Урок литературного чтения во 2 классе Образ апреля в произведении Н. Сладкова "Апрельские шутки"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Тема: Образ апреля в произведении Н. Сладкова « Апрельские шутки»Тип урока – усвоение новых знаний; Технология – проектная. Продукт проекта - синквейн |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aprelskie_shutki.doc | 123 КБ |
tehnologicheskaya_karta_k_uroku_kudryavcevoy_m._a.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
Тема: Образ апреля в произведении Н. Сладкова « Апрельские шутки»
Цель: Показать, как средствами литературы создается образ весеннего месяца-апреля
Задачи: 1. Формировать представление о весеннем месяце-апреле
2. Развивать внимание, речь, логическое мышление, творческие способности через анализ литературного произведения
3. Воспитывать любовь к родной природе
Формируемые УУД:
1. Коммуникативные - согласовать действия с партнером, построение речевых высказываний
2. Регулятивные - самоконтроль, целеполагание, прогнозирование, самоооценка
3. Общеучебные познавательные - умение работать с текстом, умение выделять существенное, главное, работа со словарем
4. Личностные - умение оценить свою работу
Тип урока – усвоение новых знаний
Технология – проектная.
Продукт проекта - синквейн
Оборудование:
Книга учащихся, электронный словарь, карточки для групповой работы, карточки для рефлексии(солнце и тучка), музыка, презентация, подарок.
Ход урока
Организационный момент
-Здравствуйте ребята. Меня зовут Марина Алексеевна. Я очень рада, что сегодня на уроке буду работать с вами. И, надеюсь, что мы будем друг другу помогать.
Актуализация знаний.
Ребята,а вы любите сюрпизы? Значит я угадала. Я вам сегодня приготовила сюрприз. Давайте мы его посмотрим.
Отрывок мульфильма Маша и Медведь. Весна пришла.
- Почему именно это мульфильм был приготовлен в качестве сюрприза?( весна пришла.)
-А кто был самым внимательным, какие признаки весны вы увидели?(капель, выходят из спячки медведи, птицы щебечут, прилетают перелетные птицы, цветы-подснежники, звери просыпаюся, просыпаются пчелы)
- А кто знает, в каком весеннем месяце происходят такие изменения?( апрель)
3. Постановка темы урока
-О чем будем сегодня говорить на уроке?
-Мы должны сегодня создать образ апреля. Узнать, какой он.
4. Открытие нового
4.1-А каким еще может быть апрель, мы узнаем, прочитав произведение Николая Сладкова « Апрельские шутки»
-Читать будем по абзацам цепочкой.
Чтение
- вам понравилось произведение?
-–Какие факты (события) вымышленные?
-Значит это сказка или рассказ?
-Какой прием использовал автор?
- А что такое олицетворение?( это оживление неживого предмета; наделение неодушевленных предметов живыми качествами!)
СЛАЙД - А вот таким увидели апрель мои ребята, ученики 7 школы. Правда забавный апрель? СЛАЙД
4.2 Работа с текстом
- Давайте прочитаем 1 абзац. Кто нам поможет?( выборочное чтение)
Любит пошутить этот Апрель. Взял нынче и прикинулся на первое апреля зимой. Снегу высыпал, морозом ударил.
-Какую шутку придумал апрель?
-Какой он по характеру? ШУТЛИВЫЙ ОЗОРНОЙ
- Какие слова доказывают это? ( Прикинулся, пошутить, с первым апреля
надул).
-Читаем дальше.
Услыхал про то Апрель и перетрусил. « Что ж я, - думает, - за Апрель, что за весенний месяц, коли всех птиц разогнал?»
Давай кричать:
- Эй, птицы перелётные! Не бойтесь, не улетайте! Я пошутил. Я вас просто с первым апреля надул! Я весенний, не зимний! Сейчас снегопад остановлю, морозы прогоню. Потом за снега возьмусь, потерпите!
- Каким здесь показался апрель?
ВЕСЕННИЙ, ТРУСЛИВЫЙ, ПЕРЕМЕНЧИВЫЙ
-Какие слова подтверждают, что апрель струсил?
– Перетрусил. Это как?
Перетрусил -струсить сильно, перепугаться, оробеть, опасаясь последствий чего
-Что значит с «первым апреля надул»? (Обманул)
-Что можно надуть?
