Программа "Истоки" 2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме
Составлена на основе авторской программы «Истоки» И. А. Кузьмина, А.В. Камкина. Количество часов на изучение программы - 34 часа из расчета 1 час в неделю. Данный курс направлен на развитие внутреннего духовного мира ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Истоки" 2 класс | 50.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
- Перечень нормативных документов и методических материалов, на основании которых разработана Программа.
В основу рабочей программы факультативного курса «Истоки» положена авторская программа, разработанная авторами:И. А. Кузьмина, А.В. Камкина.
- Учебно-методический комплекс, используемый при организации образовательного процесса.
И.А. Кузьмин, А.В. Камкин Программа для начальной школы «Истоки», издание четвёртое –М: издательский дом «Истоки», 2011
КузьминИ.А., СильвестроваЛ.П., Соколова М.Е. «Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения»–М: издательский дом «Истоки», 2011
- Цели и задачи общего образования с учетом специфики учебного предмета.
Цель: раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни.
Задачи:
- приобщить детей, их семьи к вечным непреходящим духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность;
- организовать взаимодействие детей и взрослых;
- создать условия для развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
- формировать бережное и созидательное отношение к окружающему миру;
- формировать способности получать значимые социокультурные результаты.
Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.
Технологичность процесса – это гарантированность конечного результата образовательной деятельности. В основе методики лежат технологии эффективного обучения (истоковская педагогическая технология), являющиеся результатом взаимодействия социокультурных технологий и традиционных педагогических технологий, имеющегося педагогического опыта учителя.
Основная идея истоковской педагогической технологии – идея полноценного использования всех психических процессов, функций и свойств личности, в целом ресурсов человека.
Постепенно, шаг за шагом учитель присоединяется к психическим функциям восприятия, мышления, впечатления, развивает их. Важно, чтобы это присоединение было последовательным.
В результате использования социокультурных технологий у детей появляется способность работать результативно, открываются неограниченные возможности учащихся в самоутверждении.
Особое внимание уделяется разработке социокультурного инструментария, который оказывает воздействие на восприятие, мышление, чувствование, развивает духовность.
Социокультурный инструментарий – это учебные пособия, тренинги, тексты, содержащие социокультурные категории, аудиовизуальный ряд, дидактические материалы.
Необходимо правильно преподнести материал, развивая целостное восприятие, мышление, сопереживание, ресурс успеха, социокультурные ценности.
Используя текст учебника, организуя работу в тренинге, учитель должен помнить, что главной целью является изменение восприятия учащихся.
Поэтому необходима последовательность и системность в использовании инструментария, логическая взаимосвязь его на каждом этапе.
Словесный социокультурный инструментарий подкрепляется аудиовизуальным рядом, выполнением заданий в дидактическом материале, далее идет прочувствованное восприятие содержания в тренинге.
Текст учебной книги не должен заучиваться. Доминирующая логика его может быть представлена схемой: от настоящего – к истокам, а от них – вновь к настоящему, к осознанию тех его качеств, которые имеют непреходящую ценность.
Несмотря на то, что текст включает в себя ведущие понятия и направления мысли, он все же является лишь основой для размышлений ученика и его близких. Усвоение и осознание базового содержания должно происходить путем его существенного расширения в ходе чтения, рассуждения, выполнения разнообразных заданий (как самостоятельно, так и с участием взрослых), а также дополнительных наблюдений ребенка за окружающим миром.
Активные формы обучения являются основой учебного процесса социокультурного системного подхода к истокам в образовании. В практических занятиях участвует вся группа учащихся, получая посредством обратной связи объективную оценку своего развития.
Ресурсный круг - активная форма обучения, при которой участники сидят (стоят) в круге лицом друг к другу, что позволяет убрать коммуникативный барьер.
Типы активных форм обучения (АФО)
- разновидности ресурсного круга: ресурсный круг на развитие мотивации, ресурсный круг на развитие восприятия;
- работа в паре;
- работа в тройке;
- работа в четверке.
Активные формы обучения имеют этапы проведения:
- подготовительный;
- основной (индивидуальная работа, работа в паре, группе);
- рефлексия.
Активные формы обучения (социокультурные тренинги) – это интенсивное или высокоинтенсивное обучение, осуществляемое по определенным технологиям. Тренинг является важной составляющей частью урока.
