Открытый урок М.Пришвин "Моя Родина"
учебно-методический материал (3 класс)

Горностаева Ирина Петровна

открытый урок с применением технологии ПДО, Развитие критического мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе

(Муниципальный этап конкурса «Учитель года - 2019»)

Подготовила и провела

Горностаева Ирина Петровна – учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Турана

Тема: М. Пришвин «Моя Родина».

Цели урока: Продолжить знакомство с творчеством М.М. Пришвина, организовать эмоционально - эстетческое восприятие, учить формировать идею произведения.

Планируемые личностные результаты: положительное отношение к природе родного края, уважительное отношение к собеседнику.

Планируемые метапредметные результаты:

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использование знаковых и графических моделей.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Планируемые предметные результаты:

Воспроизводить ранее полученные знания

Осуществлять поиск необходимой информации в книге, словаре

Создавать коллективный продукт

Сравнивать информацию, полученную на уроке с информацией, полученной из собственного опыта, на основе сравнения информации делать выводы и обобщения.

Планируемые результаты: читать и воспринимать произведение на слух; определять жанр произведения; развивать воображение.

Оборудование: презентация, аудиозапись текста, портреты писателей

  1. Орг. момент. Самоопределение к деятельности (Мотивация, психологический настрой)

Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть на уроке.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Он гостей собрал известных.

Повернитесь к ним скорей,

И учтиво им скажите "Добрый день!".

- Давайте улыбнемся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение.  Мысленно пожелайте добра и удачи друг другу. С хорошим настроением мы начинаем наш урок.

2. Актуализация знаний, фиксация затруднения в деятельности, появление темы, целей урока.

Этап I: работа с текстом до чтения:

- Сегодня мы познакомимся с одним из произведений, которое открывает новый раздел в нашем учебнике. Прочитайте название раздела («Люби живое»).

- Как вы думаете, что означает словосочетание «Люби живое»?

Что такое «ЖИВОЕ»? (растения, животные), А что значит любить - заботиться, не обижать, не вредить, охранять.)

- А вы любите живое? (Я очень надеюсь).

-Многие поэты и писатели так же, как и вы, дети, любят природу и всегда подмечают в ней что-нибудь необычное, интересное. Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любящим природу. Он описывал её так, словно пел торжественную песню в её честь.

К.Г.Паустовский писал о нём: «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю…»

 Кто он - пока тайна. (ПАУЗА)

- А начнём мы изучать раздел с удивительного произведения.

- Хотите знать, о чём оно? Попробуем ответить на этот вопрос вместе. Я начну читать строки стихотворения, а вы продолжите.(Яркое пятно)

                 ***

Слышишь песенку ручья?

Это - Родина моя!

Слышишь голос соловья?

Это...                                  Родина моя!

Школа, где твои друзья.

Это ...                                 Родина моя!

Руки матери твоей,

Звон дождей,

И шум ветвей,

И в саду смородина –

Это тоже  ...                       Родина!

- Догадались?  О чем будет новое произведение? (О Родине) Что такое Родина?

Работа в группах: найдите значение слова в словаре.

«РОДИНА – ЭТО ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, МЕСТО РОЖДЕНИЯ КОГО-ЧЕГО-НИБУДЬ.»

-Почему мы называем Родину Отечеством? (Здесь родились и живут наши отцы и деды)

Речевая разминка

- Дома вы должны были найти пословицы и поговорки о Родине. Какие русские (1 ряд) и тувинские (2 ряд) пословицы и поговорки о Родине вы знаете?

3.Постановка учебной задачи.
- Как называется наша Родина, наша страна? (Россия, Российская Федерация – страна, в которой мы живём. Это БОЛЬШАЯ РОДИНА)

А что означает словосочетание: МАЛАЯ РОДИНА?

(Место, где мы родились, где живут наши родители, наш город, улица, дом).

- Предположите, текст, который мы будем читать, будет о какой Родине об огромной стране России или о малой родине, о месте, где мы родились? (Предположения детей разные)

- Может заголовок что-то подскажет? (Возможно).

- Текст будет называться «Моя Родина» (прикрепить). Стало понятнее? Пока нет.

Может быть, после чтения и исследования произведения мы поймём, о какой Родине идёт речь. Согласны?

- Итак, мы будем читать произведение «Моя Родина».

