Н. Сладков «В норе».
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Cавичева Оксана Николаевна

конспект с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sladkov.pptx84.4 КБ
Файл urok_chteniya_ministerstvo_obrazovaniya_rb.docx36.3 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Савичева Оксана Николаевна Учитель начальных классов МБОУ « СОШ с. Тавтиманово » муниципального района Иглинский район у рок чтения Тема: Н . Сладков «В норе».

Слайд 2

Узкая нора Фонарик Камни Тихое шипение В тупике У гранёных губ Смотрела Тугой узелок Пригрелась Втиснулся Притих Замереть Полузабытьё Лежало пластом Билась Перестал дышать Отсунулся назад Выскочил из трубы

Слайд 3

Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве Умер Николай Иванович Сладков 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет.

Слайд 4

Найдите описание змеи по всему тексту и по описанию постарайтесь сделать рисунок. В справочнике посмотрите, с какой змеей приблизительно рассказчик герой повстречался (от лица змеи рассказать эту историю).



Предварительный просмотр:

Министерство образования РБ

Конспект открытого урока чтения

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

с. Тавтиманово» муниципального района

Иглинский район

Тема:  Н. Сладков «В норе».

                        учитель Савичева О.Н.

Задачи:

  1. Познакомить с произведением Н. Сладкова, «В норе».

  1. Учить понимать основную идею произведения.

  1. Совершенствовать навык чтения.

  1. Способствовать развитию речи, мышления, воображения, внимания.

1

 Организационный  момент

Раз-два – острова.

Три – четыре –мы приплыли.

Пять – шесть –сходим здесь.

Семь – восемь – сколько сосен!

Девять – десять – мы в пути.

Досчитал до десяти.

2

3

 Проверка  домашней  работы.

- Домашним заданием было написать небольшой рассказ о своём домашнем питомце. (Несколько работ зачитывается вслух)

- На прошлом уроке мы работали с рассказом М. Пришвина «Глоток молока» и расстались на вопросе:

-  А кто был человек, который погладил Ладу?

+ Хозяин.

- Какие чувства испытывал хозяин к своему питомцу?

+ Любовь.

- Попробуем еще раз ответить на вопрос: «Почему собака Лада выздоровела?»

+     Почувствовала любовь хозяина и заставила себя сделать несколько глотков молока, которые и спасли ей жизнь.

-  Всегда ли мы поступаем правильно, когда общаемся с живой природой?

-А что нам помогает в общении с живой природой?

  1. любовь
  2. тонко чувствовать природу

ДАВАЙТЕ  РАЗБЕРЁМСЯ СЕГОДНЯ, ЧТО НАМ ЕЩЁ ПОМОГАЕТ В ОБЩЕНИИ С ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ.

Сообщение темы и цели урока.

- Сейчас я  прочитаю вам рассказ, и вы узнаете  трогательную историю его героя.

- Перед нами, как читателями, какая стоит задача?

+ Понять мысли и чувства автора, понять главную мысль, которую он хочет донести до нас, читателя.

- Давайте предугадаем, о чём же будет это произведение?

- Внимательно прочитайте слова и постарайтесь представить себе картину, которая при этом возникает в воображении.

Узкая нора

Фонарик

Камни

Тихое шипение

В тупике

У гранёных губ

Смотрела

Тугой узелок

Пригрелась

Втиснулся

Притих

Замереть

Полузабытьё

Лежало пластом

Билась

Перестал дышать

Отсунулся назад

Выскочил из трубы

- Какие слова вам не понятны?

- Я вам прочитаю произведение, а вы постарайтесь ответить на вопрос: Что испытывал  герой рассказа?

 а) Первичное знакомство с текстом.

(Чтение учителем)

б) Беседа с целью проверки первичного восприятия.

- Как вы считаете:  что испытывал  герой рассказа?

-Понравилось ли вам произведение?

-От чьего имени ведётся рассказ?

+ От имени автора.

 Этот рассказ написал Николай Иванович Сладков.

   Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. Бродя среди старых деревьев, он с детства проникся мудростью природы, научился узнавать по голосам самых разных птиц.

    Мальчику очень хотелось узнать, о чем с ним говорит лес, он очень хотел постигнуть его тайны. Коля стал с упоением читать самые разные книги о природе, а свои собственные наблюдения записывал в свой дневник, в "Тетрадь наблюдений", который начал вести во втором классе. Постепенно в дневнике место коротких записей стали дополнять истории из жизни лесных обитателей. К тому времени лес давно уже стал для него настоящим добрым другом.

        Умер Николай Иванович Сладков 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет.

      Подобный дар - рассказывать о лесных жителях с искренней любовью и теплой улыбкой, а также с дотошностью профессионального зоолога - дан очень немногим. И совсем немногие из них могут стать настоящими писателями - такими, как Николай Иванович Сладков, необыкновенно органично совместив в своем творчестве талант прекрасного рассказчика и поистине безграничную эрудицию ученого, сумев открыть в природе что-то свое, неведомое другим, и поведать об этом своим благодарным читателям...

    - Николай Иванович Сладков написал много книг (выставка книг). Эти книги вы можете взять в сельской библиотеке.

4

Физкультминутка.

Зарядка для глаз

5

 Анализ произведения.

а) Вторичное чтение.

- Сейчас еще раз обратимся к рассказу, но сначала вспомним, какая задача перед нами стоит?

- Понять мысли и чувства автора, понять главную мысль, которую он хочет донести до нас, читателя.

1 часть. (до слов «..притих и сник»)

Читаем рассказ.

