программа факультативного курса Проба пера
рабочая программа (чтение) по теме
программа " Проба пера" предназначена для дополнительной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа для факультативного курса по литературе | 47.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ
ШКОЛА №18
Образовательная область «Филология» Учебная дисциплина «Литература» Общеобразовательная программа (дополнительная)
Литературный курс «Проба пера»
I ступень (начальное общее образование)
Автор
Бороденко Татьяна
Владимировна,
учитель начальных классов
высшей
квалификационной категории, Отличник народного просвещения
Нижневартовск
Программа литературного курса «Проба пера».
Автор Бороденко Татьяна Владимировна, учитель начальных классов МОСШ №18 высшей квалификационной категории, Отличник народного просвещения.
Пояснительная записка
Политика государства в области образования определила особую важность проблематики одарённости в федеральной целевой программе «Дети России».
Настоящая программа - результат теоретической и практической деятельности учителей начальных классов, несколько лет ведущих продуктивную работу с одарёнными детьми, что обуславливает практическую направленность программы.
Программа курса ориентирована на потребности и возможности одарённых детей в области литературы, что даёт возможность развития широких познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей детей на первой ступени обучения.
Курс «Проба пера» призван глубже ввести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, тем самым пробуждая интерес к чтению художественных произведений и словесному творчеству.
Данный литературный курс разработан для учителей школы 1 ступени (1-4 классы) В курсе каждого класса указаны разделы: Кухня литературы; Погоня за литературными секретами; Мастерская слова; Такой незнакомый знакомый мир; Смеясь , мы расстаемся со своими недостатками; Тайны искусства; Лаборатория искусства. В разделах выделены общие темы и расписаны задачи на каждое занятие. В конце программы обозначены формы контроля и ожидаемые результаты.
Назначение программы.
Обеспечение нестандартного подхода учителя к учащимся, реального учёта индивидуальных природных особенностей детей, компенсации стремления к «усреднению» количественной оценки результатов деятельности школьников, естественно стимулирующего развитие способностей детей.
Выполнение социального заказа общества на творчески активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретённые знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Внедрение диалектики воспитания и самовоспитания творческих возможностей одарённых детей.
Совершенствование форм и методов педагогического мастерства учителей по осуществлению поиска и поддержки одарённых детей.
Задачи.
Главной целью литературного курса «Проба пера» является развитие всех граней творчества в единстве с интеллектуальным и личностным развитием детей в соответствии с их индивидуальными потребностями.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:
Развитие продуктивного мышления высокого уровня (творческое, критическое, логическое);
Поощрение создания работ с использованием различных материалов, способов и форм;
Развитие самопознания и самопонимания учащихся;
Воспитание у детей уважения к индивидуальным особенностям каждого человека;
Обучение детей оцениванию результатов работы с помощью соответствующих критериев, поощрять оценивание работы самими учащимися.
Стратегия обучения и развития одаренности предполагает следующие подходы:
Индивидуализация обучения, т.е. создание условий для полноценного проявления и развития личностных особенностей детей.
Обучение мышлению, т.е. развитие творческого и рационального мышления, создание условий для психосоциального развития в течение образовательного процесса.
Исследовательское обучение. Главная особенность данного подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский характер. Тем самым мы стараемся передать инициативу организации познавательной деятельности. Важны не готовые задания, а организация их творческого поиска и методы усвоения.
Проблематиация. Содержание учебного материала предполагает ориентацию на постановку перед учащимися учебных проблем (главное, чтобы ребёнок смог увидеть проблему, найти пути её решения).