- Кто же автор этого произведения? Попробуйте предположить. (Подводящий к знанию диалог)

Кто писал о Родине, о природе? (Борис Житков, Евгений Чарушин, Виталий Бианки, Константин Паустовский, А.Пушкин, А. Блок, М. Пришвин, Николай Сладков,  Степан Сарыг-оол)

- Фамилию этого писателя вы узнаете, разгадав небольшой кроссворд. Речь пойдёт о произведениях, которые мы недавно читали. Вы должны не просто отгадать автора произведения, но и правильно найти его портрет. Он будет убираться, и в результате останется догадайтесь, что? Правильно, портрет автора нашего произведения. (В ходе отгадывания заполняется кроссворд и убирается с доски портрет данного автора, в конце должен остаться только один портрет - Пришвина). Слайды      -  

  1. В произведении этого автора девочка Надя страдает от недуга, вызванного скукой. («Слон» Куприн Александр Иванович)
  2. Известный тувинский писатель, автор книги «Мой край - Тува». (Сарыг-оол Степан Агбанович)
  3. Автор истории о мальчике, который попал в подводное царство и вёл беседу с морскими жителями.( «Случай с Евсейкой» Максим Горький. Алексе́й Макси́мович Пешко́в)
  4. Автор сказок о «Золотой рыбке», «О царе Салтане…» и др.(Пушкин Александр Сергеевич)

1.

к

у

п

р

и

н

2.с

а

р

ы

г

оо

л

3.

г

о

р

ь

к

и

й

4.

п

у

ш

к

и

н

6.

5.

л

е

в

п

а

у

с

т

о

в

с

к

и

й

7.

ч

ё

р

н

ы

й

  1.  Имя автора рассказа «Лев и Собачка». (Лев Николаевич Толстой)
  2. Фамилия автора рассказа о воробье Пашке.(Константин Георгиевич Паустовский)        
  3. Кто написал строки         «Воробей мой, воробьишка! Серый, юркий, словно мышка».(Черный)                

В результате в кроссворде получается фамилия Пришвин. А на доске остаётся только один портрет.

– Итак, с произведением какого писателя нам предстоит познакомиться сегодня? Прикрепить к доске.  М.М. Пришвин и рядом портрет.

Название произведения мы знаем, автора – знаем. Начинаем работу. Любая работа даст результат, если поставлена цель. Какова цель сегодняшнего урока?(Подводящий от проблемы диалог)

(Познакомиться с автором, прочитать рассказ Пришвина «Моя Родина»).

 - И ВСЁ? А мне хотелось бы узнать больше:

- О какой Родине малой или большой идёт речь в произведении?

- Как автор относится к Родине?

-К какому жанру относится произведение?

- В конце концов, почему именно этим произведением начинается новый раздел «Люби живое»?

- Заинтересовала? Хотите ответить на эти вопросы? Тогда за работу!!!

У вас было творческое домашнее задание (Рисунки)

 – Посмотрите, какая красивая выставка у нас получилась. Но вот интересно, тема была одна, а рисунки разные. Почему?  Но если посмотреть с другой стороны, что общего между ними?

 Какой мы сделаем вывод. (Родина и природа взаимосвязаны, неразделимы)(Гипотеза)

4.Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний. (Проверка гипотезы)

Этап II: работа с текстом во время чтения.

- Ребята, как вы считаете, легко ли сочинять, написать книгу, или хотя бы один рассказ? Конечно, нелегко.  Писатели всё обдумывают, долго наблюдают, размышляют, и результаты фиксируют в тетради, дневнике, журнале (чтобы ничего не забыть), редактируют. Мы сегодня не будем ничего сочинять, мы будем работать над содержанием чужого произведения, но, чтобы ничего не забыть, не упустить что-то важное, мы тоже будем делать записи. Перед вами лежат маршрутные листы. Возьмите ручки и сделайте первую запись.

 - Запишем название произведения и автора в маршрутный лист.

"Моя Родина" М. М. Пришвин.

Наступило время познакомиться с произведением. Я включу аудиозапись.

После прослушивания вы должны ответить, какой это тип текста и к какому жанру  относится.

