Викторина "Сказка за сказкой"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Викторина по русским сказкам. Разработана для учащихся 2 класса.
Цель:
- Обобщить знания по сказкам; сказочным приметам
Развивать мышление, воображение, интерес, внимание;
воспитывать любовь к сказкам и к чтению.
Каждый человек с самого раннего возраста должен стремиться к тому, чтобы стать умным, любознательным, сообразительным, чувствительным, пожалуй. Все к этому стремятся, но, однако, не у всех это получается. Самые первые произведения, которые начинают читать человеку,- сказки. Придя в школу, переходя из класса в класс, дети постоянно знакомятсяь с произведениями устного народного творчества, с литературными сказками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Викторина по сказкам 2 класс | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №723 г. Москва
Титова М.П.
Аннотация к мероприятию:
Викторина разработана для учащихся 2-го класса ( I четверть)
Викторина « Русские сказки»
Учитель:
Горят причудливо краски,
И, как ни мудра голова,
Вы всё-таки верьте сказке,
Сказка всегда права!
Самые первые произведения, которые начинают читать человеку, - сказки. Придя в школу, переходя из класса в класс, вы постоянно знакомитесь с произведениями устного народного творчества, с литературными сказками. Ведь именно благодаря сказке, вы становитесь чувствительней к красоте, учитесь осуждать зло, восхищаться добротой.
Цель нашей сегодняшней литературной викторины: как можно больше вспомнить сказок, их авторов и героев.
Разбиваемся на три команды. Вопросы командам задаются в порядке очерёдности.
(Дети делятся на команды, выбираются командиры, обсуждаются сказочные названия команд)
Учитель: Чтобы продолжить путь по неведомым дорожкам сказки, вспомним сказочные приметы.
(Выслушиваются ответы ребят)
Присказка (чтобы привлечь внимание слушателей – присказка – рифмованная шутливая прибаутка).
Например: Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки.
Зачин – начало сказки. (В некотором царстве, в некотором государстве)
Магические заклинания.
Учитель: Какие вы знаете магические заклинания?
Волшебные предметы, герои.
Учитель: Перечислите волшебные предметы и сказки, в которых они встречаются.
Троекратный повтор.
Концовка.
Учитель: Вспомните концовки сказок (“Пошли под венец, на этом сказочке конец”, “Вот вам сказка, а мне бубликов связка”)
Учитель: В поэтическом творчестве любого народа можно выделить наиболее характерные группы сказок:
- бытовые сказки (героем обычно выступает бедный крестьянин, работник или солдат в хорошо знакомой сказочнику обстановке. Положительный герой бытовой сказки всегда выходит победителем в борьбе с врагами);
- волшебные;
- сказки о животных.
Сказка – жанр очень древнего происхождения. Считают, что корни происхождения сказок восходят в ту очень отдалённую эпоху, когда не познанная человеком природа казалась ему живым, таинственным существом. Первобытный человек одухотворял все явления природы, видя в них своих могущественных покровителей или врагов. Из всех явлений природы создавали себе врагов. Солнце они называли Даждь - богом или Ярилом, ветры - Стрибогом, гром и молнию - Перуном, бурю - Бореем. Слово “сказка” произошло от слова сказывать.
А сейчас давайте послушаем, какие сказки сочинили вы!
(Ребята рассказывают сказки и показывают свои “книжки-малышки”)
Итак – в путь!
1 конкурс
Вспомните, кто говорил в какой сказке следующие слова:
1. Сивка-бурка, вещий каурка!
Стань передо мной, как лист перед травой. (Иванушка-дурачок, рус. нар. ск. “Сивка-бурка”)
2. Раз, два, три, горшочек, вари! (Девочка, братья Гримм “Горшочек каши”)
3. Крекс Фекс Пекс! (Буратино. А. Толстой “Золотой ключик или приключения Буратино”)
2 конкурс
Удивительные превращения: в кого превращались или были заколдованы сказочные герои?
1. Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).
Гадкий утёнок (в лебедя, Андерсен).
Чудище из сказки Аксакова “Аленький цветочек” (в принца).