Тренинг логически вписывается в ход урока, включая в активную деятельность всех учащихся.
Каждый тренинг заканчивается переосмыслением социокультурных категорий, происходит переоценка прожитого ребенком, изменяется его восприятие, мышление, чувствование, появляется новый социокультурный опыт. Таким образом, происходят социокультурные изменения личности.
Эти изменения учитель фиксирует и учитывает в дальнейшем развитии.
Участвуя в тренингах и упражнениях, ребята закрепляют осваиваемые знания на уровне технологий, включают их в свой жизненный опыт, формируют целостную систему ценностей. Они становятся активными участниками событий, воспринимают информацию «изнутри», что позволяет переоценить личный опыт, получить новое видение.
Дети осваивают коммуникативные навыки, учатся правильно общаться друг с другом, приобретают управленческие умения, развивают стратегическое мышление, ресурс успеха.
Каждый тренинг выводит ребенка на новый уровень по пяти аспектам качества образования:
1) Осваиваются понятия, новое значимое содержание (содержательный аспект);
2) Приобретается опыт общения (коммуникативный аспект);
3) Развиваются управленческие способности (управленческий аспект);
4)Развивается мотивация к обучению, появляется желание творить добро, поделиться впечатлениями, повторить успешные действия(психологический аспект);
5) Приобретается, восполняется социокультурный опыт, изменяется восприятие (социокультурный аспект).
Таким образом, в основе методики преподавания предмета «Истоки» – виды деятельности, формирующие социокультурную основу личности.
Преподаватель развивает целостное восприятие учащихся с использованием всех модальностей, осуществляя выход на особое восприятие каждого, общаясь на едином аналоговом уровне.
Личность ученика развивается при групповом способе обучения, где главной задачей учителя является создание рабочего настроения и формирование ресурса успеха каждого ребенка. Учитель применяет различные способы вознаграждения учащихся для поддержания их мотивации.
В конечном итоге ребята научаются самостоятельно использовать социокультурные технологии, через сотрудничество идут к самоутверждению и саморазвитию.
Важно с самого начала представлять последовательность шагов, временные рамки каждого этапа, четко структурировать учебную деятельность, периодически анализируя результат.
Учителю необходимо видеть и ощущать принципиальное отличие предмета «Истоки» от других предметов об окружающем мире. Здесь нет природоведческой направленности, здесь иное, социокультурное наполнение понятий. Изучая категорию «ЛЕС», необходимо в первую очередь сделать лес «живым», «разговорчивым», понять его нравственную сущность. Мы говорим не просто о хозяйственном освоении моря, а наполняемего нравственно-духовными ценностями. Важно правильно расставить акценты, делая упор на непреходящие вечные ценности и их истоки, переосмысливая их и внося в известные понятия новое социокультурное содержание.
- Актуальность изучения курса.
Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ»разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.
- Специфика учебного курса.
Курс направлен на развитие внутреннего духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта.
Доминирующая логика учебного предмета «Истоки» во2 классе: от настоящего – к истокам, а от них – вновь к настоящему, к сознанию тех его качеств, которые имеют непреходящую ценность.
В его основу положено многовековое представление нашего народа о важнейших проявлениях духовной жизни человека, заключающихся в:
а) уме (рациональном, интеллектуальном начале в человеке);
б) воле (психическом, иррациональном начале);
в) чувствах (чувственном, эмоциональном начале),и составляющих в совокупности душу человеческую.
- Межпредметные связи на занятиях:
• с уроками литературного чтения и русского языка: чтение и анализ литературных произведений разных жанров, запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите исследований;
• с уроками технологии: изготовление различных элементов по темам.
- Описание места факультативного курса в учебном плане.
- Описание ценностных ориентиров содержания факультативного курса.
Учебный курс «ИСТОКИ» для 2 класса начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывающиеся на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, в наибольшей степени соответствует особенностям младшего возраста, опирается на него.
Важнейшими задачами образования в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; развитие умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.Таких как: патриотизм; социальная солидарность; гражданственность; семья; труд и творчество; наука; искусство и литература; природа; человечество.
Планируемые результаты освоения учащимися программы.
Личностные УУД.
1. Реализовать свою потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, направить ее на достижение творческой самореализации.
2. Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.
3. Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала.
Регулятивные УУД.
1. Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов.
2. Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.
3. Учиться проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.
Познавательные УУД.
1. Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
2. Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.
3. Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии.
4. Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.
5. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
6. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы
7. Находить необходимую информацию в Интернете.
Коммуникативные УУД.
1. Учитывать позиции собеседника (соседа по парте).
2. Уметь договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении тренингов.
3. Уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).
Предметные результаты
Обучающиеся познакомятся такими понятиями, как:
Родной очаг. Родные просторы. Труд земной и труд души. Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение ткачество. Домашние животные. Слово. Праздник. Книга. Икона. Храм. Гостеприимство. Трудолюбие. Воля. Терпение. Преображение. Мудрость. Надежда.
Обучающиеся научатся:
- осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса;
- формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовно-нравственным ценностям;
- выражать свои впечатления от услышанной или прочитаной информации;
- преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения;
- анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
- принимать совместное решение;
- анализировать свою работу, работу пары, группы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- ценить духовно-нравственные категории, относиться к ним с уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении;
- приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы.
Содержание курса.
34 часа
Родной очаг (9 часов)
ИМЯ– как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?
СЕМЬЯ–мир самых близких людей. Любовь. Забота. Согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
РОД –люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Честь рода
ДОМ – территория семьи. Мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.
ДЕРЕВНЯ-земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?
ГОРОД – в чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
Родные просторы (9 часов)
НИВА И ПОЛЕ - труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля.
ЛЕС–как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса?Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.
РЕКА–о чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов?Течение реки и ход времени. Вода живая. Мертвая и святая.
МОРЕ-ОКЕАН–как море служит человеку?В чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.
ПУТЬ – ДОРОГА- путь к счастью. Путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
Труд земной (8 часов)
СЕВ И ЖАТВА–народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.
БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ–какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?
ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ–прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?
МАСТЕРА-УМЕЛЬЦЫ– что строили из дерева? Как рубили дома? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.
ЯРМАРКА – купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
Труд души(8 часов)
СЛОВО–слова умные, добрые. Меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово библии.
СКАЗКА–как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.
ПЕСНЯ-песня рождается. Когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушки. Гимн. Песня задушевная.
ПРАЗДНИК–смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года.
КНИГА – библия – Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?
ИКОНА – образ иного. Преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный уголок. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?
ХРАМ– почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.
Базовый социокультурный ряд
Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело.
Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм.
Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение времени. Вечность. Трудолюбие.
Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда.
Примерная тематика творческих работ:
- мини-сочинение по пословице «Доброе имя накапливается по капельке, а уносится потоком»
- сочинение – рассуждение «Что значит дорожить доброй молвой о семье»
- мини-сочинение «Малая родина моих родителей»
- мини-сочинение «Что бы вы хотели изменить в своем городе?»
- сочинение – рассуждение «Какие качества раскрывает в человеке путь-дорога?»
- сочинение – рассуждение «Почему ярмарки сближают людей?»
- нарисовать обложку любимой книги.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Родной очаг | 9 | Усвоить основные нравственные заповеди. Ставить проблемный вопрос к тексту и находить на него ответ. Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Участвовать в тренингах и упражнениях, ресурсных кругах: «Имя и доброе качество», «Дом», «Город». Работа в паре: «Семья», «За что я благодарен родителям?», «Родовое дерево», «Родственные вещи», «Занятия жителей деревни», «Вечные ценности». Оценивать свою работу. | |
Родные просторы | 9 | Ставить проблемный вопрос к тексту и находить на него ответ. Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Участвовать в тренингах и упражнениях, ресурсных кругах: «Чем похожи поле и школа?», «Лес», «Река», «Значимые цели жизни». Работа в паре: «Поле и школа», «Вода – святая вода – живая вода», «Как море воспитывает человека?», «Путь-дорога», «Почему родные просторы значимы для человека?». Работа в четвёрке: «Дары и тайны леса». Оценивать свою работу. | |
