Открытый урок чтения Пришвин Моя Родина
методическая разработка (чтение) на тему

Епихина Елена Николаевна

Познакомить детей с творчеством и рассказом М.М. Пришвина. Развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план. Воспитывать любовь к Родине, к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пришвин Моя Родина19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок  чтения в 3 «В» классе.

Тема урока:  «Михаил Пришвин  «Моя Родина».

Раздел: Люби живое.

Цель урока:

                       1.Познакомить детей с творчеством и рассказом М.М. Пришвина.

                       2. Развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые                         части, составлять план.

                        3. Воспитывать любовь к Родине, к природе.

Ход урока:

1. Оргмомент  Долгожданный дан звонок, начинается урок.

                               Ум и сердце в работу вложи,

                               Каждой минуткой своей дорожи!

2. Повторение   - Тихо сели девочки, тихо сели мальчики.

Фронтальный опрос   -  Ребята, какой раздел вы закончили изучать? (Поэтич. тетрадь № 4)

                             - Какие произведения вы изучали? (стихи)

                              - Какие стихотворения запомнились?

                              - Перечислите авторов, которые писали о природе.

3.  Изучение нового материала.  Активизация.

1) Постановка цели урока   - Посмотрите слайды. Что их объединяет? Каким словом       можно назвать то, что вы видите?  (природа)

- Вы готовили рисунки, которые расположены на стенде. Как называется новый раздел учебника?  (Люби живое)

- Как вы понимаете это название?

- О чём вы узнаете из этого раздела?

2) Стихотворение А.  Яшина «Люби живое»

     -Послушайте стихотворение Александра Яшина «Люби живое»

Не верю, что звери не говорят, что думать не могут певчие птицы,

Что только инстинкты у хитрой лисицы, и  пчёлы не знают, чего творят.

Себя самого узнать не могу, осинки в лесу зазря не рублю,

В корнях родничок,  что клад берегу, люблю всё живое, животных люблю.

4.  Проблема

- На уроке вы познакомитесь с творчеством писателя.

Чтобы  фамилию его узнать, нужно шифр разгадать.

( на доске   е ж п  р и з  ш  в  н    код 3457859

                      1 2 3  4 5 6  7  8  9)  учитель прикрепляет портрет писателя.

- Посмотрите на портрет, что вы можете сказать об этом человеке?  (Глаза…)

- Да,  вы  правы в своих высказываниях. Вы  познакомитесь с творчеством Михаила Михайловича Пришвина и прочтёте его рассказ  «Моя Родина», будете делить текст на части и составлять план.

5.  Рассказ учителя.

Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Орловской губернии. Он получил хорошее образование. Работал  агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем.

Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал и побывал в разных краях. М.М. Пришвин - замечательный писатель!  Он написал много книг о природе, и каждая  из них несёт  новые открытия. Вся жизнь Пришвина была посвящена природе и связана с ней. Он любил родину: леса и поля, реки озёра, зверей и птиц.  Любил всё живое.

Будучи пожилым человеком, он всё равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера, то с корзиной для грибов, то со своей собакой  и уж  непременно со своей записной  книжкой для заметок. Поэтому, когда читаешь рассказы Пришвина, кажется, что писатель взял тебя за руку  и повёл за собой. И тогда ты лучше научишься любить и понимать родную природу. Она станет твоим  другом. А когда у человека есть такой друг, то  человек становится мудрее и добрее.  У Михаила Пришвина было очень ценное качество: каждый раз он открывал для себя что-то  новое  в природе  и умел передать свои чувства читателям, поделиться открытиями.

6. Запись с голосом Пришвина о берёзках. ( слайд берёзки)

7. Чтение рассказа.

- Откройте учебник на стр. 59. Прочитаем рассказ  « Моя Родина»

Обратите внимание,  с какой буквы написано слово Родина. О какой Родине говорится? (о России) В текстах может встречаться слово родина  с маленькой буквы - это малая родина.

1. Работа над техникой чтения.  (на крыле слова)

 В рассказе  встретятся  трудные слова, прочитаем их хором. Читаем по одному предложению по цепочке.

2. Работа над содержанием текста.

- Ребята, вам понравился рассказ? Чем? Как рано вставала мама Пришвина? Когда Пришвин был ребёнком,  мать угостила его  чаем с молоком. Найдите в тексте и зачитайте воспоминания о чае.

- Почему писатель говорит, что это угощение решило его жизнь в хорошую сторону? (стал рано вставать, гулять в лесу, изучать природу)

- Почему автор писал о природе рано утром? ( всё просыпается)

-Зачитайте слова - обращение к нам, в которых Пришвин советует раньше вставать, для чего? (для работы вставать вместе с солнцем, это даёт  много силы, здоровья)

- О какой охоте  он говорит? Что ему нужно найти? Что такое кладовая солнца? Какие сокровища нужно охранять и показывать? К чему он призывает молодых читателей?

- Для  писателя слова природа и Родина  неразделимы. С каким призывом он обращается к нам, зачитаем из текста.

- Поднимите руку те, кому понравились эти слова?

- Вы хотели бы знать их наизусть? Давайте выучим их дома.

8. Физкультминутка под музыку «разноцветная игра»

9. Составление плана рассказа.

-Вы немного отдохнули, а теперь давайте поработаем над текстом, разделим его на части и каждую озаглавим.

- О чём говорится в 1 части? Как её можно озаглавить?

(план дети записывают в тетради)

                                          План.

1.Вкусный чай.                            3.Охота за наблюдениями.

2. Вставать до солнца.               4. Призыв к молодым друзьям.

10. Обобщение.

- Прочитайте название рассказа.

- С чего начинается Родина для Пришвина?

- Как  вы понимаете слова: «Охранять природу - значит охранять Родину»?

- У каждой былинки на земле есть место, откуда она берёт жизненную силу. Так и человек имеет свои корни, свою малую Родину. Поэтому при слове Родина перед мысленным взором  возникает  самое дорогое и родное.

- С чего начинается Родина для вас?

- Сколько песен  сложено о Родине, одну из них мы споём вместе с вами.

Песня «С чего начинается Родина?»

Пересказ по плану.

11.  Рефлексия

- Давайте украсим дерево мудрых мыслей. У вас есть листочки, запишите, чему научил вас рассказ «Моя Родина»? (несколько можно зачитать)

4 Февраля – 135 лет со дня рождения М. М. Пришвина.

Оценки.

12.  Домашнее задание. – Выучить наизусть отрывок, пересказ по плану.

13. Оргмомент.    

- Прозвени –  ка,  дружок, голосистый звонок,

Перемену ждут ребята, поиграть,  побегать надо.

Урок окончен. Спасибо за работу.                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок чтения Пришвин "Моя Родина"

Познакомить детей с творчеством и рассказом М.М. Пришвина. Развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план.  Воспитывать любовь к Родине, к природе....

Открытый урок чтения Пришвин "Моя Родина"

Познакомить детей с творчеством и рассказом М.М. Пришвина. Развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план.  Воспитывать любовь к Родине, к природе....

Открытый урок чтения Пришвин Моя Родина

Познакомить детей с творчеством и рассказом М.М. Пришвина. Развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план.  Воспитывать любовь к Родине, к природе....

Открытый урок М.Пришвин "Моя Родина"

открытый урок с применением технологии ПДО, Развитие критического мышления...

Открытый урок по теме: М. Пришвин «Моя Родина»

Открытый урок по теме: М. Пришвин «Моя Родина»...