– В каком значении оно употреблено? (В переносном)
А еще какой апрель,узнаем,прочитав 3 абзац
Ой, не твёрдое апрельское слово!
Не серьёзный этот месяц, весенний. Всё бы ему шутить да обманывать. Не только на первое апреля может обмануть, но даже и на пятнадцатое, а то и на двадцатое. Ему – шутки, а лесным птицам и зверям – горе.
- как вы понимаете выражение не твердое апрельское слово? (непостоянство, несерьезность апреля).
- А как он может обмануть на 1. 15 20 апреля? (подкинуть мороз, снег, холодный ветер)
- Что можете сказать про характер апреля?
НЕПОСТОЯННЫЙ, НЕСЕРЬЕЗНЫЙ
Вывод: Характер и поступки апреля изменчивы
4.3 Не только Николай Сладков подметил непостоянство апреля, но и народ. Давайте посмотрим на слайды
Слайды с пословицами о весне в сопровождении музыки Чайковского « Апрель» (Читаю пословицы сама)
5.Регуляция психического состояния
Давайте мы попробуем опишать и изобразить апрель.
Вы выполняете действия, отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу.
Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновенье,
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого, а
А себя лишь одного!
А теперь мы вновь воспряли
Деловыми сразу стали!
Много забот у нас впереди
Трудность любую сумеем пройти!
6. Первичное закрепление
6.1. Итак, какой Апрель у нас получился? Давайте прочитаем с доски
озорной |
шутливый |
весенний |
трусливый |
непостоянный |
несерьёзный |
переменчивый |
А теперь посмотрите на таблицу и скажите, кем он может быть
шутник |
весельчак |
озорник |
трус |
обманщик |
_ а что делал?
подшучивал |
прикидывался |
перетрусил |
пошутил |
надул |
обманул |
6.2 Синквейн
- Ребята, а вы умеете сочинять стихи?
-А мы сегодня с вами попробуем сочинить своеобразное стихотворение -синквейн.
- «Синквейн» от фран. «пять», состоящее из пяти строк.
Наш синквейн будет посвящен апрелю-месяцу.
-Синквейн пишется по определенным правилам:
В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
Третья строка – описание действия тремя словами (глаголы)
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме. Ребята, в эту строчку можно включить одну из пословиц, с которыми мы уже работали.
Пятая строка – одно слово, синоним темы.
Свой вариант:
Апрель
Капризный, звонкий
Шумит, играет, озорничает
И скоро он совсем растает…
Он-непоседа!
Ваша задача…..
Составление. Включить музыку. Я вам даю несколько минут для вашего творчества .
Итак, что же у нас получилось? (слушание)
7. Рефлексия- самооценка
-Вот что мы сегодня с вами узнали про апрель! И у всех он получился разный!!!
Ребята, а давайте составим прогноз погоды, каким нынче будет апрель. Выберите нужную картинку. Поднимите карточку, кто выбрал тучку. Поднимите карточку, кто выбрал солнце. Каких карточек оказалось больше? Сделайте вывод, каким будет апрель.
8. Ребята, урок я начинала с сюрприза. И завершить я его хочу еще одним сюрпризом для вас.
- в память о нашей встрече я хочу вам подарить книгу о природе. Надеюсь, она тоже будет будоражить ваши умы, ваши глаза и ваши замечательные души.
