. Загадку начни со слова «Кто...». Запиши в тетради по чтению.
ВАРИАНТ 3
Загадочный мир.
Со стародавних времён знатоки загадок почитались особо. В сказках именно такие герои зачастую оказывались победителями и даже царями. Помните, как это случалось? Разнесут глашатаи по миру царский указ: дескать, выйдет царевна замуж за того, чью загадку разгадать разгадать не сможет. И вот собираются ко двору знатные женихи-иноземные короли да принцы. Поехал в столицу и Иван-дурак. Встретил по дороге змею, убил её и придумал загадку: «Зло злом ударил, зло от зла умерло». Где ж царевне догадаться!... Приходится идти замуж да вести Ивана-дурака к престолу.
Подобные сказочные повороты не случайны. Ведь в каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек с такими знаниями по праву считался умным и смекалистым, а потому сильным и удачливым.
Почему в стародавние времена почитались знатоки загадок?
Найти ответ в статье, подчеркнуть его.
Загадка
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.
1. Прочитать загадку. Выбрать из трёх вариантов ответа правильный.
2.Объяснить, по каким признакам вы выбрали данный ответ?
3.Найти данные признаки в загадке и подчеркнуть.
Творческая работа
Придумать загадку-вопрос про любого животного. Загадку начни со слова «Кто...». Запиши в тетради по чтению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 1 классе « Ассоциативные загадки»
Конспект урока литературного чтения в 1 классе. Тема: « Ассоциативные загадки»Разработан в соответствии с требованиями ФГОС на основе комплекта учебников "Планета Знаний"...
Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.
Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....
Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс.
Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс....
Урок литературного чтения по теме "Загадки" 1 класс
История возникновения загадки,анализ построения загадки,правила составления загадок....
Технологическая карта по литературному чтению на тему Заклички-веснянки. Загадки 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Начальная школа XXI века...
Презентация к уроку литературного чтения по теме "Стихи-загадки" 1 класс
Презентация к уроку литературного чтения по теме "Стихи-загадки" 1 класс...
Конспект урока литературного чтения по теме: "Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки.
Это материал по литературному чтению для самостоятельного изучения темы....