Содержание программы
1 класс (11 часов со 2-го полугодия)
Раздел 1. Кухня литературы. | |
Тема | Задачи |
Тема 1. Детский игровой фольклор (4 часа) | -создание естественной ситуации игры со словесным материалом; -выделение из игровой ситуации словесное высказывание и видеть его форму; -высказывание как предмет для наблюдения, сравнения, классификации, обобщения и самостоятельных выводов ребёнка |
Занятие I. Кричалки, Скороговорки. Считалки. | -ознакомление с образцами детского игрового фольклора; -разучивание и воспроизведение их в игровой ситуации |
Занятие 2. Дразнилки. Молчанки. Страшилки. | -опредмечивание содержания игровых стихотворений в другом изобразительном материале (иллюстрирование, лепка* инсценировка) |
Занятие 3. Заклички. Перевертыши. Загадки. | -наблюдение за строением игровых стихотворных произведений путём сравнивания их друг с другом; -сравнение текстов игровых стихотворений и иллюстраций к ним |
Занятие 4. Творческая работа. | - написание сочинения-подражания с ориентацией на жанр |
Тема 2. Детская игровая литература <7 часов) | -на основе точного следования за графическим изображением текста научить ребёнка воспроизводить в . воображении событие, описанное с помощью слова; -использование материала авторской детской игровой поэзии 1 |
и прозы | |
Занятие 1. Из чего растут стихи | -выявление признаков, указывающих на необходимость изменения в силе голоса^ интонации, эмоции при прочтении стихотворения |
Занятие 2. Из чего растут стихи. | -наблюдение за звуковым составом слов в связи с предметом изображения; -узнавание моментов звукописи в тексте стихотворения; -попытка объяснения роли звуковых повторов для понимания смысла |
Занятие 3. 4. Игра со словом. | -наблюдение за рифмами в строфе и в стихотворении; -первоначальное представление о тинах рифмы (парные, перекрёстные, кольцевые, сквозные), о соотнесении рифмы и ритма, рифмы и звукописи |
Занятие 5. 6. Группировка произведений. | -рассмотрение события и его участников; -определение лица, от имени которого рассказывается история: персонаж, рассказчик, автор; -словесное описание персонажа; -сравнение текстов авторской и народной игровой поэзии |
Занятие 7. «Кто-то начал, ты продолжи». Итоговый урок. | - придумывание и продолжение рифмовок |
2 класс (18 часов) | |
Раздел | . Погоня за литературными секретами. |
Тема. | Задачи. |
Тема 1. Сказочные лооожкн (5 часов) | -ознакомление с народными и авторскими сказками; -выявление связей между персонажем, местом действия и событием; -первоначальное представление о сюжете художественного произведения |
Занятие 1. Народная кумулятивная сказка. | -сохранение игрового отношения к словесному произведению: не только к тексту, но и к персонажу и событию; -инсценирование сказок; -определение сюжетной схемы произведения |
Занятие 2. Литературные игровые сказки. | -определение роли автора в произведении: как он увидел и описал внешность персонажей, каких персонажей выбрал, как автор проявил своё мастерство; -введение литературных понятий: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение |
Занятие 3. Литературные игровые сказки. | -сравнение пересказов одного и того же кумулятивного 1 сюжета разными писателями; -выяснение сходства и различия с фольклорным первоисточником; -узнавание традиционной сюжетной схемы и её элементов в авторской сказке; -выявление отличий авторской сказки от народной |
Занятие 4. Народная волшебная и | -наблюдение за структурными и смысловыми особенностями фольклорных произведений; |
бытовая сказка. | -сопоставление волшебных сказок 3-х типов: о трудных задачах, о злых жёнах и сестрах, о бое и победе; -определение сходств и различий в волшебной сказке в построении пространства (двоемирие), в типе персонажа (герой, даритель, помощник, хозяин другого мира), в характере основного события, в способе рассказывания (установка на вымысел) |
Занятие 5. Сочинение сказки с использованием схем- цепочек. | -использование нескольких типов схем-цепочек; -выполнение творческой работы по выбору |
Тема 2. Детективное начало (1 часов) | -выделение событий сказки и уяснение их последовательности, повторяющейся из сказки в сказку; -первоначальное представление о циклической схеме сюжета; -определение главного смысла народной сказки |