Синквейн
1 слово АПРЕЛЬ
2слова (он какой?) _______________________________________
3 слова (что делает?)____________________________________
4 Кто людей веселит, за того и свет стоит
5 Он кто?(одно слово)___________________________________
________________________________________________________
Синквейн
1 слово АПРЕЛЬ
2слова (он какой?) _______________________________________
3 слова (что делает?)____________________________________
4 Кто людей веселит, за того и свет стоит
5 Он кто?(одно слово)___________________________________
________________________________________________________
Синквейн
1 слово АПРЕЛЬ
2слова (он какой?) _______________________________________
3 слова (что делает?)____________________________________
4 Кто людей веселит, за того и свет стоит
5 Он кто?(одно слово)___________________________________
________________________________________________________
Синквейн
1 слово АПРЕЛЬ
2слова (он какой?) _______________________________________
3 слова (что делает?)____________________________________
4 Кто людей веселит, за того и свет стоит
5 Он кто?(одно слово)___________________________________
________________________________________________________
Синквейн
1 слово АПРЕЛЬ
2слова (он какой?) _______________________________________
3 слова (что делает?)____________________________________
4 И скоро он совсем растает
5 Он кто?(одно слово)___________________________________
________________________________________________________
Синквейн
1 слово АПРЕЛЬ
2слова (он какой?) _______________________________________
3 слова (что делает?)____________________________________
4 И скоро он совсем растает
5 Он кто?(одно слово)___________________________________
________________________________________________________
Синквейн
1 слово АПРЕЛЬ
2слова (он какой?) _______________________________________
3 слова (что делает?)____________________________________
4 И скоро он совсем растает
5 Он кто?(одно слово)___________________________________
________________________________________________________
Синквейн
1 слово АПРЕЛЬ
2слова (он какой?) _______________________________________
3 слова (что делает?)____________________________________
4 И скоро он совсем растает
5 Он кто?(одно слово)___________________________________
________________________________________________________
Синквейн
1 слово АПРЕЛЬ
2слова (он какой?) _______________________________________
3 слова (что делает?)____________________________________
4 Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени
5 Он кто?(одно слово)___________________________________
________________________________________________________
Синквейн
1 слово АПРЕЛЬ
2слова (он какой?) _______________________________________
3 слова (что делает?)____________________________________
4 Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени
5 Он кто?(одно слово)___________________________________
________________________________________________________
Синквейн
1 слово АПРЕЛЬ
2слова (он какой?) _______________________________________
3 слова (что делает?)____________________________________
4 Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени
5 Он кто?(одно слово)___________________________________
________________________________________________________
Синквейн
1 слово АПРЕЛЬ
2слова (он какой?) _______________________________________
3 слова (что делает?)____________________________________
4 Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени
5 Он кто?(одно слово)___________________________________
________________________________________________________
Синквейн
1 слово АПРЕЛЬ
2слова (он какой?) _______________________________________
3 слова (что делает?)____________________________________
4 Любит выкинуть шутку
5 Он кто?(одно слово)___________________________________
________________________________________________________
Синквейн
1 слово АПРЕЛЬ
2слова (он какой?) _______________________________________
3 слова (что делает?)____________________________________
4 Любит выкинуть шутку
5 Он кто?(одно слово)___________________________________
________________________________________________________
Синквейн
1 слово АПРЕЛЬ
2слова (он какой?) _______________________________________
3 слова (что делает?)____________________________________
4 Любит выкинуть шутку
5 Он кто?(одно слово)___________________________________
________________________________________________________
Синквейн
1 слово АПРЕЛЬ
2слова (он какой?) _______________________________________
3 слова (что делает?)____________________________________
4 Любит выкинуть шутку
5 Он кто?(одно слово)___________________________________
________________________________________________________
Ври, да знай меру! Ври, да не завирайся!
Синквейн
1 слово АПРЕЛЬ
2слова (он какой?) _______________________________________
3 слова (что делает?)____________________________________
4 фраза об апреле ______________________________________
5 Он кто?(одно слово)___________________________________
________________________________________________________
Синквейн
1 слово АПРЕЛЬ
2слова (он какой?) _______________________________________
3 слова (что делает?)____________________________________
4 Ври, да знай меру! Ври, да не завирайся!
5 Он кто?(одно слово)___________________________________
_________________________________________________
Синквейн
1 слово АПРЕЛЬ
2слова (он какой?) _______________________________________
3 слова (что делает?)____________________________________
4 Ври, да знай меру! Ври, да не завирайся!
5 Он кто?(одно слово)___________________________________
_________________________________________________
Синквейн
1 слово АПРЕЛЬ
2слова (он какой?) _______________________________________
3 слова (что делает?)____________________________________
4 Ври, да знай меру! Ври, да не завирайся!
