Урок литературного чтения во 2 классе
методическая разработка (чтение, 2 класс) по теме
Тема урока "Где правда, там и счастье" (Корейская сказка "Честный мальчик"). УМК "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kutenkova_i.n._literaturnoe_chtenie_2_klass.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
литературного чтения во 2 классе
Автор: Кутенкова Ирина Николаевна
Место работы, должность: МОУ лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина Центрального района Волгограда, учитель начальных классов
Тема: Где правда, там и счастье (Корейская сказка «Честный мальчик»)
Цель: уточнение знаний учащихся о сказке, как о жанре устного народного творчества.
Задачи:
Обучающая: научить видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые; задавать свои вопросы автору в ходе чтения, вести диалог.
Развивающая: проанализировать произведение с целью развития творческого воображения: по слову, детали, иной информации прогнозировать развитие событий.
Воспитательная: воспитать чувство справедливости, сопереживания.
Пояснительная записка
Данный урок составлен в соответствии со «Стандартом начального общего образования по русскому языку» и строится на коммуникативно-деятельностном и социокультурном подходах к развитию школьников. В нём содержатся материалы, способствующие максимальному развитию коммуникативных способностей учащихся.
Предлагаемая разработка ориентирована на учеников 2 класса: групп детей с разноуровневой подготовкой. В разработке урока содержится единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности, которая имеет некоторые особенности для читателей данного возраста.
Важную роль в обучении литературному чтению на данном уроке играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой. Задача учителя – помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором.
Тема «Где правда, там и счастье» (Корейская сказка «Честный мальчик») изучается по программе в разделе «Сказка мудростью богата».
Используемые учебники и учебные пособия:
• учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Литературное чтение» («Маленькая дверь в большой мир») в 2-х частях, 2 класс;
• «Тетрадь по чтению».
Ход урока.
Организация урока.
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Требования к результатам |
- Всё у вас в порядке? - Хочу пожелать всем удачу! | - Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок! Дети показывают и отвечают: - Книжки, ручки и тетрадки! - Вместе мы сможем решить любую задачу! | Регулятивные Коммуникативные |
Проверка домашнего задания.
- Что объединяет эти произведения? На доске запись: Л. Эрадзе «Что мне всего дороже?» Татарская сказка «Мудрый старик» Киргизская сказка «Мудрая девушка» Русская сказка «Мудрая дева» Долганская сказка «Как появились разные народы» - Что означает слово «мудрый»? - Какие человеческие качества можно противопоставить мудрости? - На прошлом уроке мы работали над Долганской сказкой «Как появились разные народы». Ответьте на этот вопрос. | Дети читают - Они из раздела «Сказка мудростью богата» - Они о мудрых людях - В них есть загадки - Они поучительные - Умный, сообразительный, дальновидный, наблюдательный. - Глупость, ограниченность, необразованность. Дети пересказывают сказку | Личностные Регулятивные |
Работа над текстом до чтения.
- Откройте рабочую тетрадь на с. 35, прочитайте задание 1. - Откройте учебник по закладке. Прочитайте заглавие сказки. - Что можно узнать из заглавия? - Какого человека называют честным? - Кто автор сказки? - Рассмотрите иллюстрации. Чем занимается мальчик? - Какие отношения между персонажами? - Из какой сказки слова: «Будешь умна, тебе же лучше; будешь ленива, тебе же хуже»? - Постарайтесь найти сходные черты этих сказок». | - Надо составить сказку по ключевым словам. Дети читают получившуюся сказку - «Честный мальчик» - В сказке говорится о честном мальчике. - Тот, который говорит только правду. - Корейский народ. - Трудится. Помогает. Общается. - Добрые: взгляд, улыбка доказывает. - В. Одоевский «Мороз Иванович» | Регулятивные Личностные |
Работа с текстом во время чтения.
Первичное («жужжащее») чтение |
- Назовите героев сказки - За что мальчик получил награду? | - Мальчик, старик - Он был не жадным, не завистливым, честным | Познавательные Коммуникативные |
Чтение вслух, деление на части по готовому плану |
- Прочитайте план данной сказки. Согласны ли вы с последовательностью событий? 1. Встреча мальчика со стариком. 2. С мальчиком случилась беда. 3. Три топора. 4. Награда. Открывается правильный план - Будем читать, вооружившись карандашом: делайте пометки по окончании частей. | Дети читают - Первый и второй пункт надо поменять местами. Дети читают вслух, останавливаясь по окончании частей. | Познавательные Регулятивные |
Выборочное перечитывание сказки |
- Прочитайте, почему мальчику пришлось идти за дровами? - Как понимаете слова: «Топор дороже золота»? - Прочитайте, как отнёсся старик к отказу мальчика от золотого топора. - Прочитайте слова, подтверждающие честность мальчика. - Какими еще положительными качествами обладал герой этой сказки? Докажите. | Дети читают предложения из текста, являющиеся ответами на вопросы. | Коммуникативные Регулятивные |
5. Физкультминутка |
- Ребята, о каком инструменте идёт речь в прочитанной сказке? - Что делают топором? - Сейчас мы будем рубить дрова. Как нужно выполнять это действие? | - О топоре - Рубят, очищают стволы деревьев. - Аккуратно, внимательно, чтобы не пораниться и не навредить другим. Дети имитируют рубку дров | Личностные Коммуникативные |
Формулирование основной мысли сказки |
- Почему эта сказка помещена в разделе «Сказка мудростью богата»? - Кто в ней носитель мудрости? - А если бы мальчик взял не свой, а золотой или серебряный топор, что бы случилось? | - Она о мудрости - Она учит мудрости - Старик, он придумал испытание для мальчика, чтобы наградить или наказать его. - Старик бы наказал его за жадность. | Познавательные Регулятивные |
7. Пересказ сказки
- Перескажите сказку - Вспомните, с какой сказкой я предлагала вам сравнить эту? - Чем похожи? | Дети пересказывают по частям цепочкой - В. Одоевский «Мороз Иванович» - За добро расплата добром. - По делам и награда | Регулятивные Коммуникативные |
Беседа о жанре произведения
- Докажите, что жанр этого произведения – сказка - К какой группе относится эта сказка? - Зачем эту сказку надо рассказывать детям? | - Приметы сказки: зачин, тройной повтор, волшебство, добро побеждает зло. - Волшебная - Чтобы они были честными, добрыми. | Регулятивные Коммуникативные |
Домашнее задание
Задания по выбору:
1 – подготовить чтение по ролям;
2 – пересказ сказки от имени мальчика;
3 – сочинить сказку по теме урока «Где правда, там и счастье».
Рефлексия
- Прочитайте пословицы. Подходят ли они к сказке? Почему? В ком добра нет, в том и правды мало. Всяк правду хвалит, да не всяк её сказывает. Хочешь есть калачи – не сиди на печи. - Какой бы вы хотели дать совет человеку, который хочет стать честным? - Встаньте, на правую ладонь мысленно положите те хорошие качества, которые у вас были, на левую – те, которые вы ещё не имеете. Соедините их и скажите друг другу «спасибо». | Дети отвечают | Коммуникативные Регулятивные Личностные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...