Викторина "Сказки братьев Гримм"
классный час по чтению (1 класс) по теме
Викторина «Сказки братьев Гримм» для учащихся 1 классов
Цели
- Познакомить детей с некоторыми фактами из жизни немецких сказочников Якоба и Вильгельма Гримм.
- Вызвать интерес к сказкам и желание их читать
- Развивать мышление, память, внимание, быстроту реакции
- Выявить лучших знатоков сказок братьев Гримм
Викторина составлена по сказкам братьев Гримм:
- «Король-лягушонок»
- «Дружба кошки и мышки»
- «Гензель и Гретель»
- «Соломинка, уголёк и боб»
- «Храбрый потняжка»
- «О рыбаке и его жене»
- «Мальчик с пальчик»
- «Волшебный горшочек»
- «Одноглазка, двуглазка и трехглазка»
- «Бременские музыканты»
- «Спящая красавица»
- «Рапунцель»
- «Вор и его учитель»
- «Стоптанные туфельки»
Вопросы даны с избытком, использование их всех на одном классном часе необязательно.
Учитель может задавать вопросы по одной сказке, затем по другой или чередовать вопросы, относящиеся к разным сказкам. Кто из детей первым поднял руку и сказал правильный ответ – получает жетон.
1) Рассказ учителя о братьях Гримм
Ребята, сейчас я расскажу вам о некоторых событиях из жизни сказочников. А вы внимательно слушайте и запоминайте. После рассказа я задам вопросы. Кто быстрее поднимет руку и даст правильный ответ, получит жетон. В конце викторины по количеству жетонов мы определим победителя.
Братья Гримм родились в Германии в городе Ганау (Ханау) в 18 веке.
Старший, Гримм Якоб ( 04.01.1785 - 20.09.1863 ), родился 4 января 1785 года, Гримм Вильгельм ( 24.02.1786 - 16.12.1859 ) - 24 февраля 1786 года.
Дед и прадед братьев были священниками, а вот отец Филипп Вильгельм стал адвокатом. Мама будущих сказочников Доротея Циммер происходила из семьи юристов. Семья их была очень дружной. У Якоба и Вильгельма было ещё трое братьев и сестра. Родители очень часто устраивали детям семейные праздники.
Неподалёку от них жила сестра отца - тётушка Шлеммер. Своих детей у неё не было, и она с удовольствием занималась со старшими братьями Гримм. Дети отличались поразительными способностями, очень быстро научились считать и писать. Может быть, из-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 33.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина «Сказки братьев Гримм» для учащихся 1 классов
Цели
Познакомить детей с некоторыми фактами из жизни немецких сказочников Якоба и Вильгельма Гримм.
Вызвать интерес к сказкам и желание их читать
Развивать мышление, память, внимание, быстроту реакции
Выявить лучших знатоков сказок братьев Гримм
Викторина составлена по сказкам братьев Гримм:
«Король-лягушонок»
«Дружба кошки и мышки»
«Гензель и Гретель»
«Соломинка, уголёк и боб»
«Храбрый потняжка»
«О рыбаке и его жене»
«Мальчик с пальчик»
«Волшебный горшочек»
«Одноглазка, двуглазка и трехглазка»
«Бременские музыканты»
«Спящая красавица»
«Рапунцель»
«Вор и его учитель»
«Стоптанные туфельки»
Вопросы даны с избытком, использование их всех на одном классном часе необязательно.
Учитель может задавать вопросы по одной сказке, затем по другой или чередовать вопросы, относящиеся к разным сказкам. Кто из детей первым поднял руку и сказал правильный ответ – получает жетон.
1) Рассказ учителя о братьях Гримм
Ребята, сейчас я расскажу вам о некоторых событиях из жизни сказочников. А вы внимательно слушайте и запоминайте. После рассказа я задам вопросы. Кто быстрее поднимет руку и даст правильный ответ, получит жетон. В конце викторины по количеству жетонов мы определим победителя.
Братья Гримм родились в Германии в городе Ганау (Ханау) в 18 веке.
Старший, Гримм Якоб ( 04.01.1785 - 20.09.1863 ), родился 4 января 1785 года, Гримм Вильгельм ( 24.02.1786 - 16.12.1859 ) - 24 февраля 1786 года.
