Урок чтения в 1 классе по теме "Мягкий знак"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Урок разработан мной по программе Перспективная начальная школа, но думаю его можно применить и при прохождении мягкого знака и по другим программам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_v_1_klasse.docx | 142.7 КБ |
Предварительный просмотр:
1 класс.
Тема: Разделительный мягкий знак.
ЦЕЛИ:
1. Образовательные: - Способствовать совершенствованию навыков чтения и правописания слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком обозначающим мягкость предшествующего согласного
- познакомить с алгоритмом написания разделительного мягкого знака; - тренировка умения находить слова с разделительным мягким знаком
2. Развивающие:
- развивать навыки орфографической зоркости;
- развивать умение сопоставлять и писать слова с Ь – р, Ь – м, через повторение признаков употребления мягкого знака;
- Способствовать развитию основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Развивать речь;
- Способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, классифицировать;
- развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности;
3. Воспитательные: - формировать потребности писать грамотно;
- формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.
- формирование навыков сотрудничества;
- расширение знаний о родном языке;
- воспитание учебной активности.
I Организационный момент.
Ребята, каждый день мы узнавали с вами новые буквы, а вот сегодня, нам предстоит другая работа: мы будем вести наблюдение над изученными буквами, и если вы будете внимательны, то узнаем новую тайну великого русского языка.
II. Работа по «ленте букв»:
- на какие группы можно разделить буквы?
- какие буквы называют согласными? Что вы можете про них сказать?
- Чем отличается от всех согласных букв буква Й?
- какие буквы называют гласными?
- Что вы можете сказать про гласные буквы второго ряда?
- Какую букву мы еще не назвали? (мягкий знак)
- Ре6ята, а вы любите сказки? Хотите я расскажу вам сказку про мягкий знак?
Жили-были в Азбуке буквы разные – согласные и гласные. Ходили друг к другу в гости. Каждая имела свой звук, только мягкий знак сидел в стороне – звука не обозначал, не умел говорить, молчал, и никто с ним не дружил. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко.
Как-то взялись буквы составлять слова. Встали буквы Л О С, но не читается слово. Встали буквы Г У С, но не читается слово. И решил тогда мягкий знак помочь буквам, встал в конце слова, и стали согласные мягче в душе, и слова правильно читались. Мягкий знак пробрался даже в середину слова БАНЬКА, ДЕНЬКИ. С тех пор мягкий знак стал обозначать мягкий согласный на конце слова и в середине между двумя согласными. Да только быстро ему это надоело, и опять заскучал мягкий знак.
- Сказка моя закончилась, но вы можете придумать ей продолжение, если будете внимательными на уроке!
III Чтение слов с изученными буквами. (на доске)
колос
Софья
воробей
полёт
шить
деньки
польёт
1)- Как выдумаете, какое слово здесь лишнее?
2)-На какие группы можно разделить, данные слова?
-одушевленные; неодушевленные
- предметы; действия
- с ь знаком и без него
- единственное и множественное число предметов
3) Я задумала слоговую схему, какие слова к ней подходят?
(колос, Софья, полёт, деньки, польёт)
- А если я изменю ее, и поставлю ударение?
'
(полет, польёт, деньки)
4) я задумала звуковую схему, какие слова к ней подходят и почему?
(колос, полёт, деньки )
- а сейчас? Почему так? Что вы заметили в этих словах?
(медведь, польёт)
5) выполнение звуко-буквенного анализа слова польёт
[ пал’йот]
- что вы заметили, какова роль в этом слове мягкого знака?
IY. Работа по схемам.
Чтение сочетаний ья- [йа] ье- [йэ] ьё- [йо] ью- [йу] ьи- [йи]
- что заметили нового? (буква и после мягкого знака обозначает два звука)
Вывод: если мягкий знак, стоит между согласной и гласной, то он, является разделительным и гласная буква обозначает два звука.
Y. Чтение предложений в учебнике стр. 86 (Н.Г.Агарковой «Азбука»)
(Когда Николай грядки польёт, тогда и запустит змея в полет.)
- прочитайте предложения, сравните последние слова в строчках (полет, польёт).
- Чем они похожи, чем различаются?
- Что Николай должен сделать сначала? когда Николай может запустить змея?
- Как можно сказать иначе, как зовут мальчика? (Коля).
-Как определить, когда в словах писать мягкий знак? (если после мягкого согласного слышится звук (й), то в слове пишется ь знак.)
(У Буратино –друг Пьеро.
А в руки просится перо.)
YI. Чтение слогов (на доске)
ли –льи сю- сью
ми - мьи пю – пью
ви –вьи вю – вью
-Какую роль, здесь выполняет мягкий знак?
Вернуться к словам , которые читали в начале урока с доски.
- Можно ли изменить эти слова, так чтобы в них ь знак стал разделительным?
колос - колосья
Софья
воробей - воробьи
полёт- польёт
шить -шитьё
деньки
польёт
YII. Работа в парах. Чтение и анализ слов в учебнике.
- Прежде чем вы приступите к работе, прочтем слова в слух и выясним их лексическое значение:
Ладья, ладьи, копьё, бельё, вьюн, друзья.
Ладья- небольшое судно, которое передвигалось за счет весел или парусов.
Вьюн – небольшая шустрая рыбешка, с мелкой чешуёй.
Работу в парах выполнять по схеме:
Кол-во слогов
определение ударного слога
роль мягкого знака и гласной буквы после него.
YIII. Устная игра «Узнай слово с разделительным мягким знаком». Учитель читает слова, если дети услышат слово с разделительным мягким знаком, то хлопнут в ладоши:
Вьюга, хлопья, пальто, печенье, апельсин, братья, скользко, гроздья, перья, учитель, жильё, тетрадь, окуньки.
IX. Чтение слов в учебнике. Стр. 87.
Назовите несколько слов с разделительным мягким знаком, назовите несколько слов, в которых гласная обозначает два звука.
X. Рефлексия.
- Ребята, а что вам понравилось сегодня на уроке?
- Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности.
-Будет ли продолжение нашей сказки? Кто хочет попробовать себя в роли сказочника?
Но увидел однажды мягкий знак, что не получается у гласных и согласных букв слова и решил опять попробовать свои силы. С тех пор много работы у мягкого знака:
Стоять в конце слова
Стоять в средине слова между согласных букв
Стоять в середине слова между согласной и гласной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"
Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....
Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.
- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...
урок во 2 классе "Правописание мягкого знака в конце и середине слова".
Конспект урока для 2 класса по программе "Школа России" с использование интерактивной доски...
Урок чтения по теме « Буква ь знак для обозначения мягкости согласных звуков» 1 класс
Интересный, содержательный урок для обучающихся 1 класса ....
Конспект урока для 3 класса " Разделительный мягкий знак" (УМК "Школа России")
Конспект урока " Разделительный мягкий знак" (УМК "Школа России")...
Разработка урока по чтению "урок чтения 1 класс с буквой Ц"
урок чтения 1 класс с буквой Ц...
Конспект урока во 2 классе " Разделительный мягкий знак"
Конспект урока " Разделительный мягкий знак"...