  1. Как вы думаете, почему Николай Иванович оказался в такой ситуации?
  2. Почему он туда полез? (Интерес, любопытство)
  3. Прочитайте то предложение, на котором остановились. Как вы понимаете слово «сник»? (расстроился) Почему?
  4. Что значит шипение и свист для человека, оказавшегося в этой ситуации? (звуки опасности)
  5. Какие чувства рассказчик – герой испытывал в этот момент? (страх, боязнь)
  6. Найдите слова, которые будут отражать данные его чувства. Как мы будем читать, какие чувства передавать при чтении?

2 часть.     До слов (…в прежнее положение)

  1. А как же чувствовала себя змея? (1- испугалась, 2- агрессия, защита)
  2. Представьте, что вы рисуете и вот ваш сосед захотел кисточкой поправить рисунок у вас. Расскажите о ваших чувствах, действиях?

Мы сравнили себя со змеей и поняли ее чувства.

- Почему она так себя чувствует? (Чувствует опасность, вторжение в свою территорию)

– Давайте еще одно предложение добавим со слов «Змея напряглась…».

-Как змея повела себя, когда почувствовала опасность?

  1. Какое средство художественной выразительности писатель использует?
  2. С кем сравнивает змею?
  3. (сравнение) ( с лебедем)
  1. Представьте, что сейчас перемена, вы отдыхаете в коридоре, и вот неожиданно на вас летит с большой скоростью ребенок, и столкновение неизбежно, ваши действия?
  2. В такой ситуации у вас будет попытка защитить себя. Как? Какой у вас будет жест?

Сравните поведение змеи, лебедя и человека в момент опасности.

Вывод: (одинаковое поведение)- единство с природой.

3 часть.        До слов (победа только над самим собой)

  1. Что было бы для рассказчика – героя самым страшным? (испугаться)
  2. Что это за победа?  ( Первая победа над самим собой. Он принял решение как нужно себя правильно вести )

Читаем дальше. (до слов «…Ядовитыми буграми»)

  1. Почему змея успокоилась? (теперь в норе не двигалось и ничего ее не пугало, привыкнув к фонарю, как к солнышку, она стала возле него греться)

4 часть.

  1. Как удалось спастись?
  2. Несмотря на эту ситуацию, у рассказчика - героя отношение изменилось к змее?
  3. По каким словам это видно?

-И хорошо, что все так закончилось благополучно.

  1. Благодаря чему история закончилась благополучно? (правильному решению)
  2. А откуда знал рассказчик – герой, как правильно поступить в этот критический момент? (опыт других людей)
  3. Что хотел донести до нас Николай Иванович этим рассказом?
  4. В начале урока мы ставили перед собой задачу, какую?
  5. Что нам нужно для того, чтобы правильно общаться с живой природой (с животными)?
  1. любовь
  2. тонко чувствовать
  3. интерес, любопытство
  4. единство с природой
  5. опыт других людей

6

7

 Итог урока.

  1. Чему мы научились  благодаря произведениям: М. М. Пришвина и Н. И. Сладкова?  ( Чтобы общаться с живой природой нам нужно:  любить животных, любить родную природу, заботиться о ней.)

Домашнее задание:

Найдите описание змеи по всему тексту и по описанию постарайтесь сделать рисунок. В справочнике посмотрите, с какой змеей приблизительно рассказчик герой повстречался (от лица змеи рассказать эту историю).

Анатолий Болутенко   КРАСОТА

Не перестану удивляться красоте,              Смотрю на мир влюблёнными глазами,

Волнует явь, подобно трепетной мечте,

Любуюсь лугом, речкой, небесами.

 

Бежит река и радость щедро дарит мне,

Но, если рябь украсит луч игристый,

То радость жизни ощущается вдвойне,

Становится поверхность золотистой.

 

Люблю смотреть на чудо дивных облаков,

Красиво, если в небе бродят тучи,

Вмиг небеса очистить может от оков

Чудесный ветер свежий и могучий.

 

Всегда ночная сердце радует пора,

Когда с небес взирают ясно звёзды,

И волшебством чарует пламя у костра

Иль звёзд сгоревших яркие борозды.

 

Смотрю на мир и насмотреться не могу,

Подобен он блистательному чуду,

Я красоту люблю от всей души, не лгу,

В любви и верным, и достойным буду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Горькие плоды сладкой жизни.

шоу про наркотики....

Презентация к уроку внеклассного чтения для 2 класса. Рассказы о природе. Н.И.Сладков "Лиса-плясунья"

Данная презентация разработана к уроку внеклассного чтения для 2 класса. Рассказы о природе. Н.И.Сладков "Лиса-плясунья"....

Урок литературного чтения в 1 классе Е. Чарушин "Зайчата", Н. Сладков "Сорока и Заяц", Н. Сладков "Лиса и Заяц"

Урок литературного чтения предполагающий развитие навыков выразительного чтения целыми словами, работы в парах и группах, психологический настрой, словарную работу и рефлексию. Данный урок сопровождае...

Положение районной игровой программы "Вниз по кроличьей норе".

Данное мероприятие проводилось для учащихся 3 классов  школ Щелковского муниципального района. Организаторы - клубное объединение "Вожатый нового века"...

В мире народного зодчества. «Каждый город имеет свой норов».

этот урокдолжен настроить детей на серьезный лад, на пробуждение патриотических чувств и вместе с тем способствовать выработке у них эстетической восприимчивости....

О том, как медуза ухо насторожила, и о том, почему ящерица из норы ушла

презентация для занятий по внеурочной деятельности...

Задача по технологии ТОГИС " Животные, которые живут в норах"

ТОГИС- технология образования в глобальном информационном сообществе. В материале представлена задача по окружающему миру для начальных классов...