Труд земной | 8 | Ставить проблемный вопрос к тексту и находить на него ответ. Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Участвовать в тренингах и упражнениях, ресурсных кругах: «Кто важнее?»,«Ткачихи-рукодельницы»,«Мастера-плотники», «Кузница», «Ярмарка». Работа в паре: «Полевые работы», «Про кого так говорят?», «Такие разные ткани». Работа в тройке: «Подкуем лошадку». Работа в четвёрке: «Пословицы и приметы», «Инструменты плотника», «Труд земной и орудия труда». Оценивать свою работу. | |
Труд души | 8 | Ставить проблемный вопрос к тексту и находить на него ответ. Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Участвовать в тренингах и упражнениях, ресурсных кругах: «Подари доброе слово» «Душа поет», «Любимый праздник», «Любимая книга», «Икона», «Иконописный образ», «Мир, в котором мы живем». Работа в четвёрке:«Какое бывает слово?», «Храм души». Оценивать свою работу. | |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Планируемые результаты | ||
план | фактически | Предметные | Метапредметные универсальные учебные действия | ||
Родной очаг (9 часов) | |||||
1. | 03.09 | 03.09 | Введение в предмет. Имя. | Истоки. Родной очаг. Имя. Смысл имени. Именины – день имени. Традиции имянаречения. Родовое имя. Ресурсный круг «Имя и доброе качество» Ставить проблемный вопрос к тексту и находить на него ответ. | Познавательные: Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации. Регулятивные: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Коммуникативные: Согласование усилий по достижению общей цели, развитие монологической формой речи. |
2. | 10.09 | 10.09 | Семья. | Семья – любовь, забота, согласие. Семейные традиции. Работа в паре «Семья». Усвоить основные нравственные заповеди. | Познавательные: Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)– построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения в соответствии с образцом и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Коммуникативные: Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
3. | 17.09 | 17.09 | Семья. | Семья – любовь, забота, согласие. Семейные традиции. Работа в паре «Семья». Усвоить основные нравственные заповеди. | Познавательные: Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)– построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения в соответствии с образцом и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Коммуникативные: Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
4. | 24.09 | 24.09 | Род. | Родина. Род. Родня. Родственники. Родственные отношения. Поколения. Родовое дерево. Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Работа в паре «Родовое дерево» | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных); ориентация в учебнике и тетради для самостоятельных работ. Регулятивные: Преодоление импульсивности. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; взаимодействие(учет позиции собеседника или партнера по деятельности). |
5. | 01.10 | 01.10 | Дом. | Порядок, уклад, ритм жизни дома. Чувство единения, заботы, любви. Родительский дом. Ресурсный круг «Дом». | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей. Коммуникативные: Постановка вопросов –инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; развитие монологической и диалогической форм речи. |
6. | 08.10 | 08.10 | Дом. | Порядок, уклад, ритм жизни дома. Чувство единения, заботы, любви. Родительский дом. Ресурсный круг «Дом». | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей. Коммуникативные: Постановка вопросов –инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; развитие монологической и диалогической форм речи. |
7. | 15.10 | 15.10 | Деревня. | Деревня – кормилица. Земледельцы. Община (мир). Сход. Трудолюбие. Взаимовыручка. Работа в паре «Занятия жителей деревни». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных);синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Регулятивные: Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Коммуникативные: Развитие коммуникативных управленческих навыков учащихся: -согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности; - умение договариваться, находить общее решение. |
8. | 22.10 | 22.10 | Город. | Город – труженик. Щит Отечества. Твердыня веры. Хранитель культуры. Доброта и милосердие. Ресурсный круг «Город». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. | Познавательные: Смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации. Регулятивные: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение контролировать процесс и результаты учебной деятельности. Коммуникативные: Развитие коммуникативных, управленческих навыков учащихся. |
9. | 12.11 | 12.11 | Обобщающий урок | Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. | Познавательные: Смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации. Регулятивные: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение контролировать процесс и результаты учебной деятельности. Коммуникативные: Развитие коммуникативных, управленческих навыков учащихся. |
Родные просторы (9 часов) | |||||
10. | 19.11 | 19.11 | Нива и поле. | Родные просторы. Поле. Нива. Жатва. Хлебороб. Работа в паре «Поле и школа». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); ориентация в учебнике. Регулятивные: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Коммуникативные: Развитие умения высказывать свою точку зрения согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности. |