Занятие 1. Два царства волшебной сказки. | -накопление фактов, относящихся к тайным, чудесным, волшебным местам, предметам, существам, поступкам, словам, встречающимся по ходу действия в волшебных сказках; -наблюдения над особенностями волшебных сказок |
Занятие 2. Два царства волшебной сказки. | -наблюдение над тем. каким образом герои попадают в иной мир, кто (или что) им помогает; -дать первоначальные представления о границе между обычным и иным миром; -узнавание и называние границы и способов её преодоления; -узнавание и называние обитателей иного мира: хозяина, его гостей, пленников, слуг, стражей |
Занятие 3. Любимые персонажи сказок. | -узнавание главного героя сказки, определение его роли; -выявление и сравнение разных форм, в которых происходит испытание героя для получения волшебного средства или чудесного помощника; -сравнение персонажей, решающих трудные задачи, а также способов и средств, с помощью которых это удаётся сделать |
Занятие 4. Любимые персонажи сказок. | -определение типа главного героя в сказках о бое и победе; -узнавание и называние примет чудесного рождения или чудесного перерождения героя; -разграничение ролей персонажей: главных героев, чудесных помощников, дарителей, хозяев иного мира |
Занятие 5. Полка сказок. | -определение начала событий по текстам сказок разного типа; -узнавание мотивов начальной беды или недостачи; -узнавание и выделение мотива перехода героем границы в иной мир в сказках разного типа; -определение мотивов решения трудных задач (в разных вариантах); -сравнение финальных событий в сказках разных типов; -представление об основных событиях сказки; -изображение на картах-схемах пространства волшебной |
сказки и её основных событий | |
Занятие 6. Творческая работа. | -сочинение фрагмента сказочной истории или сказки заданного типа; -умение выбрать задание по своим возможностям |
Занятие 7. «Что за прелесть эти сказки!» | -сочинение сказки на новый лад (совместная работа с родителями) |
Раздел 2. Мастерская слова. | |
Тема 1. Секреты стихов (6 часов) | -формирование интереса к особенностям стихотворной речи; -ознакомление со звукописью (аллитерацией) и инструментовкой стиха; -обучение выражению своих мыслей в письменном виде |
Занятие 1. «Грохочет слово, словно гром». (Секрет первый). | -ознакомление с аллитерацией и инструментовкой стиха на примерах фольклора и стихотворений К.Чуковского, С.Маршака, А. Барто; -игры со звукописью в стихах и прозе |
Занятие 2. Вперйд, по дороге открытий. (Секрет второй). | -игровое освоение стихотворного размера, развитие чувства ритма на примерах современных авторов, поэзии прошлого века и фольклора |
Занятие 3. Похожие хвосты. (Секрет третий). | -развитие поэтического слуха; -игровое освоение сложных и составных рифм; -ознакомление с рифмами-шутками, с белым стихом |
Занятие 4. « И подушка, как лягушка, ускакала от меня». (Совет четвёртый). | -развитие ассоциативного мышления с помошью игр через сравнение и ассоциации; -понятие олицетворения |
Занятие 5. Загадки. | -обучение разгадыванию и сочинению загадки: уровень - составление небольшой текст-описание, содержащий вопрос; уровень - составление и оформление загадку по подобию; уровень - загадка в рифме собственного сочинения |
Занятие 6. «Я начну, а ты продолжи». | - досочинить первые или последние строчки к стихам; -развитие фантазии (составление стихов про НЛО): уровень - сочинение и оформление рассказа об инопланетянах; уровень - сочинение и оформление небольшого стихотворения с рифмой к слову НЛО; уровень - самостоятельное творчество по заданной теме в стихотворной форме. |
3 класс (17 часов) | |
Раздел I. Такой незнакомый знакомый мир. | |
Тема Ь Копни есть не только V дерева. (8 часов ) | - создание в определённой степени самостоятельной архаической картины мира; -создание представления о древнем языке мифопоэтической образности через сравнение, сопоставление и обобщение; |
-выявление элементов этого языка; -расширение и обогащение представления и типе персонажей и характере событий | |
Занятие 1. Скандинавские мифы. | -первоначальное представление о сотворении мира (творящие силы); -происхождение первых обитателей вселенной: чудовища, великаны, боги, дети богов; -воспроизведение в словесном описании, иллюстрациях, картах-схемах устройства мира |
Занятие 2. Мифы Древнего Египта. | «запоминание и воспроизведение сюжетов о сотворении земли, неба, небесных светил, растений, животных и человека; |