2. Братец Иванушка (в козлёнка).
Василиса Прекрасная (в лягушку).
Одиннадцать братьев – принцев из сказки Андерсена “Дикие лебеди” (в лебедей).
3 конкурс
Какие волшебные средства - предметы были у данных сказочных героев?
1. У солдата из сказки Андерсена (огниво).
У Буратино (золотой ключик).
У Незнайки (волшебная палочка).
2. У Золушки (хрустальная туфелька).
У Снежной королевы (волшебное зеркало).
У Бабы-Яги (метла).
4 конкурс
Чудо стало былью. Ребята, в сказках говорится о новейших достижениях науки и техники. Сопоставим их.
1. Конёк-горбунок – ракета.
Золотой петушок – радиолокатор.
Чудо-зеркало – телевизор.
Перо Жар-птицы – прожектор.
Клубок ниток – компас.
Сани, которые едут сами – аэросани.
5 конкурс
Назовите друзей литературных персонажей.
1. У Маугли (Багира, Балу, Каа).
У Малыша (Карлсон).
У Винни-Пуха ( Пятачок, Кролик, Иа-Иа).
2. У Герды (Кай).
У Бременских музыкантов (осёл, собака, петух, кот).
6 конкурс
Отгадайте загадки.
1. Я обаятельная жутко,
И обладаю нюхом чутким,
Причёской славлюсь неземною,
Летать умею над землёю. (Баба-Яга)
2. В стране чудес я кот известный:
Обманщик, попрошайка, плут.
Ловить мышей неинтересно,
Не лучше ль простаков надуть? (Кот Базилио)
3. Скачет лошадь не простая,
Чудо грива золотая, По горам парнишку носит,
Но никак его не сбросит.
Есть у лошади – сынок
Удивительный конёк
По прозванью…(Горбунок)
7 конкурс
Эмоции
Человеческие чувства можно уловить и в интонациях сказочных героев.
1. Попробуйте голосом выразить радость, грусть, удивление и другие эмоции сказочных героев.
Произнесите следующие фразы:
а) “Буратино, умоляю тебя - зажмурься, зажми нос и выпей…”.
б) “От возмущения она хлопала ресницами: “Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?”
8 конкурс – конкурс капитанов
Эрудиция (блицтурнир)
Вопрос – быстрый ответ. Очко тому, кто первым ответит на вопрос.
1. Назовите героев сказок Маршака “Теремок” (мышь, лягушонок, ежик, лиса, волк, медведь).
2. Кто пел песню мышонку в сказке “О глупом мышонке”? (Мышь, утка, лягушка, лошадь, свинья, курица, щука, кошка)
3. Кто пришёл в гости к кошке в сказке “Кошкин дом”? (Свинья, петух с курицей, козёл с козой)
9 конкурс –творческое задание
Представьте и нарисуйте, как выглядят следы:
1 команде - Бабы Яги,
2 команде – Кощея Бессмертного,
3 команде – Лешего.
Уроки сказкиУчитель: Чем отличается сказка от других произведений? Каждая сказка чему-то учит. Расскажите, чему? Сказке конец, а кто слушал - молодец!
Подведение итогов викторины.
Награждение команд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник миниатюр «Русская сказка всем сказкам сказка»
Данное мероприятие сплачивает участников конкурса "Русская сказка - всем сказкам сказка"...
Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")
Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...
Исследовательская работа на тему: "Сказка ложь, да в ней намёк..." (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)
«Сказка ложь, да в ней намек…» (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)АннотацияЦель исследования:Исследовать особенности русских народных сказок и сказок наро...
Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной (на примере сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца»)
С презентацией...
Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"
Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...
Литературная викторина "Сказки, сказки, сказки"
УМК "Школа России"...
Урок-игра "Цветик-семицветик" по тексту сказки Г.Цыферова "Маленький Тигр» И русской народной сказке «Сказки в сказке»
Цель: расширение знаний о разнообразных формах художественных произведений (сказка, пословица, скороговорка, поговорка). Задачи урока: ·...