11. | 26.11 | 26.11 | Нива и поле. | Родные просторы. Поле. Нива. Жатва. Хлебороб. Работа в паре «Поле и школа». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); ориентация в учебнике. Регулятивные: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Коммуникативные: Развитие умения высказывать свою точку зрения согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности. |
12. | 03.12 | 03.12 | Лес. | Зеленый друг. Царство природы. Человек лес. Дерево жизни. Лесник. Дары и тайны леса. Ресурсный круг «Лес». «Дары и тайны леса» - работа в четверке. | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации; ориентация в учебнике. Регулятивные: Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения в соответствии с образцом и вносить необходимые коррективы в исполнение. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
13. | 10.12 | 10.12 | Река | Название реки. Ручей –Река – Море- Океан. Течение времени. Живая, святая вода. Работа в паре «Вода – святая вода – живая вода». | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации; ориентация в учебнике. Регулятивные: Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения в соответствии с образцом и вносить необходимые коррективы в исполнение. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
14. | 17.12 | 17.12 | Река | Название реки. Ручей –Река – Море- Океан. Течение времени. Живая, святая вода. Работа в паре «Вода – святая вода – живая вода». | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации; ориентация в учебнике. Регулятивные: Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения в соответствии с образцом и вносить необходимые коррективы в исполнение. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
15. | 24.12 | 24.12 | Море | Река – Море- Океан. Течение времени. Живая, святая вода. | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации; ориентация в учебнике. Регулятивные: Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения в соответствии с образцом и вносить необходимые коррективы в исполнение. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
16. | 14.01 | Родные просторы. | Родные просторы. Родные просторы помогают человеку стать добрым, заботливым, трудолюбивым, мудрым. | Познавательные: Смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; построение логической цепи рассуждений; умение структурировать знание. Регулятивные: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение контролировать процесс и результаты учебной деятельности. Коммуникативные: Развитие умения высказывать свою точку зрения. | |
17. | Родные просторы. Путь - дорога. | Родные просторы. Родные просторы помогают человеку стать добрым, заботливым, трудолюбивым, мудрым. Успокаивают и лечат душу. | Познавательные: Смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; построение логической цепи рассуждений; умение структурировать знание. Регулятивные: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение контролировать процесс и результаты учебной деятельности. Коммуникативные: Развитие умения высказывать свою точку зрения. | ||
18. | Обобщающий урок | Родные просторы. Родные просторы помогают человеку стать добрым, заботливым, трудолюбивым, мудрым. Успокаивают и лечат душу. Работа в паре «Почему родные просторы значимы для человека?», оценивающий тренинг. | Познавательные: Смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; построение логической цепи рассуждений; умение структурировать знание. Регулятивные: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение контролировать процесс и результаты учебной деятельности. Коммуникативные: Развитие умения высказывать свою точку зрения. | ||
Труд земной (8 часов) | |||||
19. | Сев и жатва. | Труд земной. Пахота, пашня. Сев и жатва. Пахарь, сеятель. Страда. Народные приметы. Работа в паре «Полевые работы», «Пословицы и приметы» - работа в четверке. | Познавательные: Смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; ориентация в учебнике и тетради. Регулятивные: Умение различать объективную трудность и субъективную сложность задачи. Коммуникативные: Развитие целостного восприятия, общения на едином аналоговом уровне; развитие навыка работы в паре, делегирования. | ||
20. | Братья меньшие. | Домашние животные. Забота о животных. Любовь к животному. Работа в паре «Про кого так говорят?», ресурсный круг «Кто важнее?». | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Регулятивные: Преодоление импульсивности; умение контролировать процесс и результаты учебной деятельности. Коммуникативные: Развитие целостного восприятия, ресурса успеха в группе; развитие навыка работы в паре. | ||
21. | Ткачихи – рукодельницы. | Ткачихи. Женский труд. Посиделки. Прядение. Ткачество. Терпение. Ресурсный круг « Ткачихи-рукодельницы». | |||
22. | Ткачихи – рукодельницы. | Ткачихи. Женский труд. Посиделки. Прядение. Ткачество. Терпение. Ресурсный круг « Ткачихи-рукодельницы». | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Регулятивные: Преодоление импульсивности; умение контролировать процесс и результаты учебной деятельности. Коммуникативные: Развитие целостного восприятия, ресурса успеха в группе; развитие навыка работы в па | ||
23. | Мастера – плотники. | Плотницкое дело. Сруб. Топор. Артель. Добросовестность. Рассудительность. Мастерство. Работа в четверке «Инструменты плотника», ресурсный круг «Мастера-плотники». | Познавательные: Смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; ориентация в учебнике и тетради. Регулятивные: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Коммуникативные: Согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности. | ||