Занятие 3. Мифы Древней Греции. | -ознакомление по текстам с двумя группами персонажей: носителями порядка и силами хаоса; -запоминание сюжетов о борьбе богов с силами хаоса, о добыче сокровищ и чудесных предметов, происхождении священных животных; -выявление и запоминание устойчивых и повторяющихся действий, событий |
Занятие 4. Герои Эллады. | -ознакомление с разными вариантами чудесного происхождения героя; -ознакомление с сюжетами о подвигах героев, сравнение их подвигов |
Занятие 5. Герои Эллады. | •воспроизведение в словесном описании и рисунках обстоятельств и хода поединков, внешнего облика и названий чудовищ; -первоначальное представление о мотиве |
Занятие 6. Ветхий Завет. | -ознакомление с мотивами, характерными только для Ветхого Завета; -идея Слова как творящей силы; -понимание человека как образа и подобия Бога; -древо познания Добра и Зла как источник смертности человеческого рода |
Занятие 7. Ветхий Завет. | -выявление своеобразия представлений о мире и человеке в сюжетах о Каине и Авеле, о детях Ноя. о всемирном потопе, о Содоме и Гоморре; -ознакомление с циклами сюжетов об истории рода, о судьбе народа и народного героя |
Занятие 8. Творческий проект «Откуда он родом» | -свободное сочинительство с опорой на текст и его художественное оформление (титаны, боги, герои греческой мифологии, их судьбы и подвиги) |
Тема 2. «В жизни всегда есть место подвигу» (5 часов) | -изучение героического эпоса как введение в изучение литературы; -создание условий для того, чтобы ученик смог уловить отличие эпической поэмы от фольклорных произведений и от мифа; -рассмотрение тематической композиции эпопеи; -рассмотрение проблемы героического поступка и героического характера |
Занятие 1. | - выделение важнейших мотивов и специфической |
Народный героический эпос. | сюжетной схемы древних эпопей; -выделение некоторых специфических черт времени и пространства в эпопее |
Занятие 2. Героический русский эпос - былины. | -ознакомление с разными по содержанию былинами; -выделение художественных особенностей былин, особой манеры сказывания былин; -введение литературного термина «гипербола» |
Занятие 3. Героический древнегреческий эпос. | -знакомство с жанром древней эпопеи на примере поэмы Гомера «Илиада»; -выявление особенностей поэмы(как показана граница между земным миром и небесным, подземным и подводным; кем, когда, с какой целью, в каком облике пересекается} |
Занятие 4. Героический древнегреческий эпос. | -выяснение причин, по которым сражающиеся стороны обретают победу или терпят поражение; -рассмотрение по тексту перевода подробностей в описании отдельных моментов сражений |
Занятие 5. Творческий отчёт. | уровень - сравнение воинских подвигов героев былин (героический русский эпос); уровень - народные песни-поэмы, сложенные в Древней Греции и повествующие о значительных исторических событиях; уровень - создание подробной карты местности, на которой разворачиваются события под стенами Трои в соответствии с описанием |
Раздел 2. Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками. | |
Тема 1. Басня как эпический жанр (4 часа) | -рассмотрение прозаических и стихотворных оасен; -помощь ученику в самостоятельном определении обличив человеческих пороков с помощью неодушевлённых предметов, животных; -подчёркивание повторяемости сюжетов, создание характеров в баснях |
Занятие 1. Басни Эзопа. | -ознакомление с древним жанром словесности - с басней; -рассмотрение вопроса: кто является создателем басни как самостоятельного жанра литературы; -ознакомление с понятием об аллегории |
Занятие 2. Басни Крылова. | -обратить внимание на повторяемость сюжетов; -выявление , какими средствами языка пользуется автор для одушевления животных и предметов; -выяснение, кто является объектом крыловекой сатиры; -выявление сходства и различия басен Крылова и Эзопа |
Занятие 3. С. В. М и хал кой- баснописец. | -выявление басенных традиций И.А.Крылова в творчестве современных поэтов; - ознакомление с понятием сатира; -оценить мастерство С.Михалкова - баснописца |
Занятие 4. В мастерской слова. v л | -ознакомление с секретами создания басни; -написание басни: уровень - составление и оформление басни по подобию (в прозе); уровень составление басни по началу (в прозе); уровень - включение своей фантазии |
4 класс (17 часов).