Дед и прадед братьев были священниками, а вот отец Филипп Вильгельм стал адвокатом. Мама будущих сказочников Доротея Циммер происходила из семьи юристов. Семья их была очень дружной. У Якоба и Вильгельма было ещё трое братьев и сестра. Родители очень часто устраивали детям семейные праздники.
Неподалёку от них жила сестра отца - тётушка Шлеммер. Своих детей у неё не было, и она с удовольствием занималась со старшими братьями Гримм. Дети отличались поразительными способностями, очень быстро научились считать и писать. Может быть, из-за того, что разница в возрасте у Якоба и Вильгельма была всего один год, братья почти никогда не расставались, вместе играли, посещали уроки французского языка. Крепкая дружба сопровождала их на протяжении всей жизни. Кроме старших братьев, известным стал и самый младший, Людвиг. Став художником и гравёром, он иллюстрировал сборники сказок, подготовленные Якобом и Вильгельмом.
В 1796 году умер их отец, и старшим детям пришлось вместе с мамой заботиться о младших. Времена эти были не самыми лёгкими в жизни семьи Гримм.
Через два года (в 1798 году) братья переехали в г. Кассель к сестре матери - тётушке Генриетте. Именно здесь осенью Якоба приняли в начальный класс кассельского лицея. А вот Вильгельму пришлось брать частные уроки, ведь он был младше на год. Но уже к Пасхе (весной 1799 года) младший из братьев был зачислен в тот же самый класс, в котором обучался Якоб. Братья имели очень хорошие способности, кроме этого, учиться им очень нравилось. Благодаря этому вместо 7- 8 лет, которые проводили в лицее остальные дети, братья закончили обучение всего за 4 года.
Во время учёбы в лицее Якоб с большим удовольствием изучал языки и историю. И даже после того, как братья возвращались из лицея, они подолгу занимались дома - постигали французский и латинский языки, с увлечением рисовали. Одним из любимых занятий стало коллекционирование выписок из самых различных книг.
В 1802 году Якоб поступил в Марбургский университет на факультет юриспруденции. Вильгельм в это время сильно болел, поэтому Якоб смог привезти его в Марбург только весной 1803 года. Здесь братья вместе продолжили своё обучение, решив стать юристами. Но чем дальше продвигалась их учеба, тем они больше понимали, что им гораздо интереснее заниматься филологией - изучением родного языка, его истории и особенностей. Во время обучения в университете Якоб очень сдружился со своим учителем - профессором Савиньи. Вскоре Вильгельм вернулся в г. Кассель, а Якоб отправился вместе с Савиньи в Париж, где занялся поиском и исследованием старинных рукописей.
Именно в Париже Якоб увлёкся собиранием народных сказок, которые и открыли ему дверь в мир фольклора. Вскоре к этому занятию присоединился и Вильгельм.
Вот как сам Якоб говорил о своём занятии: "Сейчас самое время собирать и спасать старые предания, чтобы они не испарились, как роса под жарким солнцем, не погасли, как огонь в колодце, не умолкли навеки в тревогах наших дней"
Путешествуя по родному краю, братья записывали сказки со слов сельских и городских жителей.
В 1808 году Якоб Гримм становится личным библиотекарем брата Бонапарта Наполеона, Жерома Наполеона, тогдашнего короля Вестфалии.
А в 1812 году на свет появился первый том сказок братьев Гримм, который стал очень популярным и принёс авторам настоящую известность. Называлась книга "Детские и семейные сказки". Уже через три года братья издали и второй том сказок. Всего в два тома вошло 200 сказок. Немного позднее была опубликована книга, которая называлась "Немецкие предания".
Братья продолжили свои исследования филологии, немецкого фольклора. В 1830 году Якоб переехал в Гёттинген и стал профессором и библиотекарем местного университета. Через некоторое время и Вильгельм стал профессором гёттингенского университета. Но кроме сказок, братья прославились и как выдающиеся учёные - лингвисты.
Любимые сказки многих поколений ребятишек переведены на множество языков мира. Они переиздаются каждый год огромными тиражами.
1 тур викторины «Что вы запомнили из рассказа о жизни сказочников?»
1) В каком веке родились братья? ( В 18 веке)
2) В какой стране жили братья? ( В Германии)
3) Как звали братьв? ( Вильгельм и Якоб)
4) Кто был старше? ( Якоб)
5) Сколько детей было в семье братьев? ( 6: Якоб, Вильгельм, 3 брата и сестра)
6) За сколько лет братья закончили обучение в Кассельском лицее? ( за 4 года вместо 7,8)
7) Кем служил Якоб у брата Наполеона Бонапарта? ( Библиотекарем)
8) Как назывался первый сборник сказок братьев Гримм? («Детские и семейные сказки» 1812 г.)