5 Он кто?(одно слово)___________________________________
_________________________________________________
Синквейн
1 слово АПРЕЛЬ
2слова (он какой?) _______________________________________
3 слова (что делает?)____________________________________
4 фраза об апреле ______________________________________
5 Он кто?(одно слово)___________________________________
________________________________________________________
Синквейн
1 слово АПРЕЛЬ
2слова (он какой?) _______________________________________
3 слова (что делает?)____________________________________
4 фраза об апреле ______________________________________
5 Он кто?(одно слово)___________________________________
________________________________________________________
Синквейн
1 слово АПРЕЛЬ
2слова (он какой?) _______________________________________
3 слова (что делает?)____________________________________
4 фраза об апреле ______________________________________
5 Он кто?(одно слово)___________________________________
________________________________________________________
Синквейн
1 слово АПРЕЛЬ
2слова (он какой?) _______________________________________
3 слова (что делает?)____________________________________
4 фраза об апреле ______________________________________
5 Он кто?(одно слово)___________________________________
________________________________________________________
Пословицы об апреле
Апрель открывает ключи и воды
Апрельский скворец - весны гонец
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени
Апрельской воды никто не уймет
Апрель красен почками, май — листочками
Трясогузка махнет хвостом по снегу – тот и растает
_____________________________________________________
Пословицы об апреле
Апрель открывает ключи и воды
Апрельский скворец - весны гонец
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени
Апрельской воды никто не уймет
Апрель красен почками, май — листочками
Трясогузка махнет хвостом по снегу – тот и растает
___________________________________________________________
Пословицы об апреле
Апрель открывает ключи и воды
Апрельский скворец - весны гонец
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени
Апрельской воды никто не уймет
Апрель красен почками, май — листочками
Трясогузка махнет хвостом по снегу – тот и растает
Пословицы об апреле
Апрель открывает ключи и воды
Апрельский скворец - весны гонец
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени
Апрельской воды никто не уймет
Апрель красен почками, май — листочками
Трясогузка махнет хвостом по снегу – тот и растает
Синквейн
1 слово АПРЕЛЬ
2слова (он какой?) ____________________________
3 слова (что делает?)__________________________
4 - фраза из четырех слов_____________________
5 синоним(однослово)_________________________
Синквейн
1 слово АПРЕЛЬ
2слова (он какой?) ____________________________
3 слова (что делает?)__________________________
4 - фраза из четырех слов_____________________
5 синоним(однослово)_________________________
Синквейн
1 слово АПРЕЛЬ
2слова (он какой?) ________________________
3 слова (что делает?)______________________
4 - фраза из четырех слов__________________
5 синоним(одно слово)____________________
Синквейн
1 слово АПРЕЛЬ
2слова (он какой?) ____________________________
3 слова (что делает?)__________________________
4 - фраза из четырех слов_____________________
5 синоним(одно слово)_________________________
Синквейн
1 слово АПРЕЛЬ
2слова (он какой?) _____________________________
3 слова (что делает?)____________________________
4 - фраза из четырех слов ________________________
5 синоним(одно слово)__________________________
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Урок литературного чтения во 2 классе( по учебнику Л.А. Ефросининой) Тема: Образ апреля в произведении Н. Сладкова « Апрельские шутки» Цель: Показать, как средствами литературы создается образ весеннего месяца-апреля Задачи: 1. Формировать представление о весеннем месяце-апреле 2. Развивать внимание, речь, логическое мышление, творческие способности через анализ литературного произведения 3. Воспитывать любовь к родной природе Формируемые УУД: 1. Коммуникативные - построение речевых высказываний 2. Регулятивные - самоконтроль, целеполагание, прогнозирование, самоооценка 3. Общеучебные познавательные - умение работать с текстом, умение выделять существенное, главное, работа со словарем 4. Личностные - умение оценить свою работу Тип урока – усвоение новых знаний; Технология – проектная. Продукт проекта - синквейн Оборудование: Книга учащихся, опорные слова, карточки для синквейна, карточки для рефлексии(солнце и тучка), музыка, презентация, подарок. Учитель: Кудрявцева Марина Алексеевна |