Раздел 1. Тайны искусства. | |
Тема I. Погоня за литепатупными секретами. (5 часов) | -обучение чувству художественной формы; -приобретение способности оценивать свои учебно- художественные действия; -побуждение учеников к выделению индивидуальных авторских средств и неповторимых особенностей отдельного произведения |
Занятие 1. Простые тропы. | -ознакомление с простыми тропами( сравнение, эпитет); -поисковая работа простых тропов в художественном произведении по выбору; -обучение работе с простыми оборотами речи: а) по аналогии; б) самостоятельно |
Занятие 2. Сложные тропы. | -ознакомление со сложными тропами (метафора, аллегория, ирония, гипербола, литота); -поисковая работа сложных оборотов речи в художественных произведениях (басня, стихотворение, сказка, былина); ^обучение работе со сложными тропами: а) по аналогии; б) самостоятельно; |
Занятие 3. [ Стилистические фигуры _1 художественного текста. •>; | -ознакомление со стилистическими фигурки (анафора, антитеза, градация, эпифора): -поисковая работа в художественных текстах -применение различных вариантов работы над текстом |
Занятие 4,5. Работа с творческими тетрадями. | -систематизация изученных художественных оборотов речи; -создание «Словаря-справочника» |
— —ч V | |
Тема 2. Авторский поэзн я : мастерская стиха. Гб часов) | -развитие наблюдательности» чуткости к поэтическому слову; -развитие способности предвидеть ход развития сюжета произведения; -развитие внимания детей к средствам художественной выразительности; -привитие интереса и потребности в осмыслении позиции автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого |
Занятие 1. Слова, творящие праздник. | -обучение детей вникать в суть слова, поч>собому его слышать, чувствовать поэзию слова, формировать у учеников умение высказывать свои суждения |
Занятие 2. | -работая над пушкинским словом, воспитание у детей |
«Я в гости к Пушкину спешу,.,» | чувство языка> бережного отношения к русской речи, любви к своему Отечеству; -создание словесных пейзажных зарисовок по одной пушки некой строке |
ЗанятиеЗ. «Весь мир я чувствую при встрече с незабудкой...» | -изображение литературного произведения в различных видах искусства (музыкальном, изобразительном); -способствовать рассуждениям о том, что наполняет душу человека поэзией |
Занятие 4. Творческий проект «Цветы в легендах и преданиях» | -раскрытие индивидуальных возможностей и способностей ученика через творческий проект |
Занятие 5. «Русь моя, люблю твои берёзы..,» | -обучение понимать язык поэтических произведений; -предоставить возможность размышлять, рассуждать, побуждая к самостоятельному творчеству; -выполнение творческого задания; уровень - составление четверостишия о своей малой родине; уровень - составление четверостишия о любви к Родине; уровень - составление небольшого стихотворения о Родине |
Занятие 6. «Это всё я, поэт - чародей...» | -предоставление ученикам возможности порассуждать на тему «Поэт! Какое это нежное слово - поэт!»; -следуя за мелодией и музыкой стихотворных строк, ознакомление с понятиями «стопа», «хорей», «ямб»; -определение размеров стихотворений; -подготовка к самостоятельному написанию стихотворения |
Раздел 2, Лаборатория искусства. | |
Тема 1. Как в пишу стихи. (5 часов) | -введение ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, исполнителя и зрителя; -изменение позиции учащегося, выступающего в роли слушателя, исполнителя, создателя художественного текста; -коллективное, групповое и индивидуальное создание словесных картин, озвучивание их музыкальными произведениями |
Занятие 1. «Рождается внезапная строка, За ней встаёт немедленно другая.,.» | -размышление учащихся над вопросом: «Творчество для поэта - это прежде всего труд или вдохновение?»; -проба пера «Птица счастья» уровень - составление четверостишия о своём желании к Птице счастья; уровень - составление четверостишия о желании для всех; уровень - составление небольшого стихотворения Птице счастья |
Занятие 2-5. « И пробуждается поэзия во мне...» Практические занятия. | -самостоятельный выбор учащимися темы и идеи для написания стихотворения; -подбор музыкального сопровождения; -выбор формы работы (групповая, индивидуальная); -создание индивидуальной литературной странички: -создание классного литературного минисборника |
Формы контроля.