  • Какой тип текста вы прослушали? (Повествование, описание или рассуждение?)
  • Какое по жанру произведение? (сказка, рассказ, былина, басня…)
  • Событие, описанное в тексте выдуманное или реальное (документальное)?
  • Рассказ такого вида является очерком. Что означает это слово, прочитаем в толковом словаре:

 «Очерк – это небольшой повествовательный документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т.д

5.Первичное закрепление во внешней речи

- Ну что ж, мы начинаем с вами читать очерк. (Возьмите карандаши, чтобы отмечать начало и конец каждой части).

1) Читает подготовленный ученик 1 и 2 абзацы. Часть 1

Проверим, как вы поняли содержание прочитанного отрывка. Можете отвечать устно, по памяти, а если затрудняетесь, можно обратиться к тексту.

-  Кто является главным героем произведения? (сам автор = Я)

- Пришвин в этом рассказе маленький или уже взрослый человек? (маленький)

- Что однажды сделал маленький Пришвин? (встал тоже до солнца)

- Привык ли он к утреннему вставанию?

 - Ребята, а почему люди в сельской местности, в деревнях вставали рано, до солнца?

(В сельской местности люди занимались сельским хозяйством, разводили животных – подоить корову, накормить кур и поросят, они выращивали овощи на участках, рано топили печь, а в печи готовили еду на целый день, ведь не было газа. И всё это нужно было сделать до начала рабочего дня, поэтому и вставать приходилось очень рано.)

- Давайте озаглавим эту часть.

 - Прекрасный чай. Раннее вставание. Вставать до солнца.

- Выберите, что вам нравится и запишите в маршрутный лист под №1.

Часть 2.

2)Далее читает ученик 3 и 4 абзацы.

- В городе люди обычно встают позже, ведь у них нет такого хозяйства. А как Пришвин вставал, когда жил в городе? Почему?

(Это стало его привычкой.) 

- Как можно озаглавить эту часть?

Хорошая привычка.

Запишите в маршрутный лист около цифры 2.

Часть 3.

3)Чтение следующей части (со слов "После чаю я уходил на охоту"   до слов ... "не встречался").

- Куда уходил Пришвин после чаю?

- В чем заключалась охота для писателя? (В НАХОДКАХ)

- Как можно озаглавить эту часть? Запись в маршрутный лист  3 пункт плана 

Находки.

Поработаем в группах.

Природа на латинском языке – натура. Как называется человек, который занимается изучением природы. (натуралист)

Задание: выбрать слова на зеленых прямоугольниках, которые характеризуют первооткрывателя и приклеить их вокруг овала.

наблюдательный

осторожный

завистливый

смелый

торопливый

добрый                                           первооткрыватель

жестокий

внимательный

Самопроверка. У нас получился кластер. Можно ли М.М. Пришвина назвать натуралистом?

6.Самостоятельная работа.

Часть 4

А сейчас вы поработаете в парах. Прочитайте последнюю часть текста (до конца)

 и восстановите текст на листах.

- Проверим, как вы поработали. Самопроверка.

- К кому обращается автор в этой части? (К нам, к детям, к читателям)

- Как он к вам обращается? (Молодые друзья).

- Как он называет Вас? (хозяевами природы)

- С чем сравнивает автор природу? (кладовая) Как понимаете смысл этого слова? (Комната, помещение, для хранения припасов).

-Чтобы уточнить значение слова, в какой словарь мы должны посмотреть? (толковый)

Обратимся к толковому словарю.

- Выберите нужное толкование. (Второе)

- Но у Пришвина не просто кладовая, а КЛАДОВАЯ СОЛНЦА. Получается, что Солнце – хозяин этой кладовой? Почему?

- Именно солнце – источник тепла и света, источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому.

 (Кладовая солнца – это вся природа).

- Всё, чем богата природа, автор называет ВЕЛИКИМИ СОКРОВИЩАМИ ЖИЗНИ.

- Но сколько бы ни было сокровищ, если их использовать неразумно, чрезмерно, то они рано или поздно закончатся. Что же нужно делать, чтоб этого не произошло? (беречь, охранять эти сокровища, использовать разумно)

- Как можно  озаглавить 4 часть?

Работа в маршрутных листах.

4. Охраняй природу! Великие сокровища жизни.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Какое дерево является символом России?

Мы березку посадили,

Мы водой ее полили,

И березка подросла,

К солнцу руки подняла,

А потом их наклонила

И ребят благодарила.