9) Через сколько лет братья выпускают 2 том сказок? ( Через 3 года)
10) Сколько всего сказок вошло в 2 тома? ( 200 сказок)
Вам было задано прочитать 14 сказок. Кто лучше запомнил о чем они, помогут определить мои вопросы.
2 тур. Разминка «Доскажи словечко» Как называется сказка?
Требуются хоровые ответы
Король - …, Дружба кошки и …, Гензель и …, Соломинка, уголёк и …,
Храбрый …, О рыбаке и …, Мальчик …., Волшебный …, Одноглазка, Двуглазка и …,
Бременские …, Спящая … , Вор и его …, Стоптанные …
3тур. Узнай сказку по опорным словам.
Слова | Сказка | |
1 | Хозяин, животные, разбойники | «Бременские музыканты» |
2 | Море, желания, королева | «О рыбаке и его жене» |
3 | Девочка, старушка, мама | «Волшебный горшочек» |
4 | Мухи, великаны, единорог | «Храбрый потняжка» |
5 | Король, королевны, солдат | «Стоптанные туфельки» |
6 | Печь, ручей, портной | «Соломинка, уголёк и боб» |
7 | Отец, сын, колдун | «Вор и его учитель» |
8 | Коза, яблоня, рыцарь | «Одноглазка, двуглазка и трехглазка» |
9 | Лошадь, воры, волк | «Мальчик с пальчик» |
10 | Сад, колдунья, башня | «Рапунцель» |
11 | Дети, лес, ведьма | «Гензель и Гретель» |
12 | Царевна, мячик, колодец | «Король-лягушонок» |
13 | Ворожеи, королевство, сон | «Спящая красавица» |
4 тур. Вспоминай и отвечай
Стоптанные туфельки | ||
Вопрос | Ответ | |
1 | Сколько было дочерей у короля? | 12 |
2 | Что хотел узнать король? | Узнать, где танцуют его дочери по ночам и стаптывают туфельки. |
3 | Кто помог солдату узнать тайну дочерей короля? | Старушка |
4 | Что старушка посоветовала солдату? | Не пить вина вечером и притвориться спящим |
5 | Что дала старушка солдату? | Плащ-невидимку |
6 | Куда уходили королевны ночью? | В подземелье под кроватью |
7 | Какие листья были на деревьях в подземелье? | Серебряные, золотые, алмазные |
8 | Как переправлялись через реку королевны в подземелье? | Их перевозили на лодках принцы. |
9 | Что принёс солдат из подземелья королю в доказательство своих слов? | 3 ветки волшебных деревьев и кубок для вина |
10 | Какую дочь короля попросил солдат в жёны? | Старшую |
Вор и его учитель | ||
1 | Куда пошёл отец, чтобы узнать, что его сыну будет полезней всего? | В церковь |
2 | С каким условием воровской мастер взялся обучать сына? | Придёшь через год, если сына узнаешь, то платы за учебу не возьму, а не узнаешь, заплатишь 200 талеров. |
3 | Кто подсказал отцу, как узнать сына? | Маленький человечек |
4 | Кем был сын, когда отец за ним пришёл? | Причкой |
5 | В кого превратился сын по дороге домой, а отец его продал. | В борзую - собаку |
6 | В кого превратился сын, чтобы отец отвёл его на Ярмарку. | В коня |
7 | Что забыл сделать отец, чтобы сын снова стал человеком? | Снять уздечку с коня перед продажей |
8 | В кого превращались воровской мастер и его ученик? | Воробей – воробей, рыба – рыба, петух – лиса. |
Бременские уличные музыканты | ||
1 | Почему хозяева хотели избавиться от животных? | Животные стали старыми и не могли служить хозяевам, как прежде |
2 | Кто решил стать бременскими музыкантами? | Осёл, собака, кот, петух |
3 | Что подумали разбойники, увидев и услышав Осла, собаку, кота и петуха? | Что это привидение |
4 | Что сказал разбойник, ходивший на разведку, своим товарищам? | В доме ведьма, у двери человек с ножом, у двери чудище, на крыше судья кричит: «Держи вора!» |
Мальчик с пальчик | ||
1 | Как мальчик управлял лошадью? | Сидел в ухе и говорил, куда ехать |
2 | Куда сел мальчик , когда его купил незнакомец? | На поля шляпы |
3 | Где спрятался мальчик от людей, его купивших у отца? | В мышиной норке, потом перебрался в раковину улитки |