В процессе работы с одаренными детьми особое место занимают действия учителя по организации контроля и самоконтроля» оценки и самооценки. Они направлены на разрешение противоречий между предполагаемыми результатами в развитии каждого одаренного учащегося в соответствии с целью деятельности и его реальными достижениями.
Устанавливая обратную связь с помощью различных приемов (вопросы, наблюдения, беседы, письменные и устные задания и т. д.), учитель получает информацию в ходе развития когнитивной деятельности одаренных учащихся, прогнозирует свои действия, пути их совершенствования. Для обеспечения целенаправленности применяются разные виды контроля за знаниями, умениями учащихся. В условиях класса со смешанными способностями удачными в применении стали следующие требования к контролю:
Создание для ученика ситуации успеха и уверенности.
Сотрудничество учителя и ученика,
Создание для ученика условий, в которых он может выбрать уровень сложности контрольного задания.
Учет временного фактора в зависимости от индивидуальных возможностей ученика,
Использование форм контроля, позволяющих осуществить ориентацию на ученика без принуждения.
Тематический учет знаний.
Использование метода малых групп.
Использование на начальных этапах обучения безоценочного контроля.
Соблюдение принципа гуманизации при осуществлении контроля.
Поощрение ученика.
Одной из форм контроля является контроль по результатам, т. е. стартовый, промежуточный» итоговый контроль. Их функция состоит в сравнении результатов с заданным образцом. Наряду с данными видами контроля необходимо организовать процессуальный контроль. Функция этой формы контроля состоит в выявлении полноты, правильности и последовательности выполняемых одаренными детьми действий и мыслительных операций. Таким образом, для управления познавательной деятельностью важен пошаговый, пооперационный контроль. С помощью данного контроля учитель устанавливает уровень освоения учащимися способов действия.
Одним из наиболее используемых методов контроля и диагностики знаний, умений и навыков являются разноуровневые тесты, творческие работы, творческие проекты.
Содержательная сторона этих работ раскрывает, какой уровень знаний, умений, навыков проверяется (уровни фактических знаний, умений, навыков и творческого применения).
Чтобы определить степень обученности учащихся, проконтролировать их знания, умения и навыки необходимо учитывать определенные показатели. Особенности этих показателей в соотношении проверки и формирования знаний, умений и навыков следующие:
Деятельность учителя и учащихся | |||
Знания | 1. Распознавание. | 1.Распознавание. | Воспроизведения |
2. Понимание. | 2.Запоминание. | ||
З.Запомннание | З.Понимание. | ||
Умения и навыки | 4.Элементарные умения и навыки. | 4. Элементарные умения и навыки. | |
5. Перенос (высшие умения и навыки.) | 5.Перенос (высшие умения и навыки.) |
Целью всякого обучения является не просто достижение элементарных умений и навыков, а широкий перенос усвоенных учеником действий в новые условия.
При организации контроля за деятельностью учащихся необходимо учитывать их особую познавательность и высокую лсихочувствительность.
Важную роль играет систематизированное наблюдение учителя за саморазвитием одаренного школьника. Его самооценка имеет личностное, устойчивое образование и может приобрести позитивные характеристики лишь в условии, когда школьник овладевает средствами объективного анализа и оценки результата деятельности и самого себя.