7.Повторение. Включение нового материала в систему знаний.

Этап III: работа с текстом после чтения. Обобщающая беседа

- Итак, мы прочитали очерк Пришвина «Моя Родина», разобрали его, обсудили, объяснили непонятные слова, озаглавили части.

Пора ответить на вопросы, поставленные в начале урока.

  1. - О какой Родине – малой или большой идёт речь в произведении Пришвина «Моя Родина»? (Когда рассказывает о маме, о родном доме, о чае с молоком, и даже о походах в лес – о малой родине, он там родился и жил.  А когда говорит, о кладовых СОЛНЦА - природе, о ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩАХ ЖИЗНИ – О ВОДЕ, ВОЗДУХЕ, ПТИЦАХ, ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЯХ –  О большой-  О СТРАНЕ, ДАЖЕ О ВСЕЙ ПЛАНЕТЕ.
  2. Как автор относится к Родине? Пришвин был очень наблюдательным человеком, любил и изучал природу, любил свою Родину.

– Какие строки этого произведения самые главные?

- Охранять природу - значит охранять Родину.

- Эти слова являются главными, главная мысль этого рассказа.

Что каждый из вас может сделать для охраны природы?

 (Не ломать школьные вещи, не рисовать на стенах, не мусорить, убирать территорию, не разжигать костры, сажать деревья, делать кормушки и скворечники…)

-Последний вопрос:

  1. Почему же именно этим произведением Пришвина «Моя Родина» начинается раздел «Люби живое», то есть, как мы выяснили – люби Природу? (Верно, природа – всё живое. А любить природу – значит любить Родину. )

- Вот мы и ответили на все вопросы, поставленные в начале урока. Значит цель урока достигнута? Да. Мы молодцы.

8. Подведение итогов. Рефлексия.  

- Итак, мы неплохо поработали.

- Подводя итог, мы составим с вами синквейн.  Напомню, что синквейн – это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определённым правилам. Слайд 8.

1) Одно  сущ., главное понятие темы. (Природа)

2) Два прил., описание темы (Щедрая, красивая, богатая)

3) Три глагола, суть событий (открывать, показывать, охранять)

4) Фраза, предложение. Главная мысль, отношение автора. 

(Охранять природу – значит охранять родину!)

5) Одно сущ., синоним темы. (Родина.)

- Какое правило мы должны унести с урока и запомнить на всю свою жизнь? 

Все:

"Охранять природу – значит охранять родину!"

Закончите предложения:

Я понял…

Мне захотелось…

Было трудно…

Было интересно узнать…

9. Домашнее задание:

- Работая над произведением, каждый из вас заполнил маршрутный лист. Это маленький конспект, в котором вся ваша работа. Что у нас получилось? (План) Он вам необходим для выполнения домашнего задания - пересказа. Стр. 58 - 59 прочитать, пересказать по плану.

А для творческих детей я предлагаю такие задания. Слайд

  1. Найти дополнительную информацию о М.М. Пришвине.
  2. Для тех, кто любит фотографировать, принести фотографии на тему "Моя Родина".
  3. Для тех, кто любит сочинять, написать небольшой рассказ на тему "Моя Родина".
  4. А тем детям, которые любят знать больше других ребят, найти интересные факты о сегодняшней жизни нашего края.

Давайте будем друзьями природы!

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица,

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям.

Давайте будем беречь планету.

Во всей Вселенной прекрасней нету.

Спасибо всем за урок! За вашу добросовестную и плодотворную работу!




Предварительный просмотр:

Проблемно-диалогическое обучение в начальной школе в современных условиях

Слайд 1

      Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

       Перед современным школой встала проблема: найти такую технологию обучения детей, которая позволила бы ученикам не быть объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, а быть активными её субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.

     В связи с переходом на новые ФГОС внимание учителей активизируют на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя.

     Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение.

Слайд 2

     Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

      В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения". Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.

       Слово "диалог" означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект.

Слайд 3

  Существует три основных метода постановки учебной проблемы:

  • побуждающий от проблемной ситуации диалог; (Пробл. Вопрос: о какой родине произв. о большой или малой?)
  • подводящий к теме диалог; (работа с заголовком и кроссвордом для того, чтобы узнать фамилию автора. )
  • сообщение темы с мотивирующим приемом.