4 | Как помешал мальчик ворам ограбить пастора? | Он громко кричал, и проснулась кухарка. |
5 | В брюхе у кого побывал мальчик? | У коровы, у волка |
6 | Как попал мальчик домой? | Он отправил волка к дому отца, когда сидел у него в брюхе. |
Король-лягушонок или Железный Генрих | ||
1 | Какая была любимая игра у младшей дочери короля? | Подбрасывать вверх и ловить золотой мячик около студёного колодца |
2 | Что просил лягушонок за мяч? | Стать товарищем королевны, есть, пить и спать вместе с ней. |
3 | Что сказал король дочери, когда узнал историю про лягушонка? | Ты должна выполнять свои обещания |
4 | Что сделала королевна, чтобы лягушонок стал человеком-королевичем? | Ударила лягушонка изо всех сил о стену |
5 | Ехал королевич с королевной и своим другом Генрихом в карете и услышал сильных треск. Что это было? | Это трескались обручи, которыми верный друг Генрих велел оковать своё сердце, чтоб оно не разорвалось от горя, когда король превратился в лягушку |
Дружба кошки и мышки | ||
1 | Что купили к зиме Кошка и Мышка? | Горшочек жира |
2 | Что говорила Кошка Мышке, когда шла полакомиться жиром? | Я иду на крестины малыша к двоюродной сестре |
3 | О чём спрашивала Мышка Кошку, когда та возвращалась домой? | Как назвали детёныша? |
4 | Какие имена придумывала Кошка? | Початочек, Серёдочка, Последышек, |
5 | Как закончилась сказка? | Кошка съела мышь зимой, когда та догадалась об обмане Кошки и сказала ей об этом. |
Волшебный горшочек | ||
1 | Кто дал девочке волшебный горшочек? | Старушка |
2 | Почему старушка дала девочке горшочек? | Девочка угостила её ягодами |
3 | Какие слова надо было говорить горшочку? | Раз, 2, 3, горшочек, вари! Раз, 2, 3, больше не вари! |
4 | Что надо было делать тем, кто хотел из деревни попасть в город? | Проедать дорогу в каше |
Спящая красавица | ||
1 | Кто предсказал королевне рождение дочери? | Лягушка |
2 | Сколько ворожей пришли на праздник? | 13 |
3 | Что сказала ворожея, которую на пир не пригласили? | Когда королевне исполнится 15 лет, она уколется веретеном и умрёт |
4 | Что сказала последняя ворожея? | Это будет сон на сто лет |
5 | Что произошло в королевстве, когда королевна уснула? | Все заснули |
6 | Что выросло вокруг замка? | Шиповник |
7 | Как королевич попал в замок? | Шиповник сам расступился перед ним, т. к. прошло 100 лет |
8 | Как расколдовал королевич девушку? | Поцелуем |
Одноглазка, двухглазкаи трёглазка | ||
1 | Кого не любили мать и сёстры и почему? | Двухглазку, так как она была похожа на людей |
2 | Отчего плакала двухглазка, когда пасла козу? | От голода |
3 | Что надо было сказать козочке, чтобы появился стол с едой? | Козочка, ме-ме, столик, ко мне. Козочка, давай, столик накрывай. |
4 | Что сделала мать, узнав секрет двухглазки? | Зарезала козу |
5 | Что появилось у порога, когда двухглазка закопала внутренности козы? | Чудесное дерево с серебряными листьями и золотыми плодами |
6 | Что просил рыцарь у девушек? | Ветку с дерева |
7 | Что стало с одноглазкой и трёглазкой? | Они стали нищенками. Но потом встретились с сетрой, и она их простила и приютила |
Рапунцель | ||
1 | Кто назвал девочку Рапунцель и почему? | Колдунья, так как отец девочки воровал для своей жены рапунцель из сада колдуньи |
2 | Как взбиралась колдунья на башню без дверей и лестниц? | По волосам Рапунцель. |
3 | Что кричала колдунья Рапунцель, когда хотела подняться в башню? | Рапунцель, Рапунцель,проснись, Спусти свои косоньки вниз |
4 | Как Рапунцель собиралась спуститься с башни? | Королевич должен был приносить ей каждый раз кусок шёлка, чтобы Рапунцель сплела себе лесенку |
5 | Как старуха узнала о королевиче? | Рапунцель спросила: Почему тебя тащить тяжелее, чем молодого королевича? |