Более алгоритмичный вид контроля применяется в развитии одаренных школьников в процессе проектно-конструктивного обучения (1,2 ступень обучения). Использование навыков в реальных ситуациях и их постепенное усложнение обеспечивают самостоятельность, эффективность учебы одаренных школьников, расширяют их внепрограммную деятельность. Проектио-конструкторские навыки находят отражение на различных занятиях (особенно нестандартных: урок-сказка, бенефис, митинг, панорама, телепередача, телемост, цирк, заочная экскурсия, литературная гостиная, репортаж, спектакль, « живая газета» и т. д.)
Организация контроля развития когнитивной деятельности одаренных школьников должна быть направлена на последовательную тренировку мыслительных действий, умений, на создание условий для самореализации.
Система оценивания.
Оценка - определение качества достигнутых учеником результатов обучения. Одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталоном, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: правильно ли оценена работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить ошибки? Эти вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе. Учителем создаются условия для формирования качеств личности, которые становятся стимулом положительного отношения к учению. Это касается, прежде всего, умения и желания осуществлять самоконтроль. Сюда относятся: умение сравнивать результат своей деятельности с
эталоном; умение анализировать правильность (неправильность) выбора способа учебного действия; средств достижения цели; поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей исправления. Учитель применяет для оценивания оценочное суждение (словесная оценка).
Словесная оценка - краткая характеристика результатов учебного труда школьников. !>та форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач.
класс.
Учитель оценивает то, как ученик участвовал в коллективной игровой творческой деятельности. Оценивается не столько удачный результат работы, сколько вовлеченность в нее.
Оценочное суждение:« Ты хорошо придумал, показывал, играл, рисовал».
класс.
Учитель оценивает не только то, насколько инициативно ребенок участвовал в индивидуальной и коллективной игровой творческой деятельности, но и соблюдение школьником правил игры-задания. Результат творческой работы оценивается, но лишь в тех случаях, когда он получается удачным.
Оценочное суждение: «Ты точно выполнил все условия игры, очень хорошо!»
класс.
Учашиеся свободно играют художественными средствами; осознают условия игры; сознательно их нарушают, «чтобы было интересней»; сами усложняют себе задания; некоторые учащиеся, выполняя художественно- игровые задания, непрелнамеренно создают художественные образы, а иногда, отталкиваясь от задания, начинают сочинять независимо от условий задачи- игры, «свободно творя» удачные или неудачные произведения. Школьники обращают внимание на выразительные свойства художественных средств в своих произведениях, а затем и в произведениях ровесников и мастеров.
Оценочные суждения : «Хотя ты нарушил правила игры, допиши четверостишие», (вместо требуемых строк ученик дописал больше), «но у тебя получилось интересно, ты всем нам доставил удовольствие, спасибо!»,« Как точно ты подметил и описал, а мы и не заметили!», «Ты подметил неожиданно и точно. Мы теперь всегда будем видеть так, как ты. Спасибо!»
класс.
Критерии, освоенные школьниками по отношению к собственным попыткам сочинения стихов и прозы, ученики начинают применять к оценке не только литературных произведений (своих и других авторов), но и оценивая собственные литературно-критические высказывания:
«Открывает ли мой анализ произведения что-то новое для меня? Удалось ли мне выразить точно свои впечатления и наблюдения? Правильно ли слушали, поняли меня?»
Учитель оценивает высказывания учеников по тем же критериям.
Планируемые результаты (модель выпускника).
Модель выпускника школы 1 ступени состоит из двух компонентов :
когнитивного;
- социально-психологического.
Первый компонент определяет уровень обученности основным способам и степень умения учиться , а второй - процесс интеллектуального, творческого и нравственного
развития.