Слайд 4

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

1) создания проблемной ситуации;

2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждения к формулированию учебной проблемы;

4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Рассмотрим эти действия.

Слайд 5

Приемы создания проблемной ситуации. 

Создать проблемную ситуацию, это значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию, удивления или затруднения.

В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями. (почему тема была одна, а рисунки о родине получились разные? (родина и природа взаимосвязаны, неразделимы)

Прием 1 самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения.

Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.

Прием 3 в сравнении с предыдущими он самый сложный, т.к. выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на новый материал, а их различие - в сути задания.

Прием 4 наиболее простой: ученикам дается задание, не выполнимое вообще.

Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.

Прием 6 самый сложный, поскольку выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает практическое задание, похожее на предыдущее. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.        

Слайд 6

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создается на разных противоречиях и различными приемами, текст побуждения для каждого из шести приемов будет свой.

  • Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?
  • Вопрос был один? А мнений сколько?
  • Что вас удивило? Что интересного заметили?
  • Почему это задание не получилось? Чего мы не знаем?

Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

Слайд 7

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

 Сообщение темы с мотивирующим приемом заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют специальные приемы, условно называемые "яркое пятно" (стих «Родина») и "актуальность".

В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом все-таки связанный с темой урока. (стих «Родина»)  Прием "актуальность" состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы для самих учащихся.(о большой или малой родине?) В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Слайд 8

Методы поиска решения учебной проблемы

Побуждающий к гипотезам диалог

Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:

1) побуждения к выдвижению гипотез;

2) принятия выдвигаемых учениками гипотез;

3) побуждения к проверке гипотез;

 4) принятия предлагаемых учениками проверок.

Подводящий к знанию диалог

Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.

Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности.( в старших классах) Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.(в нач классах)

Структура урока ПДО:

  1. Самоопределение к деятельности (мотивация, психологический настрой)
  2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (появление темы, целей урока)яркое пятно – стих, постановка пробл вопросов, подводящий к знанию диалог
  3. Постановка учебной задачи (подводящий от проблемы диалог)какова цель урока?
  4. Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний (работа в маршрутных листах)
  5. Первичное закрепление во внешней речи по частям1ч. Почему люди в сельской местности вставали рано, до солнца?3ч.составление кластера натуралист (какой?)
  6. Самостоятельная работа (работая с текстом учебника,работа в парах по карточкам – вставить слова, самопроверка, самооценка)
  7. Повторение. Включение нового материала в систему знаний.(ответы на вопросы, поставленные в начале урока)
  8. Подведение итогов, рефлексия ( 2 продуктадеятельности: готовый план и кластер; метод неоконченных предложений: я понял, мне захотелось, было трудно, было интересно узнать))
  9. Дифференцированное домашнее задание

Слайд 9

Основные выводы

      Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании.

      Данная технология является:

- результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;                                                          - здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.  

- носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Минус - нехватка времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "С чего начинается Родина?"

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "С чего начинается Родина?" в 3 классе....

Открытый урок чтения Пришвин "Моя Родина"

Познакомить детей с творчеством и рассказом М.М. Пришвина. Развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план.  Воспитывать любовь к Родине, к природе....

Открытый урок чтения Пришвин "Моя Родина"

Познакомить детей с творчеством и рассказом М.М. Пришвина. Развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план.  Воспитывать любовь к Родине, к природе....

Открытый урок чтения Пришвин Моя Родина

Познакомить детей с творчеством и рассказом М.М. Пришвина. Развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план.  Воспитывать любовь к Родине, к природе....

конспект открытого урока окружающего мира " Родина- что это значит" во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Конспект урока окружающего мира «Родина – что это значит?»,2класс, УМК Начальная школа 21 века.Учитель: Астахова Дарья Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ п. Пробуждение»Предмет: окружаю...

Конспект открытого урока "Моя малая родина. Города ЕАО" (групповая работа)

     Цель урока:  расширение кругозора обучающихся, получение новых знаний о Еврейской автономной области.Задачи урока: 1.     Формировать...

Открытый урок по литературному чтению Тема урока: « Родине». Спиридон Дмитриевич Дрожжин.

Открытый урок по литературному чтению Тема урока: « Родине». Спиридон Дмитриевич Дрожжин....