24. | Кузнецы – умельцы. | Мастер – кузнец. Кузница. Горн. Мечи. Молот. Наковальня. Сила и ловкость. Работа в тройке «Подкуем лошадку», оценивающий тренинг, ресурсный круг «Кузница». | Познавательные: Смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; ориентация в учебнике и тетради. Регулятивные: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Коммуникативные: Согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности. | ||
25. | Ярмарка. | Ярмарка. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар. Честная торговля. Праздник. Ресурсный круг «Ярмарка». | Познавательные: Смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; ориентация в учебнике и тетради. Регулятивные: Умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты учебной деятельности. Коммуникативные: Согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности. | ||
26. | Обобщающий урок | Ярмарка. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар. Честная торговля. Праздник. | Познавательные: Смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; ориентация в учебнике и тетради. Регулятивные: Умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты учебной деятельности. Коммуникативные: Согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности. | ||
Труд души (8 часов) | |||||
27. | Слово. | Труд души. Слово. Слово Истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слова покаяния. Молитва. Работа в четверке «Какое бывает слово?». Ресурсный круг «Подари доброе слово». | Познавательные: Смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; ориентация в учебнике и тетради; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Регулятивные: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Коммуникативные: Согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности. | ||
28. | Слово. | Труд души. Слово. Слово Истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слова покаяния. Молитва. Работа в четверке «Какое бывает слово?». Ресурсный круг «Подари доброе слово». | Познавательные: Смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; ориентация в учебнике и тетради; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Регулятивные: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Коммуникативные: Согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности. | ||
29. | Икона. | Икона. Лампада. Красный угол. Горний мир. Слово в образе. Ресурсный круг «Икона», «Иконописный образ». | Познавательные: Знаково-символическое моделирование; преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: Умение контролировать процесс и результаты учебной деятельности. Коммуникативные: Постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и сборе. | ||
30. | Книга. | Икона. Лампада. Красный угол. Горний мир. Слово в образе. Ресурсный круг «Икона», «Иконописный образ». | Познавательные: Знаково-символическое моделирование; преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: Умение контролировать процесс и результаты учебной деятельности. Коммуникативные: Постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и сборе. | ||
31. | Храм. | Храм – дом Божий. Купол. Крест. Внутреннее убранство. Храм и человек. Работа в четверке «Храм души». | Познавательные: Знаково-символическое моделирование –преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделенысущественныехарактеристикиобъекта;формулированиепроблемы;самостоятельноесозданиеспособоврешенияпроблемтворческого и поискового характера. Регулятивные: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение контролировать процесс и результаты учебной деятельности. Коммуникативные: Развитие умения высказывать свою точку зрения. | ||
32. | Храм. | Храм – дом Божий. Купол. Крест. Внутреннее убранство. Храм и человек. Работа в четверке «Храм души». | Познавательные: Знаково-символическое моделирование –преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделенысущественныехарактеристикиобъекта;формулированиепроблемы;самостоятельноесозданиеспособоврешенияпроблемтворческого и поискового характера. Регулятивные: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение контролировать процесс и результаты учебной деятельности. Коммуникативные: Развитие умения высказывать свою точку зрения. | ||
33. | Труд души. | Труд души. Ресурсный круг «Мир, в котором мы живем». | Познавательные: Знаково-символическое моделирование –преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделенысущественныехарактеристикиобъекта;формулированиепроблемы;самостоятельноесозданиеспособоврешенияпроблемтворческого и поискового характера. Регулятивные: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение контролировать процесс и результаты учебной деятельности. Коммуникативные: Развитие умения высказывать свою точку зрения. | ||
34. | Обобщающий урок. | Родной очаг. Родные просторы. Труд души. Ресурсный круг «Мир, в котором мы живем». | Познавательные: Знаково-символическое моделирование –преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделенысущественныехарактеристикиобъекта;формулированиепроблемы;самостоятельноесозданиеспособоврешенияпроблемтворческого и поискового характера. Регулятивные: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение контролировать процесс и результаты учебной деятельности. Коммуникативные: Развитие умения высказывать свою точку зрения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...