Этап урока | Время, мин | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | ФУУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный | 1 | Проверка готовности обучающихся, их настрой на работу | - | - | Регулятивные УУД (самоконтроль) | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, настраивает их на работу. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, настраивают себя на урок |
Актуализация знаний | 2-3 | Подведение детей к формулированию темы | Просмотр отрывка мультфильма « Маша и медведь» | Постановка проблемы Нахождение признаков весны | Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний) Познавательные УУД | Организует подводящий диалог с обучающимися | Находят признаки весны |
Постановка темы урока | 1 | Подведение детей к формулированию темы урока | Ответы на вопросы | Прогнозирование, целеполагание | Регулятивные УУД (целеполагание) (прогнозирование) | Организует подводящий диалог с обучающимися, в ходе которого формулируется тема, составляет совместно с обучающимися план урока. | Предполагают. Формулируют тему урока. |
Освоение нового материала | Работа с текстом | 10-11 | 1.Познакомить с произведением 2.Определить характер Апреля 3. Знакомство с народными (марийской)пословицами | Чтение текста Работа с понятием « олицетворение» Определение жанра произведения Нахождение ключевых слов и предложений в тексте Просмотр слайдов с пословицами о весне в сопровождении музыки П. И. Чайковского « Апрель» | Наблюдение, предположение Умение читать Умение объяснять и доказывать Умение находить, объяснять и доказывать | Информационные УУД Общеучебные познавательные УУД: Умение работать с текстом Умение выделять существенное Личностные УУД: Умение оценить Общеучебные УУД ( умение работать с текстом)
| Указывает объект наблюдения. Организует подводящий диалог Дает образец короткого доказательства определения Организует подводящий диалог | Объясняют значения слов Читают по абзацам, следят по учебнику, объясняют понятие Читают и доказывают, объясняют |
Регуляция психического состояния ( физкультминутка)-1 мин |
Первичное закрепление нового материала | 1 | Подведение детей к самостоятельному выводу характеристики апреля | Обобщение по таблице | Систематизация | Коммуникативные УУД
| Систематизируют полученные знания. |
Синквейн | 10 | Познакомить с новым способом запоминания материла | Показать на слайде, как составляется синквейн | Самостоятельная работа, | Коммуникативные УУД Регулятивные | Объясняет Контролирует выполнение задания. | Проговаривают по плану новые знания, Записывают слова, читают |
Рефлексия Подведение итогов | 1 | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка даль. целей. | Прогнозирование Рефлексия | Регулятивные УУД (самооценка) | Подводит итоги | высказывают свои впечатления от урока, делают предположения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме: "Образ зимы в произведениях разных видов"
Урок литературного чтения по теме" Образ зимы в произведениях разных видов"...
Технологическая карта урока литературного чтения. 2 класс. «Картины весны в произведениях А. Чехова, А.Фета, А. Барто».
Задачи:Образовательные: познакомить с произведениями А. Чехова, А. Фета, А. Барто.Развивающие: развивать навыки выразительного и осознанного чтения.Воспитательные: прививать любовь и бережное отношени...
Урок внеклассного чтения. 4 класс. Образ матери в произведении С.Т.Аксаков «Детские года Багрова внука (отрывок).
Проект урока по внеклассному чтению по произведению С.Т. Аксакова "Детство Багроваа внука"....
Конспект урока литературного чтения 3 класс "Определение главной мысли произведения. Произведения А.С. Пушкина Стихи о природе. А. С. Пушкин. «Зимний вечер».
Идея произведения. Мир нуждается в нашей защите. 1. Познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворением, посвящённым няне поэта.2. Развить навыки выразительного чтения, ум...
Конспект арт-урока литературного чтения 2 класс. Тема: «Образ матери в художественных произведениях». Ю. Я. Яковлев «Мама»
Технологическая карта урока/занятия Предметкурс В. А. Лазаревой «Литературное чтение» 2 классКласс2 классТип урока/занятияарт-урокТехнология построения урока/занятияобучение, воспита...
презентация к уроку литературного чтения 2 класс " Восприятие осени в произведениях. Наблюдение за художественными особенностями текста"
Данная презентация подготовлен для проведения уроков литературного чтения во 2 классе по произведениям А. Фета Ласточки пропали", А Толстого Осень. Обсыпается наш бедный сад.", С Есенин &quo...
Презентация к уроку литературного чтения 2 класс " Восприятие осени в произведениях. Наблюдение за художественными особенностями текста"
Данная презентация подготовлена для проведения уроков литературного чтения во 2 классе по произведениям А. Фета Ласточки пропали", А Толстого Осень. Обсыпается наш бедный сад.", С Есенин &qu...