6 | Что сделал королевич от горя, когда узнал, что колдунья прогнала Рапунцель? | Выпрыгнул из башни и выколол глаза о шипы кустарника |
7 | Почему королевич опять прозрел? | Он встретил Рапунцель и 2 её слезинки упали ему на глаза |
Соломинка, уголёк и боб | ||
1 | Кто предложил способ переправиться через ручей? | Соломинка |
2 | Почему уголёк остановился? | Услышал шум воды и испугался |
3 | Почему лопнул боб? | От смеха |
4 | Какого цвета были нитки у портного? | Чёрные |
Гензель и Гретель | ||
1 | Как звали детей, которые нашли съедобный домик в лесу? | Гензель – брат, Гретель - сестра |
2 | Почему мачеха хотела бросить детей в лесу? | Дома нечего было есть. |
3 | Как 1 раз дети нашли дорогу домой? | Гензель разбрасывал по дороге белые камушки. |
4 | Почему не удалось найди дорогу домой во 2 раз? | Хлебные крошки съели птицы |
5 | Из чего был съедобный домик в лесу? | Дом из хлеба, крыша из пряников, стёкла из прозрачного леденца |
6 | Как обманывал Гензельл колдунью, сидя в хлеву? | Протягивал ей косточку вместо пальцев. |
7 | Как спаслись дети от колдуньи? | Гензель толкнула её в печь, и колдунья сгорела |
8 | Кто помог детям переправиться через большое озеро к дому? | Белая уточка |
9 | Что принесли дети домой? | Драгоценный камни и жемчуг |
Храбрый портняжка | ||
1 | Что купил портной у крестьянки? | Варенье |
2 | Что написал на поясе? | Побил семерых одним махом |
3 | Как портной обманул великана | 1) Вместо камня сжал кусок сыра так, что полилась вода 2) Вместо камня бросил птицу, и она не вернулась 3) Нёс ветви дерева, а великан - ствол |
4 | Как портной одолел двух великанов? | Кидал с дерева в спящих великанов камушки, они проснулись, стали драться и убили друг друга |
5 | Кого поймал портной по приказу короля? | Единорога и свирепого вепря |
О рыбаке и его жене | ||
1 | Какую рыбу поймал рыбак? | Рыбу - камбалу |
2 | Кем была волшебная рыба? | Очарованным принцем |
3 | Что просила жена рыбака? | 1) Избу 2) Замок 3) Стать королевой 4) Стать императрицей 5) Стать папой Римским 6) Стать богом |
4 | Какие слова говорил рыбак, когда звал рыбу? | Человечек Тимпе-Те Рыба-камбала в воде, Ильзебиль, моя жена, Против воли шлёт меня. |
Подведение итогов – подсчёт жетонов и объявление победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения по сказке братьев Гримм "Заяц и еж"
Урок построен по технологии развития критического мышления...
Урок литературного чтения. Братья Гримм. "Бременские музыканты" (с презентацией)
Урок литературного чтения во 2 классе УМК "Начальная школа 21 века". На изучение произведения отводится 2 часа. Это первый урок - знакомство с биографией авторов и сказкой....
Дорогой сказок братьев Гримм
Презентация для начальных классов даёт представление о Братьях Гримм и их творчестве....
Игра-викторина «Сказки братьев Гримм» в 3 классе.
Игра-викторина «Сказки братьев Гримм» в 3 классе.Цель: обобщение знаний детей о сказках братьев Гримм, привитие любви к чтению.Задачи:-расширить кругозор детей в области ...
Вопросы викторины по сказкам братьев Гримм.
В статье представлены вопросы, позволяющие проверить внимательное прочтение известных сказок бр.Гримм....
Мы любим сказки братьев Гримм. Литературная викторина.
Каждый ребенок за период своего детства должен прочитать как можно больше сказок. Ведь именно сказки способствуют формированию в характере человека добра, сочувствия, сопереживания. Сказки брать...
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа 21 века". Братья Гримм Сказка "Три брата"
Техннологическая карта урока с использованием ИКТ включает планируемые УУД, деятельность на уроке учителя и учеников (ФГОС)...