Формирование умении самостоятельно учиться, желания учиться : | Развитие способности воспринимать себе как сторонний объект и оценивать « Я- действующий»: |
читает бегло, выразительно и без ошибок (120-150 слов в минуту литературный текст, владеет разными видами чтения ); -свободно владеет грамотой и устной и письменной речью, умеет добиваться желаемого результата при взаимодействии с людьми с помощью языка, понимает смысл обращенной к нему речи и выражает понятно собственные мысли ; владеет сформированной знаково- символической деятельностью, умеет читать графический язык, работать со схемами, таблицами, моделями; креативен ( способен к творчеству), имеет достаточно высокий уровень воссоздающего воображения, -освоил средства театральной выразительности, имеет представление о творческой ннтерпритацни; умеет целостно мыслить, воспринимать различные виды искусства; -.стремится постоянно повышать уровень своих знаний, находить, обобщать и принимать нужную информацию; способен использовать знания на практике, умеет применять их; умеет самостоятельно анализировать изучаемые задачи, выявлять в них существенные элементы, признаки, части; -.владеет разными способами контроля и самоконтроля; -. имеет достаточный уровень базовых знаний, умений и навыков, необходимый для продолжения образования в основной школе, имеет устойчивое стремление к развивающим видам деятельности; | владеет произвольным вниманием, умеет организовать и регулировать свое внимание, сознательно управлять им; -имеет первоначальную отработанную произвольную память; -коммуникативен, владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям; честен, принципиален, умсег отстаивать свои взгляды и убеждения, настойчив в преодолении трудностей; -способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, строить новый проект своих действий, способен к рефлексии, к саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением; владеет культурой самоопределения личности, стремится к самосовершенсгво ван и ю; мотивирован на достижение успеха, на дальнейшее продолжение образования в основной школе; -обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой. |
умеет решать мыслительные задачи. |
Литература необходимая для освоения курса:
(для обучающихся )
Сборники детского игрового фольклора народов мира.
Сборники игровых сказок.
Детская авторская поэзия и проза.
( К.Чуковский, С. Маршак, А.Барто, Б. Заходер, С. Михалков.
Г. Остер. Дж. Родари, Д. Хармс, В. Берестов, Ю. Благинина и др.)
Поэзия русской природы (стихи и проза)
(А. Пушкин, Ф. Тютчев, А. Фет, В. Жуковский, С. Есенин,
Н. Некрасов, М. Пришвин, К Паустовский , М. Лермонтов,
И. Бунин)
Сборники рассказов с героями- сверстниками
( Б.Житков, Н. Носов, С.Чарушин, Л. Толстой, К. Паустовский, В. Драгунский и
др)
Хрестоматия « Лесенка».
Свиридова В.Ю. Литературное чтение. Учебник для 1 класса
Чуракова Н.А., Свиридова В.Ю. Литературное чтение . Учебник для 2-4 класса.
(для учителя)
Хрестоматия : Миф. Сказка. Эпос.
Глоцер В.И. Дети пишут стихи: Книга о детском литературном творчестве.
Левин В.А. Воспитание творчества.
Чуракова Н.А. Методический комментарий для 1-4 классов,
Детская поэзия и проза. М.: Просвещение , 1994.
Мифы и предания. М.: Просвещение, 1995.
Волшебные и бытовые сказки. М.: Просвещение, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа факультативного курса "Пишем без ошибок"
Программа по курсу "Пишем без ошибок" представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уров...
«Живое слово». Программа факультативного курса.
Введение. Пояснительная записка. Программа факультативного курса «Живое слово» по литературному чтению для 4 класса. Тематическое планирование. Методические разработки занятий....
Программа факультативного курса « Основы проектной деятельности».
В комплекте учебников «Школа России» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Уже здесь дети делают первые шаги по проектной деятельности, та...
Формирование духовно-нравственных качеств личности на основе программы «Служу Отечеству пером»
Выступление на методическом объединении...
Рабочая программа "Служу Отечеству пером"
Рабочая программа по основам детской журналистики для учащихся 4 класса "Звонкий голос детства"(организационно-деятельностная, профессионально-ориентированная). Данная программа обеспечивает условия д...
Обобщение опыта по теме "Организация внеурочной деятельности по программе "Служу Отечеству пером"
Образовательная программа по основам детской журналистики "Служу Отечеству пером" стала для меня помощницей во внеурочной деятельности с обучающимися, так как помогает детям стать успешными, любознате...
Программа "Служу Отечеству пером" как ресурс управления внеурочной деятельностью по ФГОС
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Служу Отечеству пером» по социальному направлению разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начальн...