Урок литературного чтения для 4 класса
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
Полная разработка урока литературного чтения на тему "М. Пришвин "Моя Родина" (из воспоминаний)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного чтения 4 класс | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4Г классе МОУ СОШ № 31 г. Якутска
Тема: М.Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний).
Задачи:
Развивать навыки сравнения, сопоставления, логическое мышление, память.
Формировать понятие о творческой манере писателя, об особенностях языка автора.
Познакомить детей с произведением М.М.Пришвина «Моя Родина», развивать навыки самостоятельного чтения, умение делить текст на части и составлять план.
Оборудование: интерактивная доска, выставка книг и картин.
Ход урока:
1. Организационный момент:
2. Актуализация знаний.
Под мелодию песни «С чего начинается Родина» ученик читает стихотворение «Россия»:
Россия – добрая земля.
Россия – Родина моя.
Я здесь однажды родилась
И буду радовать всех вас.
Учитель: О чём стихотворение ?
Учащиеся: О России, о Родине.
Учитель: А что такое Родина?
Учащиеся: Место, где родился человек.
- Подберите слова – синонимы: ОТЕЧЕСТВО, ОТЧИЗНА.
- Что можете сказать про эти слова: родной, родственник, род, родина, Родина – мать, Отечество – отец.
- Может ли быть человек без Родины? Почему?
- Какое место вызывает у вас приятные воспоминания?
- Где вы стремитесь быть чаще?
3. Сообщение новой темы:
- Сегодня мы узнаем на уроке, как относится к своей Родине М. Пришвин в рассказе «Моя Родина».
- Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке?
- Все ли знаете об этом человеке?
- При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях.
V – уже знал
+ - узнал новое
? – хочу узнать
Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы) с пометами.
Проверка.
- Что узнали нового?
- Перед чтением произведения прочитаем слова, которые могут вызвать трудность:
ки-пя-ти-лось
не-о-бык-но-вен-но
рас-ти-тель-ный
про-буж-да-ет-ся
со-кро-ви-ща
кла-до-вая
- Что такое сокровища?
1) драгоценность, дорогая вещь
2) так говорят о ком-то, о чём-то ценном, дорогом
3) ценности духовной и материальной культуры
- Что такое кладовая?
1) помещение для хранения материалов, товаров
2) место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности, например: подземные кладовые ( о местах произрастания грибов, орехов, ягод)
- Пробежитесь глазами по тексту (чтение текста про себя)
4. Анализ произведения:
1часть.
- С чего начиналась Родина для маленького Пришвина?
( Для маленького Пришвина Родина начиналась с матери.)
- Чем угощала мать будущего писателя?
( «Мать угостила меня чаем с молоком»)
- Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону?
(Научился вставать рано, до солнца)
- Как можно назвать первую часть очерка?
(«Вкусный чай»)
2часть.
- Всегда ли Пришвин жил в деревне?
- В городе люди встают обычно позже, чем в деревне. Сохранилась ли у Пришвина привычка вставать рано? Прочитайте.
( «Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.)
- Он пробуждался вместе с животным и растительным миром. О чём это говорит?
(Он очень любил природу)
- Какое значение он придаёт раннему подъёму?
(«Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости жизни и счастья!»)
- Как можно озаглавить вторую часть?
(«Восход солнца»)
3 часть.
- Куда уходил Пришвин после чаю?
(«После чаю я уходил на охоту»)
- В чём заключалась охота писателя?
(«Моя охота была тогда и теперь – в находках»)
- Что это за находки?
(«Старался найти в природе то, чего ещё никогда не видел»)
- Как можно озаглавить эту часть?
(«Находки»)
4 часть.
- К кому же обращается писатель?
(Писатель обращается к детям, которые читают его книги)
- Как ты понимаешь «Мы хозяева нашей природы»?
- Что значит «кладовая солнца»?
(Так образно Пришвин называет природу. Именно солнце – источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому)
- Что называет Пришвин «сокровищами жизни»?
(«Сокровищами жизни» Пришвин называет растения и животных)
- К чему призывает Пришвин?
( Пришвин призывает охранять Родину)
- Что значит «охранять природу»?
(«Охранять природу – значит охранять Родину»)
- Мы не раз говорили с вами о том, что без растений и животных жизнь на Земле не возможна.
- Как можно озаглавить часть?
(Обращение к молодым друзьям)
- Вот мы составили план рассказа. Этот план поможет вам пересказать этот рассказ.
- Какие слова главные в этом произведении? Какова основная мысль?
(«Охранять природу – значит охранять Родину»)
Вывод: Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину.
5. Творческая работа.
- Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа покажет свое отношение и любовь к своей Родине.
- Что вы представляете при слове – Родина?
- Одним словом опишите о своей Родине.
- Задание 1 группе: «Напишите, что для вас ваша Родина»
- Задание 2 группе: «Нарисуй, что для вас Родина»
- задание 3 группе: « Найти в тексте, что значит для автора Родина»
6. Проверка работ.
7. Итог урока:
- К чему Пришвин нас призывает?
- Для чего нужно беречь природу?
- Наш урок подошёл к концу. Прочитайте фразы и дополните одну из них.
Сегодня на уроке…
Мне захотелось…
Я понял, что….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...